Мусоровоз-трансформер СМ16-01 смоленского «Завода КДМ» со сменной мойкой контейнеров

Мусоровозы в 2023 году: тенденции и перспективы

В 2019 г. стартовала масштабная реформа в сфере обращения с отходами, результатом которой должен стать переход от накопительной модели обращения с отходами к перерабатывающей. В числе целей реформы 100%-ная сортировка твердых отходов, для достижения которой запущена программа раздельного сбора ТКО.

В свою очередь раздельный сбор предполагает увеличение парка мусоровозов, так как сухие перерабатываемые фракции, которые население собирает в серые контейнеры, должны вывозиться предназначенными только для этого мусоровозами, которые тоже красят в серый цвет. Предположительно могут стать востребованными мусоровозы с двух- и более секционным кузовом для сбора отдельных сухих фракций. С точки зрения сегодняшнего дня это отдаленная перспектива.

А в обозримом будущем коммунальное машиностроение ожидает сокращение объемов производства на 20–50% из-за снижения платежеспособного спроса как результата сокращения по известной причине муниципальных бюджетов и синхронизированного Центральным банком РФ роста инфляции и процентной ставки.

С начала 2022 г. российский рынок покидают западные поставщики коммунальной техники, шасси, комплектующих и запчастей. «Рынок мусоровозов претерпевает существенные изменения: европейские производители коммунальной техники премиального качества ушли из России, – комментирует технический директор ООО «Завод КДМ» Олег Сосин. – Сегодня в этой нише работают в основном отечественные, а также турецкие компании. И перед ними стоят две важные задачи. Во-первых, требуется переориентация на импортозамещение и замена европейских комплектующих на аналоги. Во-вторых, нужно восполнять дефицит базовых автомобилей. Из-за ухода «Большой семёрки» наблюдается нехватка крупных и среднетоннажных шасси отечественного и белорусского производства. Китайским компаниям поставки в Россию одних только шасси невыгодны из-за низкой добавленной стоимости. Поэтому быстрого наполнения рынка базовыми автомобилями из КНР ожидать не стоит. Такая же ситуация наблюдается в сегменте малых мусоровозов в связи с тем, что РФ покинули японские производители».

Мусоровоз СМ16-03 смоленского «Завода КДМ» на  шасси JAC N200S 4х2

Несмотря на обилие китайских марок долговременная работа возможна с теми марками, которые выстраивают централизованную схему дистрибуции с единым импортером, единым ценообразованием и гарантиями, с сервисной сетью, каталогами запчастей и налаженным снабжением ими. Поведение таких марок, как FAW и JAC, предсказуемо, и работу с ними легко планировать. А например, у Shacman от 5 до 10 дистрибьюторов, при этом марка популярна и трудно от нее отказаться, но в работе стоит учитывать риски стихийной дистрибуции.

Ситуацию усугубляет угроза экспансии полнокомплектных китайских мусоровозов всех типоразмеров. В европейской части России она пока не ощущается, но это вопрос времени. При этом стимулирующие программы китайских поставщиков техники, иными словами ценовой демпинг, в сочетании с программами российских лизинговых компаний ставят российское коммунальное машиностроение в положение, которое и без того выгодным не назовешь. Тем не менее в столь непростых условиях российские и белорусские кузовостроители стремятся заполнить рынок и запускают новые модели мусоровозов.

Смоленский «Завод КДМ» выпускает линейку мусоровозов с задней загрузкой четырех типоразмеров: компактные с кузовом вместимостью 8–10 м3 на 2-осных малотоннажных шасси, средние с 16- и 17,5-кубовыми кузовами на 2-осных среднетоннажных шасси и большие с 18- и 22-кубовыми кузовами на 3-осных крупнотоннажных шасси. В качестве шасси используют соотвествующие по грузоподъемности и монтажным размерам модели КАМАЗ и МАЗ. В конце прошлого года завод освоил шасси JAC и представил две новые модели с кузовами объ­емом 8 и 17,5 м3. В начале 2023 г. представлен большой мусоровоз на шасси Shacman 6х4 и FAW 6х4.

Производство мусоровозов на смоленском «Заводе КДМ» было запущено в 2019 г. По замыслу мусоровозы должны были конкурировать с импортной техникой, поэтому их проектировали и строили в соответствии с современными канонами: с формованными бортами, которые существенно легче и эстетичнее традиционного кузова прямо­угольного сечения с усилителями бортов. Гидросистема строилась на импортной гидроаппаратуре от ведущих мировых поставщиков. Механизм прессования развивает усилие до 32 т, обеспечивая коэффициент прессования 1:7. Универсальный кантователь рассчитан на обработку контейнеров вместимостью до 1100 л. Большие мусоровозы оснащают портальным подъемником для выгрузки 8-кубовых бункеров.

Компактный мусоровоз СМ  8-06 смоленского «Завода КДМ» на шасси КАМАЗ «Компас-12»

Согласно последним тенденциям предприятие импортозамещает как шасси, так и комплектующие. Сегодня используют 60% комплектующих российского производства, 40% – импортного. Так, у представленной в начале этого года модификации СМ16-01 версии «Стандарт» на шасси МАЗ 5340С2 замещено 90% гидроцилиндров, приемный бункер выполнен из отечественной износостойкой стали вместо Hardox 450, а его объем уменьшен до 2 м3, упрощена система управления – четыре пульта вместо пяти, отсутствует откидной борт.

К сожалению, от импортной гидравлики трудно отказаться, так как только она обеспечивает конкурентные характеристики – коэффициент прессования и сокращенный рабочий цикл. Гидроцилиндры, гидронасосы и моторы до сих пор получают из Италии и Дании по схемам так называемого параллельного импорта.

В июле с.г. завод представил мусоровоз-трансформер СМ16-01 со сменной мойкой контейнеров на 2-осном шасси МАЗ-5340 с 17,5-кубовым кузовом. По статистике, ежегодно в России продают 100–120 мусоровозов с мойками и моечных машин. Предполагается, что эта модель будет востребована в южных регионах с высокой плотностью населения и повышенной потребностью в санитарной обработке контейнеров. При этом машина может эксплуатироваться круглогодично: летом как мусоровоз с полезным объемом кузова 12,5 м3 и зимой как полноценный мусоровоз с полным объемом кузова. Конструкторы предусмотрели возможность демонтажа встроенных баков и другого водяного оборудования силами владельца машины без помощи сторонних специалистов.

В рамках мусорной реформы происходят значительные изменения в системе сбора и переработки отходов: обозначилась устойчивая тенденция к раздельному сбору с целью дальнейшей переработки во вторсырье или полной утилизации. В связи с этим модернизируются мусоровозы, занятые сбором ТБО из мест накопления, видоизменяется техника для последующих этапов транспортировки и переработки отходов. С мусоросортировочной станции разделенные прессованные или утрамбованные отходы транспортируются на мусоросжигательные заводы, заводы по переработке вторсырья или полигоны с целью дальнейшей утилизации. На каждом этапе схемы движения отходов предъявляются определенные требования к специальной технике, участвующей в этом процессе.

Мультилифт SHACMAN SX3258 6х4 с двигателем 430 л.с. с крюком KROMANN L22S.62.6-HC для работы в составе автопоезда с 7-метровыми контейнерами 37 м[sup]3[/sup]

В тесной связке с мусоровозами в схеме двухуровневой системы сбора и утилизации отходов работают автомобили-мультилифты. Они несут основную нагрузку по переброске больших объемов сортированных и несортированных бытовых отходов в места переработки и захоронения. Учитывая тот факт, что современные полигоны, или так называемые КПО (Комплексы по Переработке Отходов), размещаются всё дальше и дальше от города, очень актуальным становится использование для целей транспортировки автопоездов в составе мультилифта с трехосным прицепом и сменными контейнерами максимального размера. Мусоровозы в основном выполняют задачу сбора мусора и доставки его на локальные станции перегруза и предварительной сортировки. Использовать одиночный мусоровоз с кузовом менее 20 м3 на большом «плече» по меньшей мере неэффективно.

Компактный мультилифт SHACMAN SX5318 8х4 с крюком KROMANN XL26S и контейнером V37 Ubox

В составе готовых решений от KROMANN дистрибьютор этой торговой марки компания ООО «Грузавтомаркет» предлагает своим заказчикам трехосные и четырехосные мультилифты с крюковыми погрузчиками KROMANN тяжелой L и супертяжелой XL серии, которые превосходно справляются с этой задачей. Производственное подразделение группы компаний KROMANN – ООО «Монтажный Центр «КРОМАНН Сервис» в г. Бор серийно поставляет на рынок мультилифты на базе шасси КАМАЗ и МАЗ. В условиях введения санкций со стороны коллективного Запада предприятие успешно освоило изготовление мультилифтов на китайских шасси, заполняя пробелы на месте покинувших российский рынок европейских автозаводов «Большой семёрки», а также японских автопроизводителей.

Мультилифт HONGYAN 8Х4 Genlion с крюком KROMANN XL26S.62.6-HC способен транспортировать в составе автопоезда с прицепом до 45 т отходов на дальние полигоны в контейнерах V37 Ubox

Наиболее популярными у заказчиков являются тяжелые четырехосные мультилифты FAW CA3310, причем короткая версия автомобиля оснащается крюком KROMANN XL26S.62.6-HC, а длиннобазная (самосвальная) – крюком XL30S.64.6-HC. Данные машины предназначены для работы с 7-метровыми сменными контейнерами V37 Ubox. Трехосные мульилифты CA3250 оснащаются крюками KROMANN L22S.60.6-HC и могут работать со сменными контейнерами типа Ubox с длиной 6 м (32 м3) и 7 м (37 м3). Эти автомобили оснащаются двигателями FAW CA6DM2-42E51 мощностью 420 л.с., КПП FAST 12JSD200TA-B, предназначены для работы в составе автопоезда с прицепом и способны перевезти до 50 т груза.

Мультилифты FAW CA3310 8х4 с крюком KROMANN XL26S.62.6-HC с контейнером V37 Ubox и FAW CA3250 6х4 с крюком KROMANN L22S.60.6-HC – оптимальное решение для региональных операторов ТБО

Более дорогой и получивший наибольшее распространение мультилифт изготавливается на шасси SHACMAN. Линейка мультилифтов на этих шасси аналогична FAW. Четырехосные мультилифты с крюками XL26S.62.6-HC – на короткобазном шасси Shaman SX5318, оснащенном двигателем WEICHAI WP12.375E50; с крюками XL30S.64.6-HC – на длиннобазном шасси SX3318 с двигателем WEICHAI WP13.550E51. Трехосные мультилифты на шасси SHACMAN SX3258 с полной массой 31 т, двигателем WEICHAI, WP13.NG430E52 и КПП FAST 12JSD200TA-B оснащаются крюками L22S.57.6-HC, а более грузоподъемные с передней осью 9 т – крюками XL26S.62.6-HC.

Для максимально эффективного использования потенциала шасси и крюкового погрузчика мультилифт по запросу может оснащаться системой стабилизации в виде блокираторов рессор задней оси с отдельным управлением.

ГК KROMANN осваивает шасси и других китайских марок, в частности SAIS-IVECO Hongyan GENLYON. Его еще называют «китайский IVECO». На 4-осное шасси SQ3406HV39D монтируют супертяжелый крюковой погрузчик KROMANN XL26-HC для работы с 7-метровыми контейнерами. Преимущество автомобиля – надежный двигатель Iveco Cursor 9.

На очереди – освоение постройки 3- и 4-осных мультилифтов на шасси HOWO T5G и SITRAK C7H.

Мультилифты FAW CA3310 8х4 с крюком KROMANN XL26S.62.6-HC с контейнером V37 Ubox и FAW CA3250 6х4 с крюком KROMANN L22S.60.6-HC – оптимальное решение для региональных операторов ТБО

Группа компаний KROMANN имеет опыт разработки «готовых решений» для многих функциональных задач, поставленных перед мультилифтами. Эти задачи могут быть реализованы с помощью использования сменных контейнеров и сменных надстроек различных видов, конструкции и назначения. Например, это может быть герметичный контейнер для вывоза биоотходов, ила жидкой или полужидкой фракции, контейнер с высокими бортами для перевозки легкого и объемного груза, специфические закрытые контейнеры для транспортировки древесной пыли, стружки, опилок, емкости для жидких отходов, вакуумные цистерны, илососные установки и другие.

Обратная связь от покупателей техники KROMANN позволяет собственному конструкторскому бюро постоянно работать над улучшением проектов «готовых решений» и разрабатывать новые. KROMANN использует практику построения продаж в режиме одного окна, когда потребитель, позвонив по единому телефону, может сформировать Техническое задание под свои задачи или выбрать из нескольких проектов наиболее подходящий исходя из своей специфики, сроков и цены поставки, внести дополнительные пожелания в процессе изготовления, получить консультации по вопросам эксплуатации техники KROMANN, гарантийное и сервисное обслуживание.

«Арзамасский завод коммунального машиностроения» выбрал для себя стратегию продуктового лидера и первым в РФ создал мусоровоз GARBA, близкий по конструкции европейским производителям, но адаптированный под российские условия производства и эксплуатации. Завод подобрал пул поставщиков, доработал свои технологические процессы, учел российскую специфику сбора ТКО.

В течение двух лет был проведен полноценный цикл тестовых испытаний, доработали все «детские болячки». Заканчивается разработка линейки на 2-осных и 3-осных шасси импортных и отечественных производителей, и в конце 2023 г. состоится новый релиз.

Конструкция обеспечивает более мощное усилие на прессующей плите – до 47 т, что позволяет прессовать более плотные отходы: мебель, пиломатериалы, строительный мусор. При этом коэффициент уплотнения мусоровоза остается в пределах 1:7, что позволяет после выгрузки сортировать отходы.

«Арзамасский завод коммунального машиностроения»

АО «КОММАШ» также расширяет линейку мусоровозов на малотоннажных шасси «КОМПАС». Это мусоровозы с задней загрузкой от 8 до 9 м3 с классической конструкцией кузова и заднего борта и конструкцией «монокузов», без отдельного заднего борта, обеспечивающей перегруз в крупнотоннажные мусоровозы. Также разработаны мусоровозы с боковой загрузкой на шасси «КОМПАС» объемом 9–11 м3 с универсальным захватом.

В производстве АО «КОММАШ» остается давно зарекомендовавшая себя линейка мусоровозов с задней загрузкой #ЖадныйДоМусора. Это мусоровозы на 2-осных и 3-осных шасси импортных и отечественных производителей. Объем кузова от 19 до 22 м3. Самая популярная модель – КО-440В объемом 19 м3 на шасси КАМАЗ-53605. Объем загружаемых ТКО – до 12,5 т, что подтверждают тестовые испытания, проходившие в течение 2019–2023 гг., а также опросы службы качества.

Гидроцилиндры подающей плиты вынесены из абразивной и химически агрессивной среды наружу на боковые стенки бункера, что продлевает их срок службы и облегчает обслуживание. Днище приемного бункера выполняют из стали толщиной 8 мм. Увеличенная толщина хромированного покрытия штока, импортные уплотнители, температурный режим от –40 до +55 °С позволяет исключить течь гидроцилиндров и увеличить надежность мусоровоза.

Концепт мусоровоза KBR-P17K GARBA на 2-осном шасси КАМАЗ-53605

Лидером по продажам последних лет в сегменте мусоровозов с боковой загрузкой остается КО-440-7 с объемом кузова 16 м3 на шасси КАМАЗ-43253 с универсальным захватом для загрузки стандартных металлических контейнеров 0,75 м3 и евроконтейнеров до 1,1 м3. С наличием гиидрораспределителя импортного производства проблем нет, все поставщики надежны и проверены годами.

Предприятие использует импортные, российские и белорусские шасси, партнерство с ПАО «КАМАЗ» помогает сохранять лидерские позиции на российском рынке коммунальной техники благодаря наличию складской программы наиболее востребованных моделей.

АО «КОММАШ» реализует систему тестовых испытаний перед покупкой техники. Эксплуатант может убедиться в надежности, эффективности и окупаемости мусоровоза перед покупкой. А производитель имеет уникальную возможность получить обратную связь от механиков, водителей, руководителей предприятий и улучшить функционал и работоспособность техники.

Концепт мусоровоза KBR-P17K GARBA на 2-осном шасси КАМАЗ-53605

Летом этого года на выставке «Иннопром-2023» в Екатеринбурге завод показал мусоровоз КО-440В на шасси Урал-С230Е5 с комбинированной силовой установкой. Бескапотное шасси представляет собой последовательный гибрид с приводом ведущего моста от электродвигателя, запитанного от батарей, которые заряжает мотор-генератор, работающий на сжиженном метане (СПГ). Запас хода на батареях составляет 100 км, плюс 400–500 км добавляет генераторная установка.

Завод «Могилёвтрансмаш», филиал ОАО «Минский автомобильный завод», выпускает широкий модельный ряд мусоровозов с задней и боковой загрузкой с кузовами вместимостью от 6 до 24 м3 на 2- и 3-осных шасси МАЗ. В рамках одной модели могут быть модификации с шасси с двигателями Евро-3, Евро-4 и Евро-5.

Для линейки компактных мусоровозов МАЗ-490 с задней и боковой загрузкой завод использует шасси МАЗ-4371, -4381 различных модификаций. Кузова вместимостью от 6 до 13 м3 коробчатого сечения выполнены без наварных усилителей бортов, функцию которых выполняют продольные выштамповки.

Большой мусоровоз производства завода «Могилёвтрансмаш» с  формованными бортами

Линейка средних мусоровозов МАЗ-590 включает модели с боковой и задней загрузкой на шасси МАЗ-5337, 5340 4х2 экологического уровня Евро-3 и Евро-5. Выделяются кузова цилиндрической формы с боковой загрузкой. Прямоугольный приемный бункер в передней части кузова позволяет разместить гидроманипулятор так, чтобы он не выходил за разрешенные габариты машины.

В среднюю линейку входят мусоровозы с задней загрузкой с прямоугольным кузовом с вертикальными усилителями бортов, усовершенствованный вариант с наклонными усилителями, модель с формованными бортами, а также ее модификация с гидроманипулятором на крыше для выгрузки заглубленных контейнеров и дополнительным поперечным поясом усиления.

Большие мусоровозы МАЗ-690 с задней загрузкой строят на базе МАЗ-6312 6х4 экологического уровня Евро-3 и Евро-5. Кузова прямоугольного сечения выполнены с наклонными усилителями бортов.

«Могилёвтрансмаш» продолжает развитие модельного ряда и применение современных технологий в мусоровозостроении. Так, весной этого года предприятие представило мусоровоз с задней загрузкой на шасси МАЗ-6310С5 6х2 с кузовом вместимостью 20 м3 с формованными бортами.

Выброшенные автомобильные шины представляют собой не только проблему, но и источник качественного вторичного материального ресурса – резиновой крошки, которую используют в производстве резиновой плитки, бесшовных покрытий, кровельных материалов, матов для животноводческих ферм, в качестве добавки в асфальтобетонные смеси. Компания «Глобал Плант» из г. Новокузнецка Кемеровской области разрабатывает и производит полные комплексы оборудования для переработки автомобильных шин всех размеров, а также крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин для горной техники.

Основной агрегат комплекса – это двойной шредер, который позволяет перерабатывать любые шины. Раздробленная масса поступает в дробилку, которая перерабатывает ее в крошку и отделяет резину от текстильного и металлического корда. На вибросите крошка разделяется по фракциям, металлические включения извлекаются магнитными сепараторами, текстильный корд отделяется пневматическим способом.

Перед шредером крупные шины готовят: извлекают бортовое кольцо и режут на куски, называемые чипсами, которые шредер быстро перерабатывает. Для подготовительных операций в комплекс оборудования включают ножницы и выдергу бортовых колец.

Все оборудование российского производства: металлоконструкции изготавливает сама компания «Глобал Плант», электрооборудование поставляют поставщики из ближайших регионов.

«Ряжский авторемонтный завод» серийно выпускает компактные, средние и большие мусоровозы с задней и боковой загрузкой с формованными бортами, именуемые бескаркасными, и с усилителями бортов, или каркасные. Модельный ряд составляют мусоровозы с кузовами вместимостью от 8 до 27,5 м3. Основные шасси отечественные: КАМАЗ, ГАЗ и МАЗ. Дефицит шасси по возможности восполняют китайскими моделями JAC, FAW, Shacman. Ряжский завод в числе первых освоил шасси КАМАЗ «Компас».

Производство оснащено современным импортным и российским оборудованием с ЧПУ для плазменной резки, автоматизированной и роботизированной сварки, обработки давлением, механической и термической обработки. Завод производит все металлоконструкции и гидроцилиндры – производство локализовано на 90%. К сожалению, ряд гидроаппаратов, рукава высокого давления, фитинги приходится закупать за рубежом. Подготовленные металлоконструкции проходят дробеструйную обработку и окрашиваются устойчивой к агрессивной среде краской, специально разработанной и поставляемой местным рязанским предприятием ЗАО «НПК ЯрЛИ».

Мусоровоз с боковой загрузкой МК-4554-06 «Ряжского авторемонтного завода»

Мусоровозы с задней загрузкой комплектуют прессующими механизмами традиционной конструкции, состоящей из так называемой каретки и ножа – подающей и прессующей плит. Разгружается кузов выталкивающей плитой. Приемный бункер, выполненный из отечественной высокопрочной стали, оснащают съемной емкостью для инфильтрата. В комплектацию больших мусоровозов входят задние опоры с раздельным управлением и по заказу портальный погрузчик для разгрузки 8-кубовых бункеров-лодочек.

Для средних мусоровозов разработан кузов вместимостью 16 м3 с формованными бортами пониженной высоты под установку гидроманипулятора для обработки заглубленных контейнеров с тем, чтобы с оборудованием на крыше машина не превышала разрешенного габарита.

Мусоровозы с боковой загрузкой оснащают как каркасными, так и бескаркасными кузовами из стали 09Г2С. Выгрузка контейнера в пресс-камеру выполняется при помощи гидроманипулятора грузоподъемностью 700 кг, с возможностью отклонения вправо-влево для удобного захвата контейнера с последующим автоматическим возвращением в исходное положение. Механизм прессования маятникового типа представляет собой прессующую плиту бульдозерного типа, выполняющую возвратно-поступательные движения по центральной направляющей. Мусоровоз разгружается самосвальным способом – кузов поднимается двумя телескопическими гидроцилиндрами.

По заказу завод оснастит мусоровоз системой взвешивания, чтобы водитель мог избежать перегруза, и системой видеонаблюдения за задним бортом в целях безопасности.

 

Предприятия коммунального машиностроения стараются адаптироваться к быстро и радикально меняющимся условиям: осваивают китайские шасси, приспосабливаются к отечественным сталям. До сих пор остается проблема импортозамещения гидроаппаратуры, рукавов высокого давления как резиновых, так и стальных, фитингов и уплотнений.

компании из статьи
Грузавтомаркет
KROMANN - разумный выбор для вашего бизнеса
www.kromann.ru
компании из статьи
Грузавтомаркет
KROMANN - разумный выбор для вашего бизнеса
www.kromann.ru