ОчУМЕЛЫЕ ручки
Навесное оборудование для мини-погрузчиков
Мини-погрузчики прочно вошли в обиход строительных и коммунальных хозяйств. В подавляющем большинстве мини-погрузчики – это колесные погрузчики с бортовым поворотом. Численность гусеничных машин невелика, этот вид техники явно недооценен. Достоинства мини-погрузчиков не только в их компактности, но и в способности нести разнообразное навесное оборудование. Погрузчик уже при покупке комплектуют как минимум ковшом и паллетными вилами.
Мини-погрузчики лидируют по разнообразию навесного оборудования среди строительной техники. Навески можно поделить на две большие группы – простые механические, те же ковши и паллетные вилы, и гидрофицированные. Механические навески не требуют дополнительного привода, навеска крепится к стреле защелками, открываемыми и закрываемыми вручную, для чего оператору необходимо выйти из кабины. При определенных навыках смена навески занимает около минуты. Существуют варианты механизма быстрой смены с гидравлическим управлением. При всем удобстве такой вариант удорожает и усложняет машину и потому встречается редко. Каждый производитель погрузчиков разрабатывает свои варианты креплений. Схожие по принципу действия они различаются размерами, и ковш от погрузчика одной марки не подходит к другому. Делается так из желания поставщика привязать покупателя к оборудованию своей марки и воспрепятствовать его уходу к конкуренту. Кроме того, модельные ряды погрузчиков делятся на два-три типоразмера, и их крепления также могут различаться. Чтобы преодолеть несовместимость между погрузчиками и навесками различных марок, изготавливают промежуточные рамы, или адаптеры. С таким адаптером можно, например, использовать набор унаследованного навесного оборудования от МКСМ-800 с новым импортным погрузчиком, несколько потеряв при этом в грузоподъемности.
Механические навески также можно разделить на цельносварные, например ковши, и составные, например паллетные вилы или поворотный отвал, которые устанавливают на стреле через крепежную раму.
Для работы гидрофицированных навесок нужен дополнительный гидроконтур с выведенными на стрелу разъемами, а для механизмов, требующих большого расхода рабочей жидкости и давления, таких как фреза или экскаватор, потребуется еще и более мощная, чем стандартная, гидросистема. У импортных погрузчиков такие гидросистемы с увеличенной подачей обозначают термином High Flow. Разъемы гидроразводки оснащены быстросъемными муфтами, и подключение-отключение привода навески не представляет сложности. На напорной и сливной магистралях стоят разные муфты, перепутать их невозможно. Когда разъемы выведены на изгиб стрелы, они находятся далеко от земли и от ковша, и грязь на них не попадает. Если разъем расположен на нижней поперечине стрелы, то он подвержен загрязнению. Умельцы закрывают их подручными средствами из арсенала «ОчУмелых ручек», иначе грязная муфта будет заедать при соединении, а впоследствии даже выйдет из строя.
Производители погрузчиков сопровождают их шлейфом навесного оборудования. У кого-то он широкий, как у Bobcat, предлагающей порядка 60 типов навесок, у кого-то десяток-два. Для самого распространенного погрузчика МКСМ-800 выпускается около 40 наименований навесок. Белорусский «Амкодор» закладывает многофункциональность погрузчиков уже на стадии проектирования, и для его машин есть широкий выбор сменных агрегатов.
Большое количество разнообразных навесок предлагают сторонние поставщики. Для популярных марок – Bobcat, Gehl, Mustang, New Holland, Case, Locust, UNC, Caterpillar – навесные агрегаты изготавливают с совместимыми креплениями, для менее распространенных брендов предлагают адаптеры. Компании, выпускающие мини-погрузчики и телескопические погрузчики, унифицируют навесное оборудование между близкими типоразмерами этих видов техники. Так, JCB унифицировала навесное оборудование для мини-погрузчиков Robot и компактных телескопических погрузчиков.
В перечень навесного оборудования в первую очередь входят ковши – цельносварные разной вместимости, двухчелюстные, ковши с захватами, позволяющие работать с насыпными материалами разной плотности и штучными грузами. Элементы крепления к стреле выполняют на задней стенке ковша. К навескам с крепежной рамой относятся поворотные отвалы, которые используют преимущественно для зимнего содержания дорог. Похожая конструкция рамы у подметальных щеток, что позволяет ставить щетку под углом к бортовому камню. В комплекте с рамой предлагают фрезы и бетоноломы, грузовые вилы и челюстные захваты для длинномерных грузов, цепные траншейные и одноковшовые экскаваторы. Гидромолоты навешивают через специальную раму, так чтобы гидромолот можно было снять и использовать на другой машине.
Сегодня выбор гидромолотов и гидроножниц, поставляемых как именитыми фирмами, специализирующимися на производстве сложного навесного оборудования, например Atlas Copco, Sandvik (поглотившая Rammer), Montabert, так и менее известными, но более доступными по цене марками, большой. Крупные производители строительной техники также предлагают навески под своей маркой. Caterpillar в 1998 г. поглотила с этой целью специализированную голландскую фирму. JCB и Volvo предлагают под своими марками продукцию Atlas Copco и Sandvik (Rammer).
С мини-погрузчиками используют легкие гидромолоты сравнительно простой конструкции, обычно без азотного аккумулятора и в цельнолитом корпусе. Некоторые производители предлагают легкие молоты с шумоподавлением. Легкие молоты не оборудуют системой смазки, поэтому свежую смазку необходимо закладывать при каждой смене долота. Рабочий инструмент гидромолота – пики и долота, основные быстроизнашиваемые детали – втулки и уплотнения.
Кроме уже перечисленных видов навесок выпускают бетоносмесители, кран-балки, тележки, устройства для обработки почвы, дисковые пилы, снегоочистители и т. д. Так что для любого вида работ на строительной площадке и в коммунальном хозяйстве найдется свой инструмент.
Также большое количество разнообразного навесного оборудования представляет на российском рынке компания Gehl. Высочайшее качество и доступная цена являются главными составляющими ее производственной программы.