
Автокраны: стагнация и синизация
В 2024 г. рынок спецтехники, включая автокраны, сократился на 20%, а в текущем, 2025 г., по прогнозу Ассоциации импортеров и производителей спецтехники (АИПС), ожидается еще более значительное снижение – 30–35%. Сжатие рынка спецтехники продолжается второй год, как и рынка лизинга, который в прошлом году снизился на 7%. На этот год, по экспертным оценкам, ожидают снижения на 15–25%. Эксплуатанты не только откладывают до лучших времен обновление парков, но и возвращают взятую в лизинг технику. Причина стагнации – ставка ЦБ РФ. В таких условиях крановые заводы больше обеспокоены выживанием, нежели развитием.
Стагнация рынка автокранов сопровождается ростом доли импорта. Еще недавно российская крановая техника занимала 85% рынка, сегодня – менее 40%, причем импорт полностью обеспечивают китайские поставщики. В то время как российские крановые заводы вместе со всей экономикой проходят бесконечную череду кризисов всех мастей и оттенков, китайские корпорации завоевывают российский рынок при поддержке властей КНР, поставляя краны всех типоразмеров и применяя лучшие практики западных партнеров.

Поддержка властей позволяет поддерживать конкурентные, если не демпинговые цены, как наблюдалось в других сегментах спецтехники, например, в сегменте бульдозеров. При этом крупные китайские корпорации, государственные и частные, развивают сервисные сети и обеспечение запасными частями по западному образцу. По крайней мере, стараются идти по этому пути. Значительную помощь им оказывают специалисты покинувших Россию западных сетей.
За прошедшие годы китайские производители крановой техники адаптировали свои модели к нормативным требованиям РФ, климатическим и дорожным условиям эксплуатации. Они сегодня предлагают краны автомобильного типа с интегрированной опорно-ходовой рамой, отвечающие требованиям к габаритным размерам, полной массе и осевым нагрузкам, при этом с конкурентными грузовысотными характеристиками. Также доступны мобильные краны высокой проходимости с «северными» пакетами для эксплуатации в сложных климатических и дорожных условиях.

Синизация (китаизация) проходит не только в части полнокомплектной крановой техники, но и компонентов и шасси для российской. Китайскими компонентами замещают труднодоступные западные, и такая «локализация» ведется масштабно и достаточно успешно. С китайскими шасси остаются нюансы, иначе их распространение было бы масштабнее. Основная проблема в нестабильности поставок. Можно заказать шасси, но трудно прогнозировать сроки поставки и точное соответствие спецификации. Другими словами, может прийти не совсем то, что заказывали, или совсем не то, что критично для крановой тематики.
Таким образом, на российском рынке сегодня представлены крупные китайские марки – XCMG, SANY, LiuGong и другие, а также российские, такие как «Галичанин» и «Челябинец».
Компания XCMG – один из крупнейших поставщиков мобильной крановой техники на мировой, а сегодня и на российский рынок. В городе Сюйчжоу провинции Цзянсу расположен масштабный производственно-конструкторский комплекс, где разрабатывают и производят все типы кранов на колесном ходу.
На российский рынок компания поставляет мобильные дорожные краны серии ХСТ, короткобазные краны XCR и вседорожные краны серии ХСА. Многочисленная серия ХСТ включает модели грузоподъемностью от 20 до 100 т на 3- и 4-осных шасси автомобильного типа с интегрированной опорно-ходовой рамой и стрелой длиной до 70 м, Краны серии XCT S1 комплектуются кабиной с механизмом наклона. Краны рассчитаны на движение по дорогам общего пользования, поэтому ряд моделей выполнены в дорожных габаритах.
Серия ХСА тяжеловеснее – в нее включены модели грузоподъемностью от 60 до 500 т на 3, 4, 5- и 6-осных шасси автомобильного типа повышенной проходимости со стрелой длиной до 128 м.
Серия короткобазных кранов XCR представлена 13 моделями грузоподъемностью от 30 до 150 т и с длиной стрелы от 35 до 81,5 м.
Для всех кранов XCMG завод в Сюйчжоу изготавливает телескопические стрелы овоидного сечения. Краны комплектуют решетчатыми гуськами и противовесами, которые могут перевозиться отдельным транспортом.
Для поддержки продаж и эксплуатации официальный дистрибьютор компания «СюйГун Ру» создала дилерскую и сервисную сети, охватывающие всю территорию РФ.

ООО «Палфингер Сани Крэйнз», эксклюзивный дистрибьютор автомобильных кранов SANY, предлагает дорожные краны серии STC и вседорожные серии SAC. Дорожная серия включает модели грузоподъемностью от 16 до 120 т на 3- и 4-осных шасси автомобильного типа с интегрированной опорно-ходовой рамой и стрелой длиной до 70 м, в том числе облегченные модели в дорожном габарите для свободного движения по дорогам общего пользования, полноприводные модели, дающие возможность работать в труднодоступных местах без подъездных дорог с твердым покрытием, и модели в северном исполнении.
Тяжелая вседорожная серия SAC включает краны грузоподъемностью от 60 до 900 т на вездеходных шасси автомобильного типа с числом осей от 3 до 8 и стрелой длиной до 118,4 м. Под заказ также доступны северные исполнения.
Все автокраны SANY независимо от грузоподъемности оснащают стрелой сложного U-образного профиля, кабиной крановщика с механизмом наклона, автономным отопителем и кондиционером.
В планах компании возобновление сборки автокранов грузоподъемностью 30 и 35 т на шасси КАМАЗ, нужные модели которых вновь появились в продаже.

Сегодня компания LiuGong поставляет линейку дорожных кранов на автомобильных шасси с интегрированной опорно-ходовой рамой грузоподъемностью 25, 32, 55 и 75 т на 3- и 4-осных шасси. Так, модель LTC320L5 грузоподъемностью 32 т на 3-осном дорожном шасси автомобильного типа оснащена 5-секционной стрелой сложного U-образного профиля. Длина полностью выдвинутой стрелы достигает 44 м, со штатным решетчатым гуськом – 53 м. Крановая установка и шасси приводятся общим двигателем Dongfeng Cummins мощностью 221 кВт. Масса автокрана – 33,5 т.
Автокран LTC550L5 представляет собой такую же крановую установку, но на 4-осном шасси. За счет большего опорного контура и противовеса грузоподъемность увеличена до 55 т. На шасси установлен двигатель Dongfeng Cummins мощностью 251 кВт. Масса автокрана – 40,6 т.
В комплектацию кранов входит решетчатый гусек, съемные противовесы, механизм наклона кабины крановщика.

Модельный ряд АО «Галичский автокрановый завод» (г. Галич Костромской области) включает краны грузоподъемностью 25, 32, 35, 50, 70 и 100 т со стрелами сечения типа «ОВОИД» и «ОВАЛОИД» на автомобильных шасси КАМАЗ, УРАЛ, FAW, МЗКТ, а также краноманипуляторные установки грузоподъемностью 7 т на шасси КАМАЗ, УРАЛ и FAW.
В этом году флагманский автокран КС-84713-6 грузоподъемностью 100 т на шасси МЗКТ-750001 10х10 получил статус «Сделано в России» в соответствии с постановлением Правительства РФ № 719.
Также завод представил две новинки – автокраны грузоподъемностью 32 и 35 т на вездеходных шасси. Автокран КС-55729-5В-4 «Графит» построен на шасси КАМАЗ-43118, при этом грузоподъемность крана – 32 т, а длина стрелы сечения «ОВАЛОИД» – 34 м. Крановая установка представляет собой шедевр российской инженерной мысли.
«Графит» отвечает требованиям к осевым нагрузкам, помещается во все габариты и не требует спецразрешения для движения по дорогам общего пользования.
Второй автокран – КС-55721-5В-1 «Комсомолец» грузоподъемностью 35 т – смонтирован на шасси КАМАЗ-6560 8х8 и оснащен 5-секционной стрелой сечения «ОВАЛОИД», самой длинной в своем классе – 41 м. Сегодня доступны для заказа автокраны КС-55721 «Комсомолец» также на шасси КАМАЗ-6540 8х4, КАМАЗ-65201 8х4, FAW CA3310 8x4.

АО «Челябинский механический завод» выпускает гамму автокранов грузоподъемностью 16, 20, 25, 32, 35, 40, 50, 55 и 60 т на шасси КАМАЗ, УРАЛ, в основном вездеходных – такова специфика завода. В их числе краны новой серии «СТ» грузоподъемностью 25, 32, 50, 55 и 60 т. Для кранов грузоподъемностью 50–60 т конструкторы завода разработали систему стационарных съемников стрелы и задней балки нижней рамы для их оперативного, в течение 30–40 минут, демонтажа. Снятые элементы перевозят отдельным транспортным средством в специальной «транспортной кассете» и на рабочем месте монтируют в обратном порядке. В транспортном положении 4-осная машина проходит весовой контроль, а в рабочем конкурирует с кранами на специальных шасси автомобильного типа. Так как у российского автомобилестроения большие проблемы с шасси большой грузоподъемности, а крановая отрасль ориентирована именно на серийные шасси, решение ЧМЗ открывает возможность строить всё более тяжелые автокраны.
Так, модель КС-65760 г/п 60 т на шасси КАМАЗ-6560 8х8 оснащена 5-секционной 42-метровой стрелой овоидного сечения, которая позволяет поднять 9 т на высоту 43,6 м. Крановая установка также позволяет выдвигать стелу с грузом до 12 т на крюке.
Несмотря на все усилия российские крановые заводы потеряли рынок. Китайские партнеры, заняв какой-либо сегмент, только наращивают свое присутствие. Они быстро адаптируются к переменам и имеют возможность назначать конкурентные цены, используя внутренние ресурсы и поддержку властей КНР. Также важна привязка заказчиков к сервисным сетям: привыкнув к хорошему сервису, заказчик вряд ли согласится на ухудшение условий. Для российских автокранов остаются специфичные сегменты и ниши, куда не пускают иностранцев или где российские автокраны показывают лучшие результаты.
