В хлыстах и сортименте
К проходимости, мощности, прочности, надежности, работоспособности лесной техники, особенно в сильные морозы, предъявляют высокие требования, при этом предприниматели ищут компромисс между характеристиками техники и ее ценой, стоимостью эксплуатации, требованиями к качеству топлива и эксплуатационных материалов, а также их доступностью, стремясь остаться в плюсе после всех вычетов. И надо сказать, что выбор большой.
Для сбора на делянках бревен в современной лесной промышленности используют специальные машины – форвардеры, отличающиеся проходимостью по сильно пересеченной местности, маневренностью, низким удельным давлением на грунт, возможностью самопогрузки и разгрузки и достаточной грузоподъемностью. Со времени появления первого прототипа форвардера на базе колесного трактора минуло почти 70 лет. Современный форвардер – это высокотехнологичный продукт, вобравший передовые достижения металлургии, машино- и моторостроения, гидравлики и электроники. Компания John Deere, выпускающая широкую номенклатуру техники для лесозаготовок, поставляет на российский рынок линейку форвардеров из 4 моделей грузоподъемностью 12, 13, 15 и 19 т – 1110G, 1210G, 1510G и 1910E. Для американского рынка выпускают еще модели грузоподъемностью 9 и 11 т. Это шарнирно-сочлененные машины с приводом всех 6 или 8 колес. В случае 6-колесного исполнения на переднюю силовую часть форвардера устанавливают жесткий мост. Для 8-колесного используют сбалансированные или опциональные несбалансированные тандемные колесные тележки спереди и сзади. Также доступны удлиненные тандемные тележки для задней грузовой части.
Грузовое пространство ограничено с боков двумя парами коников и решеткой спереди. Решетка рассчитана так, чтобы не мешать обзору при погрузке-разгрузке. Длина грузового пространства – 4500 мм (у 1910Е – 4800 мм), в комплектации с удлиненной тандемной тележкой – 5500 мм (у 1910Е – 5700 мм).
На форвардеры 1110G, 1210G, 1510G устанавливают 6-цилиндровый двигатель John Deere PowerTech Plus 6068 объемом 6,8 л, старшая модель 1910G приводится в движение 6-цилиндровым двигателем John Deere PowerTech Plus 6090 объемом 9 л. Двигатели с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха. Экологический уровень силовых агрегатов – Tier 2/ Stage II, что упрощает их эксплуатацию.
Двигатель соединен с гидромеханической трансмиссией. Коробка передач 2-скоростная, на 1-й скорости форвардер может двигаться с максимальным тяговым усилием и скоростью до 7,5 км/ч, на 2-й со скоростью до 23 км/ч.
Для удобства погрузочно-разгрузочных работ на форвардеры устанавливают поворотные кабины, неповоротные варианты доступны под заказ. Угол поворота до 290° с автоматическим следованием за манипулятором. Кабина также может наклоняться вправо-влево на 10° и вперед-назад на 6° вместе с поворотным устройством для более комфортной работы оператора.
Важная часть форвардера – гидроманипулятор. John Deere использует манипуляторы собственной разработки, обеспечивающие вылет 8,5–10 м (у 1910Е – 7,2-8,5 м) с системой плавного управления SBC в стандартной комплектации. Опциональная автоматизированная система управления манипулятором IBC 2.0 повышает производительность, в первую очередь начинающих операторов, примерно на 15% или одну дополнительную ездку в день.
Колесный форвардер превращается в гусеничный при помощи специальных гусеничных лент, которые выпускают для определенных типов шин. Гусеница распределяет массу машины по большей опорной поверхности, вдвое уменьшая давление на грунт, и дает возможность работать в недоступных без гусениц местах и условиях. Гусеницы увеличивают тяговое усилие за счет улучшения сцепления с поверхностью, для чего выпускают гусеницы с различной формой траков: универсальные для различных грунтов, с развитыми грунтозацепами для тяжелых условий, с улучшенной флотацией (плавучестью) и т.д. Гусеницы изготавливают из термически обработанной боросодержащей легированной стали.
Далее с верхнего склада сортименты необходимо вывезти на нижний, для чего используют сортиментовозы на полноприводных и дорожных автомобильных шасси. Шасси и тягачи должны быть одновременно грузоподъемными, чтобы ездка себя окупала, и мощными для лесных дорог. Все автомобилестроительные компании поставляют шасси и тягачи для лесной промышленности, но финская компания Oy SISU Auto ab выделяется как эксперт в этом деле. Sisu в переводе с финского означает «упертость», что для лесовозного шасси подходит как нельзя лучше. Компания Oy SISU Auto ab вот уже 90 лет выпускает грузовики для тяжелых условий эксплуатации, в том числе сортиментовозы, которые представляют собой эталон техники такого рода: мощная рама из легированной стали, широкий выбор колесных формул, подогрев всех важных элементов, активный прицеп, то есть с приводной передней осью – с гидроприводом от тягача. Компания всегда использовала самые мощные двигатели, на современную модель Sisu Polar устанавливают двигатели Mercedes-Benz V6 и V8 мощностью до 600 л.с. экологического уровня Euro 6, что служит весомым минусом для российских предпринимателей. Mercedes также поставляет Sisu кабины от модели Actros MP3, коробки передач Telligent и PowerShift. Отличительные особенности грузовиков Sisu – рамы из финской легированной стали с большим запасом прочности и мосты собственного производства, которые используют на гоночных грузовиках, в том числе команда «КАМАЗ-Мастер».
Sisu отличается от других автопроизводителей тем, что поставляет готовые сортиментовозы серии Timber в заказных комплектациях – компания остается мелкосерийным автопроизводителем, выпускающим спецтехнику. Так, рама с лонжеронами высотой 460 мм позволяет монтировать лесовозную надстройку прямо на нее без надрамника. Помимо роботизированных КП Mercedes-Benz доступна американская несинхронизированная Eaton Fuller c традиционным рычагом.
С шасси Sisu прекрасно сочетаются гидроманипуляторы другого известного финского производителя – Kesla Oyj, пользующегося авторитетом в лесной отрасли благодаря производительности и надежности техники в тяжелых условиях эксплуатации. Компания выпускает развитый модельный ряд кранов-манипуляторов и гидроманипуляторов.
Для сортиметовозов компания предлагает широкую линейку манипуляторов в классах 9, 10, 11, 12 и 14 тм, в том числе модели 2209S и 2210S, специально разработанные для российского рынка с учетом холодного климата, интенсивной эксплуатации и редкой периодичности обслуживания. Манипуляторы доступны в исполнениях с одной или двумя телескопическими секциями, с открытым рабочим местом или с кабиной Kesla Vision Standard с автономным отопителем. Для эксплуатации в России увеличены сечения РВД, сами РВД выполнены из морозоустойчивой резины, более тщательно проработана прокладка и защита рукавов. Также усилен механизм поворота за счет четырех гидроцилиндров, в гидроцилиндры поворота, подъема стрелы и кабины интегрированы демпферы для предотвращения удара в конце хода. Металлоконструкции выполнены из высокопрочной стали Strenx MC 700+ от SSAB+, на поверхность которой нанесено двухслойное нанокерамическое и антикоррозийное порошковое покрытие.
Для погрузки хлыстов компания предлагает мощные модели с большим вылетом 2024, 2028 и 2124L класса грузоподъемности 24 и 28 тм. Доступны исполнения без телескопической секции, с одной и двумя телескопическими секциями. Манипулятор устанавливают за кабиной тягача в составе лесовоза либо отдельно на автомобильное шасси, и в этом случае машина выполняет функции мобильного крана для погрузки других транспортных средств. Манипуляторы этих моделей также применяют в стационарном исполнении для обработки различных промышленных грузов.
Концерн PALFINGER предлагает лесной промышленности манипуляторы российского производства PALFINGER ВЕЛМАШ и импортные PALFINGER Epsilon.
Отечественные манипуляторы – VM10L74, VM10L86 и VC8L74 имеют L-образную схему складывания, грузовой момент от 8 до 10 тм и вылет 7,4 и 8,6 м. Модели VM10L74 и VM10L86 могут быть доукомплектованы кабиной.
Оборудование может быть смонтировано как за кабиной тягача или шасси, так и на задней части платформы. В конструкции манипуляторов использованы высокопрочная сталь S500MC, современное гидрооборудование – гидрораспределитель Nordhydraulic RM-276, патентованные решения PALFINGER – подвеска Epslink.
Гидроманипуляторы Z-образного складывания ОМТЛ 70-01 и ОМТЛ 120-02 с грузовым моментом 7 и 12 тм и вылетом 7,3 и 8,5 м ориентированы в основном на хлыстовую технологию, для чего кран монтируют за кабиной тягача. Краны также можно монтировать на задней части платформы с учетом того, что ОМТЛ 70-01 весит 2100 кг, а ОМТЛ 120-02 – 2500 кг без учета захвата с ротатором.
Австрийские манипуляторы представлены на российском рынке тремя моделями: С70L, M100L и Q150L с грузовым моментом 6,8 тм, 9,9 тм и 13,8 тм, вылет до 9,7 м.
Компания Hiab предлагает лесной промышленности манипуляторы европейского производства линеек Loglift и Jonsered. У Hiab своя классификация кранов по грузовысотным характеристикам и по способу сложения стрелы в транспортное положение. В обеих сериях есть краны с S-образным сложением и с Z-образным. Не путать с КМУ с Z-образным сложением – у всех манипуляторов Loglift и Jonsered прямая стрела. Отличие в том, что у S-образного манипулятора рукоять паркуется под стрелой, а у Z-образного – над стрелой.
По грузовысотным характеристикам компания разделяет манипуляторы Loglift и Jonsered на модели с грузовым моментом от 23 до 27 тм и вылетом 7,9–8,3 м, что позволяет им работать с длинномерным сортиментом, так называемые Tree-length, и на манипуляторы с грузовым моментом 9,6–16,1 тм и вылетом 7,1–8 м для короткого сортимента, именуемые Cut-to-length.
Манипуляторы обеих серий могут комплектовать открытым рабочим местом с навесом, кабиной или технологией виртуальной реальности HiVision для управления краном из кабины грузовика.
Более бюджетный вариант – российские и белорусские шасси с российскими манипуляторами. На их базе, преимущественно с колесной формулой 6х6, строит лесовозы и сортиментовозы компания «Лесхозмаш» из Великих Лук. Под лесовозом подразумевается автомобильное шасси с лесовозной надстройкой и прицепом-роспуском для перевозки хлыстов длиной до 23 м. Лесовозы модели УМ 70-К строят на базе УРАЛ-4320 и аналогичных шасси с компоновкой «кабина за двигателем». За кабиной устанавливают манипулятор VPL и лесовозную платформу на надрамнике с защитным щитом и поворотным коником. Для модели УК 70-К используют шасси КАМАЗ-43118, 6522 и аналогичные с компоновкой «кабина над двигателем». Состав лесовозного оборудования аналогичен.
Схожий модельный ряд для перевозки сортиментов. Так, для модели УМ-70 ОС используют шасси УРАЛ, для модели КМ-70 ОС – шасси КАМАЗ. Выпускают сортиментовозы с манипулятором, смонтированным за кабиной или на задней части платформы. Платформы могут быть различной длины. Сортиментовозы могут эксплуатироваться как самостоятельно, так и в составе автопоезда с прицепом-сортиментовозом.
Компания «Лесхозмаш» использует манипуляторы собственной разработки и производства. Основные модели – это VPL 100-76 и VPL 100-86 с грузовым моментом 10 тм и вылетом 7,6 и 8,6 м, предназначенные для монтажа как за кабиной, так и на задней части грузовой платформы. Модель VPL 100-86 отличается от VPL 100-76 увеличенным вылетом за счет двухсекционного телескопического удлинителя. При изготовлении гидроманипуляторов VPL используются высокопрочные стали и гидравлические компоненты от ведущих мировых производителей.
«Майкопский машиностроительный завод» разрабатывает и производит гидроманипуляторы марки «МАЙМАН». Для лесовозов и сортиментовозов предназначены манипуляторы с прямыми стрелам МАЙМАН-90S (ММ-90), МАЙМАН-100S (ММ-100) и МАЙМАН-110S (ММ-110) с грузовым моментом 9, 10 и 11 тм, которые монтируют как за кабиной, так и на задней части платформы. Для производства манипуляторов используют сталь S500, качественные гидронасосы, распределители и уплотнения для предотвращения течи.
Модель ММ-100Z-01 с Z-образной схемой складывания стрелы монтируют как за кабиной сортиментовоза или седельного тягача, так и в задней части сортиментовозной площадки. Манипулятор обеспечивает грузовой момент 10 тм и вылет до 7,8 м.
Лучших грузовысотных характеристик можно достигнуть, используя более производительный гидронасос либо двухконтурную гидросистему, позволяющую совмещать операции.
Таким образом, на российском рынке представлен полный спектр техники для сбора первичной лесопродукции на делянках и вывоза ее на верхний склад и далее. Предприниматель в зависимости от бюджета и предпочтений может выбирать технику как отечественного производства, так и импортную. В любом случае необходимо тщательно подойти к анализу и оценке всех компонентов производственной цепочки и аспектов эксплуатации, ознакомиться с отзывами пользователей.