Трудностей много, но они преодолимы

Из выступлений на Московском экономическом форуме

В здании «Цифрового делового пространства» агентства инноваций Москвы на Покровке 2–3 апреля в одиннадцатый раз прошел традиционный международный Московский экономический форум. На его площадках обсуждались как экономическая политика правительства, так и проблемы машиностроительной отросли с участием руководителей таких предприятий, как «Ростельмаш», «ЧЕТРА», «Тонар», KOBLiK и других.

Участники форума отметили в своих выступлениях главные трудности, которые стоят на пути развития отечественного машиностроения и промышленности в целом.

О. Дмитриева, Госдума

На пленарной дискуссии, которую вел председатель форума, президент Промышленного Союза «Новое Содружество» К. Бабкин, самой первой выступала О. Дмитриева, член комитета Государственной думы по бюджету и налогам. Она заострила внимание на продолжающейся многолетней политике формирования Фонда национального благосостояния – ФНБ, который, по ее словам, выступает как стимулятор государственного долга, с одной стороны, и тормозом экономического роста – с другой. Она отметила, что за 2005–2023 гг. расходы на обслуживание госдолга составили 10 716 млрд руб., в то время как доходы от размещения средств ФНБ в пять раз меньше – 2178 млрд руб. Для наглядности она сравнила долю расходов на обслуживание госдолга с долей расходов на образование в федеральном бюджете: в 2023 г. 5,3% бюджета предусматривалось на обслуживание долга и только 4,4% на образование. Причиной, почему прирост долга больше дефицита бюджета, О. Дмитриева считает формирование и пополнение ФНБ, накопление остатков с последующим переводом в другие активы: финансовый сектор и банковскую систему, вывод капитала.

О. Дмитриева

Д. Кривцов, «Тонар»

Генеральный директор ООО «Машиностроительный завод «Тонар» Д.Ю. Кривцов отметил дефицит кадров. Он считает, что одним из путей решения этой проблемы может быть предложение рабочим перспектив получения высокого уровня жизни. По мнению Дениса Юрьевича, Россия должна становиться одноэтажной, то есть идеальное жилье для одной семьи – индивидуальный коттедж. Но чтобы добиться такого уровня жизни, экономическая политика государства должна быть направлена на стимулирование инвестиций в производство.

Д. Кривцов

В. Антонов, «ЧЕТРА»

Отдельное внимание участников форума было уделено стремительной экспансии китайских компаний, которая за счет всесторонней поддержки приобретает угрожающие масштабы. Так, исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов в своем выступлении привел пример, показывающий, что благодаря экономической политике КНР в РФ китайская продукция на 15% дешевле металлопроката, из которого она изготовляется. Он подчеркнул, что российский рынок для конкурентоспособного предприятия слишком мал, необходим выход на внешние рынки. Наряду с защитой российского рынка важно поддерживать отечественных экспортеров по примеру зарубежных государств. Предприятиям необходима поддержка инвестиций в НИОКР. Безусловным является развитие компонентной базы, финансовых инструментов приобретения техники, таких как лизинг.

Е. Коблик, KOBLiK GROUP

Председатель совета директоров KOBLiK GROUP Егор Коблик рассказал, что в выпускаемом предприятием 3-осном тракторном полуприцепе используются компоненты из Италии, Турции, Германии, Индии, Беларуси. В машине применяется 1867 уникальных компонентов, изготавливаемых свыше 630 предприятиями 37 отраслей. KOBLiK использует только один подшипник российского производства, да и то периодически от него отказываясь, когда приходят изделия несоответствующего качества. Это является следствием падения производства в 20 раз с уровня выпуска в СССР. С 1995 г. китайский экспорт подшипников увеличился в 11 раз.

В России нужно создать условия для технологического и технического суверенитета. Необходимо развивать производство компонентов и субкомпонентов. Требуется субсидировать и российских производителей, и потребителей их продукции.

Также препятствием для развития промышленности в России является кадровый дефицит. Он стремительно нарастает, но еще не достиг своего пика. Решение этой проблемы – важнейшая государственная задача. Е. Коблик отметил значительное сокращение подготовки инженерных кадров при снижении количества ИТР: в настоящее время 33 сотрудника ИТР приходится на 10 тыс. рабочих. В СССР в 1991 г. этот показатель составлял 162 ИТР. В настоящее время в Германии на 10 тыс. рабочих приходится 191 ИТР. В целом по стране только 17% подготовленных специалистов идут в машиностроение, причем более 80% попадают в ВПК. В то же время вакансий для специалистов с высшим образованием больше для менеджеров по продажам, которые имеют самую высокую заработную плату.

Говоря о настоящем уровне агромашиностроения в РФ, выступающий отметил, что технологически и по архитектуре оно отстает от мирового уровня минимум на 15 лет. Машиностроители сталкиваются с отсутствием отечественного станкостроения и, конечно, компонентов.

А. Ситников, «Елецгидроагрегат»

Антон Ситников, акционер АО «Елецгидроагрегат», выпускающего силовые гидроцилиндры для более чем дюжины российских предприятий, сообщил, что в РФ нельзя приобрести трубу для гидроцилиндров и штоки, полимеры, 70% сырья.

Цзянь Лянь, Китай

Цзянь Лянь, главный исследователь в сфере индустриальной политики и развития, технологий и инноваций CITIC Foundation, в своем выступлении обратил внимание участников на различие подходов к развитию промышленности в КНР и РФ. По его словам, процентные ставки по кредитам в России шокировали бы китайский народ. В таких условиях невозможно эффективно развивать промышленность.

В Китае для малых предприятий в передовых обрабатывающих отраслях можно получить долгосрочный (5–10 лет) необеспеченный (без залога) кредит под 3% и менее на развитие производства. В Китае компании делятся на традиционные и высокотехнологичные. Так, всемирно известная BYD (электромобили) до 2018 г. считалась традиционным производителем.

Рынок капитала в Китае с 2020 г. закрыл свои двери для компаний, которые нацелены на «новое потребление» в Интернете, поскольку они не имеют стратегической ценности. Точная обработка и производство – это высокие технологии. Доставка еды через Интернет, маркетплейсы и другой сервис, направленный на потребление, не являются высокими технологиями. Россия находится в позиции Китая 2014–2018 гг., когда популярность компаний в Интернете там находилась на пике. С 2016 г. КНР активно развивает роботизированную индустрию, увеличивая количество роботов-манипуляторов.

 

В завершение мероприятия эксперты высказали мнение, что СМИ должны уделять намного больше внимания развитию машиностроения в России, чтобы население страны видело, каких результатов достигли отрасли.

НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin