![](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/00f.jpg)
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (Ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
(По материалам компании Passini Group, Канада)
Износ пальцев гусеницы
Износ поверхности.
Равномерный износ одной стороны пальца. Соответствует зоне износа сопряженной поверхности втулки. Процесс называется внутренним износом в шарнире и часто является поводом для ремонта или замены деталей ходового механизма.
![Износ поверхности](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/01.jpg)
- Причины.
Контакт и взаимное перемещение пальца и втулки.
- Факторы, ускоряющие износ.
Неисправность уплотнения (для шарниров гусеничных цепей с консистентной или жидкой смазкой), чрезмерное натяжение цепи, работа на высокоабразивном грунте (гусеничные цепи «сухого» типа), скорость машины.
- Последствия.
Чрезмерно большой люфт в гусеничных шарнирах приводит к так называемому змеевидному вилянию. Из-за увеличения шага цепи втулки сначала перемещаются по поверхности зубьев ведущего колеса, а затем «падают» к основанию зуба. В результате износ ведущего колеса ускоряется. Возрастает риск поломки пальца. Увеличивается трение между звеньями гусеничной цепи и ребордами катков, поскольку гусеничная цепь больше смещается при движении и контактирует с ребордами катков.
- Способы устранения неисправности.
Поддерживать правильное натяжение цепи. Ежедневно проверять герметичность уплотнений шарниров цепи. Максимально уменьшить действие субъективных неблагоприятных факторов.
Износ торцовых поверхностей пальцев.
Износ на одном или обоих торцах.
![Износ торцовых поверхностей пальцев](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/02.jpg)
- Причины.
Торцы пальцев трутся о щитки, защищающие от схода гусениц, и камнезащитные щитки и/ или осколки скал на грунте. Причиной может быть змеевидное виляние гусеницы или неправильное положение некоторых деталей ходового механизма.
- Факторы, ускоряющие износ.
Работа на склонах с боковым уклоном, быстрые и резкие повороты, чрезмерно широкие башмаки, износ реборд катков.
- Последствия.
Усложняется демонтаж пальцев для разворота пальцев и втулок со смазкой. Уменьшается возможность восстановления путем развертки проушин звена под втулки. Перед сборкой после ремонта торцы пальца и отверстие масляного канала следует подвергнуть механической обработке.
- Способы устранения неисправности.
Износ неизбежен, если установлены камнезащитные щитки или щитки, защищающие от схода гусениц. Поэтому рекомендуется не использовать эти детали без острой необходимости. Максимально уменьшить действие субъективных неблагоприятных факторов.
![](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/03f.jpg)
Износ направляющего колеса
Износ рабочей поверхности.
Такой износ является «нормальным».
- Причины.
Главным образом скольжение боковых частей направляющих поверхностей звеньев гусеничной цепи по рабочей поверхности направляющего колеса.
- Факторы, ускоряющие износ.
Масса, мощность и скорость машины; ударные нагрузки; абразивное действие и набивка грунта в зазоры между деталями ходового механизма. Работы, при которых бо’льшая часть нагрузки приходится на переднюю сторону машины. Наиболее важные субъективные факторы, от которых зависит ресурс по износу: правильное натяжение гусеничной цепи – ни чрезмерно сильное, ни чрезмерно слабое со змеевидным вилянием.
- Последствия.
Если износ превысит допустимый предел, возможно растрескивание рабочей поверхности направляющего колеса.
- Способы устранения неисправности.
Устранить или максимально уменьшить действие субъективных или частично управляемых неблагоприятных факторов. Своевременно заменять детали, износ которых достиг предельной величины.
![](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/04f.jpg)
Износ боковых поверхностей направляющего колеса.
![Износ боковых поверхностей направляющего колеса](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/05.jpg)
- Причины.
Нормальный контакт боковых поверхностей направляющего колеса с направляющими поверхностями звеньев гусеничной цепи. Неправильное положение (под углом к продольной оси машины) направляющего колеса или гусеничной цепи. Работа на склонах с боковым уклоном.
- Факторы, ускоряющие износ.
Такие же, как при «нормальном» износе рабочей поверхности, а также повороты машины и износ щитков, защищающих гусеницы от схода. Последние факторы оказывают гораздо большее влияние на износ боковых поверхностей.
- Последствия.
Направляющее колесо утрачивает способность направлять гусеничную цепь. Уменьшается возможность восстановления направляющего колеса.
- Способы устранения неисправности.
Уменьшить или устранить действие субъективных факторов, ускоряющих износ.
Износ верхних кромок реборд направляющего колеса.
Такой износ обычно имеет место только на наружных участках (углах) реборды. В результате такого износа профиль реборды может скругляться.
![Износ верхних кромок реборд направляющего колеса](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/06.jpg)
- Причины.
Абразивное воздействие инородных материалов и грунта, набившегося и замерзшего между направляющим колесом и звеньями гусеничной цепи. Удары и перемещения гусеничных звеньев, «прыгающих» на направляющем колесе. Существенное отклонение направляющего колеса от правильного положения.
- Факторы, ускоряющие износ.
Налипание и набивка грунта на направляющее колесо, абразивное действие набившегося грунта. Ослабление натяжения или змеевидное виляние гусеничной цепи. Скорость движения.
- Последствия.
Уменьшается точность измерения величины износа рабочей поверхности направляющего колеса. Направляющее колесо утрачивает способность направлять гусеничную цепь. Уменьшается возможность восстановления направляющего колеса.
- Способы устранения неисправности.
Содержать ходовой механизм в чистоте. Поддерживать правильное натяжение гусеничной цепи и своевременно заменять изношенные звенья цепи.
![](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/07f.jpg)
Износ ведущего колеса
Износ оснований зубьев и боковых сторон
на дуге от 0°до 30° от вертикали в обоих направлениях считается нормальным при отсутствии значительных отложений грунта и до того, как шаг цепи значительно увеличится вследствие износа в шарнирах. Увеличение дуги износа зуба еще на 30° (от 30 до 60° от вертикали) является нормальным следствием увеличения шага цепи и/ или наличия умеренного количества грунта, набившегося в промежутки между зубьями. При обычных условиях и ежедневной эксплуатации машины невозможно избежать какого-либо из указанных типов износа. Поэтому такой износ может считаться «нормальным».
![Износ оснований зубьев и боковых сторон](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/09.jpg)
- Причины.
Износ оснований зубьев происходит главным образом вследствие скольжения втулок цепи по профилям зубьев при изменении направления движения машины с переднего на заднее (или наоборот). Небольшое несовпадение шага цепи и зубьев и небольшое количество отложившегося грунта также оказывают влияние.
Износ с «ведущей» стороны зуба происходит вследствие наличия умеренного количества грунта, набившегося во впадины между зубьями, и/ или некоторого увеличения шага цепи.
- Факторы, ускоряющие износ.
Один из главных факторов, ускоряющих износ, – чрезмерное натяжение гусеничной цепи. Износ задних катков, широкие башмаки и нагрузки, создающиеся при движении задним ходом. Масса, мощность и скорость машины; ударные нагрузки; абразивное воздействие грунта. В результате налипания грязи на ведущее колесо увеличивается удельное давление на основания зубьев, соответственно ускоряется износ оснований зубьев.
- Последствия.
Если износ наблюдается только у оснований зубьев, его можно считать «нормальным». Износ боковых поверхностей зубьев сокращает ресурс по износу ведущего колеса и в конечном счете прочность зубьев в сечении, работающем при переднем ходе.
- Способы устранения неисправности.
Уменьшить или устранить действие субъективных факторов, ускоряющих износ. При достижении предельного износа заменить ведущее колесо или сменные секторы, установить гусеничные цепи с закрытым шарниром со смазкой, чтобы уменьшить износ в шарнирах.
![](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/08f.jpg)
![Износ вершин зубьев со стороны, работающей при заднем ходе](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/10.jpg)
Износ вершин зубьев со стороны, работающей при заднем ходе.
Это, возможно, наиболее сильный вид износа, действующий на зубья ведущего колеса и втулки гусеничной цепи. Из-за особенностей конструкции ходового механизма, когда зуб входит в зацепление с втулкой в точке «12 часов», эти две детали входят в контакт со скольжением. При движении передним ходом такого износа обычно не происходит.
- Причины.
Перемещение втулки в неправильное положение из-за отложения большого количества грунта в промежутках между зубьями. Износ в шарнирах гусеницы, из-за которого увеличивается шаг цепи. Заклинивание гусеничной цепи при заднем ходе из-за неправильного натяжения.
- Факторы, ускоряющие износ.
Скорость движения машины, нагрузка и мощность. Ударные нагрузки и абразивное воздействие грунта. Движение вверх по склону задним ходом с недостаточно натянутыми гусеницами.
- Последствия.
Сокращается ресурс по износу, требуется чаще регулировать натяжение гусениц. Также уменьшается возможность восстановления, повторного использования втулок гусеничной цепи и их растачивания со смазкой.
- Способы устранения неисправности.
Если износ вызван отложением грунта между зубьями, следует уменьшить или устранить действие субъективных неблагоприятных факторов. В этом случае необходимо поддерживать правильное натяжение гусениц, это поможет избежать повышенного износа. Если машина постоянно работает в налипающем вязком грунте, набивающемся между деталями, рекомендуется установить ведущее колесо или сменные секторы для работы на снегу и в грязи. Также рекомендуется использовать башмаки с центральными (разгрузочными) отверстиями. Если износ вызван слабым натяжением гусеничной цепи, следует отрегулировать натяжение. Установить гусеницы с закрытыми шарнирами со смазкой, чтобы уменьшить износ в шарнирах.
![](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/11f.jpg)
![Износ вершин зубьев при движении передним ходом](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/13.jpg)
Износ вершин зубьев при движении передним ходом.
Происходит так же, как описано в разделе «Износ вершин зубьев со стороны, работающей при заднем ходе», но износ не такой интенсивный. Темп износа невелик благодаря тому, что трение при вращении втулки о зуб происходит лишь в момент «схода» («12 часов») гусеничной цепи с колеса. В этой точке крутящий момент, воздействующий на шарнир цепи, имеет относительно небольшую величину по сравнению с тем моментом, который действует при движении задним ходом.
- Причины.
Такие же, как при движении задним ходом. При правильном натяжении гусениц износ невелик, но если натяжение выше нормы, интенсивность износа резко возрастает.
- Факторы, ускоряющие износ.
Такие же, как при движении задним ходом.
- Последствия.
Такие же, как при движении задним ходом.
- Способы устранения неисправности.
Такие же, как при движении задним ходом.
![Износ боковых поверхностей ведущего колеса или сменных секторов](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/14.jpg)
Износ боковых поверхностей
ведущего колеса или сменных секторов. Износ этого типа обычно не является определяющим при оценке общего износа ведущего колеса и необходимости замены.
- Причины.
Работа на склоне с боковым уклоном. Нарушения при направлении движения гусеничной цепи. Змеевидное виляние гусеничной цепи. Заклинивание при заднем ходе гусеничной цепи вследствие недостаточного натяжения. Непараллельное положение относительно продольной оси машины ведущего колеса/ сменных секторов или заднего катка; износ реборд заднего катка. Изгиб внутрь щитков, защищающих от схода гусениц. Ведущее колесо/ сменные секторы шире, чем гусеничная цепь.
![Факторы, ускоряющие износ боковых поверхностей ведущего колеса или сменных секторов](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/15.jpg)
- Факторы, ускоряющие износ.
Частые или резкие повороты машины. Скорость движения машины, нагрузка и мощность. Ударные нагрузки, абразивное воздействие, неровная (с кочками и рытвинами) опорная поверхность. Чрезмерно широкие башмаки.
- Последствия.
Износ боковых поверхностей звеньев цепи. Уменьшается площадь контакта втулки и зуба, в результате увеличивается удельное давление и соответственно интенсивность износа. Пятно износа втулки смещается от осевой линии.
- Способы устранения неисправности.
Заменить цепь со змеевидным вилянием или развернуть втулки и пальцы гусеничных звеньев. Поскольку гусеничная цепь стоит значительно дороже, при выборе времени и способов ремонта следует учитывать ее состояние, а не износ ведущего колеса. Отрегулировать положение ведущего колеса относительно продольной оси машины. Заменить щитки, защищающие от схода гусениц, или сменные защитные накладки.
![Разрушение или срабатывание углов зубьев](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/16.jpg)
Разрушение или срабатывание углов зубьев.
Разрушаются внутренние и/ или наружные углы.
- Причины.
Усугубление причин, вызывающих «износ боковых поверхностей», может стать причиной разрушения углов зубьев.
- Факторы, ускоряющие износ.
Такие же, как при износе боковых поверхностей.
- Последствия.
Серьезные повреждения гусеничных звеньев (срабатывание). Сход гусеничной цепи с катков. Износ боковых поверхностей звеньев. Пятно износа втулок смещено от осевой линии. Может увеличиться интенсивность износа.
- Способы устранения неисправности.
Такие же, как при износе боковых поверхностей.
![](/article/4250-otsenka-haraktera-iznosa-hodovogo-mehanizma-i-tipichnye-povrejdeniya-sekrety-dolgoletiya-hodovoy-chasti-gusenichnyh-mashin-ch-5/Images/17f.jpg)