Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (Часть 2)

С. Протасов, по материалам журнала Construction Equipment

Кроме сроков службы компонентов и машин исследования журнала Construction Equipment позволяют рассчитать экономически оптимальные сроки их эксплуатации и экономическую эффективность инвестиций в повышение качества технического обслуживания.

Экономически оптимальный срок эксплуатации

Учитывая данные по среднестатистическим значениям ресурса компонентов, рассчитывали значения себестоимости 1 моточаса (расходы на владение и эксплуатацию) рассматриваемых типов машин. Эти расчеты позволили ответить на вопрос: какой экономически оптимальный срок эксплуатации машины?

В первые годы работы машины себестоимость ее 1 моточаса уменьшается из-за снижения балансовой стоимости машины (расходы на амортизацию). Себестоимость 1 моточаса достигает своей низшей точки, когда амортизационные расходы начинают выравниваться, а расходы на ремонт пока не начали резко возрастать. Это и есть экономически оптимальный срок эксплуатации машины: ее остаточная стоимость еще остается высокой и она пока не требует дорогого ремонта.

Если годовая наработка машины в моточасах в какой-то период резко падает (например, для гусеничных бульдозеров этот срок составляет 7 лет), себестоимость 1 моточаса соответственно начинает расти на протяжении всех оставшихся лет эксплуатации машины, даже если срок ее службы достигает уровня выше среднестатистического ресурса компонентов (т. е. дорогостоящего ремонта и замены компонентов пока не требуется). Поэтому может быть выгоднее в этот момент заменить машину на новую, которая будет работать с большей эффективностью, а не вкладывать средства в предстоящий в скором времени дорогой ремонт.

Экономические специалисты журнала Construction Equipment разработали методику расчета себестоимости 1 моточаса, в которой учитываются среднестатистические сроки службы В50 основных компонентов (срок, когда машине уже потребуется ремонт в большом объеме), а также расчетные значения стоимости ремонта каждого компонента (средней стоимости запасных частей и работ), расчетные значения остаточной стоимости машины по годам эксплуатации и уменьшающиеся по годам значения годовой наработки машины в моточасах. Затраты на мелкие ремонтные работы, такие как замена шлангов, приводных ремней, деталей электрооборудования и т. п., не учитываются.

Как следует из результатов исследования, необходимо заменить машину полностью либо принимать предупредительные меры, чтобы продлить срок ее службы до того, как потребуется ремонтировать ее компоненты, что станет причиной резкого роста себестоимости 1 моточаса эксплуатации. Кроме того, эти исследования показывают, что после того, как на машине выполнен ремонт одного из основных компонентов, для сдерживания роста себестоимости 1 моточаса важно обеспечить высокий коэффициент использования машины (т. е. максимально увеличивать ее наработку), а не продление ресурса ее компонентов.

Необходимо отметить, что значительная разница в себестоимости 1 моточаса возникает при эксплуатации в тяжелых и умеренных условиях из-за уменьшения надежности и ресурса всех компонентов машины. Простое сравнение себестоимости 1 моточаса для сочлененных самосвалов (включая расходы на владение, топливо, техобслуживание и ремонт, запчасти и рабочую силу) показывает, что затраты на 1 моточас машины, работающей в тяжелых условиях, на 40% выше почасовых затрат при эксплуатации в умеренных условиях.

Примеры расчетов

Расчеты по этой методике показали, что себестоимость 1 моточаса гусеничного бульдозера, достигшего срока службы В50, меньше на $3,60 себестоимости 1 моточаса при сроке В20, при этом периодичность ТО соответствует рекомендациям производителя, а запчасти и расходные материалы оригинальные.

Зато вычисление экономически оптимального срока службы автогрейдера на основе срока B50 дало противоречивые результаты. Вследствие возрастания стоимости ремонта в течение 13-го года эксплуатации, т. е. приблизительно при наработке 12 900 моточасов, наблюдается небольшой рост себестоимости 1 моточаса. Заметим, что себестоимость 1 моточаса в период с 10-го до 13-го года эксплуатации возрастает всего на 30%. Поскольку остаточная стоимость среднестатистического автогрейдера после 13-го года эксплуатации выравнивается и годовая наработка автогрейдеров в моточасах также стремится к стабилизации примерно в тот же период, себестоимость 1 моточаса после 14-го года немного уменьшается каждый год (приблизительно после наработки 13 600 моточасов).

За 7 лет фронтальный погрузчик с ковшом вместимостью 2,5 м3, двигателем мощностью 170 л.с. и автоматизированной трансмиссией проработал 10 100 моточасов, причем ежегодная наработка уменьшалась – в первые 5 лет она составляла 1500 моточасов/год, затем снизилась до все еще солидного уровня в 1300 моточасов/год. В основном за время эксплуатации ремонт был незначительным.

Решение оставить машину на 8-й год эксплуатации приведет к резкому скачку себестоимости 1 моточаса, поскольку среднестатистическому погрузчику потребуется в этот год ремонт двигателя, трансмиссии и мостов. Но в течение 9-го и 10-го годов среднестатистическая машина проработает еще 2200 моточасов без новых серьезных ремонтов и себестоимость 1 моточаса опустится почти до того же уровня, на котором она была до ремонта компонентов. В течение 11-го года себестоимость 1 моточаса машины находится на очень приличном уровне $36,65, но если ее использовать более аккуратно, следить за давлением в шинах, благодаря чему продлить срок службы каждого комплекта шин на 500 моточасов, себестоимость 1 моточаса составит $36,01, т. е. ниже, чем до начала крупных ремонтов.

Затем до 17-го года эксплуатации себестоимость 1 моточаса погрузчика выравнивается. Два важных фактора работают в пользу тех строительных организаций, которые используют фронтальные погрузчики в основном производственном процессе даже после 15 000 моточасов эксплуатации. Во-первых, ресурс основных компонентов, таких как двигатель, трансмиссия и мосты, увеличивается в среднем с 10 000 до 11 000 моточасов. Во-вторых, годовая наработка фронтального погрузчика остается высокой и составляет более 1000 моточасов в период с первого ремонта компонентов до 15-го года эксплуатации. Таким образом, после того как двигатель, трансмиссия и мосты будут в первый раз отремонтированы, себестоимость 1 моточаса остается постоянной даже после 15 лет эксплуатации.

В строительных организациях гидравлический экскаватор исключается из основного производственного процесса в среднем через 6 лет эксплуатации или 9800 моточасов. На 8-й год двигателю потребуется ремонт, и ежегодная наработка машины начинает резко снижаться. Этот процесс продолжается до 11-го года эксплуатации, когда ежегодная наработка падает до уровня 800 моточасов.

После того как основные компоненты экскаватора отремонтируют, себестоимость 1 моточаса эксплуатации машины начинает выравниваться. Однако ежегодная наработка в моточасах уменьшается и остаточная стоимость машины быстро падает, поэтому себестоимость 1 моточаса эксплуатации среднестатистической машины медленно ползет вверх. К 8-му году себестоимость 1 моточаса эксплуатации машины массой 24 т, оснащенной двигателем мощностью 153 л.с., повышается на 50 центов по сравнению с 5-м годом, когда двигатель и гидравлические насосы еще не нуждались в ремонте. Несмотря на то, что в течение 9-го года компоненты машины не требуют дополнительных затрат на ремонт, уменьшение наработки в моточасах и остаточной стоимости приводит к росту себестоимости 1 моточаса эксплуатации еще на 25 центов. Наконец, к 10-му году общая наработка машины достигает примерно 14 500 моточасов, а себестоимость 1 моточаса эксплуатации увеличивается на $1,65 по сравнению с уровнем, существовавшим до начала ремонта компонентов.

По-видимому, наработка – наиболее «управляемая» переменная составляющая себестоимости 1 моточаса экскаватора. Так, например, если годовая наработка машины в течение 7-го и 8-го годов эксплуатации превысит средний уровень всего на 100 моточасов, себестоимость 1 моточаса опустится до уровня $37,99 – ниже уровня «до начала крупных ремонтов».

В течение 7 лет наработка гусеничного бульдозера в среднем составляет 8300 моточасов, и ни его двигатель, ни трансмиссия, как правило, еще не нуждаются в серьезном ремонте. Себестоимость 1 моточаса эксплуатации бульдозера мощностью 165 л.с. остается ниже $41. После 7-го года отмечается резкое падение наработки в моточасах, с более чем 1200 моточасов до уровня чуть выше 800 моточасов. В течение 8-го…9-го года эксплуатации среднестатистической машине потребуется полностью заменить ходовую часть и отремонтировать двигатель и трансмиссию. В результате себестоимость моточаса эксплуатации увеличится на $2,25, т. е. до $43,59.

Ко времени, когда среднестатистическую машину необходимо будет списать или заменить – примерно после 12 500 моточасов или 12 лет эксплуатации, себестоимость моточаса эксплуатации снизится до $41,67. Годовая наработка все время сохраняется на низком уровне – около 800 моточасов, что составляет всего около половины наработки машины в 1-й год эксплуатации.

Улучшить показатели «после 7-го года» можно, сохранив годовую наработку на уровне 1200 моточасов и продлив ресурс ходовой части на 500 моточасов. Эти два фактора в сумме позволят увеличить общий срок службы машины свыше рубежа 10 600 моточасов в течение 9-го года эксплуатации, а себестоимость 1 моточаса эксплуатации уменьшится до $40,42. Однако увеличение наработки машины в моточасах в течение 8-го и 9-го годов эксплуатации гарантировать сложно. Не менее сложно продлить ресурс ходовой части на 500 моточасов.