Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов

Родиной кранов-манипуляторов (КМУ) принято считать Европу. Исключительная ограниченность пространства в городах старой Европы стала одним из основных факторов, предопределивших появление кранов этого типа. С ростом городской инфраструктуры стало очевидно, что автокраны, а тем более стационарные краны, которые применяли на всех стройплощадках, не подходят для внутригородских перевозок. Сегодня КМУ получили признание практически во всех сферах промышленного, сельскохозяйственного и строительного производства, ими оборудован каждый пятый грузовой автомобиль, в основном бортовые машины, но есть и самосвалы. Если учесть, что более 80% строительных грузов в Западной Европе фасуется в различную тару, становится понятна популярность КМУ.

Первые образцы будущих КМУ имели схожую между собой конструкцию: автомобильное шасси и полноповоротная крановая платформа. Привод тросов был либо механическим, от вала отбора мощности, либо электрическим. Эти простые действенные конструкции имели один существенный недостаток – мощность базового шасси являлась определяющим фактором для грузоподъемности КМУ.

Что может КМУ?

Кран-манипулятор, конечно, значительную часть рабочего времени может представлять собой балласт, которому нужны и ремонт, и техобслуживание. Занимает он и полезное пространство, предназначенное для перевозки груза. Однако выгоды от его использования перевешивают, необходимо только соблюдать условия грамотного технического и экономического расчета, собираясь приобрести кран-манипулятор.

Санкт-петербургская компания «СКУММИ», действующая на рынке России с 1992 г., основой своей деятельности выбрала помощь заказчикам в правильном, экономически обоснованном выборе КМУ и монтаже либо на автомобиль заказчика, либо на транспорт компании. «СКУММИ», имея хорошие взаимоотношения практически со всеми производителями КМУ в мире, имеет возможность предложить и обеспечить установку любой КМУ, как новой, так и подержанной, причем работы компания производит на всей территории России. Unic, Tadano, Soosan, HIAB, Palfinger, Loglift, Dongyang, Kanglim, Jonsered, KESLA-F (бывш. Foresteri), Tico, Fiskars, CS Machinery и др. – вот неполный перечень производителей КМУ, продукцию которых предлагает «СКУММИ». Специалисты компании проводят обслуживание и ремонт установленного оборудования на всем протяжении его эксплуатации у заказчика. Анализируя потребности рынка, «СКУММИ» собирает и реализует лесовозы, сортиментовозы, эвакуаторы. Монтаж КМУ производится на автомобили КамАЗ, «Урал», ЗИЛ, МАЗ, ГАЗ, Hyundai, Isuzu, Volvo, Renault, MAN и др. Компания «СКУММИ» также предоставляет полный пакет документов на «легальность» проведенных работ, что особенно важно в случае установки б/у КМУ, продаваемых часто на рынке без каких-либо идентификационных документов.

КМУ, или гидроманипуляторы, особенно широко применяют в странах Запада. Это связано с существующей там экономической позицией. Производство автокранов грузоподъемностью ниже 35 т экономически не оправдывает себя. Грузы массой от 300 кг до 30 т рациональнее перемещать с помощью КМУ, тем более что их цена в несколько раз ниже, чем автокрана. Расчетный срок окупаемости КМУ – от 6 до 12 месяцев. Ведущие мировые производители достигли значительных успехов в области производства уникальных КМУ. Вот лишь несколько примеров.

Самой первой в мире удачной разработкой КМУ была конструкция шведа Эрика Сундина. В 1947 г. компания Сундина – Hidrauliska Industri AB (HIAB) начала серийное производство КМУ HIAB 190 для грузовиков. Сегодня HIAB – это краны-манипуляторы для утилизации отходов, лучшие КМУ для лесной промышленности, а вообще это обширная линейка кранов-манипуляторов, в которой около ста моделей и 400 модификаций. Подъемный момент КМУ HIAB находится в диапазоне от 1 до 80  тс.м. Вылет стрелы составляет от 2 до 27 м! HIAB свою модель КМУ XS855 позиционирует как позволяющую ускорить проведение работ на 30%, а производительность непосредственно подъемных работ увеличить на 20%. Это становится возможным благодаря грузовому моменту установки 80 тс.м, а также большому вылету стрелы – можно задействовать до десяти гидравлических ступеней, а также шесть гидравлических дополнительных ступеней. В случае установки стрелы типа Е это обеспечивает высоту подъема более 30 м. КМУ HIAB дополнительно комплектуют целым арсеналом оборудования, позволяющим расширить их сферу применения. Это и паллетные вилы, и захваты для кирпича, и автономные лебедки. На грузовой автомобиль с крано-манипуляторной установкой можно установить и специальное буровое оборудование, и в этом случае машину используют для установки столбов и опор: бортовой грузовик возит, крюк грузит, а бур делает шурфы для установки. Вместо обычного крюка можно установить на стрелу грейферный захват, и тогда такой грузовой автомобиль сможет работать на погрузке-разгрузке на свалке, в порту, на стройке.

Повышенную безопасность работы КМУ обеспечивает система защиты от перегрузки и система безопасной работы с лебедкой.

Производственное предприятие «РОСКОМТРАНС» продемонстрировало в 2009 г. на презентации в Торгово-промышленной палате Нижегородской области автомобиль, объединяющий в себе стреловой кран грузоподъемностью (г/п) 30 т с вылетом стрелы 29 м и бортовой автомобиль г/п 20 т. Основными элементами представленной техники является КМУ Effer 850 6S итальянской фирмы Effer и автошасси Scania P420 (8х4). Производители считают, что изделие будет востребовано не только в строительной и коммунальной сфере, но и в нефтегазовом комплексе, и в других отраслях промышленности. Тем более что сам кран-манипулятор можно установить на более дешевые типы шасси аналогичного класса, что расширяет область применения КМУ.

FASSI самая крупная в Италии и третья в мире компания по производству КМУ. В этом году FASSI отмечает 45 лет с начала производства манипуляторов. Завод FASSI не ограничивает срок службы своих кранов, однако согласно действующим в России правилам FASSI гарантирует работу своих установок в течение 12 лет при 1,5-сменной работе в паспортном режиме нагрузок при соблюдении всех правил эксплуатации и своевременном обслуживании. Например, FASSI предлагает кран-манипулятор F30 Сity, специально разработанный для применения в ограниченном пространстве. КМУ полностью складывается, имеет до трех гидравлических секций «телескопа», обеспечивая габаритный размер не более 1600 мм. Причем кран свободно работает с грузом в 335 кг на вылете 6,3 м. Этот манипулятор можно оборудовать многофункциональным дистанционным управлением с электронной системой безопасности. Возможна установка люльки для подъема людей, а также на выбор большой ассортимент дополнительного оборудования – ковшей, вил, захватов и др. Очень популярны манипуляторы FASSI серии Micro в самой Италии, и предприятие достигло в их производстве немалых успехов. Спросом пользуется вся линейка моделей FASSI – от серии Micro до многотонных монстров грузоподъемностью 25 т. Покупатель такого грузовика и крана, как правило, сам становится оператором и водителем. В феврале этого года FASSI поставила своему заказчику самую мощную свою установку F1100АХР.24, которая при собственной массе 9 т создает грузовой момент 90,2 тс.м, при этом на вылете 3,5 м г/п составляет 25 т, а на вылете 11,25 м – 7,97 т! О высоком качестве исполнения изделия говорит тот факт, что на элементы гидравлики и электрики предоставляется гарантия 1 год, а на прочие узлы и агрегаты – 3 года.

Компания Soosan основана в 1984 г. и выделяется на российском рынке поразительной подъемной силой и долговечностью своих КМУ. У конструкций этой марки широкий выбор типов стрел для различных работ: от 3 до 7 ступеней с прямоугольными поперечными сечениями, 5-, 6-угольными. В конструкции стрел используется высокопрочная сталь Atos 80 с пределом прочности на растяжение 840 МПа, конкуренты из Кореи используют сталь Atos 60 с более низким пределом прочности. В процессе создания установок Soosan используется метод конечных элементов (МКЭ), который предполагает моделирование распределения напряжения на конструкции под нагрузкой. Ступени стрел, изготовленные с учетом анализа результатов исследования МКЭ, обеспечивают высокую грузоподъемность и повышенную прочность стрелы. Максимальный вылет аутригеров (опор) КМУ Soosan – 6,35 м. Широкое основание каждой опоры обеспечивает устойчивое положение автомобиля на неровной и даже наклонной поверхности. И, что совсем немаловажно, на все модели КМУ производства Soosan получены одобрения Ростехнадзора и сертификаты соответствия ГОСТу.

Японская компания Furukawa (бренд Unic), почувствовав перспективу в европейских разработках КМУ, в 1961 г. начала выпуск гидравлических КМУ. Сегодня гидрокраны Unic с полноповоротной телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка хорошо известны во всем мире. Тросовая подвеска крюка – это характерная особенность КМУ Unic. Преимуществом конструкций Unic является и возможность поочередного выдвижения телескопических секций. Это дает возможность максимально использовать грузовой момент, плавно, без ударов опускать груз на землю, работать с грузами, расположенными ниже уровня земли либо находящимися за какими-либо препятствиями, например, за оградой или стеной.

Одним из самых «мощных» производителей КМУ является концерн Palfinger. В Западной Европе каждый третий гидравлический кран-манипулятор произведен именно этим концерном. Первый кран он выпустил в 1959 г.

Одним из старейших европейских производителей, успешно развивающих производство КМУ, является итальянская компания Autogru PM, основанная в 1959 г. Сегодня PM выпускает 40 основных моделей КМУ, а это более 350 модификаций. После приобретения компании – производителя подъемных платформ и автовышек Oil & Steel была образована PM Group S.p.A., первая промышленная группа в Италии, специализирущаяся на перемещении грузов и людей. Фирма PM, отделение по производству КМУ PM Group, в этом году представила на выставке SAIE КМУ, комплектуемые по желанию заказчика одним из трех видов систем дистанционного управления разной сложности. Системы получили условные названия Easy, Basic и Advance. В качестве элементов управления предусмотрена установка джойстика либо поворотной ручки.

А что в России?

Уверенную позицию на российском рынке занимают шведские краны-манипуляторы HIAB, которые реализует в России дочерняя компания международной корпорации Cargotec – ООО «Карготек РУС». С заводов корпорации осуществляются поставки на центральный склад ООО «Карготек РУС» в Москве и на склады дилеров-кузовостроителей в пяти федеральных округах для осуществления продаж конечным покупателям в регионах. Краны-манипуляторы HIAB подходят для установки на российские и иностранные грузовые автомобили. Они отлично зарекомендовали себя в работе в тяжелых условиях эксплуатации в Арктике и Сибири.

Австрийский концерн Palfinger видит стратегию усиления своего влияния на российский рынок в создании мощной дилерской сети, способной не только продавать отличные КМУ, но и обеспечивать их ремонт и обслуживание на всей территории России. Конкуренция в этом секторе производства налицо. Долго занимаемое Palfinger первое место по объему поставок в Россию с 2007 г. заняла итальянская Amco Veba, которую еще 6...7 лет назад никто не знал в России. Одной из причин ее стремительного взлета на нашем рынке стал удачно заключенный дистрибьюторский договор с нижегородской фирмой «Чайка-Сервис», которая осуществляет установку КМУ на прицепы, седельные тягачи, тракторы и эвакуаторы. Вместе с КМУ Amco Veba предлагается и навесное оборудование итальянской компании Rozzi, а это захваты для сыпучих грузов, металлолома и с.-х. продукции, а также вилочные захваты, шнековые буры, ротаторы. В дополнение к этому продукция Amco Veba стоит несколько дешевле аналогичной продукции Palfinger, но определяющим фактором являются планы Amco Veba иметь через «Чайку-Сервис» сервисные центры в каждом регионе, где реализуют КМУ.

В сентябре 2009 г. Palfinger и Группа КРАФТ ИНВЕСТ создали совместное предприятие «Палфингер Кран Рус» для решения вопроса реализации наиболее востребованных моделей КМУ Palfinger и организации процесса сервисного обслуживания по всей территории РФ. Планы эти вполне реальные: Palfinger и Группа «Союз», из которой выделилась Группа КРАФТ ИНВЕСТ, сотрудничают уже в течение 14 лет, имеют проверенные временем партнерские отношения с крупнейшими предприятиями России, такими как КАМАЗ, концерн «Все краны», ПО «ЕлАЗ», ОАО «Азнакаевский завод Нефтемаш» и др. Группа КРАФТ ИНВЕСТ в свою очередь великолепно знает промышленный рынок России. Действуя 15 первых лет своего существования в составе Группы «Союз», Группа КРАФТ ИНВЕСТ является международной холдинговой структурой.

 

Идет интенсивная конкурентная борьба за российский, практически не заполненный КМУ рынок. К сожалению, отечественные производители пока находятся где-то очень далеко от этого процесса.