![](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/00f.jpg)
«Поднимаю – и несу»
Грузонесущие компактные краны
Данная статья продолжает серию материалов о мини-кранах.
«Паук» – насекомое строительное – cтроительные краны-пауки
«Поднимаю – и несу» – грузонесущие компактные краны
Всё по-взрослому – телескопические и прочие компактные подъемные краны
В последние десятилетия стали популярными краны, предназначенные не только для подъема, но и для транспортировки грузов, поднятых на стреле, на небольшие расстояния, известные во всем мире под названием pick-and-carry («подъем и перенос»). В русской технической литературе они называются грузонесущими.
Не так давно сектор pick-and-carry появился и среди мини-кранов. Как уже говорилось в предыдущей статье, четких общепринятых определений мини-, или компактных, кранов и их различных типов не существует. Условимся считать компактными машины грузоподъемностью (г/п) до 12 т.
![Электрический Valla 75 E](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/01.jpg)
Нужно подчеркнуть, что это краны другого рода и назначения, нежели краны-пауки, о которых говорилось в предыдущей статье. Назначением грузонесущих кранов являются прежде всего промышленные работы, то есть участие в технологической цепочке предприятий, подъем и перенос грузов на заводской или складской территории в условиях ограниченного пространства. Это может быть сборка или ремонт крупных машин, например самолетов или кораблей, и т. п. Возможно применение этих кранов и в строительстве – работы внутри уже возведенных внешних стен здания, при монтаже облицовочных панелей и оборудования (эскалаторов, лифтов, вентиляции и т. п.).
Поскольку значительная часть грузонесущих кранов относится к типу промышленных и предназначены они для движения в основном по твердым гладким покрытиям, эти краны оснащаются монолитными полиуретановыми, суперэластиковыми либо резиновыми (либо заполненными твердой пеной) колесами, имеют невысокую проходимость и скорость, но зато эти колеса почти не повреждаются. Колесные шасси обычно короткобазовые, могут быть самоходными или буксируемыми. Значительное количество моделей имеет электропривод, часто от двух электромоторов – по одному на каждое ведущее колесо. Управляемыми являются задние колеса, угол поворота которых достигает ±90°.
Впрочем, имеется небольшое количество моделей грузонесущих кранов на гусеничном ходу, которые обладают лучшей проходимостью и больше подходят для строительного применения.
Понятно, что эти краны с описанной выше конструкцией ходовой части не могут самостоятельно передвигаться на далекие расстояния, их транспортная скорость невысока – обычно не более 15 км/ч.
![Galizia GK 20 г/п 2 т](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/02.jpg)
![Galizia GK 70 г/п 7 т](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/03.jpg)
Данные машины характеризуются неповоротной крановой надстройкой сравнительно простой конструкции. Стрелы могут опускаться ниже горизонтальной линии на угол до –15°. Грузонесущие краны так же, как ранее описанные краны-пауки, могут снабжаться держателями-присосками для монтажа стеклянных панелей.
Некоторые грузонесущие краны оснащаются аутригерами, но пользоваться ими не обязательно – лишь для подъема самых тяжелых грузов.
Современные грузонесущие краны часто внешне выглядят почти так же, как 30 лет назад. Однако в их конструкции произошли существенные изменения. Модернизирована механическая часть, прибавилась современная электроника, более плавным стало управление.
Как отмечают специалисты, потенциальные потребители пока еще мало осведомлены о возможностях грузонесущих мини-кранов, которые во многих случаях способны эффективно заменять большие мобильные краны, т. к. обладают аналогичными грузовысотными характеристиками.
Среди преимуществ этих кранов – несложная ходовая часть и крановая установка, отсюда – невысокая стоимость продажи и обслуживания. По некоторым данным, цена кранов такого типа в три раза дешевле «полноразмерных» мобильных, сравнимых по грузовысотным характеристикам, в этом одна из причин их популярности. Грузонесущий кран может приблизиться к грузу почти вплотную за счет короткой базы, а следовательно, ему нужна более короткая стрела.
![JEKKO SPX1040 г/п 4 т](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/04f.jpg)
![JEKKO SPX1040 г/п 4 т](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/10f.jpg)
Работа без аутригеров сокращает затраты сил и времени, ускоряет работу.
Работа внутри зданий накладывает на кран определенные ограничения: он не должен отравлять воздух своим выхлопом и создавать большой шум. Электрические грузонесущие краны в полной мере соответствуют этим требованиям. Специалисты отмечают повышение интереса у покупателей к грузонесущим кранам с электрическим приводом. Количество продаж кранов «на аккумуляторах» быстро возрастает и на некоторых рынках даже превосходит объем кранов «на двигателях внутреннего сгорания».
Немаловажно и то, что компактные грузонесущие краны безопаснее для использования в ограниченных пространствах.
Мини-краны других типов («пауки», телескопические) также зачастую обладают способностью транспортировать грузы на стреле, но все же это не является их основной функцией. Такие краны нельзя отнести к типу грузонесущих, так как они не обладают характерными преимуществами настоящих грузонесущих кранов: простотой конструкции, низкой продажной ценой и стоимостью эксплуатации.
![JEKKO MPK20 г/п 2 т](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/05.jpg)
Персоналии рынка
В Италии всегда традиционно выпускали небольшие, компактные краны. Именно итальянские компактные грузонесущие краны наиболее распространены на российском рынке. Много лет лидером в секторе грузонесущих кранов европейского рынка была итальянская компания Valla S.p.A. Компания выпускает примерно 29 моделей кранов с электрическими (на аккумуляторах) и дизельными силовыми установками на колесном и гусеничном ходу, г/п от 2 до 90 т. Из них около 19 моделей имеют г/п до 12 т.
Электрические модели имеют г/п от 2 до 12 т, эксплуатационную массу от 1950 до 14 400 кг, высоту подъема от 4,5 до 10 м, габаритную ширину от 600 до 2100 мм, развивают скорость от 3,5 до 12 км/ч, все имеют 3- и 4-колесные шасси на цельнолитых шинах из суперэластика, передние колеса могут быть сдвоенными, управляемые поворачиваются на ±90°. Имеется мод. 20 TRX г/п 2 т на гусеничном ходу. Мощность электродвигателя – от 1 до 2х12 кВт.
![Valla 75 E г/п 7,5 т](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/06f.jpg)
Дизельные модели имеют г/п от 2 до 12 т, эксплуатационную массу от 1900 до 14 000 кг, высоту подъема от 4,5 до 14 м, габаритную ширину от 950 до 2200 мм, развивают скорость от 2 до 14 км/ч, имеют 3- и 4-колесные шасси на цельнолитых шинах из суперэластика, передние колеса могут быть сдвоенными, управляемые поворачиваются на ±90°, либо есть гусеничный ход на резиновых траках. Мощность двигателя – от 12,1 до 88 кВт.
Модели самых малых типоразмеров управляются идущим рядом оператором, на более крупных имеется сиденье оператора, защищенное металлическим каркасом, наиболее крупные модели снабжены кабиной. Некоторые гусеничные модели оснащены аутригерами.
![Valla](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/07f.jpg)
Фирма Galizia (Италия) разрабатывает и производит грузонесущие краны уже более 20 лет. На российском рынке они появились примерно в 2008 г. Galizia выпускает грузонесущие краны трех серий: G, GF и GK.
В серии G имеется шесть колесных моделей г/п от 2 до 12 т (напомним, что краны г/п более 12 т мы не рассматриваем). Масса кранов – от 2000 до 10 500 кг, малые машины управляются идущим рядом оператором, большие снабжены сиденьем или даже кабиной. Колеса цельнолитые. Передние колеса ведущие, задние – управляемые, угол поворота ±90°. Привод – от электродвигателей, мощность электромоторов – от 2 до 14 кВт, скорость движения – от 3 до 7 км/ч. Часть моделей, начиная с G50 и выше, имеют исполнение с дизельным приводом, мощность от 23 до 51 кВт, скорость с дизельным двигателем – от 10 до 14 км/ч. Стрела может опускаться ниже линии горизонта.
![Galizia GK 35 и GK 70](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/08.jpg)
В составе серии GF числятся три модели г/п от 2,5 до 10 т, в том числе новейшая мод. GF60 – г/п 6 т, масса – 6400 кг, привод – два электромотора по 8 кВт, есть кабина оператора, габаритная ширина – 1730 мм. Имеется исполнение с дизельным двигателем.
По остальным двум моделям серии GF компания технических характеристик не публикует, очевидно, в настоящее время эти модели не выпускаются.
Серия GK пока состоит всего из одной модели: GK20 RRC – она радиоуправляемая, на резиновых гусеницах, г/п 2 т. Ширина гусеничной тележки регулируется: от 820 до 1220 мм. Масса машины – 2000 кг. Стрела 3-секционная, одна секция выдвигается гидроприводом, одна – вручную. Привод – от двух электромоторов по 4,2 кВт, скорость – до 2 км/ч. Питание осуществляется от аккумуляторных батарей.
Компания Galizia заявляет, что оригинальная идея использования двух электромоторов для привода передних колес крана через редукторы принадлежит именно ей. Работу электромоторов синхронизирует электронная система. Управление и развороты выполняются противовращением ведущих колес и поворотом управляемых, машина при этом движется очень плавно и точно. Управление крановыми операциями осуществляется джойстиком. По заказу может быть установлено дистанционное радиоуправление. Как заявляется, именно компания Galizia первой более пяти лет назад стала устанавливать на свои краны радиоуправление.
В качестве опции предлагаются гидравлические гуськи на стрелы, вилочные захваты со сдвижной кареткой, рабочие платформы.
![Краны Valla](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/09.jpg)
Среди итальянских производителей кранов класса pick-and-carry особое место занимает Ormet S.p.A. с линейкой мини-кранов JEKKO SPX527, SPX1040 и специализированной моделью MPK20. Расскажем о каждой модели подробнее. Как мы упоминали в предыдущей статье, бренд JEKKO хорошо известен в области решений для подъема и манипуляций с грузами в условиях ограниченного пространства.
Не стал исключением и грузонесущий кран MPK20. Концепция данного крана предполагает возможность «пролезть» в дверной проем. Ширина MPK20 составляет всего 0,95 м, длина – 2,1 м, высота – 1,98 м, вылет стрелы – 5,5 м. При этом г/п до 2000 кг позволяет решать очень широкий спектр задач.
Данный кран используется для переноса грузов через узкие проемы, перемещения грузов по этажам построенных зданий и подачи/ съема тяжестей на верхние ярусы стеллажей в сверхкомпактных складских условиях. Стоит также упомянуть об уникальной особенности техники JEKKO – гидравлических насадках на конец стрелы (гидравлический гусек, гидровакуумный манипулятор-захват), позволяющих производить различные манипуляции с грузом, находящимся на высоте. Насадки связаны с мини-краном общей гидравлической системой и единой системой автоматики. Например, используя гидровакуумный манипулятор-захват, на MPK20 можно «присосать» стекло, перевести его в плоскость, параллельную оси движения, и провезти его через все здание, даже уже функционирующее. Как и все мини-краны JEKKO, модель MPK20 комплектуется пультом ДУ, позволяющим машинисту занять позицию, максимально подходящую для контроля каждой выполняемой операции.
![Galizia](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/11.jpg)
Мини-кран SPX527 при ширине всего 1,1 м способен перевозить груз весом до 500 кг. Данная модель является самым компактным в мире мини-краном с функцией «поднимаю и везу» (pick-and-carry). Эта особенность в сочетании с основными возможностями мини-крана, такими как работа с гидравлическими насадками, г/п до 2700 кг и вылетом стрелы до 17 м, делает SPX527 универсальным решением, позволяющим замещать сразу несколько видов строительной техники.
В завершение рассказа о мини-кранах семейства JEKKO стоит обязательно упомянуть об уникальной по техническим характеристикам модели SPX1040. В мире не существует других видов техники, имеющей столь малый вес (6,3 т) и способной перевезти «в зубах» 2000 кг (при этом вращая стрелу на 360°), затем, достигнув нужной точки, разложить аутригеры на площади всего 17,6 м2 и поднять груз на высоту до 23,5 м. При столь внушительных технических характеристиках ширина SPX1040 составляет всего 1,4 м, а высота 1,98 м, что позволяет без труда проезжать в очень ограниченные пространства. Максимальный поднимаемый вес в 4000 кг является также рекордным для класса мини-кранов по соотношению площадь стабилизации/ поднимаемый вес. JEKKO SPX1040 работает как от дизельного привода, так и от сети 380 B. Эксклюзивным дистрибьютором техники под маркой JEKKO на территории России и стран СНГ является компания ООО «Арлифт».
![JEKKO MPK20 г/п 2 т](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/12f.jpg)
Один из лидеров итальянского рынка производства промышленных электрокранов – компания JMG Cranes S.r.l. Владелец компании ранее был генеральным директором фирмы Valla, а затем основал собственный бизнес. В производственной линейке JMG представлены самоходные грузонесущие краны г/п от 2 до 60 т. В данной статье нас интересуют модели JMG г/п до 12 т: МС20, МС25, МС40, МС45, МС60, МС7, МС85 и новая модель 2011 г. МС110 в различных модификациях. Г/п указанных моделей – от 2 до 11 т, мощность электромоторов хода – от 2,6 до 2х10 кВт, высота подъема – от 6,2 до 11,0 м, эксплуатационная масса – от 2000 до 13 700 кг, габаритная ширина – от 940 до 1950 мм.
В начале 2012 г. начат выпуск новой модели МС60 г/п 6 т, с высотой подъема 8,8 м, имеющей 4-секционную стрелу.
Краны JMG оснащены электромоторами привода колесного хода и электронасосами гидропривода, работающими от аккумуляторных батарей. Стрелы телескопические, 3- и 4-секционные, могут опускаться ниже горизонтальной линии. Шины цельнолитные, из суперэластика. Передние колеса ведущие, задние – управляемые. Угол поворота управляемых колес ±90°. Привод управления – электрический или гидравлический. Краны управляются дистанционно, радиопультом. Мод. МС45 и МС110 оборудованы кабиной, остальные кабин не имеют.
![Galizia](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/16.jpg)
В России мини-краны JMG известны, но пока широко не продаются.
Можно упомянуть еще одну из многих итальянских компаний, производящих грузонесущие краны, – Rigante S.A.S. Она имеет в своем активе линейку промышленных кранов оригинальной конструкции г/п от 3 до 12 т (плюс модель г/п 15 т).
Модели г/п от 3 до 12 т предназначены для работы вне помещений в условиях недостатка места, поэтому они оснащены дизельными двигателями мощностью от 18,6 до 32,5 кВт. Высота подъема телескопической 2–3-секционной стрелой составляет от 5 до 7,8 м. Стрела неповоротная. Место оператора с сиденьем, двигателем и управляемыми колесами закреплено на поворотной платформе. Управляемые колеса поворачиваются на ±90°. Место оператора защищено каркасом из стальных балок.
Компания упоминает также о моделях с электрическим приводом, но описания их не приводит, очевидно, такие модели сейчас не предлагаются.
![Galizia GK 20: монтаж стеклянных панелей](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/14.jpg)
В последние годы грузонесущие мини-краны стали производиться и в США. Компания Smart-Rig Cranes предлагает две модели компактных кранов на полиуретановых колесах, запущенные в производство в течение трех последних лет.
Мод. S1 г/п 1090 кг эксплуатационной массой 660 кг и габаритной шириной 915 мм поднимает грузы на высоту до 5,56 м. Управляемые колеса задние. Имеется электропривод насоса гидроцилиндра подъема стрелы, питание – от аккумуляторов.
Мод. Т1, бюджетный вариант предыдущей, г/п 545 кг, эксплуатационной массой 660 кг и с габаритной шириной 762 мм поднимает грузы на высоту до 5,56 м. Привод насоса гидроцилиндра подъема стрелы ручной.
Краны предназначены для работ внутри и снаружи зданий, например монтажа систем вентиляции или ремонта самолетов. Могут располагаться на крышах. Машины в значительной степени унифицированы, оснащены стрелой с ручным выдвижением телескопических секций, электролебедкой г/п 450 кг с дистанционным управлением, многопозиционными аутригерами, роль противовеса выполняет водяной бак. Они могут передвигаться не только по твердым покрытиям, но и по траве, гравию и т. п. Управляются идущим рядом оператором.
![Smart-Rig Cranes S1](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/17.jpg)
![Smart-Rig Cranes Т1](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/19.jpg)
Индийская компания ECEL считается мировым лидером по объему производства кранов pick-and-carry. Самый маленький из них – мод. Escorts 5E – имеет г/п 5 т. Машина оснащена 3-секционной усиленной телескопической стрелой, двигателем мощностью 36 кВт, имеет сочлененную раму и развивает скорость до 25 км/ч. Впрочем, ECEL реализует свои краны главным образом в Индии и близлежащих странах, в России они практически не известны. В Индии (как и в Австралии) грузонесущие краны применяют для работ вне помещения, они и конструктивно напоминают автокраны, только в более простом и удешевленном варианте. В России компактные краны такого типа практически не используются.
Япония, мировой лидер в компактной технике, не оставила без внимания и этот сегмент. Компактные гусеничные краны серии LC японского производителя Maeda Seisakusho Co. Ltd являются грузонесущими кранами и не оснащены аутригерами. Первый в линейке мини-кран LC-383M г/п 2,9 т поднимает груз на высоту 9,3 м, используя менее 4 м2 площади, а также передвигается с грузом массой до 1465 кг. Модели LC785B и LC1385B г/п 4,9 и 6 т и высотой подъема крюка с гуськом 20,3 и 22 м передвигаются с грузом до 2 т. Глубина опускания крюка достигает 103 м. Герметичная кабина с кондиционером, стереоприемником и видеокамерой обеспечивает комфортные условия работы. Серия LC оснащается отвалом, позволяющим выровнять площадку, и резиновыми накладками на гусеницы. Благодаря компактному гусеничному шасси Komatsu у кранов нулевой свес поворотной платформы и высокая степень надежности. Кран-паук MC405CRME г/п 3,83 т с высотой подъема крюка с гуськом 20,7 м и габаритной шириной 1,38 м может передвигаться с грузом до 500 кг. Кран приводится электрическим или дизельным двигателем и оснащен дистанционным управлением.
![Maeda](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/13f.jpg)
![Maeda](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/15.jpg)
Краны Maeda удобны в работе, оснащены дисплеем, отображающим длину, вылет и угол стрелы, массу поднимаемого груза, грузоподъемность в данном положении, и могут быть запрограммированы на конкретные параметры для упрощения операций в стесненных условиях. Краны оснащены регистратором параметров. Все краны адаптированы к условиям работы в России, русифицированы, имеют российский сертификат соответствия и разрешение на применение Ростехнадзора РФ. Эксклюзивным дистрибьютором компании Maeda в России является ООО «МиниКраны».
Итак, мы убедились, что у грузонесущих кранов, этих удобных, компактных и маневренных машин, есть четко выраженная собственная ниша на рынке подъемно-транспортного оборудования.
В следующей статье мы расскажем о мини-кранах с телескопической стрелой.
![Maeda](/article/6884-gruzonesushchie-kompaktnye-krany-podnimayu-i-nesu/Images/18.jpg)