Лучше перестраховаться, чем потом сожалеть

Готовим грузовик к весенне-летнему сезону

Зима постепенно заканчивается, а это значит, что наступает время готовить свои грузовые автомобили к весне и работе при теплой погоде. И здесь нельзя упускать ни одной мелочи. Как гласит старая английская пословица: «Лучше перестраховаться, чем потом сожалеть», или русская: «Береженого бог бережет».

Подготовка грузовика с дизельным двигателем к весеннему сезону начинается с устранения любых последствий суровой зимней погоды, а также с общего технического обслуживания и, если необходимо, ремонта. Также не следует забывать о проверке наличия необходимого для эксплуатации в предстоящий период запаса запчастей и расходных материалов. Техника должна быть готова к работе и/ или дальним рейсам по дорогам, которых, возможно, в весенне-летний сезон будет больше, чем зимой. Рассмотрим отдельные вопросы подготовки грузовика подробнее.

Внешний вид грузовика

Рекомендуется начать подготовку грузовика к весне с внешнего вида. Постоянная зимняя сырость, реагенты и соль с дорог могут оказать сильное отрицательное воздействие на детали ходовой части и окраску наружных поверхностей. Под отложениями грязи со временем может начаться коррозия. Тщательно вымойте грузовик, удалите загрязнения с наружных поверхностей грузовика и снизу. Начните процесс мойки с чистой воды. Затем для очистки и мойки самых трудных для удаления загрязнений рекомендуется очень осторожно использовать механические средства и применять в первую очередь специальные химические моющие средства. Подчеркнем: для мойки автомобиля используются специальные средства, бытовую химию применять нельзя, так как она может повредить лакокрасочный слой. После того как вы отмоете детали ходовой части, можно будет проверить, нет ли на них очагов коррозии, и при необходимости обработать средствами для защиты от ржавчины, а также закачать и нанести консистентную смазку на все узлы, нуждающиеся в смазке. В завершение можно нанести слой защитного воскового покрытия на металлические поверхности, чтобы создать дополнительную защиту от коррозии на весенне-летний сезон. К тому же защита лакокрасочного покрытия может помочь немного увеличить стоимость вашего грузовика на вторичном рынке.

Сколы или трещины на лобовом стекле

Если вы заметите какие-либо мелкие сколы на лобовом стекле, обязательно отремонтируйте их (самостоятельно специальными средствами или в техцентре) до того, как они расширятся. Даже небольшой скол может повредить целостность вашего лобового стекла и увеличить риск образования более крупной трещины, которая может затруднить обзор. Небольшие сколы и трещины можно легко устранить и с гораздо меньшими затратами, чем полная замена лобового стекла.

Тормоза и колеса

Если на грузовике использовались зимние шины, поменяйте их. Массы грузовых автомобилей значительны, поэтому колеса грузовых автомобилей испытывают высокие нагрузки и при возникновении критических повышенных нагрузок страдают в первую очередь.

Шины и диски колес тоже рекомендуется помыть и очистить от грязи, используя для этого специальные химические средства. Затем проверьте давление в шинах и степень износа протектора. Шины и колеса диагностируются визуально. В первую очередь оцените состояние протектора шин, он не должен иметь трещин, отслоений, порезов, вздутий, разрывов, проколов, выступающих нитей корда. Затем штангенциркулем или другим инструментом измеряют глубину протектора: если она меньше 1 мм (или немного больше), шины следует сменить. Для определения изношенности шин используются также индикаторы (их наносит производитель), обычно это тре­угольник или буквы «TWI».

Осмотрите боковины: нет ли повреждений после езды по ухабистым зимним дорогам. Поверните колеса на оси, по возможности проверьте их уравновешенность, особенно если заметен неравномерный износ протектора или вибрация во время езды. После зимней эксплуатации в результате износа балансировка колес может измениться, могут потеряться балансировочные грузики и т.д.

Также, поворачивая колеса, послушайте, нет ли «скребущих» звуков, а затем, сняв колеса со ступиц, вы можете проверить визуально состояние тормозных механизмов, степень износа колодок, барабанов или дисков и посмотреть, нет ли коррозии на деталях.

Проверка параллельности мостов

Необходимость в проверке параллельности мостов грузовиков может возникнуть как после крупных столкновений или аварий, так и после незначительных наездов на выступы или в ямы на большой скорости, при которых мосты сместятся и займут положение, отличное от строго перпендикулярного по отношению к продольной осевой линии грузовика.

Признаком отклонения мостов является неравномерный износ шин и увод автомобиля в сторону при движении по прямой. При наличии данных симптомов рекомендуется обратиться в автосервис. Следует учесть, что для проведения такой диагностики необходимо специальное оборудование и возможности по диагностике параллельности мостов грузовиков есть далеко не у каждой СТО. Для всех типов осей и подвесок шины с радиальным кордом более чувствительны к непараллельности мостов, чем шины с диагональным кордом. Симптомы износа шин с радиальным кордом часто появляются после 16–32 тыс. км пробега, а у шин с диагональным кордом после 80–92 тыс. км пробега. Для шин с радиальным кордом, установленных на управляемых осях, характерен износ плечевых – зон с внутренней и внешней сторон. При повороте края протектора стремятся подняться, так как в отличие от шин, установленных на ведущих мостах, в этом случае отсутствует сила, сохраняющая плоскость контакта шины с полотном дороги. Этот износ обычно не влияет на долговечность шины, так он наблюдается только на первом миллиметре ширины протектора.

Стеклоочистители

Если использовались зимние щетки стеклоочистителей ветрового стекла, замените их на летние. Если щетки не заменяются, тщательно осмотрите их: в зимний период щетки стеклоочистителей могут получить серьезные повреждения в результате примерзания к стеклу, ударов кусочков льда и т.д. Проверьте качество работы стеклоочистителей, насколько полно они очищают стекла, а также осмотрите резиновые лезвия: нет ли трещин или неравномерного износа. Если вы не заменяли щетки долгое время, рекомендуется заменить их перед наступлением весеннего сезона или, по крайней мере, приобрести запасные щетки.

Проверьте уровень жидкости для стеклоомывателей и долейте при необходимости.

В моторном отсеке. Система  охлаждения

В моторном отсеке осмотрите все ремни двигателя и состояние воздушного фильтра. При использовании засоренного воздушного фильтра резко возрастает потребление топлива или газа двигателем. Рекомендуется также помыть и очистить от загрязнений двигатель, если он заметно загрязнен после зимнего периода.

Система охлаждения двигателя – одна из самых важных систем, которую необходимо проверить при переходе к весенне-летней эксплуатации. Система достаточно напряженно работает зимой, а летом при высоких температурах воздуха будет работать с еще большей нагрузкой. Проверьте уровень охлаждающей жидкости, осмотрите все шланги системы и проверьте состояние радиатора.

Проверьте также уровень тормозной жидкости.

Аккумуляторная батарея

Аккумуляторы грузового автомобиля относятся к числу компонентов, которые могут выйти из строя в холодный зимний период. При низких температурах емкость аккумуляторов падает, и батареи разряжаются быстрее. Рекомендуется проверить аккумуляторы с помощью мультиметра. Очистите клеммы аккумуляторной батареи от продуктов коррозии и убедитесь, что все провода надежно подсоединены к клеммам. Проверьте дату изготовления и срок эксплуатации батарей на грузовике. Если аккумуляторы эксплуатируются дольше четырех лет и вы замечаете, что при запуске двигателя грузовика возникают затруднения, рекомендуется заменить аккумуляторную батарею. Если батарей две и более, следует заменять все аккумуляторы одновременно.

Замена масла

В большинстве районов нашей страны зимний период длится четыре-пять месяцев и более. Если использовалось специальное зимнее (арктическое) масло (моторное, трансмиссионное, гидравлическое) или подходит срок замены всесезонного масла, его рекомендуется заменить при выполнении сезонного технического обслуживания. Даже если грузовой автомобиль мало ездил в зимний период, он, скорее всего, подвергался воздействию большого количества влаги (влажный воздух, снег), и влага могла проникнуть в масло, ухудшив его рабочие характеристики.

Если вы не будете заменять масла (моторное, трансмиссионное, гидравлическое), проверьте их уровень и долейте при необходимости.

Работы в кабине

При подготовке в весенне-летнему сезону рекомендуется выполнить уборку кабины грузовика, ведь водитель проводит в ней значительную часть своей жизни. На напольных ковриках за зиму скапливается грязь, попавшая в кабину на обуви вместе со снегом. Обязательно снимите напольные коврики, чтобы удалить грязь, которая находится под ними. Рекомендуется чистить коврики для пола и сидений пылесосом, при возможности промыть и почистить их специальными средствами. Если коврики сильно изношены, замените их. При осмотре и уборке кабины обязательно проверяйте состояние (износ и герметичность, наличие протечек) уплотнений в местах соединения поверхностей пола, дверей и окон.

Экономия топлива и приемы вождения

Эта рекомендация в общем не относится к техническому обслуживанию. Одна из главных причин, по которой большегрузные коммерческие автомобили оснащаются дизельными двигателями, – их высокая топливная экономичность при большой мощности. Своевременное обслуживание и поддержание дизельного двигателя в хорошем техническом состоянии обеспечит максимальную рентабельность эксплуатации грузовика. Кроме того, рекомендуется использовать правильные приемы вождения: не ведите автомобиль агрессивно, с резкими маневрами и изменениями скорости, старайтесь, чтобы грузовик ехал с постоянной скоростью. Правильные приемы вождения обеспечат высокую экономию топлива и плавную работу двигателя.