Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
Данная статья продолжает серию материалов о мини-кранах.
«Паук» – насекомое строительное – cтроительные краны-пауки
«Поднимаю – и несу» – грузонесущие компактные краны
Всё по-взрослому – телескопические и прочие компактные подъемные краны
В этой статье мы рассмотрим все компактные краны, не вошедшие в категории кранов-пауков и грузонесущих кранов. Ряд моделей, которые сами изготовители называют грузонесущими, в действительности имеют отличия от классических pick-and-carry, например поворотную стрелу или надстройку. Поворотный механизм усложняет и удорожает конструкцию и обслуживание крановой установки. Поэтому краны такого типа мы отнесли к категории «прочих».
Как уже говорилось, верхний сегмент класса мини-кранов составляют компактные версии обычных гусеничных кранов с телескопическими стрелами, оборудованные кабинами. Верхнюю границу грузоподъемности (г/п) кранов, которые можно отнести к компактным, мы условно приняли в 12 т. Как правило, такие краны обладают способностью транспортировать груз на стреле. Некоторые из этих машин оснащаются аутригерами, чтобы обеспечить высокую г/п при минимальной массе и ширине гусеничной тележки.
В России компактная спецтехника пока не получила достойного распространения, частично причины этого мы рассмотрели в предыдущих статьях. Можно еще добавить, что традиция использования при работах небольшого объема машин среднего и даже тяжелого классов идет с давних времен, когда мини-техника в Советском Союзе вообще не производилась, а топливо было дешевым и затрат на него никто серьезно не считал. Конечно, играет свою отрицательную роль и дешевизна рабочей силы гастарбайтеров в современной России, которые обойдутся дешевле эксплуатации мини-крана.
Что предлагают?
Производственная линейка компактных гусеничных кранов Maeda серии LC сейчас включает в себя 3 модели: LC383, LC785 и LC1385 г/п от 2930 до 6000 кг, эксплуатационная масса – от 4400 до 15 640 кг; высота подъема – 8,71– 16,7 м, ширина – 1740– 2490 мм. К телескопической стреле пятигранного профиля предлагается гусек, увеличивающий высоту подъема до 22 м и способный отклоняться на угол до 60°. Машины изготовлены на платформе компактных гусеничных кранов Komatsu. Гусеничные шасси по заказу комплектуются резиновыми накладками. Краны оснащаются дизельными двигателями мощностью от 21,5 до 68,4 кВт и развивают скорость до 5,1 км/ч. Они способны преодолевать подъем в 20–34°. Краны понятны и удобны в работе, имеют дисплей, отображающий длину, вылет и угол положения стрелы, показывающий вес поднимаемого груза и максимальную грузоподъемность в данном положении, и могут быть запрограммированы на конкретные параметры для упрощения операций в стесненных условиях. Характерная особенность – эти краны работают без аутригеров, платформа при повороте практически не выходит за габариты ходовой части, благодаря этим особенностям краны очень компактные, но достаточно мощные для выполнения серьезных работ. Краны Maeda также способны транспортировать груз до 2000 кг на стреле, хотя и не являются кранами pick-and-carry в чистом виде.
Вспомним также несправедливо забытые в предыдущей статье о грузонесущих кранах краны Ormig. Мобильные промышленные краны Ormig (Италия) являются кранами pick-and-carry в чистом виде и предназначены для того, чтобы транспортировать груз на стреле. Краны высочайшего качества г/п от 5,5 до 60 т оснащены дизельными, электрическими или комбинированными дизель-электрическими приводами. Дизельные краны имеют двигатели мощностью от 22 кВт для г/п 5,5 т до 240 кВт для г/п 60 т. Электрические краны от 10 кВт до 36 кВт предназначены для работы в закрытых помещениях. Высота подъема стрелы достигает 16,5 м. Все краны имеют омологацию для передвижения по дорогам общего пользования, максимальная скорость достигает 32 км/ч для 16-тонной машины. Высокая маневренность обеспечивается за счет нагруженных колес передней оси и управляемых задних. В качестве опции к телескопической стреле предлагается гусек механический или с гидравлическим приводом, фиксированный стандартный крюк или U-образный крюк, а также вилы и фиксатор для плит. Краны имеют индикацию безопасной нагрузки и различные варианты исполнения кабины.
Английская компания Sparrow Crane Ltd предлагает две модели компактных гусеничных кранов марки Starlifter: CX-3T и CX-8T г/п 3 и 8 т соответственно. Эксплуатационная масса машин 3480 и 9030 кг, стрелы телескопические 2- и 4-секционная, высота подъема – 6 и 12,5 м, надстройка поворачивается на 360°, оснащены двигателями Kubota мощностью 20 и 41,8 кВт, угол преодолеваемого подъема – 32° (58%), транспортная скорость – 2,3 и 4 км/ч, габаритная ширина – 1890 и 2235 мм. «Старшая» модель имеет аутригеры и способна транспортировать на стреле груз массой до 2,7 т, к ее стреле предлагается 5-метровый гусек. Объем выпуска этих кранов очень невелик.
При г/п не менее 8 т телескопический кран Hitachi Zaxis 160LCT имеет эксплуатационную массу 15 400 кг, однако опорная поверхность составляет всего 2,49 м в ширину и 7,36 м в длину, а габаритная высота машины – 2,9 м. Он работает без аутригеров, высота подъема составляет 14 м. В условиях, соответствующих техническим требованиям, кран может поднимать и транспортировать грузы массой до 6 т. Кабина крана оснащается кондиционером.
В 2009 г. компания выпустила версию меньшего типоразмера – Hitachi Sumitomo ZX 75 UST г/п 4,9 т, эксплуатационной массой 9680 кг, высота подъема – 16,5 м, с гуськом 24,5 м, длина 5-секционной стрелы – 15,92 м.
Итальянская компания Kegiom называет кран мод. 200 Panda грузонесущим. Г/п машины – 1200 кг, масса – 1550 кг, высота подъема 4-секционной стрелы – 6,5 м, габаритная ширина – 850 мм, электромотор, питающийся от аккумулятора, мощностью 0,3 кВт позволяет 3-колесной машине развивать скорость до 3 км/ч, в модификации – до 5 км/ч. Однако по некоторым признакам мод. 200 Panda относится к телескопическим кранам: она оснащена аутригерами, а колонна стрелы поворачивается без аутригеров на 25°, а с аутригерами на 120°. С другой стороны, с грузонесущими кранами мод. 200 Panda сближает малый типоразмер, нетипичный для телескопических кранов, отсутствие кабины и простое колесное шасси.
Еще ближе к телескопическим гусеничная мод. 350-Е4 Plus г/п 2050 кг. Машина массой 2700 кг оснащена бензиновым двигателем мощностью 9,6 кВт, гидростатическая трансмиссия позволяет развивать скорость 2–3,9 км/ч, преодолевать уклоны до 25°, высота подъема грузов – до 8,5 м, габаритная ширина крана – 1000 мм. Крановая надстройка вращается на 360°. В качестве опции предлагаются гусек и радиоуправление.
Man&Material Lift Engineering (MLE) (США) выпускала четыре модели кранов IC-20, IC-25, IC-35 и IC-40 г/п от 2270 до 4080 кг, которые компания называла грузонесущими. Г/п в режиме транспортировки груза на стреле – от 1135 до 3270 кг. Однако эти машины отличаются от классических pick-and-carry поворачивающейся от 90° у IC-20 до неограниченного вращения у IC-40 стрелой и полноприводным шасси с тремя режимами управления колесами: 2 колеса, 4 колеса и крабовый ход. Эксплуатационная масса кранов – от 3030 до 5100 кг. Габаритная ширина – от 1220 мм до 1630 мм. Трансмиссия гидростатическая, скорость движения – от 6,4 до 16 км/ч. Краны оснащены аутригерами. Высота подъема с гуськом – от 8,46 до 10,2 м. Краны широко предлагаются на американском рынке в аренду и б/у на продажу. Саму компанию MLE в 2010 г. приобрела другая американская компания, и автору не удалось найти сведений, продолжается ли сейчас производство этой линейки кранов.
И все-таки хотелось бы еще раз обратить внимание на компактные краны Jekko SPX527 и Jekko SPX1040 производства итальянской компании Ormet S.p.A.
Модель SPX527 при ширине всего в 1,1 м имеет вылет стрелы 18 м и г/п 2700 кг. Этот кран может стать универсальным помощником в самых различных строительных областях благодаря использованию гидравлических насадок, малым габаритам и технологии Pick&Carry, позволяющей SPX527 перевозить груз весом до 500 кг.
Модель SPX1040 объединила в себе основные достоинства крана-паука и грузонесущего крана. Данная модель имеет ширину 1,4 м, вылет стрелы до 23,5 м и обладает г/п до 4000 кг. При скромных габаритах и собственном весе всего 6,3 т Jekko SPX1040 без труда может транспортировать и одновременно вращать на стреле груз весом до 2000 кг. В случае необходимости кран может быть укомплектован дополнительным набором противовесов, позволяющих увеличить грузоподъемность.
Как видим, несмотря на небольшие размеры, компактные краны обладают вполне «взрослыми» характеристиками и возможностями, нужно только уметь правильно выбрать модель.