Перевезти мусор? Легко!
О тенденциях в отрасли производства мусоровозов

Как известно, мусоровоз, или мусорная машина, это специальный грузовой автомобиль, основное предназначение которого – загрузка и транспортировка отходов с территории городов и поселков на мусороперерабатывающие заводы или свалки. Современные производители подобных машин предлагают множество различных моделей мусоровозов. Среди отечественных и иностранных производителей, присутствие которых на рынке постоянно растет, наметились определенные тенденции в выпускаемых ими моделях мусорных машин – об этом и пойдет речь в данной статье.

Наверняка нет более знакомой всем техники, чем мусоровоз. Такую машину, увозящую от наших домов мусор, знают даже маленькие дети, да и любой взрослый человек безошибочно укажет на мусоровоз, выделяющийся в плотном потоке городского транспорта.

Традиционно мусоровозы разделяют на несколько основных типов. Например, по базовому шасси выделяют следующие группы: малотоннажные – компактные мобильные автомобили с небольшими габаритами, предназначенные для вывоза мусора из труднодоступных мест в условиях плотной городской застройки; среднетоннажные – машины, позволяющие вывозить как бытовой мусор, так и мусор строительный или крупногабаритный; крупнотоннажные – способные вывезти за один раз большое количество мусора, одинаково хорошо чувствующие себя как на городских улицах, так и на сельских дорогах. Разделяются мусоровозы и по способу загрузки мусора. Есть мусоровозы с боковой, задней или фронтальной загрузкой, а также мусоровозы транспортные и контейнерного типа.

PALFINGER PH T20 Pi от «ВЕЛМАШ»

Отечественные и зарубежные производители поставляют на российский рынок более 400 различных моделей мусоровозов. Продукция таких заводов, как FAUN, Zoeller, NTM, Farid, EMI TECNO, НПК «Коммаш», ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения», ООО «Механический завод «СпецТранс», ОАО «Мценский завод коммунального машиностроения», ОАО «Ряжский авторемонтный завод», и многих-многих других давно известна, их техника с успехом работает на уборке мусора по всей России. Огромный опыт работы данных предприятий в сфере коммунального машиностроения дал возможность сформировать большой ассортимент различных моделей мусоровозов с возможностью выбора техники как на отечественных, так и на импортных шасси и надстроек с различными техническими характеристиками. Но время не стоит на месте, технологии переработки мусора постоянно совершенствуются и, следовательно, требуют новых, отличных от уже привычных технологий изготовления мусорных машин.

Так, компания Рalfinger, давно известная как производитель гидравлических погрузочно-разгрузочных систем, предлагает российскому рынку крюковые погрузчики собственного изготовления для перевозки мусора. Телескопическая конструкция позволяет работать с контейнерами разной длины, кроме того, погрузчики могут быть смонтированы на прицепах, а легкий доступ ко всем узлам и элементам мультилифта обеспечивает быстрое и недорогое обслуживание. В широкой гамме моделей интересен мультилифт PALFINGER ST05-L3805. Эта модель погрузчика г/п 5 т, установленная на шасси автомобиля ISUZU 75, одно из лучших предложений в классе среднетоннажных мусоровозов, незаменима, когда требуется высокая маневренность автомобиля. Конструкция крюкового захвата позволяет автомобилю работать с кузовами различного функционального назначения с длиной контейнеров от 3,2 до 4,7 м. В базовой комплектации крюк с механической защелкой без­опасности, внешние гидравлические замки кузова, гидробак на 50 л, проложенная гидравлическая магистраль для подключения системы стабилизации, а также прожектор на 24 В для работы в темное время суток.

PALFINGER ST05-L3805

«Великолукский машиностроительный завод» – ООО «Велмаш-С» – один из ведущих российских производителей мобильной грузоподъемной техники, ныне входящий в компанию «Подъемные машины», предлагает для перевозки мусора мультилифт Palfinger PH T20 Pi г/п 20 т. Это крюковой погрузчик российского производства, но полностью изготовленный по документации концерна Palfinger. От других моделей погрузчиков Palfinger PH T20 Pi отличается тем, что более 80% его узлов и деталей изготовлено в России, по сути, из импортных комплектующих в этой модели используются только гидравлические компоненты – гидрораспределитель и гидрозамки фиксации сменного контейнера. Собственная масса надстройки – всего 2200 кг, а расстояние от рамы шасси до полозьев бункера – 240 мм, что позволяет перевозить самые высокие контейнеры, попадая в установленное ПДД ограничение по высоте в 4 м. Все гидроцилиндры собственного производства «ВЕЛМАШ-С», их работу обеспечивает главный гидрораспределитель итальянской компании Walvoil, которым в свою очередь управляет пневматический пульт, установленный непосредственно в кабине водителя. Телескопическая система крюкового погрузчика позволяет осуществлять погрузку/ выгрузку сменных кузовов длиной от 4,25 до 6 м. В планах завода увеличение модельного ряда крюковых погрузчиков г/п от 10 до 30 т.

Компания Scania предоставляет отечественному рынку широкий выбор моделей машин для транспортировки мусора. В линейке продукции найдутся и бункеровозы, и мультилифты, но, наверно, лучшее предложение – это мусоровозы Scania с надстройкой Zoeller, тем более что выбрать есть из чего – всегда в наличии техника с задней загрузкой и вместимостью кузова от 16 до 22 м3, которая могут монтироваться на автомобильные шасси с колесной формулой 4х2; 6х2; 6х4. Компания делает упор на модели мусоровозов с задней загрузкой с универсальным подъемным механизмом для загрузки контейнеров различного объема, именно к таким относится Scania P310 DB 6х2*4HNA. В качестве опции данный мусоровоз может быть укомплектован лебедкой для работы с контейнерами емкостью до 8 м3. Объем бункера на этом шасси равен 19 м3, высокий коэффициент уплотнения обеспечивает сбор до 130 м3 ТБО за один рейс, что оптимально для эффективной работы в городском режиме. Шасси Scania P310 DB 6х2*4HNA с колесной формулой 6х2 имеет самую короткую базу, ныне используемую на рынке мусоровозной техники, не превышающую 3,3 м, а подруливающая задняя ось улучшает маневрирование как на городских улицах, так и во дворах. Безопасность повышают камеры заднего вида, установленные на бункере мусоровоза, с выводом картинки на монитор в кабине. В комплектацию входит и Scania Opticruise – автоматическая система переключения передач делает более комфортным вождение автомобиля, к тому же существенно экономя топливо.

Мусоровоз Scania P310 DB6X24HNA

Известный на российском рынке бренд KROMANN представлен в мусоровывозящей отрасли не только своими крюковыми погрузчиками. Ставка делается на расширение номенклатуры. ООО «Грузавтомаркет» – разработчик и генеральный дистрибьютор торговой марки KROMANN и один из старейших поставщиков специальной техники. В его лице заказчикам представлены и другие готовые транспортные решения KROMANN. Расширены виды техники для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, ассортимент и функционал сменных кузовов и специальных надстроек, а в сочетании с мусоровозом налицо полный набор инструментов для выполнения всего цикла обработки и вывоза отходов.

Техника KROMANN, специально сконструированная для эксплуатации в условиях российского климата и дорог, может устанавливаться на различные марки автомобильных шасси. Сегодня линейка продуктов торговой марки KROMANN охватывает мультилифты с крюковыми погрузчиками г/п от 5 до 30 т, различные виды сменных кузовов, бункеровозы с портальными погрузчиками г/п от 4 до 8 т, комбинированные машины, сочетающие в себе крюковой погрузчик и гидроманипулятор Z-образного сложения с грейфером, автомобили и прицепы ломовозы, а также 2- или 3-осные прицепы для мультилифта. Вся техника KROMANN изготовлена в совместных проектах с европейскими и российскими партнерами, отличается хорошей кинематикой, гарантированной грузоподъемностью при небольшом весе самого оборудования, надежностью и прочностью конструкции, простым алгоритмом управления в сочетании с низкой ценой и длительным сроком эксплуатации.

Еще один проект в рамках продвижения малотоннажных крюков KROMANN – автомобиль-мультилифт на шасси «ГАЗон Next» с установкой KROMANN г/п 5 т

Перспективным можно смело назвать проект KROMANN по созданию мультилифта г/п 7,0 т на шасси Dongfeng DFA 1120. Так называемый «анти-ПЛАТОН». Кстати, вместо Dongfeng для этой задачи легко может быть использовано шасси КамАЗ-4308. Машина с крюковым погрузчиком KROMANN MS7S.40.6 способна перевозить твердые бытовые отходы, древесные отходы, легкий металлолом, макулатуру, картон и пластик. Полная масса транспортного средства менее 12 т – такой мусоровоз не подпадает под изменения в правилах перевозки грузов, и его можно использовать в условиях городских и пригородных перевозок без оплаты за проезд по дорогам общего пользования, а в Москве – без дневного пропуска. Сменные кузова имеют максимальную емкость до 20 м3 при длине 5 м. При этом они унифицированы с парком контейнеров тяжелых мультилифтов. Это означает, что такой автомобиль при необходимости может подменить мультилифт КамАЗ, например, вывести большой контейнер с легковесом или подать пустой бункер в место сбора. Согласитесь, что гонять тяжелую машину в другой конец города с пустым контейнером – это расточительство.

Бункеровоз KROMANN на шасси Dongfeng DFA 1065 легко управляется со съемными контейнерами-лодочками емкостью 8–10 м3. Он тоже оценен по достоинству. Шасси этого портального погрузчика является надежным и мощным армейским грузовиком, подготовленным даже к самим плохим дорогам.

Так называемый «анти-ПЛАТОН» – мультилифт KROMANN г/п 7 т на шасси Dongfeng DFA 1120

С введением Технического регламента ужесточился контроль разрешенных осевых нагрузок на федеральных дорогах. В связи с этим все большей популярностью пользуются мультилифты KROMANN г/п 22 и 30 т на 4-осных шасси. Понятно стремление заказчиков вывезти как можно больше отходов за один рейс, прицеп зацепить, да еще на весах «не засветиться». Поэтому идеальным вариантом для него является 4-осный мусоровоз-мультилифт KROMANN, позволяющий возить пресс-контейнер максимальной массы или уплотненные отходы после мусорной сортировки.

Новый проект KROMANN с российскими партнерами – автомобиль с гидроманипулятором и самосвальным кузовом для сбора и перевозки металлического и строительного лома, ликвидации несанкционированных свалок. На этих машинах используется новая линейка манипуляторов L-образного и Z-образного сложения с гидравлическим выдвижением аутригеров и оснащенных интеллектуальной системой контроля без­опасности M-STAR. Манипуляторы изготовлены из новой российской высокопрочной стали. Это позволило снизить вес и повысить надежность и грузоподъемность. Применение двухконтурной системы увеличило скорость работы почти вдвое. Благодаря высокой колонне, уменьшенной массе манипулятора разработана удачная компоновка автомобиля. Объем кузова увеличен до 35 м3, а грузоподъемность – до 17 т. В конструкции кузова учтены все «детские болезни».

KROMANN продолжает поставки в крупнейшие АПК России. В Белгородскую обасть отправились два мультилифта на шасси КамАЗ-65115 с крюковыми погрузчиками KROMANN г/п 14 и 18 т

Комбинированный автомобиль KROMANN с манипулятором M100Z и крюком L18S сочетает в себе функции и мультилифта и ломовоза. Нетяжелый манипулятор с грейфером для металломома компактно разместился между кабиной и крюком со сменным 30-кубовым бункером. Он не перегружает переднюю ось автомобиля и не напоминает о себе, пока не понадобится.

Стоит также отметить проекты KROMANN по переоборудованию стандартных мусоровозов и самосвалов в мусоровозы с системой мультилифт. Такие проекты были сделаны для заказчиков, ведущих бизнес по вывозу мусора. Так, на шасси MAN и Iveco были установлены новые крюковые погрузчики KROMANN г/п 22 и 30 т. Как показала практика, такие технические решения оказались весьма успешными, и число таких «переделок» с каждым годом растет.

Новый проект KROMANN – портальный погрузчик

Компания GeesinkNorba, один из ведущих производителей техники для перевозки ТБО и промышленных отходов, поставляет на рынок России широкую линейку мусоровозов с бункерами от 5 до 28 м3. Компания из Голландии предлагает технику с учетом нового направления в сборе мусора – применение подземных заглубленных контейнеров. Такие контейнеры загружаются в мусоровоз с помощью краноманипуляторной установки, расположенной за кабиной водителя. Кран на мусоровозном кузове GeesinkNorba позволяет опустошать заглубленные контейнеры, контейнеры с нижней выгрузкой и мешки, используя шасси в качестве мусорной машины с классической задней загрузкой. Особенность мусоровоза от Geesinknorba – наличие мощного прессующего механизма с высоким коэффициентом прессования. Внимание к мелким деталям отражает использование при производстве мусоровозов современной светотехники. Так, GeesinkNorba, пожалуй, единственная компания, устанавливающая на свою технику светодиодные блоки задних фар. В отличие от лампочек светодиоды не перегорают, оптика такого типа устойчива к ударам и даже при потере контакта отдельного светодиода фонарь останется в рабочем состоянии. Все это продлевает «жизнь» аккумуляторных батарей, экономит энергию и в итоге снижает затраты при эксплуатации.

Мусоровоз GeesinkNorba
 

Подводя итоги, можно выделить три главные тенденции производства отечественных мусоровозов. Во-первых, большинство изготовителей отдает предпочтение выпуску моделей мусорных машин самого современного и все более востребованного типа – с системой мультилифт, а те заводы, у которых раньше не было таких моделей, стараются включить крюковые погрузчики в гамму своей продукции. Сама система крюкового захвата постепенно вытесняет привычные мусоровозы с задней или боковой загрузкой, ведь мусоровоз-мультилифт можно использовать кроме коммунального хозяйства еще и при дорожных работах или в строительстве. Один автомобиль с такой системой применяется для выполнения различных работ, заменяя собой сразу несколько машин, а это существенная экономия.

Во-вторых, набирают популярность бункеровозы, главное преимущество которых использование съемного контейнера, что позволяет эффективно использовать рабочее время, не дожидаясь на месте наполнения самого бункера. К тому же можно использовать несколько стандартных контейнеров для одной машины. Сами бункеровозы неприхотливы, экономичны и благодаря простой конструкции обладают высокой прочностью.

Ну и в-третьих, производители мусоровозов не останавливаются на достигнутом и для привлечения новых заказчиков выпускают новые модели с учетом ситуации на рынке России, параллельно отслеживая малейшие изменения технологий переработки мусора. Так, на систему «Платон» заводы отреагировали выпуском мусоровозов с меньшими транспортными габаритами, позволяя владельцам решить проблему с оплатой за проезд по дорогам; на использование заглубленных контейнеров для сбора мусора – новыми моделями с конструкциями, позволяющими работать с одним контейнером, заменяющим до шести обычных, а при производстве стандартных моделей – выпускать технику с возможностью работы с контейнерами повышенной емкости. Именно такие новые технологии и гарантируют безопасный сбор и качественную транспортировку мусорных отходов.

компании по теме статьи
компании по теме статьи