XCMG

Универсальное и полезное оборудование

Краноманипуляторы

Краноманипуляторные установки – универсальное подъемно-транспортное оборудование, широко используемое в самых разных сферах: и в строительстве, и в коммунальных работах, и во многих других. Рекомендации специалистов по эксплуатации краноманипуляторов мы приводим в этой статье.

Выбор КМУ

Строительный сезон уже в разгаре, и каждая единица строительного и специального оборудования на счету, выход из строя, остановка на обслуживание или ремонт грозят срывами сроков и планов выполнения работ. Чтобы свести к минимуму риски отказов, оборудование нужно тщательно выбирать для условий тех работ, которые им предстоит выполнять. Что тут рекомендуют специалисты?

Новая КМУ? Покупая новый грузовой автомобиль с КМУ, стоит внимательно проверить саму крановую установку. Зачастую продавцы, с целью снижения цены продажи, устанавливают импортные КМУ не новые, а б/у. При этом по документам установка оформляется как новая.

Грузоподъемность. Грузовой момент. Помните, что заявленная, т.е. номинальная грузоподъемность – это во многом маркетинговое понятие. Следует сразу же смотреть, а на каком вылете КМУ может поднять указанный груз? И если вам предстоит поднимать широкие грузы – контейнеры, бетонные плиты и т.п., чтобы груз не задел за платформу автомобиля, вам нужен краноманипулятор с необходимой грузоподъемностью на достаточно большом вылете. Поэтому кроме номинальной грузоподъемности следует сразу же проверить величину номинального грузового момента КМУ. Чем больше грузовой момент, тем на большем вылете может поднять установка необходимый груз.

И не забудьте при выборе про запас грузоподъемности – ведь условия подъема скорее всего не будут идеальными: не всегда автомобиль сможет подъехать вплотную к грузу, не всегда площадка будет ровной и удобной для установки аутригеров и пр.

Майкопский машиностроительный завод

Секции стрелы манипулятора. Стрелы крановых установок часто состоят из большого числа секций в отличие от автокранов. Эта особенность конструкции обеспечивает КМУ высокую маневренность и универсальные возможности. Кроме секций, телескопируемых гидравлическим или механическим приводом, стрелы часто дополняются одной-двумя секциями, выдвигаемыми вручную, а также гуськами, даже телескопическими и многосекционными.

Секции телескопической стрелы манипулятора могут выдвигаться последовательно или произвольно. Стрелы с последовательным выдвижением секций сложнее и дороже, но зато они удобнее, если манипулятор интенсивно используется для подъема грузов, так как последняя секция с самым малым сечением используется редко, и соответственно, чем меньше она выдвигается, тем меньше изнашивается, а срок службы стрелы таким образом увеличивается. При произвольном выдвижении первыми перемещаются те секции, где сопротивление в данный момент меньше.

Опускаться ниже уровня горизонта – полезная способность стрелы крановой установки, очень востребованная у потребителей, многие производители КМУ предусматривают эту возможность в конструкции своих кранов.

L- и Z-образные КМУ. Не стоит думать, что L-образные манипуляторы проще по конструкции, чем Z-образные. Сложность конструкции Z-образных  – в наличии шарниров, но у L-образных ремонт цилиндров телескопирования может быть достаточно сложным и затратным. В большинстве случаев масса L-образного крана выше, чем Z-образного, примерно на 10% и более. Z-образные имеют преимущества перед L-образными благодаря более широким возможностям работать со сменным оборудованием. Z-образные краны обладают более высокой грузоподъемностью по сравнению с L-образными такого же типоразмера, но вылет у них меньше, чем у L-образных телескопических. Вследствие конструктивных особенностей L-образные тросовые краны лучше справляются с тяжелыми, но компактными грузами, а Z-образные лучше работают с габаритными грузами.

Клинцовский автокрановый завод

Подбор шасси под КМУ. Грузоподъемности шасси, на которое устанавливается КМУ, должно хватать на массу самой установки плюс масса поднимаемых ею грузов. Специалисты рекомендуют, чтобы грузоподъемность шасси была равна удвоенной номинальной грузоподъемности КМУ + еще 30%.

Кроме того, следует учитывать условия будущей эксплуатации КМУ. Если предполагается работать в городе на относительно проходимой местности (даже заезжая на городские стройплощадки), видимо, достаточно будет неполноприводного шасси. А вот если эксплуатация предполагается за городом, на пересеченной местности, нужно выбрать шасси с полным приводом.

Краноманипуляторы и гидроманипуляторы. Следует четко представлять себе разницу между этими двумя видами установок. Они рассчитаны и созданы для выполнения разных операций. Гидроманипуляторы, как правило, используются в лесозаготовительных работах и на перевалке металлолома, а также рассчитаны на работу с гидравлическими орудиями, прежде всего с грейферами, реже с буровыми установками. В основном гидроманипулятор работает первой и второй секциями стрелы, поэтому первая секция выполняется длинной, а вторая короткой с небольшой телескопической частью.

Horyong

Конструкция гидроманипулятора рассчитана на работу с высокой интенсивностью и нагрузками, например, до 1400 циклов в неделю, причем с коротким временем рабочего цикла. Расходы в гидросистеме гидроманипуляторов обычно составляют 70–90 л/мин при давлении до 20 МПа. Соответственно в конструкцию гидроманипулятора закладывается повышенная надежность, что отражается и на его стоимости. Гидроманипуляторы обычно не складываются за кабиной, а укладываются на кронштейн либо спереди, либо повернув назад. По цене гидроманипуляторы обычно дороже КМУ со сравнимым грузовым моментом примерно до 40%.

Краноманипуляторные установки поднимают и переносят грузы с помощью крюковой подвески и обычно не имеют гидравлического привода к рабочему органу. КМУ рассчитаны на менее интенсивное использование, чем гидроманипуляторы, менее массивны, но зато работают с большей точностью позиционирования, для чего оснащаются высокоточным медленно работающим гидрооборудованием и отличаются от гидроманипуляторов более длительным временем рабочего цикла. Расходы в гидросистеме КМУ составляют примерно 10–45 л/мин при давлении от 25 до 33 МПа.

ГАКЗ

Эксплуатация КМУ

Подготовка рабочего места. Следует заранее отметить, есть ли в зоне будущей работы манипулятора линии электропередачи и другие препятствия на высоте и вокруг в зоне работы стрелы, нет ли препятствий для обзора с места оператора. Для темного времени суток должно быть предусмотрено достаточное освещение. В зоне работы и на расстоянии от нее до 10 м не должны находиться посторонние люди.

Площадка должна быть горизонтальной с уклоном не более 3–5°, достаточно твердой, обеспечивать надежную опору автомобилю с аутригерами. При необходимости под пятки аутригеров следует подложить усилители.

При работе вблизи линии электропередачи ее рекомендуется обесточить. Если это невозможно, а КМУ не имеет усиленной электроизоляции и системы координатной защиты с датчиками приближения к линии электропередачи, установку следует располагать на расстоянии не менее 10 м от линии электропередачи, а при сильном ветре необходимо еще больше увеличить расстояние. При скорости ветра свыше 10 м/с и при грозе работать КМУ вообще запрещено.

Распространенные опасные ошибки в эксплуатации КМУ. Очень опасное заблуждение и ошибка в эксплуатации манипулятора – использование в гидросистеме рабочей жидкости, не рекомендованной производителем. Половина поломок КМУ в эксплуатации случается именно по этой причине.

После длительного бездействия манипулятора на морозе жидкость в его гидросистеме нужно сначала разогреть, прежде чем давать нагрузку. Следует дать насосу поработать на холостом ходу, чтобы жидкость циркулировала по малому кругу, через бак минут 10–15. Затем медленно, плавно разложить КМУ и проверить выполнение всех функций, не доводя секции стрелы до крайних положений.

«ИНМАН»

Запрещается поднимать груз, масса которого неизвестна. Особенно осторожно следует работать, если опорная поверхность вызывает сомнения или наклонена на предельно допустимый угол и устойчивость установки уменьшена. Запрещается подтаскивать груз стрелой манипулятора волоком по земле или дергать груз стрелой, отрывать груз, если он примерз или засыпан чем-либо. При переносе груза его следует поднимать на минимальную высоту, удерживая как можно ближе к земле.

Нельзя подталкивать автомобиль, упираясь в землю стрелой манипулятора, пытаясь вытащить его при застревании в грязи, нельзя приподнимать транспортное средство упираясь стрелой в землю для того, чтобы поменять колесо. При этом механизм КМУ испытывает нагрузки, на которые он не рассчитан, и может сломаться.

Аутригеры необходимо выставлять на полную ширину, чтобы исключить риск опрокидывания установки.

КМУ – не подъемный кран! У КМУ, как и у всякого оборудования, есть пределы возможностей. КМУ не рассчитана на непрерывные подъемы и перемещения грузов, подобно подъемному крану. И это нужно помнить.

Температура гидравлической жидкости. Во время работы манипулятора необходимо следить за температурой гидравлической жидкости по указателю. Если температура достигла критического уровня, необходимо остановить установку и дать жидкости остыть. При 100 °С гидравлическая жидкость в значительной степени теряет свои свойства и начинает интенсивно окисляться.

XCMG

Сменное навесное оборудование для КМУ. Чаще всего российские владельцы КМУ приобретают в качестве дополнительного оборудования сертифицированные рабочие платформы высотного доступа, грейферы различных типов, а также ротаторы, грузовые траверсы и колесные захваты для автоэвакуаторов. Гидробуры используются реже, потому что для полноценных буровых работ необходимо более мощное специальное оборудование. Кроме того, спросом пользуются трубозахваты, гуськи, экскаваторные ковши, вилочные захваты, специальные щетки для удаления снега с крыш и труднодоступных мест. Мощные L-образные тросовые краны часто поставляются уже укомплектованными буром и люлькой.

Использование лебедки позволяет манипулятору за счет ее гидропривода медленно и плавно позиционировать груз. Современные лебедки имеют несколько скоростей работы и оснащаются системами безопасности.

Техническое обслуживание манипуляторов

Очень важно своевременно и в полном объеме выполнять регламентные работы по обслуживанию КМУ: вносить смазку во все шарниры и заменять фильтры.

Если к манипулятору предлагается в качестве опции централизованная автоматическая система смазки, настоятельно рекомендуется ее приобрести. Эта очень удобная и полезная система в конструкции крановых установок помогает поддерживать многочисленные узлы с трущимися деталями в смазанном состоянии и увеличивает срок их службы.

ГАКЗ

Если в гидросистеме имеется маслоохладитель, его следует регулярно очищать от пыли и грязи, ухудшающих эффективность теплообмена.

Гидравлическую жидкость необходимо заменять не реже одного раза в год, даже если манипулятор работал мало или даже вообще не работал. Жидкость впитывает влагу из воздуха, влага вызывает коррозию металлических компонентов гидросистемы. При замене жидкости обязательно заменяются и фильтры. В некоторых установках имеется только один фильтр в гидросистеме – сливной в баке. Если техника работает на более высоком давлении, то требования к очистке масла у нее повышены и в системе устанавливается второй фильтр, в напорной ветви между насосом и гидрораспределителем.

В гидросистеме может быть заправлена всесезонная жидкость. Однако при значительной разнице температур воздуха между летним и зимним периодом универсальная жидкость будет не очень хорошо работать, рекомендуется заменять жидкость на летнюю и зимнюю. При выборе зимней жидкости рекомендуется проверить температуру застывания: она должна быть существенно ниже предполагаемых температур окружающего воздуха, так как вблизи точки застывания жидкость превращается в густую студенистую массу. Слитая сезонная жидкость может использоваться повторно в следующем сезоне, если она еще не потеряла своих свойств.

Рекомендуется с периодичностью, указанной в техдокументации, измерять величину зазора между телескопическими секциями стрелы и пластинами скольжения, а также следить за толщиной опорных пластин скольжения цилиндров. Необходимо своевременно менять пластины, чтобы люфт между секциями не превышал допустимой величины.

«ИНМАН»

Детали крепления необходимо регулярно подтягивать в соответствии с крутящими моментами, указанными в техдокументации. Проверять состояние штифтов, гаек и болтов, нет ли чрезмерного износа и люфтов в соединениях.

У грузовых крюков должны быть в порядке запирающие устройства, поворотные шарниры, не должно быть трещин и других повреждений.

Грузовые стропы и прочие детали такелажа должны быть исправны, без потертостей, разрывов, скручивания.

Все чехлы, кожухи и защитные ограждения должны быть в наличии на положенных местах.

 

Возможности журнальной статьи не позволяют нам привести все существующие рекомендации специалистов по эффективному использованию краноманипуляторов, и мы обязательно продолжим эту тему в будущих номерах нашего издания.

DongYang