
Анализ импорта и ценообразования на российском рынке мульчеров
Российский рынок мульчеров, собственно, как и мировой, ориентирован на три основные категории эксплуатантов. Во-первых, это подрядчики на расчистке зоны отчуждения вдоль воздушных, наземных и подземных магистралей (ЛЭП, нефтегазопровод, воздушная контактная сеть железной дороги). Во-вторых, это дорожные предприятия, проводящие расчистку полосы отвода либо прокладывающие новую автомобильную трассу в лесной местности. И в-третьих, это сельскохозяйственные предприятия, расширяющие площадь своих пахотных угодий за счет заброшенных полей, на которых десятилетиями не велась культивация, что привело к образованию чуть ли не лесного массива на таких площадях.
Сегодня в России мульчеры становятся уже привычным оборудованием в арсенале дорожников, сельхозпроизводителей, арендаторов леса, нефтегазовых компаний и подрядчиков, обслуживающих последних. Флагманы производства мульчеров (преимущественно из Италии) стали активно выходить на российский рынок в период с 2005 по 2012 гг. На сегодняшний день, помимо основной «четверки» мировых лидеров (FAE, SEPPI M, FERRI, AHWI), в России активно появляются и другие европейские и североамериканские производители мульчеров, которых на сегодняшний день насчитывается более десяти.
Марка | Страна | 2013 г. | 2014 г. |
---|---|---|---|
FAE | Италия | 38 | 18 |
AHWI | Германия | 15 | 15 |
SEPPI M | Италия | 59 | 75 |
DENISCIMAF | Канада | 7 | 5 |
FERRI | Италия | 28 | 32 |
BERTI | Италия | 1 | 3 |
ORSI | Италия | 15 | 12 |
TMC CANCELA | Испания | н.д. | 5 |
BOMFORD | Великобритания | н.д. | 1 |
SCHMIDT | Германия | 2 | 7 |
Итого | 163 | 173 |
Лидирующую позицию из года в год занимает итальянский гигант SEPPI M – оно и понятно: ведь основной объем закупок в государственных корпорациях (будь то нефтегазовый комплекс или электросетевики) приходится на оборудование именно этой марки. На второе и третье места по состоянию на декабрь 2014 г. вышли марки FERRI и FAE соответственно – производители из той же Италии. Основная специализация эксплуатантов этих мульчеров – дорожное хозяйство и сельскохозяйственные предприятия. В таблице представлены сухие цифры, поясняющие ввоз новых мульчеров на территорию России в 2013–2014 гг. Как погрешность может составлять тот факт, что часть производителей декларирует продукцию на территории союзных республик – в Белоруссии и в Казахстане, что автоматически исключает эти партии из объема импорта непосредственно в Россию в соответствии с нормативами Таможенного союза.
Специалисты отмечают, что сложная экономическая обстановка, при которой завершался 2014-й и начинался 2015 г., не отразилась сверхболезненно на объеме поставок мульчеров. Пиковый курс евро, пришедшийся на «черный вторник» середины декабря, спровоцировал взлет продаж, отмечавшийся во многих компаниях, торгующих мульчерами и в целом спецтехникой. Люди попросту боялись дальнейшего взлета курса валют и принимали решение о закупке техники хотя бы по тем ценам, которые установились. В среднем при цене на начальные модели мульчеров в 21–26 тыс. евро на курсовой разнице, которая за один день достигла 15–20 руб. за 1 евро (в среднем по курсу продажи банков), покупатель потерял до 400 000 руб. Опасаясь потерять еще большие деньги, принимали решение о срочной закупке товара. Весной 2015 г., когда всеобщая истерия пошла на спад, объем поставок выровнялся до уровня 2012–2014 гг., что означает одно: деньги деньгами, а запланированные работы выполнять надо.
