Euro NCAP занялось грузовиками

Оценка безопасности нескольких моделей европейских грузовых автомобилей

Euro NCAP (The European New Car Assessment Programme) – европейский комитет по проведению независимых краш-тестов автомобилей для оценки их активной и пассивной безопасности. Это добровольная система оценки безопасности транспортных средств. На Западе авторитет этих рейтингов непререкаем. Машину, показавшую плохие результаты, никто не купит.

То, что Euro NCAP – очень авторитетная организация, подтверждает тот факт, что к настоящему времени членами этой организации являются занимающиеся автомобильным транспортом государственные органы и общественные объ­единения Германии, Великобритании, Франции, Нидерландов, Норвегии, Италии, Люксембурга и т.д.

Приступили к оценке безопасности коммерческих автомобилей

Начинал Euro NCAP с оценки легковых автомобилей и много лет занимался транспортными средствами только этого типа.

Но с 2020 г. в рамках своей миссии по достижению Vision Zero (или «Нулевого травматизма» – это международная программа по повышению без­опасности дорожного движения, снижению смертности и серьезных травм в результате дорожно-транспортных происшествий) Euro NCAP стал исследовать и показатели безопасности грузовых коммерческих транспортных средств.

Euro NCAP надеется, что транспортные органы и автомобильная промышленность по всей Европе примут и поддержат предлагаемый ею рейтинг оценки безопасности большегрузных автомобилей Truck Safe, и это будет способствовать повышению безопасности движения тяжелых грузовиков на европейских дорогах, а также снижению числа жертв дорожных аварий. Грузовые автомобили транспортируют до 95% товаров, потребляемых на европейском континенте. Поэтому важно, чтобы именно у грузовых автомобилей тщательно контролировались характеристики безопасности.

Дорожно-транспортные происшествия с участием большегрузных автомобилей могут приводить к самым серьезным последствиям. Из-за их значительных размеров и массы дорожные аварии большегрузных автомобилей являются самыми тяжелыми. Хотя грузовики составляют менее 3% от автопарка в Европе, они ответственны за 15% смертельных случаев в результате аварий. Кроме того, только 11% жертв аварий с участием большегрузных автомобилей являются пассажирами грузовиков. Остальные 89% – пассажиры автомобилей и фургонов, а также «уязвимые участники дорожного движения» (т.е. подвергаемые повышенному риску травмирования при совершении ДТП пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, а также лица, передвигающиеся на средствах индивидуальной мобильности).

Программа Truck Safe

Программа Truck Safe стала важным дополнением к существующим программам рейтингов легковых автомобилей Euro NCAP. Девять грузовых автомобилей, выбранных для тестирования, представляют 95% транспортных средств этой категории, которые в настоящее время находятся на дорогах Европы.

Отметим, что для тестирования автомобилей Euro NCAP доступны не только европейские исследовательские центры, но и испытательные учреждения Китая: Mira China (Шанхай), China Automotive Engineering Research Institute – CAERI (Научно-исследовательский институт автомобильного инжиниринга Китая, Чунцин), China Automotive Technology & Research Center – CATARC (Центр автомобильных технологий и исследований Китая, Тяньцзинь), Shanghai Motor Vehicle Inspection Certification & Tech Innovation Center – SMVIC (Шанхайский центр инспекции, сертификации автомобилей и технических инноваций).

Euro NCAP создала пяти­звездочную систему рейтинга безопасности, определяемого на основе серии испытаний транспортных средств. Методика испытаний разработана Euro NCAP, она же проводит испытания.

5 звезд: в целом превосходные показатели защиты от столкновений и прекрасное оснащение новейшими технологиями предотвращения столкновений.

4 звезды: в целом хорошие показатели по защите от столкновений и их предотвращению, но не достигнуты самые высокие стандарты по всем ключевым оценочным показателям.

3 звезды: транспортное средство, обеспечивающее средний уровень безопасности.

2 звезды: номинальная защита от столкновений, но показатели ниже среднего в одной или нескольких ключевых областях оценки.

1 звезда: незначительная защита от столкновений и минимальные технологии предотвращения столкновений, выходящие за рамки требований законодательства.

0 звезд: соответствует стандартам утверждения ОТТС, по­этому может продаваться на законных основаниях, но не имеет критически важных современных технологий безопасности.

Таким образом, звезды Euro NCAP (рейтинг) показывают, насколько автомобиль превосходит принятые минимальные нормативы безопасности движения.

В дополнение к этому общему 5-звездочному рейтингу также существует специальный рейтинг City Safe («Безопасность в городе»). Он предназначен для продвижения технологий и функций, которые повышают безопасность автомобильного движения в городах, уделяя особое внимание защите пешеходов и велосипедистов. Для получения City Safe грузовик должен заслужить, как минимум, 3 звезды общего рейтинга без­опасности и иметь хорошие показатели по обзору и защите уязвимых участников дорожного движения.

У Euro NCAP есть еще рейтинг Green NCAP (оценка экологичности транспортных средств) для легковых автомобилей. Со временем он тоже может быть добавлен в программу Euro NCAP Truck Safe.

Результаты контрольных испытаний девяти грузовиков

Меньше всего звезд набрал Iveco S-WAY 2022 модельного года. Компания отказалась предоставить автомобиль для тестирования. Самым новым и оснащенным из доступных оказался этот грузовик. Iveco сообщила, что первые грузовики, соответствующие правилам GSR2 (документ ЕС, который с 7 июля 2024 г. вводит ряд обязательных функций безопасности для автомобилей, фургонов, автобусов и грузовиков), будут доступны не раньше конца 2024 г. Однако невысокий рейтинг автомобиль получил не только из-за возможностей систем помощи водителю (ADAS), но и из-за ограниченного обзора.

Предоставлять свой автомобиль также отказалась компания MAN. Euro NCAP нашел и протестировал модель MAN TGX 2025 года. MAN TGX имеет хорошие системы предотвращения столкновений с высокой эффективностью AEB (система автономного экстренного торможения) для транспортных средств, находящихся спереди, пешеходов и велосипедистов. Однако автомобиль потерял баллы, потому что, если водитель непреднамеренно слегка нажмет на акселератор, когда AEB активна, ее вмешательство будет прекращено. Недоступна система AEB, которая предотвращает столкновения с велосипедистами на близком расстоянии. Автомобиль имеет очень хорошую систему удержания полосы движения, которая жестко контролирует отклонение, плавно возвращая автомобиль, минимально беспокоя водителя. Она также способствует передаче управления водителю, распознавая ситуации, в которые не должна вмешиваться.

MAN TGX – это высокое транспортное средство с неглубокими окнами и высокой поясной линией, что ухудшает водителю обзор передней зоны, и поэтому не набирает баллов. Однако опционально доступна очень хорошая система видеокамер, которая объединяет виды классов II/IV и V на одном дисплее, обеспечивая водителю улучшенный обзор транспортных средств, пешеходов и велосипедистов по обе стороны грузовика. MAN TGX набирает полные баллы за напоминание о ремне безопасности водителя и опционально – пассажирского сиденья в зависимости от комплектации. Он оснащен системой оценки внимания водителя, а также имеет инновационную функцию остановки, которая может помочь остановить транспортное средство в случае, если водитель не реагирует на предупреждающие сигналы. TGX имеет систему предупреждения об опасном приближении к впереди идущему ТС, а использование ACC (адаптивного круиз-контроля) поможет предотвратить столкновения спереди и сзади.

Тягач Scania R-series так же, как MAN TGX, получил три звезды. Он продемонстрировал хорошие показатели безопасного вождения, имеет кабину с глубокими окнами с низкой линией пояса, что улучшает обзор водителю. Однако точка обзора водителя относительно высока.

Дополнительная система видеокамер улучшает обзор переднего сектора, но дублирование обычного зеркала сопряжено с риском увеличения нагрузки на внимание водителя. На всех сиденьях установлены датчики системы напоминания о ремне безопасности, что поощряет его использование. Система помощи водителю в оценке внимания превосходит минимальные требования законодательства без чрезмерных ложных срабатываний. Предупреждение об опасном приближении к впереди идущему ТС недоступно. Использование ACC снижает риск столкновения.

Scania R-series имеет ряд технологий предотвращения столкновений, которые в целом работают нормально. Он оснащен системой AEB, которая очень хороша для предотвращения столкновений с другими транспортными средствами. Дополнение к AEB также подходит для предотвращения лобовых столкновений с пешеходами и велосипедистами, но не на близком расстоянии. Непреднамеренные действия водителя в критических ситуациях не снижают эффективность системы. Систему нельзя легко отключить, и если она выключена, она автоматически активируется в течение 15 минут. Доступна дополнительная система контроля полосы движения с ограниченной эффективностью удержания полосы, но с очень хорошей реакцией в конфликтах при смене полосы.

Три звезды получил Mercedes-Benz Actros L 2024 модельного года. Daimler Trucks отказалась предоставить автомобиль для испытаний. Поэтому Euro NCAP протестировала и оценила самое новое, хорошо укомплектованное транспортное средство, которое удалось получить, впервые зарегистрированное в июле 2024 г. Производитель также сообщил, что тягачи с системами последнего поколения будут доступны только в конце 2024 г.

Автомобиль имеет очень хороший набор технологий предотвращения столкновений, но производительность некоторых функций ограничена. Это самый высокий грузовик, протестированный в этом секторе, но Actros хорошо справляется с задачей безопасного вождения: использование систем видекамер вместо зеркал помогает ему достичь приемлемой оценки прямого обзора. Система видеокамер обеспечивает улучшенный обзор класса II/IV, но обычные зеркала класса V/VI сохраняются, так как видеокамеры не улучшают угловой обзор.

Actros получает полные баллы за напоминания о ремнях безопасности, а его система мониторинга внимания водителя имеет новую функцию «безопасной остановки», которая автоматически останавливает автомобиль, если водитель не реагирует на сигналы. Предусмотрено предупреждение об опасном приближении к впереди идущему ТС, а использование ACC снижает риск столкновения спереди и сзади. Он также имеет очень хорошую систему помощи при поддержании скорости.

Компания Mercedes-Benz первой выпустила на рынок множество систем предотвращения столкновений, которые оценила Euro NCAP, и предлагает технологии во всех оцениваемых областях. AEB очень хороша в предотвращении столкновений спереди назад с транспортными средствами, но ее эффективность при лобовых столкновениях с пешеходами и велосипедистами больше не является ведущей в своем классе. Доступна система экстренного удержания полосы движения, но ее эффективность получила плохую оценку, поскольку система допускала чрезмерное отклонение от полосы движения, что грозило столкновениями с другими транспортными средствами или с иными опасностями на дороге. Mercedes-Benz стал пионером в разработке автоматизированной тормозной системы для защиты от столкновений с велосипедистами при поворотах, потенциально меняющей «правила игры» в авариях этого очень резонансного типа. На рынке сейчас доступны всего две таких системы.

DAF XF 2025 модельного года

DAF XF 2025 модельного года также удостоился трех звезд. DAF XF имеет систему AEB, которая предотвращает столкновения с транспортными средствами и лобовые столкновения с пешеходами и велосипедистами. Системы работают адекватно, но не могут предотвратить столкновение во всех обстоятельствах, которые запрашивает Euro NCAP. Грузовик не предлагает функцию AEB, которая активируется в ситуациях, когда транспортное средство поворачивает наперерез велосипедисту, или систему поддержки полосы движения, которая активно вмешивается, чтобы избежать непреднамеренных выездов с полосы движения или конфликтов при смене полосы движения.

DAF XF предлагает лучшие в своем классе характеристики обзора с места водителя, что способствует отличной безопасного вождения. DAF XF достигает наивысшего балла обзора из кабины с плоским полом благодаря глубоким окнам, низкой линии пояса, нижнему окну двери и хорошо интегрированному интерьеру и системе видеонаблюдения. Виды классов V и VI объединены на одном дисплее, что снижает нагрузку на водителя при их просмотре и обеспечивает большую площадь обзора. Система также поощряет убирать пассажирское сиденье, когда оно не используется, чтобы максимально увеличить обзор через нижнее окно двери. Система контроля внимания водителя превосходит минимальные требования законодательства без чрезмерных ложных срабатываний. Использование ACC снижает риск столкновений спереди и сзади.

Scania G-series была протестирована как партнерская версия R-series и получила четыре звезды. G-series выигрывает за счет более низкой кабины, улучшающей обзор. Однако обзор частично блокируется использованием обычных зеркал класса II/IV. Дополнительная система видеокамер улучшает обзор переднего сектора, но дублирование обычных зеркал сопряжено с риском увеличения рабочей нагрузки водителя.

Эффективность системы предотвращения столкновений хороша в большинстве зон, а AEB в сценариях с «уязвимыми участниками движения» в сочетании с хорошим обзором приносит ему награду City Safe. В целом это безопасный выбор в смешанных условиях, при условии выбора соответствующих дополнительных опций. Данное транспортное средство является надежным исполнителем со сбалансированным подходом к безопасному вождению и предотвращению столкновений. Оно доступно почти со всеми системами помощи водителю, которые рассматривает Euro NCAP, и они, как правило, работают хорошо.

Renault Trucks T 2025 модельного года также получил четыре звезды, в основном благодаря своим высококачественным усовершенствованным системам помощи водителю (ADAS), получая сбалансированные баллы как по безопасному вождению, так и по предотвращению столкновений, большинство из которых входит в стандартную комплектацию. Renault более ограничен в категории Direct Vision (стандарт прямого обзора, который измеряет, насколько хорошо водители грузовиков могут видеть непосредственно из кабины без использования зеркал или видеокамер), хотя недавнее добавление системы видеонаблюдения улучшило его общую оценку безопасности вождения. Renault также выиграл бы от функции «пересечения траектории велосипедиста при повороте». В сочетании с более ограниченным обзором передней зоны это делает его более подходящим для работы на шоссе, чем в городе.

У автомобиля относительно неглубокие окна с высокой линией пояса относительно высоты глаз водителя, что ограничивает прямой обзор. Однако замена зеркал класса II/IV на системы с видеокамерами помогает улучшить обзор передней зоны. Опционально доступна система с видеокамерами, которая выводит вид боковой слепой зоны на вспомогательный монитор всякий раз, когда активируются указатели поворота. Это улучшает обзор в передней боковой зоне.

Система помощи водителю превосходит минимальные требования законодательства без чрезмерных ложных срабатываний. Доступно предупреждение об опасном приближении к впереди идущему ТС, а использование ACC снижает риск столкновений спереди и сзади.

Renault T имеет ряд технологий предотвращения столкновений, которые в целом работают хорошо. Он оснащен системой AEB, которая очень хорошо предотвращает столкновения с другими транспортными средствами, пешеходами и велосипедистами, но не вблизи. Непреднамеренные действия водителя в критических ситуациях не снижают эффективность системы. Систему AEB нельзя легко отключить, но если ее отключить, она не активируется автоматически. Доступна опционная система поддержки полосы движения, которая хорошо работает.

Volvo FМ 2025 модельного года

Volvo FH Aero 2025 модельного года стал пятерочником. Volvo FH – отличный выбор безопасного транспортного средства. Обзор передней зоны хороший, чему способствуют конструкция окон, наличие системы мониторинга вместо обычных зеркал класса II/IV и аэродинамически наклонной передней части, позволяющей реализовать концепцию «удлиненной кабины», которая теперь включена в европейские правила. Дополнительную длину кабины можно использовать для повышения безопасности водителя и защиты окружающей среды. При включении указателей поворота система видеонаблюдения выводит вид ближней слепой зоны (со стороны, в которую поворачивает грузовик) на вспомогательный монитор.

Доступно предупреждение об опасном приближении к впереди идущему ТС, а использование ACC снижает риск столкновений спереди и сзади. В сочетании с очень хорошими системами помощи водителю, часть из которых является опциями, приносит очень высокую оценку безопасного вождения. Тягач получает очень хорошую оценку за предотвращение столкновений, при этом все системы, предусмотренные Euro NCAP, доступны. Volvo также стал вторым брендом, предложившим систему, которая автоматически включает тормоза для защиты велосипедистов, если при повороте грузовик пересекает траекторию их движения. Кроме функций грузовика для шоссейных загородных перевозок, его хороший обзор пространства впереди в сочетании с очень хорошей системой AEB для уязвимых участников дорожного движения также приносит Volvo FH награду City Safe наряду с его пятью звездами.

Volvo FМ 2025 модельного года также получил 5 звезд. Volvo FМ был протестирован в качестве партнера FH aero, но он имеет более низкую кабину для улучшения обзора. Обзор передней зоны очень хороший, чему способствует наличие системы видеокамер, частично заменяющих зеркала заднего вида. В сочетании с очень хорошими системами помощи, некоторые из которых являются опциями, это дает очень хороший балл за безопасное вождение. Автомобиль получает очень хороший балл за предотвращение столкновений, при этом доступны все системы, которые рекомендует Euro NCAP, включая автоматическое торможение для защиты велосипедистов, когда грузовик при повороте пересекает траекторию их движения. Как универсальный автомобиль для перевозок за городом и в городе, его очень хороший обзор передней зоны в сочетании с очень хорошей системой AEB для уязвимых участников дорожного движения приносит Volvo FM нашу награду City Safe, наряду с его пятью звездами. Это отличный выбор для комбинированных городских и шоссейных перевозок при условии выбора всех опционных систем безопасности.

 

Законодательное регулирование имеет очень большое значение на рынке грузовых перевозок, и опционный выбор функций безопасности, как правило, невелик, пока не введены обязательные нормы. Хотя правила GSR2 предъявляют много новых и строгих требований к новым транспортным средствам, пробелы остаются как с точки зрения рассматриваемых типов аварий (делается сильный акцент на столкновения при маневрировании вблизи), так и различных категорий защиты (фокус на системах предупреждения, а не на активном вмешательстве), которые, как известно, более эффективны в реальном мире. И вообще не включены никакие меры пассивной безопасности при столкновении, а также меры безопасности, предпринимаемые после аварии, то есть меры, которые широко приняты для легковых автомобилей.

Следующая серия контрольных испытаний TRUCK SAFE будет сосредоточена на сегменте грузовых автомобилей для дальних перевозок, и Euro NCAP обещала опубликовать результаты в апреле 2025 г. Затем будет изучен сегмент городских перево­зок, и эти результаты будут опубликованы в октябре 2025 г.

компании по теме статьи
компании по теме статьи