Hiab

В хлыстах и сортименте

Для сбора на делянках и вывоза первичной лесопродукции в хлыстах и сортименте используют комплекс техники, в который входят форвардеры, скиддеры, трелевочные тракторы, гусеничные и колесные погрузчики, лесовозы и сортиментовозы с гидроманипуляторами и без них.

К проходимости, мощности, прочности, надежности, работоспособности лесной техники, особенно в сильные морозы, предъявляют высокие требования, при этом предприниматели ищут компромисс между характеристиками техники и ее ценой, стоимостью эксплуатации, требованиями к качеству топлива и эксплуатационных материалов, а также их доступностью, стремясь остаться в плюсе после всех вычетов. И надо сказать, что выбор большой.

Для сбора на делянках бревен в современной лесной промышленности используют специальные машины – форвардеры, отличающиеся проходимостью по сильно пересеченной местности, маневренностью, низким удельным давлением на грунт, возможностью самопогрузки и разгрузки и достаточной грузоподъемностью. Со времени появления первого прототипа форвардера на базе колесного трактора минуло почти 70 лет. Современный форвардер – это высокотехнологичный продукт, вобравший передовые достижения металлургии, машино- и моторостроения, гидравлики и электроники. Компания John Deere, выпускающая широкую номенклатуру техники для лесозаготовок, поставляет на российский рынок линейку форвардеров из 4 моделей грузоподъемностью 12, 13, 15 и 19 т – 1110G, 1210G, 1510G и 1910E. Для американского рынка выпускают еще модели грузоподъемностью 9 и 11 т. Это шарнирно-сочлененные машины с приводом всех 6 или 8 колес. В случае 6-колесного исполнения на переднюю силовую часть форвардера устанавливают жесткий мост. Для 8-колесного используют сбалансированные или опциональные несбалансированные тандемные колесные тележки спереди и сзади. Также доступны удлиненные тандемные тележки для задней грузовой части.

Форвардер John Deere 1510G с поворотной кабиной

Грузовое пространство ограничено с боков двумя парами коников и решеткой спереди. Решетка рассчитана так, чтобы не мешать обзору при погрузке-разгрузке. Длина грузового пространства – 4500 мм (у 1910Е – 4800 мм), в комплектации с удлиненной тандемной тележкой – 5500 мм (у 1910Е – 5700 мм).

На форвардеры 1110G, 1210G, 1510G устанавливают 6-цилиндровый двигатель John Deere PowerTech Plus 6068 объ­емом 6,8 л, старшая модель 1910G приводится в движение 6-цилиндровым двигателем John Deere PowerTech Plus 6090 объемом 9 л. Двигатели с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха. Экологический уровень силовых агрегатов – Tier 2/ Stage II, что упрощает их эксплуатацию.

Двигатель соединен с гидромеханической трансмиссией. Коробка передач 2-скоростная, на 1-й скорости форвардер может двигаться с максимальным тяговым усилием и скоростью до 7,5 км/ч, на 2-й со скоростью до 23 км/ч.

Для удобства погрузочно-разгрузочных работ на форвардеры устанавливают поворотные кабины, неповоротные варианты доступны под заказ. Угол поворота до 290° с автоматическим следованием за манипулятором. Кабина также может наклоняться вправо-влево на 10° и вперед-назад на 6° вместе с поворотным устройством для более комфортной работы оператора.

Спереди форвардеры John  Deere оснащают бульдозерным отвалом

Важная часть форвардера – гидроманипулятор. John Deere использует манипуляторы собственной разработки, обеспечивающие вылет 8,5–10 м (у 1910Е – 7,2-8,5 м) с системой плавного управления SBC в стандартной комплектации. Опциональная автоматизированная система управления манипулятором IBC 2.0 повышает производительность, в первую очередь начинающих операторов, примерно на 15% или одну дополнительную ездку в день.

Колесный форвардер превращается в гусеничный при помощи специальных гусеничных лент, которые выпускают для определенных типов шин. Гусеница распределяет массу машины по большей опорной поверхности, вдвое уменьшая давление на грунт, и дает возможность работать в недоступных без гусениц местах и условиях. Гусеницы увеличивают тяговое усилие за счет улучшения сцепления с поверхностью, для чего выпускают гусеницы с различной формой траков: универсальные для различных грунтов, с развитыми грунтозацепами для тяжелых условий, с улучшенной флотацией (плавучестью) и т.д. Гусеницы изготавливают из термически обработанной боросодержащей легированной стали.

Сортиментовозы Sisu Timber

Далее с верхнего склада сортименты необходимо вывезти на нижний, для чего используют сортиментовозы на полноприводных и дорожных автомобильных шасси. Шасси и тягачи должны быть одновременно грузоподъемными, чтобы ездка себя окупала, и мощными для лесных дорог. Все автомобилестроительные компании поставляют шасси и тягачи для лесной промышленности, но финская компания Oy SISU Auto ab выделяется как эксперт в этом деле. Sisu в переводе с финского означает «упертость», что для лесовозного шасси подходит как нельзя лучше. Компания Oy SISU Auto ab вот уже 90 лет выпускает грузовики для тяжелых условий эксплуатации, в том числе сортиментовозы, которые представляют собой эталон техники такого рода: мощная рама из легированной стали, широкий выбор колесных формул, подогрев всех важных элементов, активный прицеп, то есть с приводной передней осью – с гидроприводом от тягача. Компания всегда использовала самые мощные двигатели, на современную модель Sisu Polar устанавливают двигатели Mercedes-Benz V6 и V8 мощностью до 600 л.с. экологического уровня Euro 6, что служит весомым минусом для российских предпринимателей. Mercedes также поставляет Sisu кабины от модели Actros MP3, коробки передач Telligent и PowerShift. Отличительные особенности грузовиков Sisu – рамы из финской легированной стали с большим запасом прочности и мосты собственного производства, которые используют на гоночных грузовиках, в том числе команда «КАМАЗ-Мастер».

Sisu отличается от других автопроизводителей тем, что поставляет готовые сортиментовозы серии Timber в заказных комплектациях – компания остается мелкосерийным автопроизводителем, выпускающим спецтехнику. Так, рама с лонжеронами высотой 460 мм позволяет монтировать лесовозную надстройку прямо на нее без надрамника. Помимо роботизированных КП Mercedes-Benz доступна американская несинхронизированная Eaton Fuller c традиционным рычагом.

Сортиментовоз, оснащенный манипулятором Kesla 2009ST, с кабиной и полноповоротным ротатором. Манипулятор обеспечивает грузоподъемность 890 кг на максимальном вылете 9,6 м

С шасси Sisu прекрасно сочетаются гидроманипуляторы другого известного финского производителя – Kesla Oyj, пользующегося авторитетом в лесной отрасли благодаря производительности и надежности техники в тяжелых условиях эксплуатации. Компания выпускает развитый модельный ряд кранов-манипуляторов и гидроманипуляторов.

Для сортиметовозов компания предлагает широкую линейку манипуляторов в классах 9, 10, 11, 12 и 14 тм, в том числе модели 2209S и 2210S, специально разработанные для российского рынка с учетом холодного климата, интенсивной эксплуатации и редкой периодичности обслуживания. Манипуляторы доступны в исполнениях с одной или двумя телескопическими секциями, с открытым рабочим местом или с кабиной Kesla Vision Standard с автономным отопителем. Для эксплуатации в России увеличены сечения РВД, сами РВД выполнены из морозоустойчивой резины, более тщательно проработана прокладка и защита рукавов. Также усилен механизм поворота за счет четырех гидроцилиндров, в гидроцилиндры поворота, подъема стрелы и кабины интегрированы демпферы для предотвращения удара в конце хода. Металлоконструкции выполнены из высокопрочной стали Strenx MC 700+ от SSAB+, на поверхность которой нанесено двухслойное нанокерамическое и антикоррозийное порошковое покрытие.

Для погрузки хлыстов компания предлагает мощные модели с большим вылетом 2024, 2028 и 2124L класса грузоподъемности 24 и 28 тм. Доступны исполнения без телескопической секции, с одной и двумя телескопическими секциями. Манипулятор устанавливают за кабиной тягача в составе лесовоза либо отдельно на автомобильное шасси, и в этом случае машина выполняет функции мобильного крана для погрузки других транспортных средств. Манипуляторы этих моделей также применяют в стационарном исполнении для обработки различных промышленных грузов.

Манипулятор ВЕЛМАШ VM10L86К с грузовым моментом 10,2 т и вылетом 8,6 м, укомплектованный кабиной

Концерн PALFINGER предлагает лесной промышленности манипуляторы российского производства PALFINGER ВЕЛМАШ и импортные PALFINGER Epsilon.

Отечественные манипуляторы – VM10L74, VM10L86 и VC8L74 имеют L-образную схему складывания, грузовой момент от 8 до 10 тм и вылет 7,4 и 8,6 м. Модели VM10L74 и VM10L86 могут быть доукомплектованы кабиной.

Оборудование может быть смонтировано как за кабиной тягача или шасси, так и на задней части платформы. В конструкции манипуляторов использованы высокопрочная сталь S500MC, современное гидрооборудование – гидрорас­пределитель Nordhydraulic RM-276, патентованные решения PALFINGER – подвеска Epslink.

Манипулятор ВЕЛМАШ ОМТЛ-120 с грузовым моментом 12,2 т, смонтированный за кабиной полноприводного седельного тягача МАЗ

Гидроманипуляторы Z-образного складывания ОМТЛ 70-01 и ОМТЛ 120-02 с грузовым моментом 7 и 12 тм и вылетом 7,3 и 8,5 м ориентированы в основном на хлыстовую технологию, для чего кран монтируют за кабиной тягача. Краны также можно монтировать на задней части платформы с учетом того, что ОМТЛ 70-01 весит 2100 кг, а ОМТЛ 120-02 – 2500 кг без учета захвата с ротатором.

Австрийские манипуляторы представлены на российском рынке тремя моделями: С70L, M100L и Q150L с грузовым моментом 6,8 тм, 9,9 тм и 13,8 тм, вылет до 9,7 м.

HIAB

Компания Hiab предлагает лесной промышленности манипуляторы европейского производства линеек Loglift и Jonsered. У Hiab своя классификация кранов по грузовысотным характеристикам и по способу сложения стрелы в транспортное положение. В обеих сериях есть краны с S-образным сложением и с Z-образным. Не путать с КМУ с Z-образным сложением – у всех манипуляторов Loglift и Jonsered прямая стрела. Отличие в том, что у S-образного манипулятора рукоять паркуется под стрелой, а у Z-образного – над стрелой.

По грузовысотным характеристикам компания разделяет манипуляторы Loglift и Jonsered на модели с грузовым моментом от 23 до 27 тм и вылетом 7,9–8,3 м, что позволяет им работать с длинномерным сортиментом, так называемые Tree-length, и на манипуляторы с грузовым моментом 9,6–16,1 тм и вылетом 7,1–8 м для короткого сортимента, именуемые Cut-to-length.

Манипуляторы обеих серий могут комплектовать открытым рабочим местом с навесом, кабиной или технологией виртуальной реальности HiVision для управления краном из кабины грузовика.

HIAB

Более бюджетный вариант – российские и белорусские шасси с российскими манипуляторами. На их базе, преимущественно с колесной формулой 6х6, строит лесовозы и сортиментовозы компания «Лесхозмаш» из Великих Лук. Под лесовозом подразумевается автомобильное шасси с лесовозной надстройкой и прицепом-роспуском для перевозки хлыстов длиной до 23 м. Лесовозы модели УМ 70-К строят на базе УРАЛ-4320 и аналогичных шасси с компоновкой «кабина за двигателем». За кабиной устанавливают манипулятор VPL и лесовозную платформу на надрамнике с защитным щитом и поворотным коником. Для модели УК 70-К используют шасси КАМАЗ-43118, 6522 и аналогичные с компоновкой «кабина над двигателем». Состав лесовозного оборудования аналогичен.

Схожий модельный ряд для перевозки сортиментов. Так, для модели УМ-70 ОС используют шасси УРАЛ, для модели КМ-70 ОС – шасси КАМАЗ. Выпускают сортиментовозы с манипулятором, смонтированным за кабиной или на задней части платформы. Платформы могут быть различной длины. Сортиментовозы могут эксплуатироваться как самостоятельно, так и в составе автопоезда с прицепом-сортиментовозом.

Лесовоз УМ-70К с манипулятором VPL 100-76 производства компании «Лесхозмаш»

Компания «Лесхозмаш» использует манипуляторы собственной разработки и производства. Основные модели – это VPL 100-76 и VPL 100-86 с грузовым моментом 10 тм и вылетом 7,6 и 8,6 м, предназначенные для монтажа как за кабиной, так и на задней части грузовой платформы. Модель VPL 100-86 отличается от VPL 100-76 увеличенным вылетом за счет двухсекционного телескопического удлинителя. При изготовлении гидроманипуляторов VPL используются высокопрочные стали и гидравлические компоненты от ведущих мировых производителей.

«Майкопский машиностроительный завод» разрабатывает и производит гидроманипуляторы марки «МАЙМАН». Для лесовозов и сортиментовозов предназначены манипуляторы с прямыми стрелам МАЙМАН-90S (ММ-90), МАЙМАН-100S (ММ-100) и МАЙМАН-110S (ММ-110) с грузовым моментом 9, 10 и 11 тм, которые монтируют как за кабиной, так и на задней части платформы. Для производства манипуляторов используют сталь S500, качественные гидронасосы, распределители и уплотнения для предотвращения течи.

Модель ММ-100Z-01 с Z-образной схемой складывания стрелы монтируют как за кабиной сортиментовоза или седельного тягача, так и в задней части сортиментовозной площадки. Манипулятор обеспечивает грузовой момент 10 тм и вылет до 7,8 м.

Лучших грузовысотных характеристик можно достигнуть, используя более производительный гидронасос либо двухконтурную гидросистему, позволяющую совмещать операции.

Лесовоз с манипулятором МАЙМАН-110S
 

Таким образом, на российском рынке представлен полный спектр техники для сбора первичной лесопродукции на делянках и вывоза ее на верхний склад и далее. Предприниматель в зависимости от бюджета и предпочтений может выбирать технику как отечественного производства, так и импортную. В любом случае необходимо тщательно подойти к анализу и оценке всех компонентов производственной цепочки и аспектов эксплуатации, ознакомиться с отзывами пользователей.

компании по теме статьи
НЕ НАЙДЕНО: RusBizAuto НЕ НАЙДЕНО: Galichanin
компании по теме статьи