Мультилифт на шасси Sitrak C7H 6x4 с крюком KROMANN L22S.60.6 с системой стабилизации

Крюковые погрузчики и их шасси

Круглый стол специалистов отрасли

О текущей ситуации на российском рынке крюковых погрузчиков, о новых моделях, о шасси, а также о производстве крюковых погрузчиков и их сервисе мы поговорили со специалистами российских компаний. В беседе приняли участие: Дмитрий Романьков, ведущий менеджер по работе с партнерами АО «Подъёмные машины», ПАЛФИНГЕР; Сергей Метелев, технический директор группы компаний KROMANN; Юрий Лабзин, директор по маркетингу АО «Мценский завод «Коммаш».
Какова текущая ситуация на рынке крюковых погрузчиков, полностью ли удовлетворен спрос? Растет рынок или, наоборот, снижается? Развиваются ли сегменты средне- и малотоннажных грузовиков с крюковыми погрузчиками? Вообще, что или кто определяет развитие рынка?
«Мценский завод «Коммаш»

Д. Романьков, ПАЛФИНГЕР: Ситуация на рынке крюков в 2024 г. была стабильной, в целом рынок в количественном выражении был ниже, чем в 2023 г., но некритично. На сегодняшний же день, как и в других направлениях спецтехники, наблюдается колоссальный спад. При этом клиентам техника нужна, но ввиду текущей ситуации далеко не каждый клиент может позволить себе новый автомобиль.

Что касается развития рынка среднетоннажных автомобилей, то за последние три года мы видим небольшой, но рост продаж крюковых погрузчиков грузоподъемностью 5 т, применимых для контейнеров до 14 м3 на шасси полной массой 9–12 т. Клиенты осваивают в своей технологической цепочке такие автомобили.

В основном развитие рынка крюковых погрузчиков определяется развитием и реализацией инфраструктурных проектов, где применяется соответствующая техника, финансированием государства данной деятельности и конечно же экономической ситуацией. Мы же в свою очередь отвечаем на запросы клиентов и предлагаем продукт, востребованный рынком.

Магистральный мультилифт на шасси Sitrak C7H 8х4 с крюком KROMANN XL26S.64.6-HC

С. Метелев, KROMANN: В 2024 г. наблюдался некоторый спад спроса на крюковые погрузчики. Думаю, это было связано со снижением финансирования контрактов на транспортировку отходов и отражало текущую ситуацию в экономике в целом. А в конце года был резкий спад спроса, связанный с резким увеличением ставки рефинансирования ЦБ. Соответственно все лизинговые компании и банки подняли кредитные ставки, и лизинг стал очень дорогим. В таких условиях ремонт и поддержание в исправном состоянии имеющегося парка становится более выгодным, чем приобретение новой техники. В первом квартале текущего года рынок вообще встал, и только весной началось какое-то движение. Произошло затаривание техникой на складах производителей, и цены поползли вниз. На этом фоне заказчики свыклись с мыслью о дорогом лизинге и начали что-то покупать, но только под действующие подряды. При высокой ставке рефинансирования перспективы увеличения спроса невысокие. Но может сформироваться отложенный спрос, который выстрелит позже при снижении ставок.

По развитию ниши мало- и среднетоннажных мультилифтов... Еще три года назад мы сознательно заменили 5-тонный крюковой погрузчик KROMANN на 6-тоннный, чтобы закрыть им автомобили полной массой 7–10 т. Получилось хорошо. В 2024 г. мы выпустили 7-тонную модель для шасси полной массой 12 т. Мы такие крюковые погрузчики называем «АНТИПЛАТОН», так как они не попадают под эту систему. Наиболее эффективно крюковые погрузчики «АНТИПЛАТОН» работают со сменными контейнерами с высотой петли 1200  мм (вместо 900 мм), но для этого заказчикам необходимо формировать свой парк контейнеров.

ПАЛФИНГЕР
Представляли ли вы недавно или собираетесь представить новые модели, исполнения и комплектации крюковых погрузчиков? Почему именно эти модели? Можете ли рассказать о дальнейших планах на новые модели, на новые рыночные ниши?

Д. Романьков, ПАЛФИНГЕР: Отвечая на запросы клиентов, мы разрабатываем новые модели крюковых погрузчиков, которые не производились ранее на нашем предприятии. Так, в этом году мы планируем выпустить крюковой погрузчик грузоподъемностью 30 т. Ранее наши клиенты использовали такие крюки импортного производства, данное оборудование обладает большим запасом мощности и прочности, что и требуется нашим клиентам. В будущем планируем освоить производство 5-тонных установок.

С. Метелев, KROMANN: В нашей линейке KROMANN уже есть 30-тонные крюковые погрузчики с рабочей длиной 5700, 6000, 6200 и 6400 мм. Но к сожалению, такие достаточно дорогие погрузчики мало востребованы рынком из-за ограничений осевых нагрузок. В текущих экономических условиях заказчики не готовы доплачивать за запас грузоподъемности. Оптимальным готовым решением для заказчиков является автомобиль 8х4 полной массой 41 т с крюковым погрузчиком KROMANN XL26S.62.6 и сменным контейнером объемом 36–38 м3 длиной 7 м.

Постепенно мы выпускаем на рынок новый продукт: среднетоннажные автомобили 4х2 полной массой 15,5–20 т. Устанавливаем на них крюковые погрузчики KROMANN грузоподъемностью 14 и 15 т. В качестве базового используем шасси КАМАЗ-43253, -53605, МАЗ-5340, FAW CA1180, Howo, Sitrak. Считаем, что такие машины будут востребованы там, где нет больших нагрузок и они не превышают допущенные законодательством.

Бюджетный магистральный мультилифт на шасси FAW CA3250 с крюком KROMANN L22S.60.6-HC

В прошлом году мы изготовили абсолютно новый продукт: самый маленький мультилифт 4х2 на шасси DongFeng C55Z полной массой 5,5 т с крюковым погрузчиком KROMANN C3A.27.1 грузоподъемностью 3 т. Сейчас нам нужен партнер, который изготовит для этого мультилифта бюджетные легкие сменные контейнеры, с которыми такая машина сможет эксплуатироваться в любой части города без дополнительных разрешений. Мы рассчитываем, что нас услышат городские коммунальные службы и заинтересуются этим готовым решением.

Мы чутко реагируем на запросы наших заказчиков и отслеживаем новые тенденции. Своими готовыми решениями мы формируем спрос и открываем новые ниши рынка.

Ю. Лабзин, «Мценский завод «Коммаш»: С 2003 г. для поставок в Республику Ирак заводом освоены крюковые погрузчики КО-452 г/п 10 т на шасси МАЗ и КАМАЗ с колесной формулой 4х2, которые в настоящее время модернизированы и выпускаются по единичным заказам до 5 ед. в год. В 2010 г. создан крюковой погрузчик КО-452-13 грузоподъемностью 15–20 т на шасси МАЗ и КАМАЗ 6х4, модернизированный в 2021 г. Выпуск таких машин – до 10 ед. в год.

«Мценский завод «Коммаш»
Какие шасси вы сегодня используете? Как развивается ситуация с доступностью шасси? Изменилась ли ситуация с российскими шасси – с их доступностью и готовностью к монтажу крюкового погрузчика? Изменилась ли ситуация с поставками китайских шасси, если вы их используете, стали ли они более предсказуемы по срокам, количеству и модификациям? Удовлетворяет ли вас модельный ряд, исполнение и комплектация поступающих шасси?

Д. Романьков, ПАЛФИНГЕР: Мы используем МАЗ, КАМАЗ, FAW, Shacman, Sitrak. На сегодняшний день нет проблем с доступностью шасси МАЗ и КАМАЗ, при этом отмечу, что в течение последних двух лет клиенты перешли на эксплуатацию китайских шасси, отмечая их долговечность, ремонтопригодность и комфорт. На данный момент есть сложности с поставкой китайских шасси, ситуацию описывать не буду, но проблемы с поставкой и повышение цен на них ощущаются очень сильно.

С. Метелев, KROMANN: Мы используем практически все доступные шасси, удовлетворяющие технические требования заказчика. Мы согласовали разделительные перечни со многими автопроизводителями, провели сертификацию и получили одобрения типа ТС. Это практически все «китайцы»: FAW, Shacman, HOWO, Sitrak, HongYan, DongFeng. Ведем переговоры с JAC. Сдерживает работу их шаблонное требование, чтобы реализация готовых автомобилей производилась только их дилерами. Все эти автопроизводители предпочитают поставлять на российский рынок готовые серийные автомобили в виде самосвалов или тягачей, а поставку шасси под застройку спецтехникой считают рискованной и менее выгодной. Из-за этого моделей и модификаций шасси недостаточно, тогда как для нашего продукта подходят лишь определенные модели.

У нас есть пожелания по исполнению и комплектации шасси, но дилеры неохотно на них откликаются и вопрос движется медленно. Нам приходится «прочесывать» рынок в поисках приемлемых вариантов из наличия. Хорошо налажена работа по согласованию перечней с Минским автозаводом. Имеются ОТТС на шасси 4х2, 6х2, 6х4, 6х6, 8х4, и есть подходящие модификации. Есть определенные трудности в работе с ПАО «КАМАЗ». Согласование новых разделительных перечней производится только на конкурсной и коммерческой основе, как при тотальном дефиците. Считаю, что это неоправданно в нынешних условиях снижения спроса и затоваривания складов готовой продукцией.

Ю. Лабзин, «Мценский завод «Коммаш»: Мы используем МАЗ и КАМАЗ 4х2 и 6х4 полной массой от 20 до 35 т. Эти шасси доступны для заказа, проблем со сроками, количеством и комплектациями нет. Китайские шасси под крюковые погрузчики не используем.

Бюджетный мультилифт на шасси FAW CA3310 8x4 с крюком KROMANN XL26S.62.6 и сменным кузовом V39 Ubox объемом 39 м[sup]3[/sup]
Какова ситуация с техническим состоянием поступающих китайских шасси: разбитые фары, стекла, лакокрасочное покрытие, неисправности электросистемы и прочее? Взаимодействуете ли вы с поставщиками и реагируют ли они?

Д. Романьков, ПАЛФИНГЕР: На данный момент ситуация улучшилась, поставщики шасси проводят техническое обслуживание и устраняют неисправности.

С. Метелев, KROMANN: Да, китайские шасси доходят до нас своим ходом, имеют существенный пробег и сопутствующие этому незначительные дефекты, некомплект. Это на совести перегонщиков. Машины не моются, и определить истинное состояние лакокрасочного покрытия не представляется возможным. После отстоя на стоянке хранения дистрибьютора до двух лет возникают дополнительные проблемы с коррозией рамы подвески, дисков, а иногда и кабин. Приходится нам самим устранять эти замечания. Аналогичная ситуация возникает не только с «китайцами». КАМАЗ и МАЗ также страдают этими «болезнями».

Дефектные детали мы заменяем по гарантии. Мелкие дефекты ЛКП, пластика кабины и коррозию рамы и подвески устраняем сами в процессе предпродажной подготовки.

ПАЛФИНГЕР
В чем привлекательность для заказчиков и каковы на ваш взгляд основные преимущества вашей продукции?

С. Метелев, KROMANN: Мы специализируемся на проектировании и изготовлении крюковых погрузчиков. Это основная продукция. Наше главное преимущество – это предоставление заказчикам готовых решений для различных направлений деятельности и сфер бизнеса.

Крюковой погрузчик – это многофункциональный автомобиль, способный в зависимости от исполнения и типа сменного кузова выполнять различные задачи. Обладая широкой линейкой крюковых погрузчиков KROMANN грузоподъемностью от 3 до 30 т, рабочей длиной от 2700 до 7800 мм, высотой башни 900, 1200, 1450, 1570, мм мы наработали десятки готовых решений. Мы можем подобрать для любого заказчика оптимальный вариант из банка готовых решений или разработать для него индивидуальный проект. Мы работаем в режиме «одного окна». В этом удобство для заказчика.

Квалифицированный менеджер выслушает ваш запрос, выяснит ваши условия эксплуатации, технические требования, при необходимости запросит дополнительную уточняющую информацию. После этого предложит варианты сменных контейнеров и подберет заказчику оптимальное готовое решение, предоставит для согласования техническое описание автомобиля, габаритный и кинематический чертеж с контейнером, подтверждающие расчеты. После этого согласует коммерческие вопросы, выберет площадку отгрузки и заключит договор. Изготовленный автомобиль вместе с контейнером может быть доставлен до склада заказчика силами подрядной транспортной компании.

Важным аспектом привлекательности является цена автомобиля. Практически все действия и работы по планированию, взаимодействию с заводом-изготовителем крюков, закупке, импорту крюков, проектированию, изготовлению и поставке крюковых погрузчиков происходят внутри группы компаний. Собственником торговой марки KROMANN является головная компания ООО «Грузавтомаркет», и не надо переплачивать за бренд. Напоминаю, что мы не распыляемся и производим только крюковые погрузчики. Поэтому мы можем позволить себе держать низкие цены и конкурировать с любыми производителями.

Ю. Лабзин, «Мценский завод «Коммаш»: На сегодняшний день наши крюковые погрузчики являются локализованным продуктом одного из ведущих европейских брендов с аналогичными потребительскими свойствами.

«Мценский завод «Коммаш»
Расскажите о своем послепродажном обслуживании, как у вас организована эта работа? Где вы выполняете ремонты – на своей базе, на базе заказчика? Какие неисправности и повреждения наиболее часты? Какие виды ремонта вы предлагаете заказчикам? Как вы обеспечиваете своих заказчиков запасными частями – ваша система складов и доставки? Какие запчасти наиболее востребованы?

Д. Романьков, ПАЛФИНГЕР: У нас огромная сервисная сеть. Клиент практически в любом регионе может провести плановое ТО и приобрести необходимые расходники и запчасти. На территории нашего предприятия располагается склад запчастей, и при отсутствии необходимого узла у дилера мы быстро реагируем и изготавливаем запчасть на нашем предприятии.

С. Метелев, KROMANN: Крюковые погрузчики KROMANN – это достаточно простое и надежное оборудование, которое при своевременном проведении сервиса служит до 10 лет. Регламент обслуживания несложный и изложен в руководстве по эксплуатации и обслуживанию. Основная масса заказчиков предпочитает производить обслуживание своими специалистами. При реализации крюкового погрузчика мы предлагаем заказчикам дополнительно приобрести комплект расходников и быстроизнашивающихся деталей на первый год эксплуатации. Техническая служба KROMANN всегда доступна по телефону или по электронной почте и дистанционно решает большинство вопросов. Нет надобности содержать свою широкую сервисную сеть.

Изготовителем и фирменным сервисным центром обслуживания крюковых погрузчиков является ООО «Монтажный Центр КРОМАНН Сервис». Две его производственные площадки территориально расположены в г. Бор рядом с Нижним Новгородом и в г. Набережные Челны. Здесь же производятся техническое обслуживание, текущие и капитально-восстановительные ремонты любой сложности. Здесь же находятся склады с широкой номенклатурой запасных частей.

Обычно заказчикам требуются быстроизнашивающиеся детали шарниров (подшипники, втулки, пальцы, шкворни), направляющие скользуны, элементы гидравлической, электрической и пневматической системы, комплекты уплотнений и манжет на гидроцилиндры. По запросу заказчика запчасти доставляются курьерской службой в любую точку страны в течение 3–5 дней. Базовые детали и узлы практически не выходят из строя, только в аварийной ситуации. Мы регулярно получаем продукцию с завода-изготовителя вместе с запасными частями и при острой необходимости обеспечим заказчика и базовыми узлами.

В Москве у нас есть партнеры – специализированные ремонтные предприятия, которые смогут произвести сложный ремонт или замену узлов, если заказчик не хочет ехать на ремонт к нам.

Ю. Лабзин, «Мценский завод «Коммаш»: Наш сервисный отдел оперативно реагирует на запросы клиентов по техническому обслуживанию техники в гарантийный и постгарантийный периоды, обеспечивая заказчиков необходимыми запчастями и расходниками. Выполнение работ обычно производится сервисными центрами МАЗ, КАМАЗ в регионе потребителя, при необходимости выезжает наша ремонтная бригада, сложные ремонты выполняются в заводских условиях.

Мультилифт на шасси HOWO T5G 6x4 с крюком KROMANN L22S.60.6 с системой стабилизации
Предлагаете ли вы сменные контейнеры или специальные сменные надстройки вашим заказчикам? Какие контейнеры наиболее востребованы заказчиками? Растет ли спрос специализированных контейнеров, например, мусоросборников с прессованием? Есть ли дефицит контейнеров?

С. Метелев, KROMANN: Наши готовые решения предусматривают работу крюкового погрузчика с определенным типом контейнера или сменной надстройки. Поэтому этот тип контейнера заложен в проект. У нас есть ряд партнеров, которые изготавливают по нашему заказу сменные контейнеры или металлоконструкции для сменных надстроек. Мы предлагаем эти контейнеры в составе готового решения. Это для них выгодно с точки зрения финансирования через лизинг, так как один-два контейнера можно взять в лизинг в составе крюкового погрузчика на автомобильном шасси и еще столько же в составе прицепа. Также есть выгода с точки зрения доставки контейнеров заказчику вместе с автомобилем и прицепом. Главный плюс в том, что и автомобиль, прицеп и сменные контейнеры оптимально подобраны и дополняют друг к друга при выполнении задач заказчика. Таким образом достигается максимальная эффективность использования готовых решений KROMANN.

Частая проблема, с которой мы сталкиваемся, это несостыковка имеющихся в парке заказчика контейнеров с новыми крюковыми погрузчиками по посадочным размерам контейнера. Причина кроется в том, что заказчики даже не подозревают, что существует стандарт на сменные контейнеры. В целях экономии они начинают изготавливать контейнеры сами по образцу, снимая размеры с имеющихся. В результате не контролируются важные размеры и происходят отклонения. В России своего стандарта нет, но основная масса поставляемых в Россию и производимых в России крюковых погрузчиков изготовлены под контейнеры европейского стандарта DIN-30722.

Мультилифт МАЗ-6312 с крюком KROMANN L22S.57.6 в составе автопоезда с прицепом

Мы работаем только с теми изготовителями, которые выдерживают все требования стандарта. Конечно, сейчас наиболее востребованы открытые сменные контейнеры для ТБО и строительного мусора. Мы предлагаем контейнеры типа Ubox объемом 20, 27 и 32 м3 с внутренней длиной 6 м и объемом 37 м2, длиной 7 м. Развивается спрос на контейнеры для биоотходов. Это частично закрытые сверху контейнеры с герметизированным подвесным задним бортом и дополнительными запорами, закрытые сверху эластичным тентом ПВХ с боковой системой натяжки. Либо контейнеры могут быть с закрытым верхом с люками или сдвижными крышками для загрузки.

Пользуются спросом сменные ломовозные надстройки с кузовом 27 м3 и гидравлическим манипулятором с лепестковым грейфером. Такие сменные надстройки подключаются к гидравлической системе крюкового погрузчика через быстроразъемные соединения. С такой надстройкой крюковой погрузчик превращается в автомобиль-ломовоз и используется, например, для сбора металлолома, ликвидации стихийных свалок или раздельного сбора отходов (стекла). С развитием новых ниш рынка количество типов и видов сменных контейнеров и надстроек постоянно увеличивается.

ПАЛФИНГЕР
компании по теме статьи
компании по теме статьи