Траншеекопатель Delta TR1500 на  экскаваторе-погрузчике («Традиция-К»)

Установлено, чтобы работать (ч. 2)
Сменное навесное оборудование для дорожно-строительной техники

Часть 1    Часть 2    Часть 3     Часть 4

Захваты для труб

Одно из сменных навесных орудий для экскаваторов, которое становится все более популярным, – захваты для подъема труб, в частности, в виде «челюстей», охватывающих трубу снаружи. Они бывают полностью автоматическими или полуавтоматическими. Используются также захваты в виде крюков или скоб, вставляющихся внутрь трубы. Трубный крюк является автоматически уравновешивающимся орудием. Например, у трубных скоб компании Kenco Corp. имеется встроенный механизм для автоматической регулировки положения с приводом от цилиндра, заполненого азотом. Одним из преимуществ трубных скоб Kenco является их небольшой вес, так как в отличие от аналогичного оборудования других марок они не имеют противовеса.

Крюк для подъема труб

Выбор захвата определяется условиями работы. Крюк нельзя использовать, если длина трубы превышает 6 м. С другой стороны, для применения ножничного захвата-челюстей должно быть определенное пространство по продольным сторонам трубы, например, может быть проблематичным использование такого захвата в траншее. Ножничные захваты также удобно использовать для переноса бетонных заграждений, такую работу обычно выполняют колесные экскаваторы или мобильные краны. Захваты с уретановыми накладками не повреждают поверхность бетонных заграждений, эти накладки даже улучшают силу сцепления захвата, поскольку увеличивают площадь соприкосновения лап захвата с бетонной конструкцией.

Гидравлические ямобуры

Ямобуры гидравлические – одно из наиболее популярных сменных навесных орудий для погрузчиков с бортовым поворотом, мини-экскаваторов, экскаваторов-погрузчиков, экскаваторов, крановых манипуляторных установок и компактных фронтальных погрузчиков всех видов. Благодаря их простоте и надежности обычно не требуется большой квалификации, чтобы освоить работу с ними. Однако оператору нужно помнить несколько простых правил обслуживания и использования ямобуров, потому что при неправильной эксплуатации экономичность и производительность ямобура снижаются.

Поток в гидроконтуре, направление вращения. Прежде всего следует убедиться, что навесное оборудование совместимо с источником энергии: обеспечивается ли необходимый расход жидкости и давление в гидравлическом контуре, к которому подключается ямобур, чтобы он мог развить достаточную мощность. Далее, оператор должен убедиться, что оборудование подсоединено правильно. После того как все РВД надежно подсоединены, следует включить машину и проверить, правильно ли вращается ямобур. Если шнек вращается неправильно, следует поменять местами РВД. В некоторых случаях бур может вращаться в правильном направлении, даже если РВД подсоединены неправильно, однако производительность в таком случае будет намного хуже из-за высокого противодавления в гидроконтуре.

Техническое состояние бура. Перед тем как начать бурение, оператор должен проверить состояние изнашивающихся деталей ямобура – забурника, зубьев, ножей, резцов и державок. Забурник, или наконечник бура, (как и следует из названия) располагается на самом конце орудия. Именно он обеспечивает прямолинейное движение шнека в процессе бурения и по­этому должен быть в хорошем состоянии. К сожалению, довольно часто у ямобуров, которые сдаются в аренду, забурник оказывается совершенно изношенным или, что еще хуже, вообще отсутствует. Использовать ямобур без забурника – то же самое, что пытаться просверлить стальную деталь сломанным сверлом. Ничто не направляет бур по прямой. Это не только значительно снижает производительность инструмента, но и увеличивает опасность травмирования оператора.

Следует убедиться, что ямобур оснащен соответствующими задаче зубьями – это еще один момент, который часто забывают при проведении техосмотра. От работы зуба (зубьев), расположенного в самом низу шнековой спирали, больше всего зависит качество бурения, ведь шнек предназначен для подачи разрыхленного грунта из ямы. Когда зуб (зубья) находится в хорошем состоянии, ямобур с высокой производительностью внедряется практически в любой грунт. Но, если зуб изношен или вообще отсутствует, вся нагрузка по разрыхлению грунта переносится на спираль шнека, производительность резко уменьшается, а износ шнека возрастает.

В конструкции любого ямобура предусмотрен определенный допуск на износ. Рассмотрим, например, ямобур диаметром 200 мм. Когда зуб новый, этот ямобур бурит яму диаметром 240 мм. И благодаря этому легко извлекается из ямы. По мере износа зубьев диаметр пробуриваемой ямы постепенно уменьшается до номинального диаметра спирали шнека (200 мм), и в конце концов бурить грунт начинает сам шнек, а не зубья. Далее шнек будет постепенно изнашиваться и принимать коническую форму. Когда износ зайдет далеко, ямобур не сможет бурить ямы – он будет застревать в грунте.

Гидробур Impulse («Традиция-К»)Гидровращатель Impulse M7 («Традиция-К»)Шнековый бур Hydra («Профессионал»)

Эта проблема отмечается многими владельцами ямобуров, и одна из причин этого то, что они не знают, как определить, насколько изношены забурник и зубья. Поэтому некоторые производители ямобуров разработали индикаторы износа, которые визуально показывают, когда упомянутые детали необходимо заменить.

Место работы. Когда агрегат готов к работе и оператор знает, что нужно делать, следует проверить место и проанализировать условия бурения. Во время работы ямобур может наткнуться на подземные коммуникации. Поэтому следует обязательно выяснить, имеется ли схема расположения подземных коммуникаций, и свериться с ней.

Даже если на участке нет подземных кабелей или трубопроводов, в грунте могут находиться крупные камни, куски бетона или толстые корни деревьев, либо слои высокой плотности, например сланец. Для преодоления подобных препятствий может потребоваться более высокая мощность бурения. Поэтому всегда следует знать пределы возможностей оборудования, которое вы используете. Если упорно снова и снова пытаться пробурить слишком тяжелый и плотный грунт буром, мощность которого недостаточна, это может привести к поломке агрегата.

Высокая трава и другая растительность также могут мешать работе ямобура – наматываются на шнек, и их следует удалять, чтобы увеличить производительность и экономичность бурения.

Обычно машина с ямобуром находится на одном уровне с поверхностью, в которой бурится яма. Если же машина на одном уровне, а бурение производится на другом, увеличивается опасность аварии, и таких работ следует избегать. Если яму необходимо пробурить на склоне, машину надо надежно закрепить с помощью аутригеров или других приспособлений.

Шнековый бур Cangini («Профессионал»)Навесной ямобур для мини-погрузчикаШнековый бур БШ-6/9/12 (АО  «Клевер»)

Процесс работы. Существует неправильное мнение, что лучший способ бурения отверстий большого диаметра – сначала пробурить буром малого диаметра, а затем расширить яму буром большого диаметра. В действительности же такой метод не позволит забурнику поддерживать точное направление движения бура большого диаметра при расширении отверстия. К тому же такая технология неэкономична и может привести к поломке оборудования.

Оператор должен быть очень осторожен и не подавать бур вперед слишком сильно, так как в результате может быть повреждено гидравлическое оборудование, поскольку оно и так работает с высокой нагрузкой. Во время бурения отверстий ямобур всегда работает в режиме высокой мощности. В процессе этого выделяется тепло. Если бур застревает, а оператор пытается заставить машину продолжать бурение, тепла выделяется все больше, и в конце концов работу придется прекратить. По мере нагрева вязкость гидравлической жидкости уменьшается, и из-за этого возрастает вероятность того, что гидронасос или гидромотор вый­дут из строя раньше времени.

После того как яма успешно пробурена, оператор должен решить, как извлечь бур из земли. Чтобы на дне ямы осталось как можно меньше разрыхленной земли, оператор должен остановить вращение бура прежде, чем начнет извлекать его из ямы. С другой стороны, бур будет выниматься с меньшим усилием, если оставить его вращаться с небольшой скоростью. В конечном счете способ извлечения бура из ямы зависит от опыта и предпочтений оператора.

Компания «Профессионал» поставляет гидробуры на экскаваторы-погрузчики и мини-экскаваторы массой до 14 т, полноповоротные гидравлические экскаваторы до 45 т.

Предлагается качественная продукция зарубежного производства по конкурентным ценам. Основные модели гидро­вращателей имеются на складе компании «Профессионал».

«Профессионал» поставляет как в сборе, так и отдельно вращатели, шнеки, забурники, а также адаптерные подвески.

Сервисная служба оказывает полный спектр услуг по обслуживанию навесного оборудования: монтаж, ввод в эксплуатацию, диагностика, ремонт, обучение персонала.

Компания «Традиция-К» более 20 лет представляет на рынке навесного оборудования различное навесное оборудование, в том числе ямобуры и траншеекопатели Delta (Англия) и Impulse (Россия), которые уже доказали свою надежность, неприхотливость и производительность.

Захват для труб и барьеров

Складская программа Компании «Традиция-К» позволяет иметь в наличии гидроприводы на любые базовые машины с гидравлическим контуром. Есть шнеки любого диаметра и назначения, а также разнообразные удлинители. На все популярные в России машины имеются адаптерные подвески. Все сделано для того, чтобы гидробуры Delta или Impulse приобретались партнерами Компании «Традиция-К», когда необходимо, без задержек на ожидание недостающих составляющих полного комплекта для монтажа. Для техобслуживания гидровращателей в наличии на складах есть запчасти, ремкомплекты и расходники.

Производство Компании «Традиция-К» помогает в текущей плановой работе и при нестандартных решениях – например, при изготовлении адаптерных подвесок на редкие базовые машины, переходников на винтовые сваи и т. п.

Сервис Компании «Тради­ция-К» осуществляет предпродажную подготовку оборудования и послепродажную поддержку. Техобслуживание и ремонт проводят высококлассные специалисты, имеющие большой опыт, прошедшие обучение, в том числе на предприятих производителей оборудования.

Рекомендации по обслуживанию и использованию ямобуров так же просты, как и само оборудование. Придерживаясь их, можно достичь максимальной производительности и экономичности при эксплуатации сменной навесной буровой установки и избежать нежелательных простоев оборудования.

Для установки дорожных знаков, столбов и ограждений широко используется навесной шнековый бур БШ-6/9/12 производства АО «Клевер». Без лишних усилий машина показывает высокие результаты в работе с грунтом разной уплотненности. В линейке представлены 3 модификации бура с диамет­ром шнека от 15 до 30 см и длиной 106 см. Подготовка к бурению происходит быстро и не требует сложных действий – достаточно закрепить бур с помощью трехточечной навески и подключить гидравлику. Регулируемая трехточечная навеска и карданная передача позволяют БШ-6/9/12 работать со всеми видами тракторов. Прочная цилиндрическая стальная опора, соединяющая шнек и узел ВОМ, удерживает стабильное положение бура даже в сложных условиях. При необходимости БШ может дополнительно комплектоваться удлинителем шнека длиной 30 см и комплектом утяжелителей 157 или 225 кг, что позволяет бурить ямы глубиной до 1,3 м без потери устойчивости конструкции.

Траншеекопатели

Чаще всего траншеекопатели навешиваются на мини-погрузчики, экскаваторы-погрузчики или экскаваторы массой до 15 т. Важно правильно подобрать навесной траншеекопатель, наиболее подходящий для данных конкретных условий работы, а для этого следует проанализировать ряд вопросов.

Глубина и ширина траншеи, выбор агрегата и машины-носителя. Прежде всего следует выяснить, какой глубины и ширины траншеи потребуется проложить. Большинство траншеекопателей достаточно универсальны, и все же, приобретая или арендуя траншеекопатель, убедитесь, что с его помощью вы сможете проложить траншеи всех необходимых размеров по глубине и ширине.

Если строительная площадка невелика и работать придется в условиях тесноты, лучше выбрать небольшой навесной траншеекопатель для компактной машины, например погрузчика с бортовым поворотом. Даже небольшие погрузчики с бортовым поворотом могут прокладывать траншеи глубиной до 900 мм и шириной до 250 мм. К тому же стоимость владения и эксплуатации у компактных агрегатов меньше. Если требуется траншея глубже или шире, или грунт будет тяжелый, можно выбрать траншеекопатель, предназначенный для колесного или гусеничного погрузчика большего типоразмера, с глубиной выемки приблизительно от 600 до 1500 мм и шириной траншеи от 150 до 300 мм. У машины большего типоразмера выше производительность, она массивнее и способна противостоять более высоким нагрузкам, более устойчива при работе. Но эксплуатация такого агрегата будет и стоить дороже. Учтите, что при прокладке траншеи в сыпучем грунте нужно откапывать траншею глубже и шире заданных размеров, чтобы компенсировать осыпание грунта, возможно, для этого потребуется оборудование большего типоразмера.

Траншеекопатель Delta («Традиция-К»)

Гусеничный или колесный ход. Тип ходовой части траншеекопателя выбирается в зависимости от вида и состояния поверхности грунта. Гусеничная ходовая обеспечивает машине возможность не проваливаться в слабый грунт, а также высокое тяговое усилие. Колесную ходовую рекомендуют выбирать, когда требуется высокий темп работ.

В завершение оцените, сможет ли данная машина выполнить работу в течение отпущенного на нее времени.

Расход потока и давление в рабочем гидроконтуре.
Энергоснабжение траншеекопателя определяется расходом потока и давлением в гидравлическом рабочем контуре. Следует выяснить эти параметры гидросистемы машины. Обычно для работы небольших траншеекопателей на мини-погрузчиках требуется расход от 30 до 75 л/мин и давление от 12 до 21 кПа. Типичные требования по величине потока и давления для колесных и гусеничных мини-погрузчиков средних и больших типоразмеров составляют 40–150 л/мин и от 14 до 29 МПа.

Цепи и зубья. Компании-производители выпускают различные цепи и зубья траншее­копателей, предназначенные для различных грунтов. Поэтому прежде всего нужно выяснить характеристики грунта, с которым предстоит работать. От того, насколько правильно будет сделан выбор типа цепи и зубьев, зависит производительность агрегата.

Если характеристики грунта поменяются или нужно изменить ширину траншеи, зубья на цепи можно легко и быстро заменить, они крепятся к цепи болтами или привариваются. Болтовые со­единения позволяют быстрее менять инструмент, зато приваренные зубья не ослабнут во время работы, их не нужно подтягивать. Цепи могут быть «комбинированными», то есть оснащаться одновременно зубьями разного типа. Можно изменять количество зубьев на цепи, чтобы изменить величину давления каждого зуба на грунт. Цепи для самого твердого грунта оснащаются зубьями с самозатачивающимися наплавленными резцами из карбида вольфрама. Иногда такие резцы могут поворачиваться в процессе работы, чтобы изнашиваться равномерно.

Привод. Некоторые производители предлагают конструкции с непосредственным приводом траншеекопателя от гидромотора, у других привод осуществляется через редуктор. Использование редуктора для привода цепи траншеекопателя, предназначенной для тяжелых условий работы, – это надежный и экономичный способ увеличения мощности копания по разумной цене. При непосредственном приводе цепь движется быстрее, но срок службы ее за счет этого бывает короче, а такой важный параметр, как крутящий момент, меньше по сравнению с характеристиками агрегата с приводом через редуктор.

Траншеекопатель Delta на мини-погрузчике TEREX («Традиция-К»)

Зачистной башмак. В штатной комплектации или в качестве опции к траншеекопателю обычно предлагается зачистной башмак. Он предназначен для более тщательной очистки траншеи от осыпающегося грунта и позволяет получить траншею с ровным и чистым дном. Грунт, собираемый плугом, подхватывается скребками баровой цепи и поднимается на поверхность.

Боковое смещение агрегата. Траншеекопатели могут комплектоваться кареткой бокового смещения, которая позволяет машине работать ближе к препятствиям наподобие стены дома. Смещение может осуществляться вручную или с помощью гидропривода. Если работа производится вблизи препятствия, может понадобится снять шнек, перемещающий грунт от края траншеи.

Приемы работы. Устанавливать траншеекопатель нужно положив стрелу горизонтально на землю. Перед тем как начать работу, необходимо расположить стрелу на расстоянии нескольких метров позади исходной точки предполагаемой траншеи. Для того чтобы подобрать сбалансированные скорости хода и цепи, нужно прогреть двигатель и вывести на режим средних или высоких оборотов и начать медленно продвигаться вперед, затем постепенно опустить носок стрелы в землю. Когда стрела траншеекопателя окажется в грунте с наклоном на нужный угол, опускайте траншеекопатель до тех пор, пока расположенная слева опорная лыжа рамы траншеекопателя не окажется плотно прижата к грунту, иначе траншея может оказаться непрямолинейной и с неравномерной глубиной. Рекомендуется держать траншеекопатель под углом от 45 до 60°, при таких углах обеспечивается максимальная производительность. Глубина траншей может изменяться регулировкой угла наклона инструмента и изменением положения опорных салазок. Следует учитывать, что в ходе работы зубья затупляются и ширина траншеи уменьшается.

Движение цепи лучше начинать с небольшой скорости, постепенно доведя до 80% от максимальной. Это позволит понять, с какой скоростью можно работать, и почувствовать нагрузку до того, как она сможет причинить ущерб агрегату. Учтите: работа при максимальной скорости движения цепи редко является оптимальной для обеспечения наивысшей производительности траншеекопателя. Заставляя машину работать на максимальной скорости, оператор рискует быстро затупить зубья. Основная цель оператора – работать при наименьшей скорости цепи, не снижая продуктивности. Зубья должны копать плавно и в то же время с высокой производительностью.

Понемногу подавайте машину задним ходом. Следует увеличивать скорость хода до тех пор, пока обороты двигателя не уменьшатся на 10% (200–300 об/мин). Далее нужно следить за тахометром и одновременно замедлять скорость работы цепи. Если двигатель увеличит число оборотов, необходимо снова увеличить скорость хода до тех пор, пока двигатель не замедлится. Это действие следует повторять каждый раз, когда количество оборотов двигателя возрастает.

В общем случае скорость движения машины зависит от глубины траншеи, ширины, характеристик грунта и мощности машины-носителя. Если скорость движения будет слишком высокой, траншеекопатель может застрять в грунте.

Буры с  забурниками и зубьями

Машину не следует выводить на полную мощность, если только грунт не настолько мягкий, что позволяет быстро и без труда прокладывать траншею. Обычно рекомендуется, чтобы машина работала при 75% от полной мощности. Наибольшая производительность достигается при работе траншеекопателя с крутящим моментом, величина которого составляет 90% от пикового значения.

Нельзя делать крутые повороты в процессе прокладки траншеи. Это потребует огромной мощности и создаст опасную нагрузку на стрелу. Если необходимо сделать у траншеи резкий поворот, необходимо прокопать траншею до места поворота, вынуть из траншеи стрелу и расположить под необходимым углом на достаточном расстоянии от проложенной траншеи, а затем начать прокладывать вторую траншею. Прокладывать ее рекомендуется на 30–50% глубже, чем указано в чертеже, до пересечения с первой траншеей, так как в месте пересечения двух траншей на дно насыплется много земли. Необходимо расширить место пересечения траншей (выкопать внутренний угол), чтобы поместился сгиб трубы, если укладывается труба достаточно большого диаметра.

Техобслуживание. Основное внимание следует обращать на рабочий инструмент – цепь. Рекомендуется обслуживать цепь дважды в день: очищать, проверять состояние зубьев, заменяя изношенные, и восстанавливать подвижность поворачивающихся резцов. Следует также измерять натяжение цепи: расположив стрелу горизонтально, измерить расстояние от нижней поверхности стрелы до цепи. Расстояние должно соответствовать величине, указанной в инструкции по эксплуатации. Если цепь натянута слишком сильно, машина затрачивает больше мощности на ее вращение, и нагрузки на стрелу возрастают, а если слабо – может выпасть из направляющих стрелы. В обоих случаях износ цепи возрастает. Регулярное обслуживание цепи позволяет поддерживать ее в оптимальном рабочем состоянии.