
Унифицированные снегоболотоходы НАМИ
НАМИ-0103, НАМИ-0105, НАМИ-0114
Было проведено экспериментальное исследование весовой характеристики, вместительности, тягово-динамических качеств, проходимости, топливной экономичности, маневренности и надежности транспортеров Muskeg Carrier S (Канада), Snow Trac ST4 (Швеция) Snow Trac и ГАЗ-47 (СССР). Выполнено их конструктивное обследование. Лабораторно-дорожные и пробеговая часть исследования выполнялись в Московской и Томской областях. По совокупности эксплуатационных качеств лучшим оказался канадский транспортер «Маскер-Карьер-С».
В дополнение к экспериментальному исследованию эксплуатационных качеств транспортеров проделан обзор конструкций и основных эксплуатационных качеств наземных безрельсовых транспортных машин. По результатам анализа имеющихся материалов и исследования образцов машин разработан типаж снегоболотоходных транспортных машин. В основу проекта типажа положены следующие принципы:
- Применение резино-металлических гусениц и звездочек, а также опорных катков с пневматическими шинами.
- Максимальная унификация деталей ходовых частей машины в пределах семейства.
- Применение легких автомобильных силовых агрегатов и оборудования.

Проект типажа включает четыре основные группы машин:
- Легкие открытые лыжно-гусеничные мотонарты грузоподъемностью 200 кг (2 человека и 50 кг груза) типа 3х1 (основной вариант) и типа 3х2 (вариант для особо тяжелых условий работы).
- Обычные плавающие гусеничные грузовые транспортеры грузоподъемностью 1 т (вариант с кузовом-фургоном грузоподъемностью 0,75 т); 2,3 т (варианты с кузовом-фургоном грузоподъемностью 2 т, неплавающие шасси под комплектацию и трактор), а также плавающий 4-местный транспортер.
- Комбинированные (общий корпус на поворотных гусеничных тележках) плавающие грузовые транспортеры грузоподъемностью 9 и 20 т.
- Лыжно-гусеничные сезонные приспособления для грузовых автомобилей УАЗ, ГАЗ и ЗИЛ.

Для всех этих машин должны быть применены бесшарнирные резино-металлические гусеницы, резиновые звездочки и опорные катки.
В соответствии с установленным типажом разрабатывается конструкция снегоболотоходных транспортеров НАМИ-0103, НАМИ-0105, НАМИ-0114.
Базовый транспортер семейства НАМИ-0105 имел двигатель, сцепление и коробку передач ЗИЛ-130, одноступенчатую раздаточную коробку, карданный вал с шарнирами Урал-375, главную передачу с шестернями МАЗ-500, радиатор Урал-375 с жалюзи ГАЗ-47, приборы и электрооборудование ЗИЛ-130. Тормоза НАМИ-0105 были с пневматическим приводом.
На транспортере НАМИ-0103 использовались двигатель, сцепление и коробка передач ГАЗ-21Д, двухступенчатая раздаточная коробка, карданный вал с шарнирами ЗИЛ-130, главная передача с конической парой ЗИЛ-130, радиатор ГАЗ-53 с жалюзи ГАЗ-47, приборы и электрооборудование ЗИЛ-130.

Механизм поворота обоих транспортеров – планетарный, причем диски фрикционов и тормоза НАМИ-0103 унифицированы с ГАЗ-47.
Гусеницы транспортеров бесшарнирные, резино-металлические, унифицированные по полотнам и поперечинам. Звездочки резино-кордные, унифицированные, так же как и опорные катки, с шинами 4,50-16. Подвеска опорных катков торсионная. Расположение звездочек и катков у НАМИ-0103 однорядное, а у НАМИ-0105 – двухрядное. Механизмы управления рычажного типа.
Корпуса транспортеров сварные из стальных листов и панелей. Съемные панели изготавливались из сплава АМГ-5ВМ. Корпуса обеспечивали машинам плавучесть.
Корпус НАМИ-0114 – несущий, опирающийся на две поворотные тележки. Двигатель Д12А-525, коробка передач гидромеханическая БелАЗ-540, карданная передача с шарнирами КрАЗ и БелАЗ, главные передачи с шестернями КрАЗ-214, радиаторы ЗИЛ-130. Расположение опорных катков четырехрядное. НАМИ-0114 походил на седельный тягач с активным полуприцепом. Задняя тележка приводилась карданной передачей, имеющей четыре подвесные опоры.
Механизмы управления – гидравлические с насосами НШ-46. Поворотными являлись обе тележки, связанные между собой уравновешивающими тросами. Корпус и тележки сварные из стальных профилей и панелей. Для удобства погрузки и выгрузки тяжелых грузов предусматривались две лебедки КрАЗ-214 с тяговым усилием 8–12 т каждая.
Транспортер НАМИ-0103 предназначался для обслуживания предприятий и линий связи, НАМИ-0105 и НАМИ-0114 – для обслуживания нефтепромыслов.

Снегоболотоходы были спроектированы в 1965 г. В 1966 г. осуществлены изготовление и первый этап заводской доводки снегоболотоходных транспортеров. Работы велись по хоздоговорам с Министерством связи СССР и Министерством нефтедобывающей промышленности СССР при участии Курского завода РТИ и НИИШП. Масса НАМИ-0103 в снаряженном состоянии составила 2850 кг, а НАМИ-0105 – 4120 кг. НАМИ-0103 развивал максимальную скорость 50 км/ч, НАМИ-0105 – 60 км/ч. Грузоподъемность НАМИ-0103 составляла 0,5 т в особо тяжелых условиях эксплуатации, и 1 т в обычных условиях; грузоподъемность НАМИ-0105 – 2 т в особо тяжелых и 2,3 т в обычных условиях.
Параметр | НАМИ-0103 | НАМИ-0105 | НАМИ-0114 |
---|---|---|---|
Грузоподъемность, кг | 1000 | 2300 | 20 000 |
Число мест в кабине | 2 | 2 | 4 |
Снаряженная масса, кг | 2400 | 3700 | 21 000 |
Габаритные размеры (длина х ширина х высота), м | 4,3х1,98х2,3 | 4,3х2,26х2,3 | 16х3,35х3 |
Площадь платформы, м2 | 4 | 4,5 | 43 |
Мощность двигателя, л.с. | 80 | 150 | 525 |
Удельная мощность, л.с./т | 22,5 | 24,5 | 12,7 |
Номинальная скорость, км/ч | 55 | 60 | 30 |
Максимальный преодолеваемый подъем, град | 30 | 30 | 25 |
Опорная площадь, cм2 | 19 500 | 32 500 | 155 000 |
Удельное давление с грузом, кг/cм2 | 0,18 | 0,19 | 0,27 |
Скорость на плаву, км/ч | 4 | 4 | 4 |
Запас хода по контрольному расходу топлива, км | 750 с баком 225 л, 450 с баком 135 л |
430 | 400 |
В 1968 г. заводские испытания снегоболотоходов НАМИ-0103 и НАМИ-0114 еще продолжались, экспериментальные образцы НАМИ-0105 прошли межведомственные испытания. По результатам испытаний был определен объем модернизации для серийного производства. С помощью НАМИ на Ижевском заводе «Нефтемах» было изготовлено два частично модернизированных снегоболотохода НАМИ-0105А. Позднее на базе НАМИ-0105А разрабатывался пассажирский вариант. Он, собственно, никого не интересовал, как и остальные снегоболотоходы этого типа.