Золотое сечение

Интервью с генеральным директором ОАО «ЧМЗ» П.Ю. Вагиным

Сегодня «Челябинский механический завод», производитель автомобильных и гусеничных кранов под марками «Челябинец» и «ДЭК», а также спецтехники, вместе с остальными машиностроительными предприятиями находится в сложном положении. Тем не менее завод продолжает разрабатывать, производить и поставлять заказчикам интересную, инновационную технику, ищет новые области для применения своих знаний и опыта.
Пётр Юрьевич Вагин, генеральный директор ОАО «ЧМЗ», подробно рассказал нашему корреспонденту Леониду Малютину, чем завод живет сегодня и чем собирается нас порадовать в ближайшем будущем.
Какова ситуация на российском рынке автокранов и гусеничных кранов и каково положение ЧМЗ?

– В первом квартале 2021 г. на рынке автокранов наблюдался всплеск спроса – процентов на 15 больше относительно прошлого года, который я могу отнести на счет двух факторов: отложенного спроса прошлого периода, связанного с пандемией, и упреждающими закупками в ожидании роста цен на конечную продукцию, который неизбежен после роста цен на металл и комплектующие. Из положительных факторов, влияющих на спрос, я бы назвал поддержку Минпромторга, который предоставляет эксплуатантам льготный лизинг и субсидии, стимулирующие покупку новой техники.

Что касается положения завода на рынке, то прежде всего нужно один раз разобраться с тем, что означает лидерство и в чем. Если говорить о формальном процентном соотношении, то мы занимаем 20–23% рынка автомобильных кранов. В каких-то сегментах этого рынка мы первые, в каких-то вторые, в каких-то третьи. Мы любим вездеходы и не очень любим шоссейные машины, и ориентируемся в первую очередь на нефтедобывающие регионы, где как раз нужны автокраны с полным приводом.

По гусеничным кранам ситуация серьезно ухудшилась. Несогласованность действий различных инстанций привела к тому, что гусеничная тематика потихонечку затухает. Производство достаточно металлоемкое, гусеничные краны и раньше были достаточно дорогими, а теперь потенциальные покупатели стараются обходиться тем, что у них есть, либо прибегают к услугам вторичного рынка. Далее, в последнее время активизировались мошенники, которые наполучали разрешительных документов и, имея на руках сертификаты соответствия, выдают б/у краны, экскаваторы, бульдозеры за новые. То есть предлагают якобы новый кран или бульдозер вдвое дешевле нового, и покупатель идет на этот подлог, потому что у него появляется инструмент в виде лизинга или кредита, тогда как б/у технику банки не­охотно кредитуют или вообще отказывают. Таким образом, цены на металл и контрафактная продукция фактически отобрали у нас рынок. Наши совместно с ассоциацией «Росспецмаш» усилия по преломлению этой ситуации пока не дали значимых результатов.

Новинка 2021 г.! Автокран г/п 35 т на шасси УРАЛ-73945 (6х4)

Сюда стоит добавить усилия китайских производителей гусеничных кранов, которые ведут агрессивную ценовую политику, фактически демпингуют благодаря мощной государственной поддержке. Правительство КНР разрешает отдавать машину за границу без оплаты на длительный срок, и такие мощные корпорации, как Zoomlion, XCMG, постепенно овладевают российским рынком. Надо отдать должное, техника у них хорошая. Китайцы многому на­учились, создали проектные институты, воспитали собственные кадры, которые уже провели реновацию первоначальной конструкции, заимствованной у крана Liebherr. Они создали свою конструкторскую школу и развивают ее достаточно успешно. На потоке, на больших объемах они имеют возможность продавать по ценам, от которых трудно отказаться. У них массовое производство и полный диапазон грузоподъемности и колесных, и гусеничных кранов – от маленьких до огромных кранов грузоподъемностью 3500 т. А у нас редко кто берет кран больше 100 т.

Соответственно производство гусеничных кранов у нас сокращается. Если раньше в год мы продавали 35 кранов, то сейчас отгружаем не более 10.

Как правило, гусеничные краны ставят на большие федеральные программы. Сначала используют краны, которые уже есть в наличии, и только по необходимости докупают. Есть серьезные компании с большими парками, которые строили Сочи, но сейчас у них нет таких объемов работ, и им не требуется больше людей и техники. Кому надо по мелочевке, те обходятся 20-летним старьем. На свой страх покупают, а потом думают, почему у них стрелы ломаются. А законодательной отсечки в использовании таких кранов нет, и ни у кого рука не поднимается прекратить эксплуатацию таких кранов.

КС-65760 г/п 60 т на вездеходном шасси IVECO
Автокраны «Челябинец» какой грузоподъемности сегодня наиболее востребованы? Изменилась ли структура спроса за последние годы?

– Принципиально не меняется, самая распространенная грузоподъемность – 25 т. Она занимает большую долю – процентов 60–70. Изменения происходят внутри этого сегмента. Сейчас из этой грузоподъемности хотят выжать всё, то есть получить повышенные грузовые характеристики при соблюдении нагрузок на оси шасси. И все заводы, все конструкторские школы пришли к так называемому «золотому сечению»: грузоподъемность 25 т с длиной стрелы 31 м – это последняя длина стрелы, которая позволяет двигаться по дорогам общего пользования. То есть у крана со стрелой 33 м задняя тележка будет перегружена. Модели с длиной стрел 22 и 28 м тоже имеют право на жизнь, но они не до конца загружают шасси и не выжимают из него всего, а вот 31 м – это «золотое сечение», когда выбраны все потенциальные возможности шасси и все грузовысотные возможности крановой установки.

Как продвигаются продажи вашей новинки 2020 г. – автокрана КС-55732 с электроприводом?

– Первоначально я довольно скептически относился к этой идее. Но оказалось, что этот кран очень удобен для городской эксплуатации. Его можно поставить на объекте и подключить к электросети. Двигатель шасси не работает, нет шума, топливо и ресурс не расходуются. Есть ниша (мы отгрузили уже несколько таких машин), и я готов признать, что недооценил эту концепцию, тогда как наши маркетологи с ней угадали.

Цех сборки автокранов
В какой стадии находится проект 60-тонного автокрана КС-65760 на шасси IVECO Trakker 8x8?

– Первую машину мы отдали в опытную эксплуатацию. Опытная эксплуатация должна стать для нее проверкой на живучесть, так как она проходит, во-первых, на Севере, во-вторых, в высокоорганизованной компании. Из машины выжимают всё, что можно, при этом соблюдается достаточно жесткая эксплуатационная дисциплина, то есть подошел срок ТО – выполнили по-честному. Поэтому отдать машину в компанию, где ее будут заставлять работать и при этом ухаживать за ней, это идеальный вариант. Получаем обоснованные и порой нелицеприятные замечания по конструкции, на что, собственно, и рассчитывали. Замечания помогают нам совершенствовать конструкцию, избавлять ее от «детских болезней».

К сегодняшнему дню мы сделали вторую машину и заложили третью, итого в прошлом году одна машина, а в этом планируем выпустить четыре. Машина получилась интересная, перспективная. Мы с компанией «Ивеко-АМТ» нашли общий язык, они внесли в шасси необходимые нам изменения, чтобы получилась сбалансированная конструкция. Это самый тяжелый кран в модельном ряду ЧМЗ на вездеходном автомобильном шасси, причем с колесной формулой 8х8, с мощным двигателем, хорошей раздаточной коробкой и усиленными мостами.

Как развивается тема пожарных пеноподъемников?

– Мы начали с пеноподъемника с высотой подъема лафетного ствола 32 м, с диаметром лафета 100 мм. Тогда «Транснефть» проводила закупочные кампании и покупала у нас порядка 30 единиц. Потом мы сделали пеноподъемник с диаметром лафета 150 мм, соответственно увеличили мощность машины и струи. Затем спроектировали 32-метровый пеноподъемник с двумя лафетными стволами, а последняя наша разработка по просьбам заказчика – двухлафетные пеноподъемники с высотой подъема 37 м. То есть сейчас разработана широкая линейка пожарных машин. Пеноподъемник – это машина в основном для пожарно-аварийного расчета на крупной нефтебазе. В ее задачу входит тушение топливной емкости. Если на такой «банке» случится возгорание, то у пожарного расчета есть около 10 минут, пока «банка» не нагрелась и не разгерметизировалась. Водитель должен подогнать пеноподъемник как можно ближе к очагу возгорания и убежать. Дальше пеноподъемник управляется с радиопульта. Он должен очень быстро развернуться в рабочее положение, на что есть жесткие нормативы, поднять струю пенного состава на высоту емкости (30–35 м), залить пламя и прекратить допуск кислорода к горящей жидкости. Если за это время нагреются стенки емкости, произойдет разгерметизация, топливо выльется на землю, и его не потушить, пока не выгорит полностью. В 2015 г. в Киевской области нефтебаза горела восемь дней.

Пожарный пеноподъемник ППП-32
Пользуются ли спросом автокраны-подъемники?

– Подъемник – это автокран, у которого на оголовке стрелы закреплена рабочая платформа для подъема людей и инструмента на высоту. Это опция, доступная абсолютно для всех моделей наших автокранов грузоподъемностью от 16 до 60 т, и что немаловажно, доступная по цене. Если рабочая платформа поднимается на высоту не более 12 м, то управление с платформы необязательно. Как показывает практика, 70% высотных работ именно до 12 м. Если требуется произвести работы на высоте более 12 м, то по правилам безопасности человек, находящийся на платформе, должен сам ею управлять. Соответственно нужна другая комплектация автокрана и самой платформы: требуется установка джойстиков управления как в автокране, так и в самой платформе, вместо штатного прибора безопасности ставится система безопасного управления краном (СБУК), в которую входят различные датчики, предупреждающие и исключающие ошибки людей и/ или внештатные ситуации. Наша опция доступна по цене, и мы ежемесячно отгружаем до пяти таких подъемников.

Стоит ли ожидать от вас новинок в этом году?

– От нас всегда стоит ожидать новинок. В этом году мы совместно с АЗ «Урал» осваиваем и готовимся вывести на рынок автокран на шасси 6х4. Всегда занимавшийся вездеходами АЗ «Урал» создал шоссейное шасси, которое неплохо выглядит. Понятно, что рынок пока дегустирует эту машину, продажа 300 единиц – это немного. Планируем на выставке «bauma СТТ 2021» представить автокран грузоподъемностью 35 т на шасси «Урал NEXT» 6х4. Мы выжали из этого шасси все возможное и уложились в весовые требования. Думаю, эта новинка будет интересна компаниям из европейской части России.

Если мы говорим о разнице между вездеходными и шоссейными шасси, то, если у вас односкатная ошиновка, задняя тележка не может быть нагружена больше 15 т, а с двускатной ошиновкой – 16 т. На шасси 6х4 на двускатной резине возможна больше нагрузка, больше крановая установка и соответственно стрела длиной 33 м и улучшенные грузовысотные характеристики. Также в конструкции применили элегантные решения, которые мне самому нравятся. Очень интересная новинка, приглашаю всех на выставку «bauma CTT» на стенд АЗ «Урал», где она будет выставлена.

Кроме того, у нас появились модели «тяжелых» крановых установок (грузоподъемностью 32 и 40 т) серии «ПРОФИ» на четырехосных вездеходных шасси УРАЛ-532362. Это эксклюзив, автокранов на таких шасси на рынке еще нет ни у кого.

Занимаемся мы развитием и гусеничных кранов. У классической схемы гусеничного крана я пока не вижу продвижения на рынке. Но мы, как специалисты по ходовым частям, сейчас создаем ходовую тележку, на которую шахтеры могут монтировать свою установку. Получится горная мобильная машина. Другой проект – совместно с Елабужским заводом создаем для золотодобытчиков машину, которая заменит 10 бульдозеров. В июне-июле этого года машина выйдет на производственные испытания непосредственно на золотодобывающем объекте.

Я очень стараюсь, чтобы предприятие не растеряло компетенций, и мы беремся за самые разные спецпроекты, где можем применить накопленный опыт.

Подъемник на базе автокрана КС-55732
Как отразилось и отразится ли в дальнейшем на вашем бизнесе подорожание металла в этом году? Ожидаете ли вы снижения цен на металл?

– Я считаю, что это серьезный вызов всей экономике России. В связи с ростом цен на металл неизбежен рост себестоимости и конечных цен на продукцию машиностроительных предприятий. Себестоимость поднимается – 7% роста цены на металл дает плюс 1% цены на комплектацию крана. При этом у комплектации есть ценовая инерция, и в итоге прирост может быть еще больше. Думаю, что снижения цен на металл не предвидится, надеюсь только на стабилизацию.

Как развивается ситуация с компонентной базой? Стимулируют ли проблемы с импортом внутреннее производство компонентов, включая тросы, электропровода, рукава высокого давления? Повышается ли качество отечественных компонентов?

– Что касается качества отечественных компонентов, то оно не улучшается, многие компетенции в РФ утеряны бесследно, поэтому только совместные предприятия с хорошими технологиями могут привести к какому-то чуду. Но когда иностранцы смотрят, какой у нас рынок, говорят, что такие маленькие объемы им неинтересны и невыгодны.

Пока не будет расти спрос на технику – не будет рынка комплектующих и материалов. У нас нет таких объемов, такого тиража, чтобы сюда пришли иностранцы со своими технологиями.

компании из статьи
компании из статьи