Амкодор-702А с двухчелюстным ковшом

Почему не меняются экскаваторы-погрузчики

Экскаваторы-погрузчики на шасси колесных тракторов
Ю. Петров

Использование пропашного трактора как базы для экскаваторного и погрузочного оборудования – лишь переходный этап в дальнейшей специализации бэклодеров. Российские производители об этом прекрасно осведомлены, однако заводы при высоком спросе на ставшие уже классическими конструкции не торопятся переходить на выпуск специализированных экскаваторов-погрузчиков, в которых использована оригинальная монтажная база.

Объективности ради отметим, что последние два года рынок начал меняться. Ужесточившиеся требования генподрядчиков к закупкам техники дали жизнь более производительным моделям, однако реалии не радуют.

Сегодня трактор «Беларус» остается в структуре производства основной базовой машиной для погрузочного и экскаваторного оборудования, а потому рабочие характеристики у всех производителей навески сопоставимы или близки: габаритные размеры – от 7,0x2,5x3,0 до 8,5x2,5x3,9 м, транспортная скорость – около 20 км/ч, давление в рабочей гидросистеме – до 14...16 МПа. Максимальный преодолеваемый подъем для бэклодеров на базе «Беларуса» тягового класса 1,4 составляет 20° (34% под уклон).

ДЭМ-114

Экскаваторы-погрузчики на оригинальных шасси

Сарэкс ЭО-2321
ATEK 999
Борэкс 3106

Серьезным недостатком экскаваторов-погрузчиков на шасси колесных тракторов тягового класса 1,4 можно считать скромные характеристики рабочего цикла при копании ковшом, небольшое заглубление ковша погрузчика (от 100 до 85 мм). Во многом это объясняется малой массой базового трактора (для семейства МТЗ-80 она составляет 3,7...4,0 т) и его конструкцией, не приспособленной для тяжелых строительных работ, а значит, область их применения ограничивается работой в фермерских хозяйствах и коммунальном секторе. Расширить сферу использования в строительстве помогает дополнительное оборудование – гидромолоты, грейферы или увеличение числа функций. Так, например, смещаемая ось копания позволяет сократить габаритные размеры при транспортировке, уменьшить радиус поворота, проводить экскавационные работы вплотную к зданиям и сооружениям. Поворачиваемая на 180° в плане стрела позволяет уменьшить транспортные размеры и вести экскавацию грунта и материала под углом к трактору.

Однако все это уже «отработанный материал». Единственное непреходящее достоинство бэклодеров на шасси тракторов – низкая цена и неприхотливость. Учитывая консерватизм покупателей, эти качества могут перевесить бo’льшую производительность тяжелых специализированных бэклодеров и более широкий шлейф оборудования для мини-погрузчиков.

Единственный производитель, предлагающий экскаватор-погрузчик ЭО-1201 на шасси ВТЗ Т-30А-80 (4х4), – ПО «Интер-Дон». Его аналог ЭО-1624А от ОАО «Донецкий экскаватор» базируется на шасси заднеприводного ВТЗ-2048А. Грузоподъемность ковша погрузчика – 350 кг, тогда как у экскаваторов-погрузчиков на базе «Беларуса» она достигает 1,0 т. Продолжительность рабочего цикла – 22 с. В список опций входят бульдозерный отвал, сельскохозяйственные вилы, рыхлитель, крюковая стрела, ковшовый и вилочный грейферы. Оба завода выпускают и экскаваторы-погрузчики на шасси тракторов МТЗ-82, а «Донэкс» – единственное в России предприятие, которое строит бэклодеры на базе узбекских тракторов ТТЗ-80. ПО «Интер-Дон» в последнее время сделало немало для расширения типажа модельного ряда, создав целую линейку бэклодеров, оснащаемых экскаваторным оборудованием со смещаемой осью копания (модификации с литерой А) и двухчелюстным погрузочным ковшом (модификации -20 и -21).

Интер-Дон ЭО-2101

С 2005 года ООО «Златоустовский экскаваторный завод «Златэкс» (ранее – «Булат») предлагает новый экскаватор-погрузчик ЭО-3626 на базе 4,64-тонного трактора МТЗ-1221 со 130-сильным дизелем Д-260.2. В его оснащение входят челюстной ковш погрузчика (такой, как на ЭО-2626Ч4) и экскаваторное оборудование со смещаемой на 0,8 м осью копания. Челюстной ковш позволяет машине работать как планировщик и как погрузчик, обеспечивая возможность захвата челюстью валунов, бревен, труб и т. п., и загружать их, например, в транспортное средство. Наибольшая скорость передвижения при работе погрузчиком – 5 км/ч. Высокая энергонасыщенность позволила поднять давление в гидросистеме до 21 МПа, что не замедлило сказаться на производительности. Герметичность системы и плавность работы навесного оборудования обеспечены итальянскими уплотнителями и гидрораспределителем. По сравнению с другими машинами на базе «Беларуса» увеличена высота погрузки до 4 м (против 3,3...2,5 м у МТЗ-80 и МТЗ-82). Наряду с другими моделями компании – ЭО-2626 и ЭО-2626Ч4 на базе МТЗ-82.1 – все «Златэксы» могут быть оборудованы вилочным погрузчиком грузоподъемностью 1 т, монтируемым на стрелу. Регулировка вил по захвату – 1,2...0,5 м, масса навески – 110 кг, скорость передвижения при работе погрузчиком – 5 км/ч. По заказу стрелу экскаваторов оснащают зубом-рыхлителем, выносным снегоуборочным ротором с дальностью отброса снега 20 м, грейферным ковшом на 3,21 м3, грейферными вилами грузоподъемностью 0,4 т, гидромолотом ГПМ-200, специальным, узким и профильным ковшами.

Златекс ЭО-3626 со смещаемой осью копания

ОАО «Сарэкс», одно из самых заметных предприятий отрасли, к традиционному ряду моделей ЭО-2626 добавило новинку – ЭО-2321-01 габаритными размерами 8570х2250х3800 мм, параметры которого значительно улучшены по сравнению с предшественниками. Коробка передач и задний мост изготовлены с расчетом нагрузки рабочего оборудования. Передний мост Carraro (Италия) обеспечивает эффективную работу фронтальным погрузчиком. ЭО-2321-01 комплектуют челюстным погрузочным ковшом. К выпуску завод готовит модификацию ЭО-2321-02 со смещенной осью копания (складывающаяся задняя стрела при транспортировке), в которой использованы наработки и практический опыт, отработанный в конструкции полноуправляемых ЭП-2421 и универсальной базовой машины УБМ.

ПКФ «Дормашкомплект» (СДТ-Холдинг) свои бэклодеры ЭО-2626 ДМК комплектует итальянской гидравликой Salami. На экскаватор монтируют гидромолот НМ-120 или НМ-140, навеска которого занимает 10 минут. Начат выпуск двух модификаций ЭО-2626А ДМК со смещаемой осью копания на базе полноприводных МТЗ-82.УК и МТЗ-82.2 (с усиленными мостами).

Московская компания «А ЛЭКС технолоджис» на мощностях Пинского экскаваторного завода (Белоруссия) выпустила на рынок сразу несколько моделей экскаваторов-погрузчиков: A LEX 3E, A LEX 2E, A LEX 1E на базе тракторов МТЗ-820, МТЗ-82.1, МТЗ-892, МТЗ-920. Базовой моделью в программе является экскаватор-погрузчик A LEX 3E со смещенной осью копания. A LEX 2E – его модификация – отличается расположением экскавационного оборудования по продольной оси машины, а опоры выполнены откидными в стороны.

На А LEX 2E предусмотрена возможность гидравлической разводки для гидромолота. Модификация A LEX 1E предназначена для выполнения экскавационных работ на грунтах I..IV категорий и земляных работ на грунтах I и II категорий и в основной комплектации оснащена экскаваторным оборудованием и жестким бульдозерным отвалом (сменные рабочие органы погрузочного оборудования грузоподъемностью до 2,0 т заказывают дополнительно). В Пинске выпускают и гамму бэклодеров на шасси тракторов ЛТЗ – A LEX 3L, A LEX 3L1 и A LEX 2L. Примечательно, что характеристики копания этой линейки тракторов превосходят или приближаются к моделям Сарэкс ЭО-3626: высота выгрузки составляет 3,77 м.

«Муромец» ПК-301 единственный в СНГ специализированный экскаватор-погрузчик

На рынке сейчас присутствуют также алапаевское ОАО «Завод «Стройдормаш», Завод ЛЭКС, Михневский ремонтно-механический завод (МРМЗ), Челябинский завод коммунального машиностроения (ЧЗКМ), Омский завод транспортного машиностроения (ОЗТМ) и ЕлАЗ (Татарстан). Обращают на себя внимание два факта: сокращается процент экскаваторов-погрузчиков на базе тракторов ЛТЗ, ВТЗ, ЗТМ, и вместе с тем большинство изготовителей отказались от заднеприводного шасси «Беларус-80» и даже перешли на более тяжелые тракторы. Интересно, что в Белоруссии, Украине, Эстонии и Казахстане схожая ситуация, которая во многом объясняется неустойчивым спросом – потребителям в 2005 году нужен был трактор «здесь и сейчас», а в качестве «средневзвешенного варианта» дилеры и производители предпочитали отгружать наиболее востребованную технику. То есть не факт, что эксплуатанты купили бы технику на базе «Беларуса», если бы у них был выбор в пользу ЛТЗ, ЮМЗ или ЗТМ.

Экспансия минских тракторостроителей на российский и украинский рынки и открытие новых сборочных заводов в этих странах укрепили позиции тракторов «Беларус». В первую очередь это ударило по производителям оригинальных экскаваторов-погрузчиков: ОАО «Муроммашзавод» (в 2005 году произведено всего пять «Муромцев» ПК-301) и киевского ВАТ «АТЕК» (серия 999), которые не располагают ни широкой дилерской сетью, ни региональными представительствами. Усиливается также конкуренция западноевропейских производителей JCB, Komatsu, Terex, New Holland и др. Ко всему прочему отечественные производители навесного оборудования рассматривают тракторы МТЗ в качестве базовых, предлагая для них широкий спектр оборудования: гидромолоты, подметальную, дорожно-уборочную и снегоуборочную навески, плужные и бульдозерные отвалы, косилки, рыхлители, ямобуры, грейферы, грузоподъемные вилы, навесные водооткачивающие и сварочные агрегаты и даже прицепные экскаваторные механизмы (ПЭП-26540 Кохановского экскаваторного завода). Это, пожалуй, и есть ответ на вопрос, вынесенный в заголовок.

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи