Отечественные производители преобладают
«Круглый стол» экспертов по теме «Прицепные и полуприцепные цистерны: современное положение на отечественном рынке»
А. Дубинин, «ФоксТанк Моторс»: Завод существует с 2006 г. Занимается полным циклом производства спецтехники. Выпускаем полуприцепы, прицепы и надстройки на одиночных шасси для перевозки светлых и темных нефтепродуктов, пищевых и химических продуктов, сыпучих и сборных грузов. В 2020 г. мы построили новые производственные площади, состоящие из производственных цехов, склада запасных частей, административного корпуса, склада готовой продукции, столовой для сотрудников, ремонтной зоны, котельной и др. Было закуплено новое оборудование, которое позволяет выпускать технику самого высокого качества. В июле 2024 г. было выпущено более 100 ед. полуприцепов за месяц.
Р. Леонов, BONUM: Завод имеет три ключевых направления производства:
MAIN LINE – шторные, шторно-бортовые полуприцепы, бортовые открытые полуприцепы, контейнеровозы;
AGRO LINE – зерновозы и спецтехника для сельхозпродукции;
TANKS LINE – полуприцепы-цистерны.
Благодаря многолетнему опыту и использованию передовых технологий машиностроительный завод BONUM выпускает технику, которая соответствует высоким стандартам качества и продуктивно работает на благо предприятий клиентов. Техника под брендом BONUM широко применяется в различных отраслях экономики, таких как транспорт, строительство, сельское хозяйство и другие. Техника BONUM эргономичная, эффективная и надежная. Она, с одной стороны, удобна в эксплуатации, с другой – обеспечивает высокую рентабельность перевозок.
Представитель «Русбизнесавто»: Компания «Русбизнесавто» основана в 1993 году. Является ведущим оператором на рынке грузовой автотехники, автобусов и спецтехники, в активе которого 68 отделов продаж на территории РФ от Сахалина до Мурманска. Марочный портфель компании включает в себя более 100 брендов.
Компания «Русбизнесавто» выступает официальным дилером автоцистерн и полуприцепов-цистерн ведущих производителей на российском рынке – BONUM, FoxTank, ГРАЗ и «Урал СТ». Наша широкая линейка позволяет удовлетворить практически все потребности клиентов на этом рынке.
А. Дубинин, «ФоксТанк Моторс»: В модельном ряде представлены двух-, трех- и четырехосные полуприцепы. Используем круглое, овальное, эллипсное, овоидное и чемоданное сечение. Конструктив и комплектация подготавливаются под каждого клиента индивидуально.Можем изготавливать емкости объемом с шагом 0,5 м3, изменять количество отсеков, устанавливать различную запорную арматуру и дополнительное навесное оборудование, использовать различные материалы цистерны.
Р. Леонов, BONUM: Завод BONUM производит полуприцепы-цистерны трех видов: для перевозки светлых нефтепродуктов, темных нефтепродуктов и сыпучих грузов. Ассортимент включает трехосные, четырехосные модели, а также полуприцепы с четырьмя осями, одна из которых является вынесенной. К выбору клиентов представлен широкий выбор объемов полуприцепов каждого типа.
Полуприцепы для перевозки светлых нефтепродуктов в стандартной комплектации разделены на три отсека. В каждом отсеке, согласно техническому регламенту, установлены волнорезы, которые гасят колебания груза во время транспортировки. По желанию клиента количество секций может быть увеличено до шести или уменьшено до одной. Полуприцепы для светлых нефтепродуктов имеют форму колбы переменного сечения, так называемую бутылочную форму.
Полуприцепы для перевозки темных нефтепродуктов, также называемые битумовозами или нефтевозами, в стандартной комплектации односекционные и имеют цилиндрическую форму колбы. Они имеют фирменную термоизоляцию BONUM THERMO-X, разработанную по специальным технологиям, для максимального сохранения температуры перевозимого продукта, так как, например, битум транспортируется в горячем состоянии. Внутри колбы, согласно техническому регламенту, установлены торосферические волнорезы, которые гасят колебания груза при перевозке. Форма колбы полуприцепов для перевозки темных нефтепродуктов может быть и переменного сечения (бутылочная) для эксплуатации с тягачами, у которых седельно-сцепное устройство выше 1450 миллиметров, чтобы проходить габаритный контроль.
Полуприцепы для перевозки сыпучих грузов имеют V-образную форму. По желанию клиента они могут быть дополнительно оборудованы электрическим или дизельным компрессором для более комфортной и быстрой разгрузки.
Полуприцепы-цистерны BONUM отвечает всем требованиям и стандартам качества, обеспечивая безопасную и эффективную транспортировку различных видов грузов.
Представитель «Русбизнесавто»: Компания «Русбизнесавто» предлагает разные типы автоцистерн:
- автоцистерны, автотопливозаправщики на базовых шасси автомобилей;
- полуприцепы-цистерны и прицепы-цистерны для транспортировки светлых и темных нефтепродуктов, пищевых жидкостей (молока, растительных масел, питьевой воды), сжиженных углеводородных газов, химических веществ;
- полуприцепы-цистерны и прицепы-цистерны – материаловозы (цемент, мука, комбикорм).
А. Дубинин, «ФоксТанк Моторс»: Наши полуприцепы-цистерны могут изготавливаться из следующих материалов: алюминиевый сплав, низколегированная сталь, нержавеющая сталь (AISI 304, AISI 321, AISI 316, AISI 316t). Запорная арматура устанавливается разных производителей, в первую очередь стараемся устанавливать оборудование собственного производства, за последние несколько лет мы стали производить люки для битумных, пищевых и химических полуприцепов. Донные клапана верхнего открывания для перевозки химических грузов, а также донные клапана для перевозки темных нефтепродуктов. Краска используются отечественного производителя. Широко представлена линейка осевых агрегатов, на свою технику мы можем установить оси SAF (Германия), FOX (Иран), BPW (Россия), MPD (Турция). В связи с введенными санкциями есть сложности с заказом запорной арматуры из недружественных государств. Еще одна немаловажная проблема – это осуществление платежей за границу, так как санкции коснулись и банковского сектора, в связи с чем тяжело планировать сроки поставки комплектующих и соответственно выпуск техники.
Р. Леонов, BONUM: Все полуприцепы-цистерны BONUM произведены из отечественной стали 09Г2С – это конструкционная сталь, высококачественная и надежная. Но большинство компонентов все же остаются иностранными.
Для полуприцепов под светлые нефтепродукты используется запорная арматура итальянского производства – это донные клапаны, крышки люков, заливных горловин, шаровые краны и дыхательные клапаны. На битумовозах используются европейские шаровые краны и механические донные клапаны, для цементовозов применяются крышки люков иностранного производства. Покрытие наших полуприцепов-цистерн осуществляется двухкомпонентной эмалью европейского производства, которое обеспечивает высокую устойчивость к внешним воздействиям и долговечность. В стандартной комплектации наши полуприцепы оснащаются осевыми агрегатами от китайского производителя HJ. По желанию клиента возможна установка осей других производителей, которые доказали свое высокое качество на рынке.
К сожалению, процесс импортозамещения идет медленно, и не все российские производители могут предложить компоненты, соответствующие нашим высоким требованиям к качеству.
Мы активно работаем над локализацией производства некоторых компонентов. Например, сейчас ведем переговоры с российской компанией, которая в процессе локализации воздушных систем. Это важный шаг к снижению зависимости от импортных поставок и поддержке отечественных производителей.
Мы продолжаем строго следить за качеством и надежностью всех компонентов, используемых для производства техники BONUM, чтобы предлагать нашим клиентам долговечные полуприцепы, соответствующие международным стандартам.
Представитель «Русбизнесавто»: В зависимости от типа автоцистерны и полуприцепной цистерны при их производстве применяются низколегированная (например, для перевозки нефтепродуктов), нержавеющая (для химических продуктов) сталь.
А. Дубинин, «ФоксТанк Моторс»: Послепродажный сервис – это важная составляющая нашего предприятия, так как продажи осуществляются не только по всей территории России, но и в страны ближнего зарубежья. В связи с этим наши специалисты отдела гарантии и сервисного обслуживания ежедневно расширяют количество наших официальных сервисов. Для более удобной эксплуатации и обслуживания нашей техники у нас можно приобрести любые запчасти и детали, установленные на наших ППЦ. ООО «ФоксТанк Моторс» сотрудничает со всеми крупными лизинговыми компаниями, поэтому подобрать оптимальные условия приобретения спецтехники нашего производства не составит труда.
Р. Леонов, BONUM: Мы заботимся о том, чтобы эксплуатация нашей техники была для клиентов максимально комфортной. При возникновении любых вопросов мы всегда готовы оказать поддержку. Персональный менеджер, сервисный отдел и отдел рекламаций на связи круглосуточно 24/7, обеспечивая оперативное реагирование на вопросы и проблемы клиентов.
У нас заключены договоры с аккредитованными сервисными станциями по всей территории России. Эти станции получают от нас подробные инструкции по устранению неполадок. Таким образом, мы обеспечиваем высокое качество гарантийного и постгарантийного сервиса и быстрое решение любых технических вопросов.
Мы сотрудничаем со всеми крупными лизинговыми компаниями, предоставляя клиентам свободу выбора. Клиент может работать с любой лизинговой компанией, с которой ему удобно, или мы можем порекомендовать несколько надежных компаний с выгодными условиями на нашу технику. Таким образом, проблем с оформлением техники в лизинг у наших клиентов не возникает. Мы всегда готовы предложить наиболее удобные и выгодные условия покупки.
Наше главное стремление – обеспечить максимальный комфорт и удовлетворение потребностей клиентов на всех этапах взаимодействия, от покупки техники до ее обслуживания и поддержки.
Представитель «Русбизнесавто»: Как официальный поставщик, «Русбизнесавто» выполняет все гарантийные обязательства перед клиентами. Мы обеспечиваем полный комплекс услуг от продажи техники до послепродажного обслуживания, ремонта и поставок запчастей.
Компания обладает сетью современных станций технического обслуживания и ремонта грузовой автотехники, а также выступает одним из лидеров по организации снабжения предприятий запасными частями к грузовым автомобилям: у «Русбизнесавто» 14 СТО, более 250 выездных бригад по ремонту спецтехники, а также 4 крупных хаба запасных частей.
А. Дубинин, «ФоксТанк Моторс»: На сегодняшний день рынок прицепной техники по сравнению с прошлым годом находится в стагнации. После ухода западных поставщиков техники освободилась большая доля рынка, в связи с чем все отечественные производители стали загружены на 6–12 месяцев. На рынке чаще стали появляться производители полуприцепов из Турции, Ирана и Китая, но их доля на рынке по сравнению с производителями РФ очень мала.
Р. Леонов, BONUM: На российском рынке полуприцепов-цистерн конкуренция с иностранными поставщиками была всегда. Основным конкурентом были турецкие производители, особенно для цементовозов. Однако с ужесточением требований к перевозке опасных грузов турецким производителям стало сложнее соответствовать российским стандартам. Техника из Ирана и Китая представлена на российском рынке в меньшем объеме, чем отечественная. Европейские производители, в свою очередь, предлагают в основном цистерны из алюминиевого сплава.
А. Дубинин, «ФоксТанк Моторс»: В этом году правительством РФ было принято решение ежегодно индексировать утилизационный сбор. Это не могло не сказаться на ценообразовании. Обычно после каждого повышения цен на рынке наблюдается небольшой спад продаж. После 2022 года повышение утилизационного сбора на соотношение отечественной и импортной техники практически не изменяется, так как зарубежных цистерн продается очень мало.
Р. Леонов, BONUM: К сожалению, влияние утилизационного сбора оказалось не таким, как ожидалось и прогнозировалось. Повышение утилизационного сбора в начале прошлого года совпало с другими рыночными явлениями, что затруднило точное понимание его влияния. Основная задача утилизационного сбора – увеличить разницу в цене между отечественными и импортными производителями, особенно учитывая, что у импортных производителей, таких как Турция и Китай, нет проблем с комплектующими и они могут предлагать более низкие цены.
Китайские производители, например, могут компенсировать стоимость утилизационного сбора за счет внутреннего рынка и сохранять цены на прежнем уровне. Импортные производители из Европы и Турции также испытывают влияние утилизационного сбора, но не в достаточной мере, чтобы это существенно изменило рыночные условия.
Отечественные производители сталкиваются с проблемами локализации производства из-за отсутствия необходимых компонентов. Это приводит к увеличению цен, что нивелирует разницу, созданную утилизационным сбором. Таким образом, задача утилизационного сбора по созданию благоприятных условий для отечественных производителей пока не полностью реализуется.
Представитель «Русбизнесавто»: В течение последнего года на рынке прицепных и полуприцепных цистерн мы наблюдаем небольшой рост, который можно объяснить естественным обновлением парков. На 90% этот рынок контролируют отечественные производители, поэтому уход иностранных компаний из России или повышение утилизационного сбора никак не сказались на спросе и предложении. По этой же причине незначительной остается роль «серого» импорта, поскольку, с одной стороны, на рынке преобладают отечественные производители, а с другой стороны, требования к допуску техники в эксплуатацию, в том числе по ДОПГ, ставят перед «серым» импортом непреодолимый барьер.
А. Дубинин, «ФоксТанк Моторс»: Наши прогнозы на развитие рынка прицепной техники положительные. Российские производители будут расширять линейку выпускаемой продукции и занимать все ниши, оставленные западными производителями. Будут появляться новые поставщики и активно навязывать конкуренцию уже действующим предприятиям.
Р. Леонов, BONUM: Исторически рынок полуприцепов в России представлен на 90% отечественными производителями. Это связано с тем, что в Европе существуют другие требования к полуприцепам для перевозки опасных грузов, которые составляют 80% рынка. В Европе используются только алюминиевые полуприцепы с множеством дополнительных требований.
На российском рынке из импортных производителей были представлены турецкие компании и немного европейских. Однако сейчас европейские производители практически отсутствуют из-за значительной разницы в цене с российскими аналогами. Ранее импортные полуприцепы-цистерны часто были б/у, но это было давно. В настоящее время рынок цистерн на 90% состоит из российской продукции, что объясняется вышеуказанными причинами. Прогноз развития рынка цистерн выглядит положительно для российских производителей – они продолжат лидировать и в будущем.
Этот успех российских производителей не связан с мерами поддержки, а обусловлен нюансами технологий и требованиями, существующими в Европе и России.
Представитель «Русбизнесавто»: На протяжении последних десяти лет рынок прицепной техники с цистернами остается стабильным. Да, периодически происходит незначительный рост или спад, но это незначительные колебания. Поэтому если в 2023 году произошел небольшой подъем продаж, то в 2024-м мы ожидаем небольшого уменьшения, с которым объемы вернутся на уровень 2022 года. То есть за счет того, что большую часть продаж контролируют отечественные производители, этот рынок остается достаточно стабильным.
А. Дубинин, «ФоксТанк Моторс»: ООО «ФоксТанк Моторс» – одна из передовых компаний, которая производит технику, полностью соответствующую всем необходимым требованиям, предъявляемым к ППЦ для перевозки опасных грузов. Мы считаем, что принятие постановления № «2200» от 21.12.2022 г. положительно скажется на рынке полуприцепов-цистерн для перевозки опасных грузов, так как соблюдение производителями требований, указанных в ДОПОГ, это в первую очередь БЕЗОПАСНОСТЬ. С рынка уйдут все недобросовестные производители, которые по каким-то причинам не могут выпускать технику, соответствующую всем последним требованиям законодательства и ДОПОГ. На сегодняшний день есть ряд вопросов, которые государственные органы еще не решили, но уже собраны рабочие группы, которые активно взаимодействуют с производителями и совместно разрабатывают методические указания для создания и сертификации всех необходимых служб.
Р. Леонов, BONUM: Полуприцепы BONUM полностью соответствуют требованиям ДОПОГ, которые применяются на территории Российской Федерации. Клиенты могут спокойно приобретать наши полуприцепы, ставить их на учет и без проблем получать все необходимые разрешения в органах ГИБДД.
Итак, наши гости-эксперты дают сдержанно-положительные прогнозы по рынку прицепной техники с цистернами, особых потрясений никто не предполагает, и хочется надеяться, что преобладание отечественных производителей на этом рынке сохранится и в будущем.