BRT
Выделенные полосы для общественного транспорта

Bohuslav Kotal. «Bus Rapid Transit» (Transurban, № 5, 2007)
(перевод В. Орлов, инженер городского транспорта, Минск)
(Печатается с сокращениями)

Понятие «выделенная полоса для автобусов» (Bus Rapid Transit, BRT) включает в себя целый комплекс организационно-технических мер с целью повысить качество пассажирских перевозок.

Уже не один десяток лет во многих городах мира общественный городской транспорт работает по схеме BRT на наиболее загруженных магистралях. Целью организации движения по выделенным полосам является довести ритмичность его работы до уровня, сравнимого с метрополитеном. Идея создания такой схемы в системе пассажирских перевозок возникла из-за серьезных ограничений при постройке сети линий метрополитена, да и станции его зачастую находятся за пределами шаговой доступности. Многим пассажирам не остается ничего другого, как воспользоваться автобусом или троллейбусом. Организованное движение муниципального транспорта по выделенным полосам избавляет пассажиров от таких проблем, как опоздание на работу, причем остановочные пункты расположены значительно удобнее и ближе к их дому. Такую схему движения проще менять, если, например, меняется размер пассажиропотоков на конкретном направлении.

У схем движения по выделенным полосам есть характерные особенности: транспортные средства выделяются из общего потока цветом, на полосе для них сделана разметка проезжей части, интервалы движения сокращены.

Обустройство сети выделенных полос требует значительно больших средств, чем обычная транспортная сеть, впрочем, схемы обособления пассажирского наземного транспорта от других участников движения могут быть различными, а следовательно, разными будут и затраты. Самое простое – это обозначить выделенные полосы разметкой, предусмотренной правилами дорожного движения, либо окраской. Другой вариант – оградить полосы продольной искусственной неровностью, бордюром или рядом тумб. Но самое значительное сокращение времени поездки (и, добавим, расхода топлива) обеспечивает самый затратный способ – возведение эстакад или тоннелей, предназначенных только для движения муниципального пассажирского транспорта.

Объем перевозок на маршрутах с выделенными полосами значительно выше по сравнению с обычными городскими маршрутами. Количество остановочных пунктов на таких маршрутах разное, причем они в большинстве случаев являются пересадочными на другие виды городского транспорта. Площадки остановочного пункта должны быть одинаковой высоты с полом салона подошедшего автобуса или троллейбуса.

Продолжительность поездки и удобство проезда пассажиров, технико-экономические показатели и провозная способность маршрута, степень воздействия на окружающую среду зависят от характеристик транспортного средства. В Европе и США общепринятым в последние годы стал переход на низкопольные автобусы (по всей длине салона либо частично). В США и многих других странах их использование закреплено законодательно. Часто используются автобусы высокой вместимости, даже трехзвенные.

Влияние отдельных элементов BRT на ее эксплуатационные характеристики (по данным Министерства транспорта США)
Элементы организации BRT Преимущества
Сокращение времени поездки Надеж-ность Узнаваемость и положительный имидж Безопасность транспорта и людей Провозная способ-ность
Маршрут движения
Степень выделения полос для движения + + + + +
Обозначение выделенных полос     +    
Использование направляющих указателей +   + +  
Остановочные пункты
Тип остановочного пункта +   + + +
Высота платформы + + + + +
Планировка платформы + +     +
Пропускная способность + +     +
Доступ на остановочный пункт     + +  
Подвижной состав
Конструкция автобусов + + + + +
Эстетическое оформление     +    
Усовершенствование пассажирообмена + + + + +
Силовая установка автобуса +   +    
Оплата проезда
Организация оплаты проезда + + +   +
Форма оплаты проезда + + + + +
АСУ движением
Приоритетный проезд пересечений, регулируемых светофорами + + +   +
Системы, помогающие водителю и автоматизация + + + + +
Организация руководства работой + +   + +
Информация для пассажиров + + + +  
Технологии безопасности транспорта и пассажиров       +  
Планирование работы и обслуживания
Длина маршрута   +      
Схема маршрута +   +    
Интервал движения   +      
Точность движения + +   + +
Расстояние между остановочными пунктами + +      

Поскольку потери времени пассажиров при высадке-посадке должны быть минимальными, понятны и требования к подвижному составу – не менее трех-четырех широких дверей, простота оплаты проезда, наличие накопительных площадок и мест для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. А при продаже билетов водителем надо позаботиться о разделении потоков пассажиров. Важное значение имеет окраска транспортного средства – так пассажиру проще определить издали его принадлежность к обслуживаемому маршруту.

Выделенная полоса BRT проложена посередине проезжей части

Наиболее распространенным при такой схеме движения остается дизельный транспорт, причем почти повсеместно городские автобусы укомплектованы автоматическими коробками передач. Самые современные из них работают на топливе со сверхнизким содержанием серы. Применяется и сжатый природный, а также сжиженный нефтяной газ.

Все более широкое распространение приобретает электротяга. На выделенных полосах троллейбус можно использовать с неменьшим, чем автобус, успехом. Для повышения мобильности троллейбусы все чаще оборудуют вспомогательным источником тяги – дизелем небольшой мощности либо аккумуляторными батареями (АКБ), тем самым обеспечивается их движение на небольшие расстояния вне питающего провода.

На маршрутах BRT в Берлине используют трехсекционные автобусы

Городской автобус могут комплектовать и дизель-генератором (либо работающим на природном газе) с АКБ (или емкостными накопителями). АКБ используют при начале движения и на холостом ходу, а при устойчивых режимах движения работает генератор, одновременно подзаряжающий их. Расход топлива автобусов с гибридным приводом снижен в ряде случаев до 60%, а значит, сделан существенный вклад в решение задачи охраны окружающей среды. Также по сравнению с обычными автобусами у них больше запас хода между заправками. Пассажир ощущает преимущества электротяги в плавности хода и меньшей шумности такой техники. В США городские автобусы с гибридным (дизель-электрическим) приводом работают в Нью-Йорке, Сиэтле и других городах.

Маршруты с выделенными полосами для движения в городах США (по данным Министерства транспорта США)
  Майами Питтсбург Бостон Чикаго Гонолулу Лас-Вегас Лос-Анджелес
  South Dade Busway West Busway Silver Line Express City Express North Las Vegas MAX Metro Rapid
Протяженность участков, км
Общая протяженность маршрутов, км 12,87 29,61 3,86 59,05 91,07 12,22 185,52
Участки, не выделенные из общего потока транспорта   1,29 0,32 59,05 91,07 4,67 185,52
Участки, проходящие по обозначенным резервным полосам     3,54     7,55  
Выделенные полосы, находящиеся на одном уровне с остальной проезжей частью 12,87            
Выделенные полосы, находящиеся на разных уровнях с остальной проезжей частью   28,32          
Направляющие указатели (оптические/ механические/ электромагнитные) Нет Нет Нет Нет Нет Оптические Нет
Преимущество при проезде пересечений Нет Приоритет (магнитные датчики) Нет Нет Нет Нет Нет
Способ выделения полос Отдельная от остальной проезжей части полоса н. д. Дорожная разметка н. д. Бетонные барьеры Дорожная разметка н. д.

Водородные установки используются в качестве источника тяги автобуса пока в экспериментальном порядке в ряде городов Европы, в Пекине. В этом случае эмиссия у автобуса вообще нулевая. Из-за очень высокой стоимости «водородные» автобусы, по-видимому, не станут массовыми, по меньшей мере до тех пор, пока водород не станут вырабатывать в достаточных количествах, а его производство не упростится. Остается добавить, что примеров обслуживания «водородными» автобусами маршрутов, проходящих по выделенным полосам, пока нет ни в Европе, ни в Штатах.

Пассажирам удобно: платформа находится на уровне входа низкопольного автобуса линии BRT

Для управления на маршруте, движение по которому организовано по выделенным полосам, обязательны электронные системы. Данные от каждого автобуса, в том числе от системы бортовой диагностики и с терминала, регистрирующего билеты, через средства связи передаются в диспетчерскую. Из центральной диспетчерской обработанные данные передают на табло расписания на остановочных пунктах, в бухгалтерию, экономико-аналитический отдел, ремонтные службы и т. д. Все более широко подвижной состав и линейные сооружения оборудуют видеокамерами, изображения с которых в режиме реального времени поступают в центральную диспетчерскую. Сегодня это еще и важное условие повышения безопасности пассажиров и линейных работников, сохранности подвижного состава и станционного хозяйства, особенно в ночные часы.

При таких пробках спасение общественного транспорта  только выделенные полосы

Имеется и еще несколько функций автоматизированной системы управления, важных для автобусов, движущихся по выделенным полосам: это преимущественный проезд пересечений, регулируемых светофорами, следование по предоставленной полосе и точность подъезда к остановочным пунктам, обслуживание пассажиров. Задержки подвижного состава на перекрестках со светофорами, как правило, не поддаются прогнозированию. Из-за этого увеличивается время поездки, снижается средняя эксплуатационная скорость, нарушается расписание движения. Вот почему необходимо предоставить городскому транспорту, особенно следующему по выделенным полосам, право преимущественного проезда пересечений, регулируемых светофорами. Для преимущественного проезда регулируемого пересечения потребуется оснастить автобусы приборами, воздействующими на светофоры для ускоренного включения разрешающего сигнала в направлении хода автобуса. Светофор в свою очередь должен быть оборудован принимающим такие сигналы датчиком.

Асфальт на выделенной полосе красного цвета

Маршрутный автобус должен точно и максимально близко подъезжать к краю остановочной площадки, а если остановочный пункт представляет собой здание, двери автобуса должны точно располагаться напротив дверей здания. Сегодня с этой целью пассажирские транспортные средства оборудуют приборами (датчиками или камерами), считывающими особую разметку на проезжей части. Под дорожное покрытие, например, вблизи остановочного пункта могут быть уложены магниты, ориентируясь на которые, система помогает водителю «выравнивать» подъезжающий к остановке автобус. Некоторые крупные производители автобусов, например IrisBus, устанавливают навигационные устройства, которые, в частности, помогают водителю точнее «причалить» автобус к остановке, наподобие системы «парктроник» (в США начало их установки «под заказ» намечено на 2009–2012 гг.), а в ряде городов Франции оборудованные ими автобусы используются уже более 10 лет.

К продаже и проверке проездных документов у пассажиров лучше не привлекать водителя, поскольку это может приводить к задержкам автобуса на остановках и сбоям в расписании, причем не только конкретного автобуса, но и других: он будет мешать им подъ­ехать к остановке. Кроме того, водитель больше устает, что снижает его реакцию, внимание к дороге. Однако использование кондукторов многие перевозчики считают накладным. Решить эту проблему можно, если оборудовать остановочные пункты билетными автоматами, причем продающими не только разовые билеты, но и проездные. Хорошо известным примером успешности такого подхода является «Oyster Card» английской столицы, да и в других крупных городах известны подобные универсальные проездные карточки.

Интервалы движения на транзитных линиях BRT могут быть очень короткими

Чтобы предоставить пассажиру данные о расписании движения городского транспорта в режиме реального времени, требуется развертывание современной автоматизированной системы диспетчерского управления. Следующим шагом должна стать рассылка пассажирам подобных сообщений на носимые устройства передачи данных (сотовые телефоны, КПК). Зная, когда точно должен прийти автобус, пассажир может чем-то занять оставшееся время. Табло, где отображается время подачи транспортного средства, может служить и в качестве рекламного носителя и приносить транспортникам дополнительный доход.

Все эти решения требуют разработки высоконадежных приборов и устройств, сохраняющих работоспособность в любых погодных условиях и при многочисленных неблагоприятных воздействиях.

Того, кто неохотно и редко пользуется общественным транспортом – а в большинстве своем это автовладельцы, безусловно, привлекут автобусы BRT. Сокращение числа поездок частных автомобилей также поможет решению транспортных проблем больших городов.