Ситуация на российском рынке запчастей и эксплуатационных материалов
Круглый стол специалистов отрасли
В беседе приняли участие: Антон Воронин, руководитель отдела развития продукта ООО «СюйГун Ру»; Алексей Юдин, руководитель отдела запасных частей ООО «Палфингер Сани Крэйнз»; Михаил Чусов, генеральный директор компании Phoenix Lubricants; Иван Канивец, директор по развитию ООО «Кама АВТО»; Константин Модников, генеральный директор компании Sotrans Parts.
А. Воронин, «СюйГун Ру»: Потребность растет – количество техники увеличивается, она не простаивает, соответственно требуются материалы для обслуживания и ремонта. Это значит, что фильтры, масла, какие-то мелкие расходники будут востребованы и потребность в них растет. По достижении больших пробегов и наработок подключаются уже запчасти для капитального ремонта – двигатели, элементы ходовой части, гидравлики, трансмиссии. Стоимость их выше, что увеличивает объем реализации в денежном эквиваленте. К особым сложностям это не должно привести, так как определяется наиболее востребованная номенклатура для обслуживания техники. С течением времени набирается статистика востребованного ассортимента для определенного объема хранения на складах.
А. Юдин, «Палфингер Сани Крэйнз»: Сейчас мы наблюдаем растущий спрос на запасные части и связываем это с увеличением парка автокранов, находящихся в эксплуатации, так как открываются новые крупные строительные площадки на территории РФ. Что касается оценки эффекта этой тенденции, то здесь мы видим новые возможности для расширения бизнеса.
М. Чусов, Phoenix Lubricants: Наша задача – обеспечить рынок качественными и оригинальными смазочными материалами покинувших нас брендов, а также оказывать клиентскую и техническую поддержку по корректному подбору необходимых продуктов. Мы стремимся наполнить рынок привычными востребованными продуктами международных брендов, на которые есть значительный спрос.
С уходом международных игроков началось импортозамещение и рост потребления смазочных материалов отечественных производителей. Резкое ограничение доступа к привычным импортным смазочным материалам привело к хаотичной заливке новых, незнакомых масел в узлы и агрегаты дорожной и стационарной техники. Это повысило риски многократного увеличения конечных расходов на владение и обслуживание техники: на внеплановые ТО, поломки и простои, на сопутствующие расходы, связанные с испытаниями смазочных материалов новых брендов.
Мы предоставляем полный сопроводительный пакет документов на продукцию, а именно: паспорт качества, сертификат безопасности, ТД, сертификат анализа или лабораторный отчет по качеству от производителя смазочного материала и технический паспорт продукта. Наша экспертиза в цепочке международных поставок позволяет нам ввозить продукцию, гарантируя ее легальность и оригинальность.
И. Канивец, «Кама АВТО»: Потребность в качественных запасных частях растет в связи с желанием покупателей качественно обслуживать свою технику, чтобы эффективно эксплуатировать ее как можно дольше. И это индивидуальный вопрос для каждого собственника.
К. Модников, Sotrans Parts: Да, мы наблюдаем рост потребности в запасных частях и эксплуатационных материалах. В первую очередь это связано с изменением структуры поставок запчастей, а именно с сокращением поставок оригинальных комплектующих из Европы и замещение их китайскими аналогами, что ведет к сокращению межсервисных интервалов.
А. Воронин, «СюйГун Ру»: Ориентировочный срок хранения самых востребованных запчастей – от 6 до 12 месяцев. Но мы наблюдаем тенденцию к увеличению запаса наиболее востребованных запчастей, поскольку те не всегда есть в наличии у китайского производителя и не всегда получается оперативно их привезти. Это запчасти с хорошей ценой и плановой доставкой, поэтому нужно всегда иметь небольшой запас.
Меняется ли соотношение запчастей высокого и низкого спроса? В 2022 году с уходом западных компаний многие эксплуатирующие организации с унифицированными парками, к примеру, укомплектованные только техникой Caterpillar или только Volvo, или только Hitachi, выкупали большие объемы запчастей и расходных материалов, наполняя свои склады, возможно, на год вперед. Сейчас ситуация изменилась, поэтому поставки более-менее выровнялись, и запчасти приобретают по мере необходимости.
Влияют ли проблемы с расчетами на размер склада? Да, здесь могут быть вопросы с оплатой определенных партий. Клиенты из России постоянно ищут выходы из сложившейся ситуации и какие-то заказы могут оплачиваться дольше обычного, из-за чего также поддерживают определенный запас.
А. Юдин, «Палфингер Сани Крэйнз»: Наша компания приняла решение поддерживать складской запас на 3–4 месяца. Значение не изменилось, так как у нас постоянные и равномерные поставки. Были определенные сложности с расчетами, но наша компания оперативно решила эти вопросы.
И. Канивец, «Кама АВТО»: При расширении линейки техники как импортной, так и отечественной заметен рост потребности в качественных запчастях. Запасы наших клиентов немного выросли по сравнению с временами пандемии и ввода санкций. Приходится принимать новые решения по логистике, расчетам цен и срокам поставки. Стараемся удовлетворять спрос и адаптироваться к новым тенденциям рынка.
К. Модников, Sotrans Parts: С учетом роста цен, связанного с динамикой курсов валют, мы рекомендуем иметь запас запчастей минимум на один месяц, поскольку удешевления комплектующих в ближайшей перспективе ждать не стоит.
Сегодня небольшие компании, как правило, сокращают складские запасы из-за неуверенности в завтрашнем дне. При этом они не рассчитывают свои будущие расходы с учетом перспективы роста цен. В свою очередь крупные клиенты планируют работу на длительный период, поэтому продолжают делать заказы с запасом.
Проблемы с проведением расчетов влияют как на цены, так и на сроки поставки, поскольку агентские схемы оплаты требуют отчисления определенного процента. Поэтому создается некоторый дефицит и просадки склада по определенному ассортименту, но ситуация постепенно выравнивается.
А. Воронин, «СюйГун Ру»: Ситуация с запчастями у российских производителей не самая хорошая. Связано это с тем, что ушли многие европейские поставщики, которые поставляли комплектующие на сборочные конвейеры. Пришлось переходить на других поставщиков, но, к сожалению, не всегда наши российские производители техники закупают расходные материалы и запчасти для этих агрегатов. Потому что это затраты, а послепродажная поддержка у российских производителей слабовата. И многие клиенты сами ищут выходы из сложившихся ситуаций и ищут запчасти либо по размерам, либо по применимости к другой технике. Их находят, потому что в России много поставщиков, которые ввозят запасные части в формате мультибренда, и у них есть понимание кроссировки, замен, аналогов, и на российскую технику у многих есть подобная информация.
К. Модников, Sotrans Parts: Если рассматривать отечественную технику таких производителей, как «КАМАЗ» и «УРАЛ», то сегодня есть некоторые сложности с поставками определенного ассортимента запчастей из-за приоритетов заводов, которые работают на оборонную промышленность.
А. Воронин, «СюйГун Ру»: Ситуация с каталогами улучшается, но у крупных производителей, у которых есть возможности и ресурсы разрабатывать свою информационную базу и налаживать работу с каталогами, сервисными мануалами и прочей дополнительной информацией для послепродажного обслуживания.
Так, в группе компаний XCMG функционирует завод по производству компонентов для ходовой части. Он закрывает полностью все позиции: гусеничные ленты, опорные и поддерживающие катки, ведущие звездочки, башмаки – в общем, полный спектр. И этот завод обеспечивает всю линейку XCMG. Сейчас мы ведем работу по кроссировке, применимости продукции этого завода к сторонним производителям. Качество продукции не вызывает никаких сомнений и используется для сборки техники ведущих мировых производителей.
Далее, на нашем складе в наличии шины трех самых популярных размеров, которые перекрывают широкую линейку техники XCMG, а в начале 2025 года наш портфель пополнят еще пять шинных продуктов.
В группе компаний XCMG есть два крупных завода гидрооборудования. Один специализируется на клапанах и гидроцилиндрах среднего, малого и большого размера. Второй – на производстве гидронасосов, гидромоторов, бортовых редукторов и клапанов. Оба завода поддерживают тесную связь с европейскими подразделениями XCMG – заводом Flextronics и заводом АМКА. Совместно с научно-исследовательским институтом XCMG они разрабатывают все продукты и проводят их всестороннее тестирование.
В группе компаний XCMG есть также завод по производству элементов трансмиссии: мостов в сборе, коробок передач, поворотных редукторов, грузовых лебедок и редукторов различного назначения. Все разработки данного завода тесно связаны с научно-исследовательским институтом XCMG и европейско-американским центром НЕОКА XCMG.
Согласен, иногда запчасти могут идти дольше запланированных сроков. Ситуация на границе в последнее время не выровнялась, она ухудшается из-за увеличения товарооборота.
А. Юдин, «Палфингер Сани Крэйнз»: Каталоги по запасным частям SANY на хорошем уровне, можно найти и подобрать необходимую запасную часть по идентификационному номеру машины. Поставки сейчас в среднем идут 90–120 дней, проблему с расчетами наша компания оперативно решила. Сейчас конец года, горячий сезон, начали появляться заторы на границе, но этот фактор имеет сезонный характер.
И. Канивец, «Кама АВТО»: По теме китайских производителей есть улучшения в каталогах и информации по применению и аналогам продукции. Но проблемы остаются. Наши специалисты постоянно мониторят новых поставщиков запчастей. С каталогами также сохраняются некоторые проблемы.
По вопросу платежей и сроков поставки есть проблемы увеличения как цены, так и сроков поставки и прохождения таможни.
К. Модников, Sotrans Parts: Ситуация с каталогами и подбором деталей намного не улучшилась, поэтому приходится пользоваться своими практическими наработками, которые приходят с опытом. Что касается платежей, то в первую очередь это зависит от страны и конкретного банка, через который проводится оплата поставщикам. Задержки в поставке в основном связаны с необходимостью введения агентских схем и составляют сегодня, как правило, от двух недель до месяца, в редких случаях больше месяца. Также мы не наблюдаем существенных изменений в сроках прохождения границы.
А. Воронин, «СюйГун Ру»: Не прекращены поставки запчастей, которые не попадают под санкции. В основном клиенты из России пользуются параллельным импортом либо запасными частями-аналогами, заменой оригинальных от ОЕМ производителей.
Запчастей японская техника требует на достаточно больших серьезных пробегах или наработках. Сохраняется возможность заказать эти запчасти у китайских производителей техники.
Заводы концерна XCMG могут рассмотреть возможность производства продукции под заказ. Конечно, нужен серьезный объем для запуска такой эксклюзивной продукции, чертежи и технические условия, при которых будут работать данные компоненты. Либо это ходовая часть, либо трансмиссия, либо гидравлика. Мы в состоянии обеспечить достаточно высокое качество и уровень производства, сроки, ну и конечно, в зависимости от объемов цены варьируются.
Со временем заводы XCMG перейдут на полное самообеспечение, то есть на производство собственных компонентов, которыми будут полностью снабжать свою технику.
К. Модников, Sotrans Parts: За последние несколько лет стало очевидным, что всегда можно найти путь поставки тех или иных запчастей. Вопрос остается только в том, сколько запасная часть будет стоить внутри РФ для конечного потребителя.
А. Воронин, «СюйГун Ру»: Также идут запчасти из Южной Кореи, которые не попадают под санкции, а вот с маслами ситуация все хуже и хуже.
В Китае южнокорейские бренды являются конкурентами китайских производителей, поэтому скорее всего мы будем получать эту продукцию непосредственно от китайских производителей. Если даже каналы поставок перекроют. Южная Корея не делает каких-то эксклюзивных продуктов либо запчастей, которые не могли бы заменить китайские производители.
К. Модников, Sotrans Parts: Повторюсь, что пути поставок остаются, но во главу угла встает вопрос стоимости. Покупатель сегодня становится все более чувствителен к росту цен и конечной стоимости покупки. На первую позицию выходит соотношение цены и качества.
А. Воронин, «СюйГун Ру»: Европейской и американской техники на российском рынке достаточно много. Если мы говорим о популярных моделях, то запчасти ОЕМ-производителей и аналоги доступны. На рынке сильная инерция в отношении наличия этих запасных частей, так как много игроков и конкурентов продают данную продукцию. Остаются вопросы с эксклюзивным, штучным оборудованием, которого не так много. Вот здесь есть определенные проблемы.
И. Канивец, «Кама АВТО»: Запчасти из Европы проходят по параллельному импорту или по ранее согласованным контрактам, и надеяться на изменение ситуации не приходится.
К. Модников, Sotrans Parts: Запчасти для европейской и американской техники не закончатся, поскольку уже сегодня мы видим на рынке большое число аналогов из Китая.
А. Воронин, «СюйГун Ру»: К сожалению, это невозможно, так как у европейских, американских, японских производителей агрегатов очень высокие требования к качеству фильтрующих элементов. Например, к бумаге, которая используется для американских фильтров, к сожалению, доступ закрыт. Даже если такие возможности были бы у наших производителей, то нет такой мощной информационной базы по размерам, по взаимозаменяемости, по условиям, в которых эти фильтры должны работать, по пропускной способности и прочим характеристикам, так как производители техники закладывают определенные стандарты для фильтрующих элементов и информация об этих стандартах не всегда доступна конечным производителям. Они указывают только то, что товар определенного бренда, как правило, он из той же страны-производителя может быть использован для обслуживания данной техники, но не раскрывают информацию о фильтрующей бумаге и ее свойствах. Мы можем сделать в России копию данного фильтра, но, к сожалению, ее характеристики будут отличаться от оригинальной продукции и могут возникнуть проблемы с агрегатом. Он может выйти из строя, если использовать фильтры, которые не отвечают характеристикам производителя агрегата.
А. Юдин, «Палфингер Сани Крэйнз»: Теоретически нет ничего невозможного, этот продут не является технологически сверхсложным. Главный вопрос в цене готового продукта, сможет ли он конкурировать с зарубежными аналогами, окупятся ли вложенные в него инвестиции.
К. Модников, Sotrans Parts: На территории России становится все больше предприятий, занимающихся производством фильтров-аналогов. Но остается вопрос качества используемой в производстве бумаги. Как правило, российские производители используют китайское сырье.
А. Воронин, «СюйГун Ру»: Если говорить о спецтехнике XCMG, то для своей техники мы обеспечиваем потребности в полном объеме. Это технологические жидкости, масла и консистентные смазки. Вся продукция производится под нашим брендом на ведущем заводе производителя. В нашей линейке есть все необходимые продукты для обслуживания техники. В 2025 году мы запускаем в разработку арктические масла и специальные смазки. Рынку мы можем предложить продукты, которые используются чаще всего на строительной технике, исключая узкоспециальные продукты, которые могут использоваться на технике Cat, Volvo, у которых спецификации сделаны именно под определенные штучные агрегаты.
А. Юдин, «Палфингер Сани Крэйнз»: Тот набор материалов, который использует наша компания, прошел все согласования с заводом-изготовителем и полностью подходит для эксплуатации нашей техники.
М. Чусов, Phoenix Lubricants: Сотрудники Phoenix Lubricants имеют большой опыт работы с производителями техники. При разработке машины инженеры таких компаний закладывают определенные требования к смазочным материалам, которые наилучшим образом сказываются на работе узлов и агрегатов конкретной модели техники. Часто требования к таким продуктам выше, чем отраслевые стандарты. Как для импортной, так и для отечественной техники мы рекомендуем использовать качественные оригинальные смазочные материалы, которые продлевают срок службы узлов и агрегатов машин. Импортная продукция, которую поставляет Phoenix Lubricants, имеет одобрения автопроизводителей, а не просто соответствие требованиям.
Своим клиентам Phoenix Lubricants подбирает смазочные материалы, исходя из состава парка, возраста и ресурса техники. Подтвержденная документами оригинальность портфеля гарантирует качество продукции и высокие эксплуатационные свойства. Компания рекомендует потребителям ГСМ проверять продукцию на оригинальность и качество вне зависимости от того, где она была приобретена. Добросовестные поставщики в состоянии предоставить сопроводительные документы и результаты тестов, подтверждающие оригинальность. Будьте бдительны и внимательны к своей технике и как итог к результатам своего бизнеса.
К. Модников, Sotrans Parts: Пока мы не наблюдаем серьезных проблем с маслами, поскольку остаются каналы доставки брендовых производителей. При использовании аналогов совет остается неизменным: необходимо чаще делать ТО.
А. Юдин, «Палфингер Сани Крэйнз»: Пока поток не иссяк. В условиях рыночной экономики, если есть устойчивый спрос, всегда найдется предложение. Если же смотреть глубже, то, конечно, вопрос сложнее, но при определенных гарантиях и долгосрочных инвестициях со стороны государства заместить производство эксплуатационных материалов вполне возможно.
К. Модников, Sotrans Parts: Зарубежные эксплуатационные материалы продолжают поступать, но рынок все больше переориентируется на отечественный сегмент.