
Китайцы приходят на Запад?
Наступит ли «звездный час» китайских производителей строительной техники
Раньше жизнь была проще
На протяжении многих лет Китай был крупнейшим потребителем строительного оборудования в мире. Западные компании без особого труда продавали китайцам свою технику. Полагая, что «праздник никогда не закончится», многие иностранные производители вложили значительные средства в развитие своих дистрибьюторских сетей в Китае, а также в создание производства строительной техники, предназначенной специально для китайского рынка. До поры до времени эта стратегия работала безупречно, и на долгие годы Китай стал настоящей «дойной коровой» для целого ряда западных производителей.
Китайские же предприятия строительной техники с давних пор сталкивались с трудностями, если пытались проникнуть на западные рынки. Их продукция была неплохой, но с технической точки зрения относительно незрелой. Несмотря на значительные усилия, до недавнего времени китайцам с трудом удавалось преодолеть как рыночные барьеры, так и глубоко укоренившуюся приверженность потребителей давно известным мировым брендам и их дилерам на основных рынках Европы и Северной Америки.

Но жизнь переменчива
Недавние статистические исследования специалистов рынка строительной техники показывают, что экономическая ситуация начинает меняться. Доля некитайских производителей строительного оборудования в Китае неуклонно снижается в течение последних 6–8 лет, что объясняется повышением качества строительной техники, выпускаемой китайскими компаниями. «Праздник высоких цен и высокой прибыли», которым когда-то наслаждались некитайские производители, определенно закончился.
Качество и рабочие характеристики китайского строительного оборудования теперь значительно улучшились, и по многим показателям оно теперь не уступает западным конкурентам. Благодаря этому китайские производители находят новые возможности для продаж своей продукции за пределами Китая – на европейских и североамериканских рынках.
До недавнего времени, примерно до 2021 г., многие китайские производители строительной техники находились в ситуации «замкнутого круга»: они никак не могли привлечь дилеров, потому что их бренды не были известны потребителям, а бренды не могли получить известность без хороших дилеров. Но наконец эта ситуация изменилась благодаря удачному стечению нескольких обстоятельств. Длительные нарушения цепочек поставок, от которого западные производители страдали в 2020–2023 гг., создали дефицит техники. Его смогли заполнить китайские предприятия.

Хотя данные свидетельствуют о незначительном увеличении доли китайской строительной техники на этих зарубежных рынках (примерно до 5% в Европе), событие знаменует собой поворотный момент для китайских брендов в данных традиционно труднодоступных для них регионах.
Но это еще не всё. Китайские изготовители строительных машин избрали весьма мудрую тактику: они выпускают высококачественную технику для фирм, сдающих оборудование в аренду. Таким образом, китайцы продают технику непосредственно потребителям, не пользуясь посредничеством дилеров, и выходят из «замкнутого круга». Прямые продажи дают китайским производителям оборудования ценную возможность напрямую взаимодействовать с конечными потребителями и создавать рыночные имиджи своих брендов.
Описанные выше изменения могут в совокупности означать, что время китайских производителей строительной техники наконец-то пришло – как на внутреннем, так и на экспортных рынках. Следует лишь сделать оговорку: всё может состояться, если на их пути не возникнет жестких торговых барьеров (например, заградительных пошлин).