Масло для экологической диктатуры

 
 
 

Международные перевозчики, эксплуатирующие автомобили Euro 4, Euro 5, уже решили задачи, связанные с эксплуатационными материалами для двигателей со сложными системами выпуска. Все-таки нормы Euro 5 для тяжелых автомобилей ввели в Евросоюзе в октябре 2008 г., и у перевозчиков было время, чтобы их освоить. В 2011 г. вступают в силу нормы Stage IIIB/Tier 4i для внедорожной техники, и организациям, в парках которых появятся строительные машины, соответствующие этим нормам, только предстоит понять и решить проблемы их эксплуатации.

Если организация ставит на обслуживание машину в официальном сервис-центре, то снимает с себя все проблемы, кроме финансовых. Любой каприз за ваши деньги. Крупные производители – Caterpillar, John Deere и др., которые продают для своей техники и под своей маркой эксплуатационные материалы, заранее подготовились и представили масла для двигателей Stage IIIB/ Tier 4i и Stage IV/ Tier 4 с разными коэффициентами вязкости и температурными диапазонами, в том числе от –40 до 40 °С. Масла можно использовать в двигателях тяжелых грузовиков, а также строительной техники предыдущих годов выпуска, подобрав соответствующую вязкость.

Но не все склонны обслуживать технику у «официалов», предпочитая альтернативные варианты – самостоятельно или в неофициальном сервисе, специализирующемся на том или ином виде техники. С чем им предстоит столкнуться? С турбонаддувом и системой рециркуляции отработавших газов EGR, многие, если не все, знакомы и знают, какие моторные масла совместимы с ними – с повышенной стойкостью к старению, улучшенными антиокислительными, противоизносными и диспергирующими свойствами. Но машина Stage IIIB/Tier 4i может быть дополнительно оснащена сажевым фильтром DPF с непрерывной или управляемой регенерацией, который предъявляет новые требования к моторному маслу. Таким требованиям отвечают современные полностью синтетические низкозольные масла, такие, например, как Mobil. Свойства масел предыдущих поколений обеспечивали комплексы присадок, содержание которых доходило до четверти от объема масла. Так, моющие присадки, представляющие собой металлоорганические соединения, при сгорании образуют золу из оксидов и солей металлов. Зола забивает поры сажевого фильтра и препятствует его регенерации. Сера и фосфор, которые содержатся в противоизносных и антиокислительных присадках, отравляют катализатор, поэтому последние европейские классификации требуют снижения сульфатной зольности вдвое и ограничения содержания серы и фосфора. Современные масла содержат все меньше таких присадок, а их эффективность обеспечивают новые виды базовых масел на основе синтезируемых полимеров. Базовые масла обеспечивают смазывающие, температурные, щелочные свойства, способность связывать сажу.

Уровень качества масла подтверждается наличием категорий европейской классификации АСЕА Е4 и выше и американской API CJ-4. Спецификации производителей техники также содержат требования к составу и свойствам масел и перечень совместимых аналогов.

Основные производители масел предлагают продукты для тяжело нагруженных дизельных двигателей автомобилей и спецтехники. Как правило, производители техники сами не занимаются производством масел. По их спецификациям масла выпускают нефтяные компании, а затем используют этот опыт в производстве масел собственной марки. Так, например, ExxonMobil поставляет масла для Volvo Trucks, Mercedes-Benz, Caterpillar, Volvo CE и AGCO. И если залить в картер двигателя строительной машины масло для грузовика Euro 5, то вряд ли ошибешься.