Автоцистерна «Бецема» на заправке на МКАД

Курьер для опасного груза
Бензовозы

На рост потребления моторного топлива отечественное машиностроение ответило ростом производства транспорта для перевозки светлых нефтепродуктов. И сегодня тон задают новые производства, появившиеся за последние 20 лет. Российские заводы вышли на хороший конкурентный уровень и уверенно теснят заполонившие в 1990-е годы вторичный рынок европейские бензовозы, ведь наша продукция не уступает им по качеству и безопасности, конкурентоспособна по цене, а главное – полностью соответствует нормативным документам.

Сегодня интерес представляют  крупнотоннажные бензовозы – автоцистерны, прицепные и полуприцепные. «Малолитражные» автоцистерны на шасси ГАЗ и ЗИЛ встретишь все реже. Получают распространение импортные шасси. Заводам автомобильных надстроек намного проще работать с готовыми импортными шасси и тягачами, чем переделывать каждое шасси КамАЗ. Да и небедным владельцам АЗС интереснее надежные бензовозы с большим ресурсом.

Когда речь идет о таком легковоспламеняющемся и взрыво­опасном грузе, как моторное топливо, во главу угла ставится пожарная безопасность и сохранность груза, т. е. сохранение целостности сосуда и предупреждение розлива топлива при опрокидывании машины и столкновении. Это подразумевает конструктивную прочность самого сосуда, надежность и защиту запорной арматуры и другие вопросы безопасности, такие как экранированная электропроводка, удаление выхлопной трубы от цистерны, установка искрогасителя, противоподкатного бруса, ограждения топливного бака шасси, яркая окраска цистерны и проблесковый маячок.

Алюминиевый полуприцеп завода «Сеспель» вместимостью 30 м[sup]3[/sup]

Несмотря на все преимущества, алюминий для производства цистерн пока используется мало. Алюминиевая цистерна почти вдвое легче стальной такого же объема, соответственно снаряженная масса автопоезда меньше, а значит, меньше расход топлива на перевозку того же количества груза. За несколько лет эксплуатации алюминиевая цистерна себя окупает только за счет экономии на топливе. Ресурс ее 15 лет, при этом она не теряет товарного вида в течение всего срока эксплуатации. Медленное распространение алюминия можно объяснить психологическим фактором – привычкой ко всему стальному. Но очевидно, что будущее за «крылатым» металлом.

Бензовозы выпускают несколько российских заводов. Завод «Алексеевкахиммаш» (Воронежская обл.) начал производство техники для перевозки нефтепродуктов в 1993 г. Сегодня в его модельном ряду около сорока моделей автоцистерн, полуприцепных и прицепных цистерн вместимостью от 8 до 45 м3. Основной материал, который используют при изготовлении всего модельного ряда цистерн, – сталь 09Г2С, основная конструкция – сосуд чемоданного сечения, за исключением цилиндрических полуприцепных цистерн вместимостью 40 и 45 м3. Завод оснащает цистерны системой нижнего налива и рекуперации паров, удвоенной системой пассивной безопасности, системами АБС российского и зарубежного производства, конструкция люков сводит к минимуму пролив нефтепродукта при опрокидывании цистерны.

Линейку автоцистерн на двух- и трехосных шасси с сосудами вместимостью 10, 15 и 17 м3 поставляют в исполнении АЦ (автоцистерна) и АТЗ (автотопливозаправщик). Автоцистерна оснащена насосом, шаровыми кранами на каждый отсек, дыхательными клапанами, донными клапанами и блоком управления, рукавами и подъемными ограждениями. Автотопливозаправщик в максимальной комплектации оборудуют насосом, топливораздаточной установкой, системами нижнего налива и рекуперации паров, ограничителем наполнения.

Полуприцепная автоцистерна «Бецема» на подмосковной заправке

Прицепные цистерны на 8, 11 и 16 м3 предназначены только для транспортировки и не оснащены насосом. Сосуды устанавливают на двухосные подкатные тележки Ставропольского завода автомобильных прицепов.

Полуприцепные цистерны поставляют в исполнении «Эконом», «Стандарт» и «VIP», различающихся комплектацией и окрасочными материалами, в том числе отечественными или импортными подвеской, колесами и опорами. Цистерны на 18, 24 и 30  м3 чемоданного сечения изготавливают в безрамном исполнении с несущим сосудом, тяжелые цистерны вместимостью 33, 37, 40 м3 чемоданного сечения – в рамном исполнении, цистерны на 40 и 45 м3 переменного цилиндрического сечения – в безрамном исполнении. По заказу легкие цистерны также ставят на раму.

ЗАО «Бецема» начало производство техники для перевозки нефтепродуктов в 1993 г. с покупки лицензии у голландской фирмы Hobur. Первый изготовленный по этой лицензии бензовоз за 10 лет эксплуатации прошел более миллиона километров, побывал в авариях, но ни разу не было утечки бензина. Сегодня завод выпускает линейку машин для перевозки светлых нефтепродуктов по лицензии фирмы LAG, входящей в группу компаний Burg-Group (Нидерланды). Конструкцию LAG доработали до уровня требований ГОСТ Р 50 913–96 и Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Современная конструкция с несущим сосудом без сплошной рамы и внутренними торосферическими перегородками, выполненными методом холодной фланжировки, обеспечивает высокую прочность и долговечность цистерны. «Бецема», позиционируя свою продукцию в верхнем ценовом сегменте, использует импортные комплектующие высокого качества и выпускает около сотни бензовозов в год.

Одноосный полуприцеп «Бецема» БЦМ-48 вместимостью 16 м[sup]3[/sup]

В модельном ряду «Бецемы» два десятка базовых моделей автоцистерн и полуприцепных и прицепных цистерн вместимостью от 10 до 37 м3. Предусмотрены разное исполнение и варианты комплектации. Сосуды изготавливают как из стали, так и из алюминиевых сплавов. На автомобильные шасси завод монтирует цистерны чемоданного сечения на 10, 12, 17 и 20 м3. Полуприцепные цистерны цилиндрического, эллиптического и чемоданного сечения вмещают 16, 23, 25, 30, 32, 33, 37 м3. Номинальная вместимость трехосной прицепной цистерны – 20 м3. В базовую комплектацию входят верхний налив, слив самотеком, пневматический или механический донный клапан, дыхательные клапаны, сливные рукава. Для ряда моделей насос включен в базовую комплектацию. Комплектацию можно расширить системой нижнего налива через обратные клапаны API Ду100, системой рекуперации паров, насосной станцией. Дополнительно тягач или шасси могут оборудовать гидронасосом, гидробаком, предохранительным клапаном, трубопроводом Ду16, Ду20. Для полуприцепных цистерн используют рессорную подвеску или пневматическую BPW или SAF, в том числе с подъемной осью.

Завод «Сеспель» (Чувашия) самый молодой из производителей бензовозов. Его главный корпус пущен в эксплуатацию в декабре 2007 г. Современное оборудование и технологии, среди которых стоит отметить ротационную вытяжку и сварку трением, позволяют небольшому по численности предприятию работать с высокой производительностью, а по качеству конкурировать с Западной Европой. Здесь выпускают полуприцепные цистерны цилиндрического сечения вместимостью 28, 30, 32 и 38 м3, изготовленные и из алюминиевого сплава. Линейка цистерн из стали 09Г2С такая же – 28, 30, 32 и 38 м3. В базовой комплектации предусмотрен верхний налив через люки крышек горловин производства Civacon и раздельный слив самотеком на правую и левую сторону через шаровой кран Ду80 производства Civacon. По требованию заказчика комплектация может быть изменена и дополнена.

Завод также выпускает автоцистерны – 12 модификаций вместимостью от 6,5 до 24 м3 из алюминиевого сплава и 11 модификаций вместимостью от 6,5 до 22 м3 из стали 09Г2С. Автоцистерны чемоданного сечения. Эта конструкция менее технологична, чем цилиндрическая, но к ней прибегают, чтобы уложиться в ограничение транспортного средства по высоте.

Автоцистерна ГрАЗ вместимостью 10 м[sup]3[/sup] на шасси Hyundai HD170

Конструкция полуприцепной цистерны так называемая самонесущая. Компактный подрамник предназначен только для установки осей. Лонжероны подрамника алюминиевой цистерны тоже алюминиевые и изготовлены из треугольной балки, которая лучше традиционного швеллера противостоит скручивающим нагрузкам и предохраняет цистерну от деформаций. Треугольный профиль закупают в Германии.

Завод использует пневмоподвеску и оси BPW с АБС и системой противоопрокидывания TEBS фирмы WABCO. Пассивную безопасность обеспечивают сама конструкция цистерны, дуги безопасности над заливными горловинами и защитное ограждение по всей длине цистерны, противоподкатный задний брус, жесткая конструкция технологического шкафа и надежная запорная арматура фирм Joka и Civacon. Прочные оси и надежные тормоза также имеют большое значение для безопасности. АБС и TEBS предотвращают занос прицепа на скользкой дороге и его опрокидывание при прохождении поворота. Завод также предлагает оси с автоматическим подъемом в повороте. Для многоосного прицепа при полной нагрузке характерны быстрый износ шин и поломки деталей подвески при прохождении поворота малого радиуса. Для бензовозов, маневрирующих на тесных заправках, это особенно актуально. Автоматическая система поднимает заднюю ось на время прохождения поворота. Перегрузка остальных осей кратковременна, а запас прочности у них достаточный.

Трехосный полуприцеп НефАЗ-Willig вместимостью 32 м[sup]3[/sup]

Нефтекамский автозавод выпускает автоцистерны вместимостью 7,3…17 м3 на шасси, разумеется, Камского автозавода – КамАЗ-53228, -65111, -65115, -43114, -43118. Автоцистерны поставляют в трех исполнениях – без насоса, с насосом и в исполнении АТЗ с топливораздаточной аппаратурой. Сосуды овального сечения выполнены из стали.

Линейка полуприцепных цистерн включает десяток моделей со стальными сосудами овального сечения вместимостью 16,6…33,5 м3. Для этих цистерн завод использует балансирную подвеску на полуэллиптических рессорах. «Старшая» и самая дорогая модель НефАЗ-96893 с алюминиевым сосудом вместимостью 38 м3 переменного цилиндрического сечения оснащена трехосной тележкой с односкатной ошиновкой на пневматической подвеске с подъемной передней осью. Тормозная система с TEBS и дисковыми тормозными механизмами. Технологическое оборудование включает систему отвода и рекуперации паров, систему предотвращения перелива, пневматические донные клапаны с управлением. На концах трубопроводов установлены клапаны API Ду100.

На последнем московском автосалоне НефАЗ показал алюминиевую полуприцепную цистерну НефАЗ-Willig вместимостью 32 м3. Трехосный полуприцеп рассчитан на работу в сцепе не только с КамАЗ-6460, но и с тягачами 6х4 DAF, MAN и Mercedes-Benz. В оснащение полуприцепа входят EBS WABCO, опоры и шкворень Jost.

Технологический шкаф полуприцепной цистерны «Сеспель»

Модельный ряд автоцистерн завода ГрАЗ включает более трех десятков моделей вместимостью 4,9…22 м3 на шасси ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, «Урал», Hyundai, Scania, Ford Cargo в комплектациях АЦ и АТЗ. Сосуды чемоданного сечения с внутренними ребрами жесткости (волнорезами). Для их изготовления используют преимущественно сталь Ст3СП, но технология сварки алюминия на заводе давно освоена, и есть модель автоцистерны вместимостью 17 м3 из алюминиевого сплава. По заказу сосуд могут сварить из стали 09Г2С, нержавеющей стали 12Х18Н10Т, алюминиевого сплава АМГ5М, обработать изнутри антикоррозионным составом, снаружи окрасить эмалями Dupont, Sikkens в цветовой гамме заказчика. В базовую комплектацию автоцистерн входят быстроразъемные соединения и рукава Elaflex, пневматические донные клапаны Sening, дыхательные клапаны на каждый отсек, алюминиевые крышки горловин, шаровые краны. АТЗ комплектуют топливораздаточной аппаратурой. По заказу автоцистерну оснащают донным клапаном Alfons Haar, системой рекуперации паров и нижнего налива ПО «Промприбор» (г. Ливны Орловской обл.), Сivacon или Sening, насосом СЦЛ-20/24 или Silea-1052 S-3, алюминиевыми крышками горловин Civacon, рукавами Gassoflex Ду75.

В линейке полуприцепных цистерн два десятка моделей с сосудами чемоданного сечения вместимостью 17…40 м3, выполненными из стали и алюминия. У ряда моделей сосуды переменного сечения. Рекомендованные тягачи – КамАЗ, МАЗ, MAN, Scania. Комплектация полуприцепных цистерн аналогична автомобильным. Завод использует двух- и трехосные тележки САТ, МАЗ и BPW. Подвески BPW пневматические с подъемной передней осью и АБС.

В линейке прицепных цистерн 4 модели вместимостью 8,5...15 м3 на двухосных шасси МАЗ и СЗАП. Сосуды постоянного чемоданного сечения.

Трехосный полуприцеп завода «Сеспель» стягачом Ford Cargo

Ржевский Экспериментальный ремонтно-механический завод выпускает линейку автоцистерн для перевозки светлых нефтепродуктов, в которой 4 модели вместимостью 10, 12 и 15 м3 на шасси ЗИЛ, КамАЗ, «Урал» и МАЗ. Сосуды овального сечения сваривают из стали Ст3СП. Линейка АТЗ шире – в ней 8 моделей вместимостью 4,5…17 м3, оснащенных топливозаправочной аппаратурой.

Три модели полуприцепных цистерн вместимостью 22 и 32 м3 в рамном исполнении устанавливают на шасси СЗАП и МАЗ. Цистерны также овального сечения изготовлены из стали Ст3СП. Для трех моделей прицепных цистерн вместимостью 6, 10 и 15 м3 использованы двухосные шасси СЗАП и МАЗ.

 

Таким образом, отечественные заводы предлагают полную гамму автоцистерн, полуприцепных и прицепных цистерн разной вместимости и комплектации на любой вкус и карман. Заводы освоили передовые технологии и материалы и по качеству и номенклатуре вышли на конкурентоспособный уровень, успешно соперничая с новыми импортными полуприцепными цистернами в премиум-сегменте. Потребление бензина, несмотря на кризис, не снижается, и владельцам сетей АЗС необходимо обновлять свои парки, так что работа у заводов есть.