Линейка KROMANN включает крюковые погрузчики от 3 до 30 т

Пять вопросов про мультилифты

Рассмотрим качества этих универсальных машин подробнее

В нашей стране эти многофункциональные машины с погрузочно-разгрузочным оборудованием для сменных модулей называют словом «мультилифт» даже в официальных документах. В статье мы тоже будем использовать этот всем знакомый термин. 
На Западе автомобили-мультилифты часто сравнивают со «швейцарским армейским ножом», имеющим, как известно, множество инструментов и функций. Поэтому неудивительно, что мировой рынок мультилифтов сейчас переживает значительный рост, который в 2023 г. составил $2,9 млрд. По прогнозам, в ближайшие годы он будет только расширяться, поскольку эти универсальные транспортные средства начинают использовать во все новых и новых отраслях.

Такая же тенденция отмечается и у нас – популярность и сфера применения мультилифтов растет. В форме вопросов и ответов мы еще раз расскажем читателям об этой неординарной технике.

Что такое мультилифт?

На первый взгляд это очень простой вопрос. Практически все строители, коммунальщики и люди многих других профессий используют эти погрузочные механизмы на шасси грузовых автомобилей, которые позволяют самостоятельно загружать и разгружать сменные кузова, контейнеры, платформы и т.п. на шасси. Однако не всё так однозначно. Различают несколько видов мультилифтов.

Крюковые представляют собой Г-образную раму с крюком для захвата сменного кузова, с гидравлическим приводом. Механизмы крюкового типа способны обеспечивать и разгрузку сменных кузовов самосвальным способом с углом опрокидывания 47–57º. Наиболее универсальными возможностями обладают крюковые мультилифты с телескопической стрелой и складывающейся крюковой балкой: они способны работать с кузовами разных типов и размеров. Благодаря возможности снижать высоту подъема установки этого типа можно использовать в помещениях, когда высота подъема ограничена. Конструкция позволяет захватывать сменный кузов на уменьшенном расстоянии от шасси грузовика, за счет этого повышается маневренность машины.

В тросовых механизмах загрузки-разгрузки сменных кузовов привод осуществляется двухбарабанной гидравлической лебедкой с блокируемым дифференциалом, закрепленной в передней части надрамника, и тросами с крюками на конце. Рама может подниматься с помощью 1–2 гидроцилиндров. Угол самосвального опрокидывания кузова на раме у некоторых моделей тросовых подъемников достигает 85°.

РАРЗ
АО «Ряжский авторемонтный завод» (Рязанская обл., г. Ряжск) разрабатывает и производит крюковые и тросовые погрузчики типа «мультилифт».

Крюковыми погрузчиками грузоподъемностью от 6 до 30 т оснащаются коммунальные машины на различных шасси, рассчитанные на вывоз ТКО и крупногабаритного мусора в городских районах. Применяемые контейнеры позволяют вывозить и крупногабаритные строительные отходы. При установке сменных надстроек крюковые погрузчики также могут использоваться в качестве самосвала, бортового автомобиля, фургона, дорожной машины и т.д.

Тросовые погрузчики РАРЗ грузоподъемностью от 8 до 12 т предназначены для работы со сменным оборудованием комбинированных дорожных машин и стандартными сменными бункерами. Преимущество тросовых погрузчиков – меньшая собственная масса по сравнению с крюковыми мультилифтами. В конструкцию механизма тросового погрузчика входят гидравлические цилиндры, поднимающие подрамник, и шарнирно закрепленный на нем надрамник, а также двухбарабанная лебедка с гидроприводом. Некоторые модели оснащаются функцией «защиты от перегрузки». По выбору заказчика на шасси с тросовыми погрузчиками могут устанавливаться контейнеры различных размеров и вместимости.

Тросовые конструкции считаются устаревающими, теряющими популярность. По сравнению с крюковыми системами тросовые имеют гораздо меньшую массу и габариты, т.е. выше маневренность машины. Необходимая габаритная высота при загрузке сменного кузова у тросовых систем ниже, чем у крюковых.

Однако водителю необходимо покидать кабину для подсоединения/ отсоединения троса от сменного кузова. У тросовых мультилифтов более длительное время рабочего цикла погрузки сменного кузова (8–10 минут); меньшая надежность по сравнению с крюковыми системами: тросы изнашиваются, обрываются при работе или перехлестываются. Точек крепления кузова/ контейнера меньше – меньше надежность крепления и возможная скорость перевозки. Тросовую систему в отличие от крюковой невозможно использовать с прицепом-контейнеровозом.

В комбинированных мультилифтах сочетаются элементы тросовых и крюковых систем: неподвижная и подъемная рамы – как у тросового подъемника, но привод осуществляется не тросом, а звеном с крюком на перемещаемой каретке. Каретка приводится либо от гидроцилиндра, либо от гидромотора с цепью. Угол опрокидывания при самосвальной разгрузке у комбинированных мультилифтов самый большой: до 96°.

Скиповые или портальные автопогрузчики, посредством качающегося портала из телескопических рычагов-стрел загружают/ разгружают сменные бункера-скипы (в народе их называют «лодочки»), чаще всего с мусором. Также портальные погрузчики предназначены для работы с объемными, тяжелыми, длинномерными, негабаритными грузами или контейнерами. Портальные погрузчики оснащаются гидравлическими задними аутригерами, обеспечивающими устойчивость машины при погрузке-выгрузке.

Прочие разновидности. Известны мультилифты на шасси прицепов/ полуприцепов, автомобильных, тракторных и еще на гусеничных шасси.

ВЕЛМАШ (группа ПАЛФИНГЕР)
ООО «ВЕЛМАШ-С» (Псковская обл., г. Великие Луки) входит в состав ГК АО «Подъемные машины». Предприятие выпускает линейку крюковых погрузчиков «ПАЛФИНГЕР» из трех моделей грузоподъемностью от 15 до 30 т.

Важно то, что модели производства «ВЕЛМАШ-С» не зависят от поставок комплектующих из Европы, адаптированы к работе в России и заправляются специальными смазочными материалами, не теряющими свойств при сильных перепадах температур.

Оператор управляет мультилифтом не выходя из кабины. Оборудование комплектуется гидрораспределителями с пневматическим или электрическим управлением, дополнительными опорами на средней раме, увеличивающими надежность фиксации бункера в самосвальном режиме, гидравлическими замками, удерживающими бункер на крюковом погрузчике.

Для повышения надежности и долговечности в конструкции крюковых погрузчиков «ПАЛФИНГЕР» используются литые детали: крюк, вставка крюковой стрелы, опоры, предотвращающие боковое смещение бункера, и направляющие ролики.

Имеются системы безопасности и стабилизации шасси. Дополнительная алюминиевая защита предотвращает механические повреждения гидравлических узлов.

Мультилифт на шасси Sitrak 8х4 с крюком KROMANN XL 26S г/п 26 т – готовое решение для транспортировки ТБО на дальние мусорные полигоны

ГК KROMANN поставляет на рынок как сами системы крюкового захвата, так и готовые решения на базе автомобилей-мультилифтов с прицепами и различными контейнерами. В линейке телескопических крюковых погрузчиков имеются модели грузоподъемностью от 3 до 30 т.

Собственное конструкторское бюро разрабатывает проекты транспортных средств-мультилифтов по техническим заданиям заказчиков, опираясь на конкретные условия работы. Как правило, на выбор заказчику предоставляется несколько вариантов готовых решений KROMANN на различных марках и моделях шасси, с несколькими исполнениями крюкового погрузчика с использованием опций, например, гидравлических опор-стабилизаторов, монтируемых между рамой и рессорой задней оси. На каждый проект делается расчет осевых нагрузок, расчет устойчивости, расчет оптимальной длины сменного контейнера.

Комфортный городской мультилифт HOWO T5G с крюком KROMANN ML 18S.52.6

В качестве сменных кузовов используются открытые контейнеры классического каркасного типа Standart, а также современные бескаркасные S-box, U-box емкостью от 8 до 37 м3; также специальные платформы для транспортировки техники, платформы-адаптеры с фитингами под морские контейнеры; сменные надстройки: кузов 27 м3 с гидравлическим манипулятором для лома, вакуумная цистерна, илососная установка.

Крюковые погрузчики KROMANN спроектированы с учетом специфики российских условий и уже 15 лет поставляются в РФ. Линейка крюков имеет модели с повышенной грузоподъемностью. Крюки максимально адаптированы для нашего климата; они выносливы и неприхотливы в эксплуатации, просты в обслуживании. Мультилифты с крюковыми погрузчиками KROMANN пользуются заслуженной популярностью у пользователей из-за своей надежности и невысокой стоимости (лучшее сочетание «цена – качество»).

Комфортный городской мультилифт HOWO T5G с крюком KROMANN ML 18S.52.6

Ярким примером автомобиля мультилифта для эксплуатации в городских условиях является трехосный мультилифт с колесной формулой 6х4 на шасси Howo T5G модели ZZ1257N404GE1 с полной массой 32 т. За счет короткой колесной базы 4000 мм такой автомобиль обладает высокой маневренностью, и поэтому он привлекателен для транспортных компаний, осуществляющих свою деятельность в городских условиях плотной застройки и на закрытых внутренних производственных территориях в качестве технологического транспорта. Двухслойная рама с лонжеронами толщиной 8 и 5 мм и высотой 280 мм, передняя балка VPD71DS грузоподъемностью 7,1 т, мощные 13-тонные ведущие мосты MCY13BGS с блокировкой дифференциала, изготовленные по технологии MAN, и рессорная подвеска (11-листовая передняя и 12-листовая задняя) со стабилизаторами поперечной устойчивости обеспечивают высокую грузоподъемность этого шасси. Силовой агрегат в составе дизельного двигателя MC07.33-50 Евро-5 (мощность 330  л.с.), изготовленного по лицензии MAN с механической КПП HW13709XSTC2 (9 передач вперед и 1 назад) позволяют выдавать максимальную мощность 240 кВт при оборотах двигателя 2300 об/мин. Автомобиль оснащен круиз-контролем, топливной системой Bosh Common Rail, моторным тормозом (EVB).

Мультилифт оснащается крюковым погрузчиком KROMANN ML18S.52.6-HC среднетяжелой серии грузоподъемностью 18 т с рабочей длиной 5200 мм в исполнении с выдвижной стрелой. Выдвижение стрелы 1100 мм, максимальный угол подъема в самосвальном режиме разгрузки 49°. Крюковой погрузчик спроектирован на базе линейки L20 тяжелых крюков и имеет аналогичную с 20-тонными крюками силовую металлоконструкцию. Лонжероны главной рамы Z-образного профиля с высотой 145 мм выполнены из высококачественной конструкционной стали S500MC толщиной 6 мм. Использование литых и кованых деталей на ответственных участках (кованая вставка в соединении выдвижной стрелы и башни, литые задние направляющие ролики с упрочненной поверхностью качения, литой крюк из спецсплава на башне) обеспечивают восприимчивость к высоким нагрузкам и длительный срок службы до 10 лет.

Испытания мультилифта HOWO ZZ1257 с крюком KROMANN ML 18S.52.6 прошли  успешно

Гидравлическая система крюкового погрузчика выполнена на компонентах всемирно известных торговых марок. Гидравлический аксиально-поршневой насос OMFB-64, гидравлический 4-секционный распределитель Hydrocontrol HC/D6, главные гидроцилиндры рабочим диаметром 140 мм с низкотемпературными манжетами и уплотнениями для российских климатических условий позволяют создать подъемную силу для поднятия сменного контейнера с грузом общей массой до 19 т при давлении в 300 бар. В целях безопасности на всех гидравлических цилиндрах крюковой системы установлены гидрозамки (Rexroth, MTC, Oieodinamica), запирающие рабочую жидкость в полостях цилиндра при аварийном разрыве рукава высокого давления.

Испытания мультилифта HOWO ZZ1257 с крюком KROMANN ML 18S.52.6 прошли  успешно

Дистанционное управление из кабины осуществляется пневматическим 4-клапанным пультом. Четвертая секция на распределителе и пульте управления позволяет осуществлять независимое управление системой стабилизации мультилифта, которая реализована в виде гидравлических блокираторов рессор задней оси автомобиля. Система стабилизации увеличивает устойчивость автомобиля во время поднятия с земли и погрузки на себя тяжелого сменного контейнера с грузом массой 18 т и позволяет оставаться в горизонтальном положении без отрыва от земли передней оси машины.

Оптимальная внутренняя длина сменного контейнера для такого мультилифта – 5,7 м. При такой длине контейнера с массой 18 т машина имеет высокую управляемость (нагрузка на переднюю ось 23,6%). При работе со стандартным 6-метровым контейнером объемом 20/ 27/ 30 м3 для сохранения нормативной управляемости (22%) необходимо снизить массу контейнера до 17 т.

Комфортабельная компактная кабина ТХ-М с тремя сиденьями и складным спальным местом по лицензии MAN с электростеклоподъемниками боковых дверей, кондиционером и механическим люком на крыше очень удобна для городских и коротких поездок на небольшие расстояния до 200 км.

Такие автомобили-мультилифты могут быть востребованы для транспортировки твердых бытовых, строительных отходов, снега в крупных городах, промышленных и биологических отходов на промышленных предприятиях.

Компактный мультилифт на шасси КАМАЗ-43255 с крюком KROMANN MS7S г/п 7 т

В чем заключаются преимущества мультилифтов?

Прочная конструкция. Конечно, качество техники зависит от конкретного производителя, но ведущие компании изготавливают мультилифты с расчетом на длительные сроки службы. При изготовлении используются прочные сорта стали, способные выдерживать большие нагрузки и тяжелые условия работы. Гидросистемы также комплектуются надежными и высококачественными компонентами.

Ведущие производители утверждают, что их мультилифты «могут пережить три автомобильных шасси» и благодаря своей долговечности и востребованности имеют высокую цену на вторичном рынке.

ВЕЛМАШ (группа ПАЛФИНГЕР)

Универсальность, экономичность. Мультилифты универсальны. Погрузочный механизм позволяет строителям, коммунальным службам и другим пользователям рабочей техники устанавливать, снимать и менять различные спецнадстройки или бункеры/ кузова на одном шасси. Сегодня вы используете съемный контейнер, разгружающийся самосвальным способом, и перевозите сыпучие материалы, мусор или снег. Завтра на шасси будет установлен подъемник, с которого рабочие будут производить обрезку деревьев. Затем будет установлена цистерна, в которой доставляется вода и т.д., вы просто меняете модули по мере необходимости и в зависимости от сезона.

Во многих случаях с мультилифтом удобно и экономически выгодно работать по челночной схеме, практически без холостых поездок: сгрузить с машины пустой кузов, вместо него загрузить заполненный, и пока пустой кузов будут заполнять, автомобиль отвезет груз в заполненном кузове по назначению. При этом уменьшаются временные затраты на загрузку и выгрузку, на простои и соответственно производственные расходы.

Тем самым использование мультилифтов позволяет уменьшить потребность в разных специализированных транспортных средствах. Также в случае выхода из строя одного шасси-мультилифта сменный модуль можно установить на другой мультилифт и продолжать необходимые работы. Это в свою очередь обеспечивает экономию производственных расходов (на содержание лишних транспортных средств и водителей). Замена кузовов и спецнадстроек занимает мало времени: в зависимости от типа мультилифта и надстройки от 30 сек до 10 мин., а в среднем около двух минут.

Удобство погрузки и разгрузки, простота в эксплуатации, высокая производительность. Использование съемных контейнеров для автомобилей-мультилифтов позволяет удобно загружать и разгружать материалы, находясь на уровне земли. Современные мультилифты оснащаются усовершенствованными гидравлическими системами и удобным управлением, что делает их простыми в эксплуатации, повышает производительность работ и устраняет необходимость в длительном обучении операторов. Операторы крюковых мультилифтов могут даже не покидать кабины при погрузке и выгрузке сменного модуля на шасси (в автомобилях с тросовыми системами операторы должны находиться снаружи, рядом с движущимся оборудованием). Во всех случаях повышается безопасность работ по сравнению с погрузкой/ разгрузкой обычных транспортных средств.

Маневренность и точное позиционирование. Специалисты отрасли отмечают высокую маневренность автомобилей-мультилифтов в условиях тесноты и их способность точно позиционировать в нужном месте выгружаемые контейнеры и надстройки.

РАРЗ

Как подобрать оптимально подходящий для ваших работ мультилифт?

Условия работ. Проанализируйте, каковы тип, масса и размеры грузов. По этим данным можно подобрать характеристики мультилифта: грузоподъемность, полная масса ТС, длина кузова и т.д. Если будут транспортироваться большие объемы материалов, может быть выбран большегрузный мультилифт-автопоезд. Если груз – ТКО или металлолом, мультилифт может дополняться гидроманипулятором.

Часто ли придется заменять надстройки? Чем быстрее мультилифт будет выполнять замену, тем выше производительность и экономический эффект.

Нужно ли, чтобы обеспечивалась разгрузка самосвальным способом? Чем выше угол подъема бункера, тем эффективнее выгрузка.

Понадобится ли оснастить мультилифт задними аутригерами или системой блокировки подвески?

Работа будет в условиях недостатка места, ограничения по высоте? В таком случае рекомендуется выбрать компактный мультилифт с небольшой колесной базой и адекватной высотой подъема.

Система управления. Проанализируйте, достаточно ли будет мультилифту простой пневматической системы управления с органами управления в кабине и снаружи, или потребуется программируемое интеллектуальное управление, позволяющее точно управлять операциями погрузки-разгрузки из кабины? Потребуется ли дистанционное радиоуправление?

Нужны ли будут какие-либо дополнительные функции? Эксперты рекомендуют не стремиться оснастить один автомобиль множеством различных разнородных функций, а разделить функции на группы и реализовать их в нескольких мультилифтах с разным исполнением.

ВЕЛМАШ (группа ПАЛФИНГЕР)

Как обеспечивается безопасность работы мультилифта?

Многие модели оснащаются системами, которые уменьшают риск несчастных случаев или травмирования при эксплуатации мультилифта. Шасси мультилифтов оснащаются антиблокировочными системами тормозов, автоматической системой экстренного торможения, системой предотвращения столкновений и также могут комплектоваться системами стабилизации, предотвращающими раскачивание шасси при погрузке-разгрузке бункеров.

Груз фиксируется на шасси автоматическими замками. Имеются интеллектуальные функции блокировки и аварийной сигнализации, которые предупреждают водителя средствами звуковой и световой сигнализации, что кузов не полностью опущен на раму, замки крепления кузова не полностью зафиксировались и кузов не готов к транспортировке. Также часто имеется сигнализация о перегрузке, о включении КОМ и сигнализация движения задним ходом.

РАРЗ

В чем недостатки мультилифтов?

Несмотря на то, что недостатков гораздо меньше, чем преимуществ, все же есть несколько потенциальных минусов, которые стоит учесть, прежде чем инвестировать в эту специальную технику.

Стоимость. Автомобили-мультилифты могут стоить гораздо дороже обычных самосвалов или бортовых машин.

Величина плеча перевозок. При использовании челночной схемы перевозок мультилифтами достигается существенный экономический выигрыш за счет сокращения времени простоев при погрузке-выгрузке. Поэтому наибольшая величина экономического эффекта достигается при выполнении перевозок на коротких плечах. И чем больше плечо перевозки, тем меньше эффект от экономии времени на погрузке-выгрузке.

Масса рабочего оборудования мультилифта отнимает часть полезной нагрузки у автомобиля и увеличивает расход топлива, т.е. производственные расходы (а также вредные выбросы в атмосферу). Таким образом, экономический эффект применения мультилифтов зависит от дальности перевозок и достигается только на коротком плече.

Погрузка и разгрузка на уровне земли. В общем случае при таком положении сменного бункера выполнять операции погрузки-разгрузки проще. Но при определенных неблагоприятных условиях, таких как лед или слой воды на поверхности площадки, погрузка-разгрузка на земле может стать опасной и из преимущества превратиться в серьезный недостаток.

Наклон кузова/ бункера. Конструктивно при погрузке-разгрузке кузова мультилифтов всех типов (кроме портального) наклоняются. При некоторых обстоятельствах это может представлять серьезный недостаток: если кузов негерметичный, а груз сыпучий или жидкий, нужно каким-то образом предотвратить его высыпание или пролитие при наклоне.

Таким образом, прежде чем инвестировать в приобретение мультилифта, следует проанализировать все за и против, возможные экономические выгоды и затраты.

Мультилифт на шасси Sitrak ZZ3316 8х4 с крюком KROMANN XL 26S.62.6-HC – достойная замена «европейцам»
 

Итак, популярность систем типа «мультилифт» продолжает расти во всем мире благодаря их универсальности, эффективности, безопасности и другим преимуществам. Эта замечательная техника способна заменить множество специализированных машин и повысить рентабельность работ компаний во многих отраслях экономики. При грамотном подборе и правильной эксплуатации это оборудование будет служить долго, безотказно и с немалой экономической выгодой.

компании по теме статьи
компании по теме статьи