Пути трансформации
XIV Международный энергетический форум «Инновации. Инфраструктура. Безопасность»
В мероприятии приняли участие руководители высокого ранга из профильных министерств и ведомств, ведущих энергетических компаний России и СНГ, представители бизнеса из дружественных стран: Турции, Китая, Индии, Ирана, ОАЭ, стран АСЕАН.
В начале перед участниками выступили представители дружественных стран. Делегат из Египта рассказал, что в настоящее время в его стране проживает уже более 100 млн человек, каждые пять месяцев прибавляется по 1 млн, таким образом, прогнозируется, что через 25 лет население Египта достигнет 150 млн человек. Правительство Египта прилагает большие усилия по обеспечению энергией страны, с учетом роста населения и экономики. Президент Египта Халил Ас-Сиси очень хорошо относится к России и желает развивать с ней экономические отношения. Подавляющее большинство населения страны также хорошо относится к России. И очень жаль, что Россия мало делает для того, чтобы расширять экономические отношения с Египтом.
То же рассказал и гость форума из Ливана: арабские страны Ближнего Востока очень заинтересованы в экономическом сотрудничестве с Россией. И сейчас самое время для России развивать это сотрудничество. Более 80% населения (и в том числе представители бизнеса) положительно относятся к России. Множество выпускников российских вузов – сторонники России, знают русский язык, им проще взаимодействовать с русскими, они могут работать в российских компаниях.
Представитель российско-китайской торговой палаты рассказал собравшимся, как эта организация способствует развитию экономических отношений между странами, помогает российским бизнесменам развивать отношения с китайскими, оказывает юридическую помощь, проводит экспертизу проектов и дает оценку их перспективности и т.д.
Вызовы, стоящие перед нефтеперерабатывающей промышленностью
О вызовах, стоящих перед нефтеперерабатывающей промышленностью, рассказал участникам форума А.В. Иванов, ген. директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков.
Правительство простимулировало развитие нефтеперерабатывающей отрасли. Объем капиталовложений в модернизацию нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности по годам представлен на рис. 1. Реализуется долгосрочная программа модернизации. На первом этапе, в 2011–2016 гг., было построено 89 установок вторичной перегонки нефти (ВПН). На втором этапе (2017–2021 гг.) запущено еще 19 установок ВПН общей мощностью 13 млн т/год. Сейчас реализуется уже третий этап этой программы (2021–2030 гг.), в ходе которого на 21 НПЗ планируется ввести в строй еще 50 установок вторичной перегонки нефти.
В настоящее время объем переработки нефти в России по-прежнему достаточно высокий (рис. 2) несмотря на многочисленные санкции Запада, которые затрудняют нашим предприятиям реализацию нефтепродуктов в мире. Правда в 2022 г. объем экспорта автомобильного бензина, дизтоплива и топочного мазута снизился. Например, ранее в Европу экспортировалось дизтоплива более 40 млн.т/год, а за девять месяцев 2022 г. – всего 25,9 млн т (рис. 3). Нашу сырую нефть с удовольствием покупают в Китае, Индии и других дружественных и нейтральных странах, и это может нам заменить экспорт в недружественные страны. А вот с нефтепродуктами ситуация сложнее. Если объем переработки нефти существенно снизится, нужны будут какие-то меры для исправления такого положения, и это достаточно серьезный вызов.
Кстати, в зале прозвучал вопрос: нужен ли нам такой большой экспорт энергоносителей? Эксперт ответил так: «Чем больше экспорт, тем больше рынок оборудования для добычи, соответственно тем больше эффективность вложений в разработку собственного российского оборудования».
Несмотря на некоторое снижение первичной переработки нефти по сравнению с 2021 годом, за счет ввода в строй в последнее время трех новых установок выработка дизельного топлива и автомобильного бензина увеличилась по сравнению с предыдущим годом (рис. 4). Рост к аналогичному периоду прошлого 2021 г. составил около 6%.
Глубина переработки нефти в нашей стране находится на уровне 83–84% (слайд 3), что является достаточно серьезным показателем. Этих показателей отрасль достигла за последние десятилетия благодаря созданным правительством условиям. Динамика изменения мощностей по переработке нефти за 2005–2021 гг. в России представлена на рис. 5. Рис. 6: динамика изменения объемов переработки нефти и производства основных видов нефтепродуктов в России в 2014–2021 гг.
Оказалась весьма недальновидной стратегия модернизации данной отрасли промышленности, по которой широко использовались западные технологии и соответственно западное оборудование.
Теперь пользователи западных технологий и оборудования попали в тяжелое положение – цены на запчасти резко возросли, и вообще их стало порой невозможно купить. Прекращение прямых поставок оборудования из западных стран ставит под угрозу срыва сроки реализации отдельных проектов в нефтепереработке.
Например, строительство установки каталитического крекинга в Сызрани мощностью 1,2 млн т/год, возможно, не удастся окончить в срок, потому что западные фирмы у нас больше не работают, а в России имеется только одна компания, которая может завершить строительство, и она сильно загружена заказами.
А для строительства установок замедленного коксования необходимо следующее оборудование, отечественные аналоги которого отсутствуют: шиберные задвижки (это изделия более 10 т весом и 10 м длины), четырехходовые краны и системы гидрорезки и т.д. Вместе с тем в РФ имеется потенциал по организации производства отдельных видов «критического» оборудования. В частности, сейчас отечественные компании взялись осваивать производство шиберных задвижек и уже выпустили несколько опытных партий.
Ряд важных технологий в России освоен: замедленное коксование, гидроочистка дизтоплива, изомеризация, каталитический риформинг с непрерывной регенерацией катализатора. В стадии опытно-промышленных испытаний процессы ИНХС РАН «гидроконверсия тяжелых нефтяных остатков» и «алкилирование на твердых катализаторах». То есть нельзя сказать, что по технологиям у нас «совсем всё плохо» – это далеко не так. Но имеется и несколько технологий глубокой переработки нефти (гидрокрекинг и каталитический крекинг), которые не освоены.
На рис. 7 показано текущее состояние нефтеперерабатывающих заводов России, их количество, объемы переработки нефти и т.д.
На рис. 8 приводятся данные по существующим в стране и вводу новых установок каталического и гидрокрекинга, а также коксования.
На сегодня в России очень сложное положение с так называемой «средней и малой химией» – производством химических веществ, которых требуется немного, то есть присадок. Топлива мы производим много, но к топливу требуются присадки. И это очень серьезная проблема: даже те присадки, которые мы могли изготавливать, чьи технологии у нас освоены, в последние годы стали приобретаться за рубежом. Особенно много приобреталось в Европе, в первую очередь в Германии. Сейчас все приобретается в Китае, но там не всегда стабильное качество присадок. Поэтому одна из важнейших задач отрасли – развивать отечественную «средне- и малотоннажную химию».
Итак, докладчик обозначил основные проблемы нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли и сделал вывод: «Для полноценного развития указанных направлений в отрасли у нас есть и научная база, и квалифицированные кадры».