Ростсельмаш будет первым российским фуллайнером

В начале октября мне посчастливилось побывать в Ростове-на-Дону в легендарной компании Ростсельмаш. Этот год для Ростсельмаш – юбилейный, предприятие отметило 95 лет со дня основания, но оно по-юношески наполнено энергией и планами на будущее.

Из истории Ростсельмаш

Мое знакомство с одним из крупнейших производителей сельхозмашин в стране началось на площади у заводоуправления, где расположился экспокомплекс самых ярких образцов техники, которые Ростсельмаш выпускал за свою историю.

Первые цеха завода Сельмашстрой (так тогда назывался Ростсельмаш) начали работать 21 июля 1929 года. Выпускалась необходимая в то время продукция: телеги, грабли, косилки, сеялки – все на конной тяге. А уже в 1930 году был изготовлен первый российский прицепной комбайн, который буксировал трактор. Обслуживали комбайн до семи человек. Это была универсальная машина на уровне лучших мировых образцов того времени: могла убирать зерновые, подсолнечник, кукурузу, просо. Комбайн назвали «Сталинец-1». Его серийное производство началось в 1932 году.

Телеги, косилки, грабли – с этих орудий на конной тяге начинался Ростсельмаш

С 1958 года с модели СК-3 началась эра самоходных комбайнов. В 1973 году был запущен в серийное производство комбайн СК-5 «Нива», который производился до 2018 года (почти 45 лет!). Всего произведено более 1,2 млн этих машин.

В 2000 году к управлению компанией приходит стратегический инвестор – Промышленный союз «Новое Содружество», и начинается расширение модельного ряда, разработка новых моделей. Появляются комбайны VECTOR, TORUM, ACROS, комбайн RSM, модификации на гусеничном ходу. В 2005 году уникальное запатентованное роторное молотильно-сепарирующее устройство получило на выставке в Париже Золотую медаль. В 2018 году запущен в серийное производство зерноуборочный комбайн NOVA, заменивший легендарную «Ниву».

Одни из первых моделей самоходных комбайнов Ростсельмаш: СК-3, СК-4

«Ростовский Прессово-Раскройный Завод» (РПРЗ)

Весь металл в рулонах и листах, из которого впоследствии изготавливается техника Ростсельмаш, перерабатывается на «Ростовском Прессово-Раскройном Заводе» (РПРЗ), который входит в группу компаний. На РПРЗ производится холодная штамповка, лазерная и плазменная резка, раскрой и гибка металла. За месяц завод перерабатывает порядка 9000 т металла и выпускает около 40 000 наименований деталей, количество которых просто огромно. Металл поставляют российские предприятия.

ACROS 595 Plus

Главный сборочный конвейер

Здесь находится главный сборочный конвейер компании и производятся самые массовые модели комбайнов: Т500, ACROS, VECTOR, NOVA, а также модели кормоуборочных комбайнов Дон-680М и новейшая разработка: серия F. Одновременно на конвейере могут собираться до 70 ед. техники. Каждые полчаса с конвейера сходит готовая машина. Машины комплектуются двигателями ЯМЗ и КАМАЗ. Современные комбайны оснащаются системами автоматического управления, которые облегчают труд комбайнера: сами управляют рабочим навесным и прицепным оборудованием.

Главный сборочный конвейерСборочный конвейер малых серийЛазерный станок TruLaser 5030, «Ростовский Прессово-Раскройный Завод»

В этом цеху собираются наиболее современные комбайны – RSM 161, самый инновационный в линейке Ростсельмаш TORUM 785 и универсальные самоходные косилки KSU 1 и KSU 2. Они могут косить и укладывать в валок различные культуры (зерновые, бобовые и крупяные), а также плющить и измельчать кормовые травы. Мосты для комбайнов производят на собственном заводе трансмиссий, мостов и редукторов.

«Новый тракторный завод» (г. Ростов-на-Дону)

Это одна из новых производственных площадок, введенных в строй компанией Ростсельмаш в 2024 году. Новый завод строится по концепции «Все цеха под одной крышей», чтобы свести к минимуму затраты на логистику в процессе производства.

Здесь будет организовано производство колесных тракторов 1000-й серии классической цельнорамной конструкции, с мощностью двигателя 170–370 л.с. (сейчас их собирают в экспериментальном цехе) и колесных шарнирно-сочлененных тракторов 2000-й с мощностью двигателя 375–405 л.с. Собирают кабины для всех моделей тракторов.

Мост комбайна VECTOR, изготовленный на заводе автоматических и механических трансмиссий, мостов и редукторов
Автоматическая коробка передач для тракторов серии 3000. В перспективе освоение ее производства полного цикла на Ростсельмаш

Чтобы оптимизировать логистику, складские помещения расположили в середине комплекса цехов. На складе будет поддерживаться трехнедельный запас комплектующих для сборочного производства. Завершается оборудование шоу-рума – огромного помещения, где будут выставлены образцы техники, большие экраны с демонстрационными фильмами, симуляторы машин и т.д.

Далее на этом заводе будут выпускать и дорожно-строительную технику – еще одно новое направление развития Ростсельмаш. Это телескопический погрузчик TLH 740 грузоподъемностью 4 т с высотой подъема стрелы 7 м. Образцы уже проходят испытания. Также запланирован выпуск фронтального погрузчика WL 530 грузоподъемностью 5 т, с высотой выгрузки 4,1 м. Z-образная конструкция стрелы обеспечивает высокое вырывное усилие. Опытные образцы погрузчиков обоих типов уже проходят испытания. Начало серийного производства запланировано на 2026 год. В дальнейших планах компании производство гусеничных экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков.

Плановая мощность нового тракторного завода составляет 5000 ед. техники в год, из них примерно 3200 тракторов разных серий, остальное дорожно-строительные машины. Когда завод заработает на полную мощность, здесь будут заняты 1850 человек.

Обкатка собранной коробки передач на стенде. Завод автоматических и  механических трансмиссий, мостов и редукторовКонвейер сборки кабин. Тракторный завод РостсельмашЗубчатые детали для механических коробок передач и мостов, изготовленные на Ростсельмаш

Завод трансмиссий, мостов, редукторов

Завод запущен в начале 2024 года. На предприятии собираются механические коробки передач для тракторов серии 2000 и мостов для тракторов серий 2000 и 3000, изготавливаются шестерни для МКП тракторов серии 2000. Также собираются мосты грузоподъемностью 13 и 18 т для комбайнов, производятся шестерни для них с постепенным переходом к производству мостов полного цикла. Таким образом, осуществляется изготовление по полному циклу механических коробок передач и мостов для тракторов.

В 2026 году планируется освоение производства полного цикла автоматической коробки передач для тракторов серии 1000, 2000 и 3000 (опытные образцы уже проходят испытания), АКП и мостов для дорожно-строительной техники. Запланировано освоение выпуска шестерен и сборки мостов грузоподъемностью 25, 28 и 35 т для комбайнов.

Запуск производства на полную мощность обеспечит создание порядка 500 новых рабочих мест.

Мемориал в память работников завода, погибших в Великую Отечественную войну
 

На сегодняшний день Ростсельмаш является крупнейшим производителем сельскохозяйственной техники в СНГ, контролирующим более 70% рынка зерноуборочной техники России. Порядка 80% сельскохозяйственного урожая в России убирается техникой Ростсельмаш. Продукция Ростсельмаш поставляется более чем в 20 стран ближнего и дальнего зарубежья. Продуктовая линейка компании включает в себя более 150 моделей и модификаций 24 типов техники. Руководство компании планомерно возвращает под юрисдикцию Ростсельмаш производственные площадки, отданные сторонним организациям в 1990-е годы, и развивает на них производство новых видов техники.

Таким образом, Ростсельмаш постепенно становится первым в России фуллайнером, и это замечательно!

Трактор Ростсельмаш 2400

Тест-драйв на тракторе Ростсельмаш 2400

Для полноты впечатления мне предоставили возможность поездить по территории на тракторе Ростсельмаш 2400, правда, не за рулем, а в качестве пассажира. Вот отзывы водителя о машине и мои собственные впечатления от поездки.

Трактор управляется легко, все органы управления под рукой, водителю обеспечен хороший обзор. За счет шарнирно-сочлененной рамы имеет малый радиус поворота. Оснащается системой круиз-контроля, автовождения и т.д.

Многофункционален: выполняет пахоту, посадку озимых, пшеницы, ячменя, кукурузы, культивацию, дискование. Буксирует прицепы благодаря наличию заднего 3-точечного навесного устройства и тягового бруса.

Компания-фуллайнер – это производитель, выпускающий обширную линейку машин разных типов и моделей. Ассортимент такой компании позволяет потребителям комплектовать парки спецтехники (строительной, сельскохозяйственной) из машин одного бренда.