Прицепы-тяжеловозы в России

Николай Протасов
Низкорамный полуприцеп<br>Тверьстроймаш 99395Е-66 с раздвижной рамой г/п 40...66,6 т
Низкорамный полуприцеп
Тверьстроймаш 99395Е-66 с раздвижной рамой г/п 40...66,6 т
Высокорамный полуприцеп<br>Тверьстроймаш 99393H-N70 г/п 70 т
Высокорамный полуприцеп
Тверьстроймаш 99393H-N70 г/п 70 т
Бортовой полуприцеп<br>ЧМЗАП 9906.50000.022-К г/п 30 т
Бортовой полуприцеп
ЧМЗАП 9906.50000.022-К г/п 30 т
Перевозка комбайна на полуприцепе Тверьстроймаш
Перевозка комбайна на полуприцепе Тверьстроймаш
Низкорамный полуприцеп<br>«Спецприцеп» 99421С г/п 48 т с двумя поворотными осями
Низкорамный полуприцеп
«Спецприцеп» 99421С г/п 48 т с двумя поворотными осями

В России в секторе производства прицепов-тяжеловозов наши производители занимают не какую-то часть рынка, а 90%! Это, безусловно, радует, как и то, что этот сектор даже в условиях кризиса продолжает расширяться.

Потребности рынка в большегрузных прицепах

Перевозкой тяжеловесных грузов, а таковыми по определению считались грузы массой более 80 т, традиционно в СССР занималась железная дорога. В 1978 г. правительство приняло соответствующее постановление, и была создана специализированная организация «Спецтяжавтотранс», призванная разрабатывать и внедрять специальные технологии транспортировки тяжеловесных грузов автотранспортом. Общеизвестно, что на расстояние до 3000 км экономически выгоднее доставка груза автотранспортом, чем транспортировка его по железной дороге. Средняя скорость доставки с учетом дороги, остановок и простоев для автотранспорта составляет 16 км/ч, для ж.-д. транспорта – 8 км/ч, для морского – 4 км/ч.

Если взять за точку отсчета год 1998-й – «дно» предыдущего кризиса, то очевидно, что производство прицепов и полуприцепов постоянно росло. В 2006 г. производство выросло на 37% по сравнению с предыдущим годом, а в 2007 г. соответственно на 40%. В 2008 г. также прогнозировался рост производства на уровне 40%. Выпуск прицепов и полуприцепов должен был составить 33 тыс. ед. За счет высоких показателей первых трех кварталов 2008 г. производство в целом по году действительно выросло на 38%, было произведено 26 тыс. ед. техники. Но этот рынок напрямую зависит от рынка грузоперевозок и производства грузовой техники. В 2008-м объем грузоперевозок снизился примерно на 20% от уровня 2007 г. Почти на столько же упал уровень грузоперевозок и в 2009 г. относительно года 2008-го. Естественно, что рынок прицепов и полуприцепов в 2009 г. отреагировал падением производства почти на 70%. И все-таки в IV квартале 2009 г. наметился рост спроса прицепной техники. По мнению экспертов компании ID-Marketing, рынок прицепов и полуприцепов будет расти в 2010–2011 гг., достигнув к концу этого периода высоких показателей 2007 и 2008 гг.

Особенности конструкций российских прицепов

Предприятие ОАО ЧМЗАП «Уралавтоприцеп» (Челябинск) является одним из российских лидеров по производству средств транспортировки тяжелых грузов. Завод разработал и выпускает свыше 600 наименований прицепов и полуприцепов различного назначения. Качество и надежность этой техники подтверждает тот факт, что ЧМЗАП является эксклюзивным поставщиком прицепной техники для Министерства обороны РФ в 2010 г. Предприятие основано в 1943 г. и является единственным в стране производителем прицепов-модулей, востребованных при перевозке тяжелых и сверхтяжелых грузов. Модульность конструкции заключается в том, что прицепы-модули можно при необходимости жестко соединять между собой, получив при этом прицеп высокой суммарной грузоподъемности. В то же время каждый модуль может самостоятельно выполнять функции прицепа в пределах установленной грузоподъемности. Базовыми моделями модульной конструкции могут быть двух, трех, четырех и шестиосные прицепы, а максимальная грузоподъемность (г/п) модульного блока может составлять 2000 т!

Предприятие постоянно улучшает свою линейку магистральной техники, в которую входят контейнеровозы под любые размеры контейнеров, включая high-cube, панелевозы, универсальные бортовые и тентованные прицепы, самосвальные и др. Прицепы выпускаются с отстегивающимися гусаками и с гидравлическими трапами грузоподъемностью от нескольких тонн до 100 т. Очень важно, что на предприятии работает свое конструкторское бюро, где могут разработать прицепную технику под индивидуальные потребности заказчика, в том числе под любой тягач.

По просьбе заказчика прицепы оснащают комплектующими от ведущих западных производителей: осями BPW, тормозами и EBS фирмы WABCO. Все прицепы комплектуют шкворнями и опорными устройствами Jost. Завод помимо использования иностранных деталей разрабатывает и производит прицепную технику полностью с использованием собственных комплектующих, которые не уступают по качеству западным аналогам. При этом прицепы из отечественных комплектующих проходят множественные испытания, в том числе на полигонах Минобороны России, и постоянно совершенствуются, чтобы соответствовать сложным условиям работы в России, быть долговечными и надежными.

ОАО «Тверьстроймаш», машиностроительный завод более чем с 20-летним опытом производства прицепной техники, специализируется на разработке и производстве именно полуприцепов-тяжеловозов. Множество моделей и вариантов исполнения объединены в несколько товарных серий, которые представляют почти все области нестандартных автоперевозок. Эта прицепная техника современного технического уровня создана с учетом и глубоким знанием условий эксплуатации автотранспорта в России. Наиболее популярными являются модели серии Original – низкорамные полуприцепы г/п от 14 до 77 т, с числом осей от 1 до 6 и высотой погрузки 845…920 мм. Именно такие полуприцепы перевозят сегодня бо'льшую часть строительной техники и тяжеловесных грузов в России.

Серия Extendabl объединяет полуприцепы-«телескопы» с числом осей от 2 до 6, г/п от 26 до 76 т. И это не предел. Для каждой модели предлагается несколько вариантов исполнения. Возможность увеличить длину платформы для перевозки крупногабаритной техники и оборудования является главным преимуществом полуприцепов этой серии и делает их незаменимыми в решении некоторых транспортных задач.

Модельные серии Bro­ken и Front представляют полу­при­це­пы-тя­желовозы со сверхнизкой высотой погрузки. Так, погрузочная высота одного из исполнений всего 390 мм. Полуприцепы этих серий также могут оборудоваться телескопической раздвижной платформой, а отличительной особенностью моделей серии Front является еще и отстегивающийся гусак полуприцепа.

Отдельным направлением стало производство прицепной техники повышенной проходимости, предназначенной для эксплуатации в условиях бездорожья: серии High. Отличительные особенности этих полуприцепов – большой дорожный просвет, прочные шины большого диаметра и высокая грузоподъемность. Это двух- и трехосные полуприцепы г/п от 26 до 70 т, прочные и надежные, безотказные при любых обстоятельствах. Именно этого ждут потребители, заказывая технику на предприятии «Тверьстроймаш».

И еще одно новшество, которое начали использовать тверские специалисты: особые ниши под колеса транспортируемой техники, которые встраивают в платформу. Такие ниши иногда становятся единственным решением, позволяющим уменьшить общую высоту автопоезда до допустимой для передвижения по дорогам общего пользования, а также уменьшают массу конструкции в целом. Если же для перевозки требуется ровная платформа полуприцепа, ниши можно закрыть специальными вставками.

Что касается используемых в производстве материалов и комплектующих, то это российские и шведские стали повышенной прочности и автокомпоненты от ведущих европейских производителей.

Для работы с балластными тягачами челябинское предприятие «Политранс» выпускает четырех- и пятиосные прицепы серии 8428, рассчитанные на перевозку грузов массой от 57 до 80 т. Конструкцией предусмотрены дополнительные опоры для заезда перевозимой техники.

По статистическим данным, за 2008–2009 гг. ООО «ПКФ «Политранс» занимает лидирующие позиции на отечественном рынке. Сегодня в его производственной программе более 250 модификаций прицепов и полуприцепов, ориентированных на применение почти во всех областях народного хозяйства страны.

Основой производственной программы «Политранса» являются четыре направления производственной деятельности: полуприцепы-тяжеловозы повышенной проходимости; низкорамные полуприцепы; сортиментовозы (трубовозы); полуприцепы спецназначения и для монтажа различного оборудования. Низкорамные полуприцепы покрывают диапазон грузоподъемности от 16 до 75 т, причем все полуприцепы этой серии вписываются в 2,5-метровый габарит, а это существенно облегчает документальное оформление перевозки. В гамме низкорамных полуприцепов отдельным направлением деятельности являются полуприцепы-«телескопы». В полуприцепах такого вида основные нагрузки приходятся на раздвижную телескопическую часть. Конструкторы и технологи предприятия долго подбирали необходимый материал для производства серии полуприцепов-тяжеловозов с раздвижной рамой телескопического типа г/п от 40,5 до 60 т. В результате применили высокопрочную европейскую сталь. Этот материал позволил повысить надежность конструкции, обеспечить безопасность при эксплуатации, снизить массу оборудования. Благодаря использованию этой стали стало возможным повысить полезную нагрузку полуприцепа и как следствие более экономно расходовать топливо тягача.

Все полуприцепы «Политранса» комплектуют боковыми отбойными брусьями, осями BPW, противооткатными упорами Suer, опорными устройствами и шкворнями Jost, пневмоприводом тормозов с АБС и TEBS компании WABCO. В конструкции использованы поворотные круги Jost. В общем, взяты лучшие европейские разработки «прицепного» направления с адаптацией к российским условиям эксплуатации.

Низкорамные полуприцепы-тяжеловозы ООО «Росспецприцеп» (г. Колпино) одни из лучших в России. Комплектация продукции агрегатами проверенных временем европейских марок дает гарантию долговечности и качества. Для расширения эксплуатационных возможностей выпускаемых полуприцепов разработана низкорамная модель с уменьшенной погрузочной высотой до 500 мм. Монтаж рамы из стали Hardox позволяет гарантировать грузоподъемность до 55 т при собственной массе всего 11 т.

Нижегородское предприятие Sommer Новтрак, филиал немецкой фирмы Sommer, в своих полуприцепах использует российскую сталь в неответственных конструкциях, алюминий и фанеру. Основные комплектующие – импортные, от известных на весь мир компаний SAF, BPW, Jost, WABCO. На реализацию низкорамного контейнеровоза г/п 32,5 т приходится 40% продаж завода. На его раме можно разместить два 20-футовых контейнера либо один 40-футовый. Возможна транспортировка с соответствующим закреплением и нестандартного контейнера типа High Cube с высотой до 2,9 м. По согласованию с заказчиком возможна установка топливного бака на 500 л.

Прицепы и полуприцепы производства ООО МЗ «Тонар» (Московская обл.) пользуются высоким спросом. Отметим полуприцеп Тонар-94424 для перевозки спецтехники и других тяжеловесных грузов массой до 40 т. Его снаряженная масса всего 8,5 т, а размеры платформы – 2,5х12 м, что очень важно, поскольку позволяет перевозить грузы без сложного и дорогого оформления. Кроме того, новинками 2009 г. можно назвать полуприцеп для внутрипортовых перевозок контейнеров и полуприцеп для перевозки гоночных автомобилей на базе «изотермы» Тонар-974.

Особенности конструкций диктует жизнь, а точнее – заказчик. Так, московская компания «Спецприцеп» по заказу нефтегазовой отрасли разработала целую линейку полуприцепов, эксплуатация которых рассчитана на экстремальные условия и ситуации. Это высокорамные прицепы с высотой платформы от 1250 до 1400 мм повышенной проходимости. «Вилка» грузоподъемности прицепов этой серии – от 40 до 100 т, соответственно возможна установка от 2 до 4 осей, а площадка может иметь длину от 9 до 13 м. Стандартная ширина платформы – 3150 мм, но она может быть расширена до 3650 мм за счет применения специальных запатентованных уширителей. Для максимальной универсальности предусмотрено использование подкатной тележки, воспринимающей нагрузку до 35 т. Это позволяет при отсутствии седельного тягача задействовать балластный тягач, а полуприцеп переоборудовать в прицеп. Гидравлические трапы для заезда спецтехники работают от гидросистемы тягача, но на гусаке имеется автономная гидростанция, позволяющая опускать и поднимать трапы в полевых условиях. На крайний случай конструкцией предусмотрены «ручные» механические односекционные трапы. Для решения нештатных ситуаций на полуприцеп устанавливают гидролебедку, способную затянуть на платформу технику «не на ходу». Для ремонта осей, замены шин, уменьшения нагрузки на подвеску и консоль задней части трапа при погрузке-разгрузке техники в «хвосте» прицепа устанавливают гидро­опоры. Для необходимой надежности используются подвеска и оси известных европейских производителей Gigant и BPW, практически не требующие обслуживания. Упрощенная пневмосистема работает без сбоев даже в условиях низких температур. Применение шкворней и опорных устройств Jost, Haacon, электрооборудования Aspok также способствует высокой надежности и неприхотливости продукции «Спецприцепа». Среди большого ассортимента компании хотелось бы обратить внимание на модель 99424R. У этой модели с расцепляющимся гусаком несущая телескопическая рама. Причем предусмотрена возможность изменять длину грузовой площадки от 6,5 м (и тогда г/п составляет 42 т) до 8,7 м, при этом заявленная г/п 30 т.

Челябинское предприятие «АвтоСпецТехника» производит высокорамные полуприцепы с высотой погрузки 1300 и 1170 мм, но специализируется завод на производстве низкорамных моделей полуприцепов, в основном с задним заездом транспортируемой техники, а на модели АСТ 94252 010-02 предусмотрен отстегивающийся гусак; передняя часть рамы в этом случае опускается на дорогу, и спецтехника попросту въезжает на платформу. На модели АСТ 94252-10-02 рама имеет «ломаную» схему, что дает возможность понизить уровень основной погрузочной платформы до 700 мм. В конструкциях предлагаются гидрофицированные въездные трапы, комплектация различными типами бортов, фермы для перевозки строительных панелей.

Из всех тяжеловесных крупногабаритных грузов по статистике 35% приходится на долю строительной и дорожной техники массой от 30 до 70 т. ООО «Севзапспецмаш» (Ленинградская обл.) специализируется на выпуске прицепов и полуприцепов для перевозки такой техники. Производственная программа предприятия широкая, но наиболее интересна 3-осная модель 93191. Ее предлагают как в варианте с обычными откидными въездными трапами с задней стороны рамы, так и с отстегивающимся гусаком для фронтального заезда техсредств. Из оригинального еще интересен 50-тонный 4-осный низкорамный прицеп с боковым заездом техники, использование которого предусмотрено с балластными тягачами Курганского и Минского заводов.

Российские дороги и перспективы «прицепной» отрасли

Сегодня для всех категорий дорог разрешенная осевая масса на одиночную ведущую ось транспортного средства составляет 11,5 т. По данным ассоциации «РАДОР», в настоящий момент только 0,4% региональных и межмуниципальных дорог могут без последствий пропустить автомобиль с такой осевой нагрузкой. Около 30% региональных дорог могут обеспечить пропуск автотранспорта с нагрузкой на одиночную ось от 6 до 10 т. Вся остальная сеть дорог, а это около 70%, реально может выдержать осевые нагрузки до 6 т. При этом только 41% дорог соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям по прочности.

На автодорогах определяющими являются нагрузка на ось и давление колеса, которые зависят от общей массы транспортного средства. Те дороги, что сохранились с советских времен, рассчитаны на давление 5 кгс/см2 дорожного полотна. В настоящее время допустимая сила давления увеличена в два раза с учетом усовершенствования шин и некоторых других факторов.

Габаритные ограничения по высоте в Англии, Франции, Норвегии, Швеции, Италии и других странах составляют 4,2 м, а общая масса автопоезда – 44 т при нагрузке на ось до 11,5 т. В Российской Федерации общая масса автопоезда не должна превышать 38 т, а высота ограничена 4 м. Возникает противоречие: такие массогабаритные ограничения отрицательно сказываются на конкурентоспособности наших перевозчиков, но, приняв европейские нормы, мы быстро «добьем» оставшиеся дорожные ресурсы.

Вопрос требует экстренного решения. Почти две трети денежных средств, выделяемых госбюджетом на строительство дорог, тратится на их ремонт. Если учесть, что в 2009 г. объем денежных средств, направленных субъектами РФ на дорожное хозяйство, составил 24,5% к уровню 2008 г., то состояние ремонтной базы можно легко себе представить.

Средняя скорость автомобильных перевозок в России вдвое ниже, чем в развитых странах. В расчете на единицу автотранспорта в России перевозится чуть ли не самый малый груз в мире, расход топлива при этом примерно в 1,5 больше, чем на такую же перевозку в Европе.

Правительство РФ утвердило программу по реализации проектов строительства и реконструкции на 2010–2015 гг. Конечно, в первую очередь намечено привести в божеский вид международные транспортные коридоры в европейской части России. До региональных дорог, возможно, в ближайшее время дело не дойдет. Однако программой намечено израсходовать за 5 лет на реализацию мероприятий 1 трлн 575,3 млрд. руб. Это означает, что потребность в дорожно-строительной технике существенно возрастет, а значит, станет насущной проблема ее транспортировки. У российского производителя прицепов и полуприцепов реальная перспектива есть!

компании по теме статьи
компании по теме статьи