Строительные самосвальные полуприцепы в России
Самосвальные полуприцепы используют для перевозки строительных материалов – песка и щебня – на достаточно длинном плече порядка 200 км по дорогам общего пользования. Самый крупный потребитель инертных материалов – дорожное строительство, и таким образом, от строительства дорог, главным образом федеральных, напрямую зависят продажи самосвальных полуприцепов.
Емкость сегмента самосвальных полуприцепов можно оценить в 6000–6500 ед., точных данных по продажам отдельных видов прицепной техники нет, производители и дистрибьюторы не стремятся афишировать свои достижения. «На рынке существует пять брендов-лидеров, прочно закрепивших свои позиции, – это немецкие и российские производители, – комментирует Дмитрий Каленов, генеральный директор ООО «ТЕХИНКОМ-Комтранс». – НЕФАЗ среди них занимает свою уверенную нишу. Обусловлено это и значительным улучшением качества продукции за последние годы, и сокращением сроков поставки – все это подкупает потребителей техники».
Первенство марки НЕФАЗ подтверждает и Сергей Макаров, менеджер по закупкам техники КАМАЗ компании «Русбизнесавто»: «Флагманы на рынке российских прицепов – НЕФАЗ, полуприцепов – НЕФАЗ и «ТОНАР». По поводу европейских брендов в «Русбизнесавто» несколько иное мнение: «Среди самосвальных полуприцепов иностранных брендов наибольшей популярностью у наших клиентов пользуются полуприцепы марки Wielton», – сообщает Антон Аксёнов, заместитель начальника отдела «Иномарки». Суммируя мнения специалистов, можно составить пятерку лидеров: «НЕФАЗ», «ТОНАР», Weilton, Kögel, Schmitz Cargobull.
Особенность и сильная сторона российских производителей в том, что вкупе с дорожными полуприцепами они выпускают модели для эксплуатации по технологическим дорогам – с большим запасом прочности, но тяжелые. С зарубежными компаниями трудно тягаться на дорогах общего пользования, здесь их можно одолеть только ценой.
Сильное влияние на сегмент оказало ужесточение компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами автомобильным дорогам РФ, принятое в 2015 г. Многие производители начали облегчать свои полуприцепы, снижать высоту бортов, а МЗ «ТОНАР», например, пошел по пути увеличения числа осей – решение, имеющее как достоинства, так и недостатки.
Итак, лидер сегмента самосвальных полуприцепов – ПАО «НЕФАЗ» предлагает модельный ряд, включающий 2- и 3-осные полуприцепы с платформами прямоугольного и овального (half-pipe) сечения. «Чаще всего клиенты ищут прицепы для перевозки строительных материалов, а именно песка и щебня. Для этих целей «НЕФАЗ» предлагает отличную модель – самосвальный полуприцеп НЕФАЗ-9509, — поясняет Д. Каленов. – Данная модель может быть представлена с разной осевой компоновкой, различными показателями вместимости и грузоподъемности платформы. Чаще всего наши клиенты спрашивают именно эту модель. Популярность данного полуприцепа обусловлена также активной маркетинговой поддержкой со стороны ПАО «КАМАЗ», ведь «НЕФАЗ», как известно, входит в группу компаний вместе с камским автозаводом. Специальные акции, а также программа льготного лизинга и господдержки, распространяющаяся на отечественную технику, позволяют приобретать полуприцепы «НЕФАЗ» по более привлекательной цене, а учитывая и достойное качество, о котором я упоминал ранее, клиент получает вдвойне выгодную покупку».
Наименование НЕФАЗ-9509 обозначает «самосвальный полуприцеп», внутри этого наименования несколько моделей с разным исполнением и вместимостью платформы, с разной ходовой частью для дорог и бездорожья. Модель НЕФАЗ-9509 без дополнительных индексов обозначает двухосный полуприцеп с двускатной ошиновкой на рессорно-балансирной подвеске, предназначенный для работы в тяжелых условиях. Об этом говорит и исполнение платформы – прямоугольного сечения с усилителями бортов и козырьком. Вместимость кузова – от 18 до 26 м3 – то есть этот полуприцеп может перевозить не только песок и щебень, но и более грубые материалы, такие как крупнообломочные грунты, булыжник, железобетонный лом, строительный мусор.
На сложные дорожные условия ориентирована и 2-осная модель НЕФАЗ-9509-27 с односкатными шинами 16.00R20 для бездорожья. Емкость стальной платформы овального сечения – 27 м3. С полной загрузкой этот полуприцеп не может выходить на дороги общего пользования, его эксплуатация будет эффективна на технологических дорогах.
Трехосные модели НЕФАЗ-9509-17-30, 9509-30-32 и 9509-30 с односкатными дорожными шинами и с платформами овального сечения емкостью 30 м3 предназначены для перевозок по дорогам общего пользования сыпучих строительных материалов, за исключением скальных пород и булыжника. Платформы выполнены из стали 09Г2С, по заказу может быть использована более прочная сталь Ruukki (Финляндия). Полуприцепы различаются исполнением платформ и собственной массой, самый легкий, 7600 кг, НЕФАЗ-9509-30.
Машиностроительный завод «ТОНАР» предлагает гамму самосвальных полуприцепов с задней разгрузкой, причем большинство из них 4-осные. Продукция МЗ «ТОНАР» в большей степени ориентирована на эксплуатацию по технологическим дорогам. Так, мод. ТОНАР-95892 с тремя осями (из них одна подъемная) оснащен платформой овального сечения вместимостью 33 м3, при этом собственная масса полуприцепа – 9000 кг. Очевидно, что груженый автопоезд далеко выходит за рамки разрешенной полной массы и нагрузок по осям.
Четырехосные полуприцепы выпускают со стальными и алюминиевыми платформами объемом от 23 до 45 м3. Оси, включая оси «ТОНАР» собственного производства на пневматической подвеске, из них первая и вторая подъемные. Достоинство 4-осного полуприцепа в составе автопоезда с 2-осным тягачом состоит в возможности перевозить максимальный груз, укладываясь в ограничение полной массы 44 т и нагрузок на оси. Тягач должен быть именно 2-осным, такова особенность российского регулирования. Недостаток 4-осного полуприцепа – в увеличенных расходах на шины, так как из-за волочения на поворотах они сильнее изнашиваются, чем у 3-осного полуприцепа.
Стоит обратить внимание на механизм сворачивания/ разворачивания тента, который был разработан заводом «ТОНАР» для улучшения условий труда водителя.
Компания Kässbohrer в числе первых отреагировала на ужесточение нормативных требований, объявив на выставке «КомТранс-2015» о начале продаж облегченных моделей самосвальных полуприцепов со стальными кузовами вместимостью 22 и 24 м3, производство которых для Турции и РФ начали загодя, еще в 2014 г.
Сегодня Kässbohrer предлагает самосвальные полуприцепы на 3-осном шасси со стальными и алюминиевыми надстройками:
- модели K.SKS BS/24-12/27 и K.SKS B/32-12/27ELT со стальными надстройками овального сечения объемом 24 и 32 м3;
- модели K.SKA B/24-12/27 и K.SKA B/26-12/27 с алюминиевыми надстройками прямоугольного сечения объемом 24 и 26 м3.
Трехосное шасси у всех моделей выполнено из высокопрочной стали S700MC. В ходовой части использованы оси BPW с нагрузкой 9 т. Нагрузка на тележку – 27 т, на ССУ – 12 т, полная масса полуприцепа – 39 т.
Стальные надстройки выполнены с наклонной передней стенкой и наклонным задним бортом внешнего прилегания и V-образным полом, облегчающим разгрузку. Алюминиевые надстройки также с наклонной передней стенкой и задним бортом внешнего прилегания, но с ровным полом. Алюминиевая надстройка весит около 5 т, что на полторы тонны меньше аналогичной по объему стальной. Пятиступенчатый подъемный гидроцилиндр HYVA с давлением в системе 250 бар обеспечивает эффективную, безопасную разгрузку. Полуприцепы рассчитаны на эксплуатацию с тягачами с колесными формулами 4х2, 6х2, 6х4.