Вторичный рынок спецтехники Европейской части России и Урала

А. Шляпин
 
 
 
 
 
 
 
 

Продолжаем тему вторичного рынка спецтехники (см. «ОС» № 9, 2012 г.).

Н ужно отметить, что в данном случае привязка к странам-производителям на этом рынке выражена несколько меньше, чем на востоке страны. Например, японская и корейская подержанная техника продается неплохо, особенно общестроительные типы машин – экскаваторы, бульдозеры и погрузчики. Хотя европейские и американские марки, по нашим данным, в любом случае показывают первенство по скорости реализации и дисконтированию (снижению цены). Напомним, вся информация основана на статистике продаж нескольких лизинговых компаний и банков федерального уровня, а также ряда дилеров и специализированных продавцов секонд-хенда и частично на «русской» аналитике международных аукционных компаний за последние 10   лет. Под хорошо продаваемыми брендами и типами машин здесь и далее подразумевается высокая средневзвешенная скорость продажи при высокой средней цене реализации и состоянии машины «готово к эксплуатации без предварительного ремонта на сумму более 3% от цены новой единицы».

Отечественная техника

Прежде всего отметим достаточно хорошие количественные и качественные показатели по российской технике. Явно устойчивые отличные результаты по нашим автокранам, малой экскаваторной технике на базе МТЗ, ЮМЗ, например экскаваторы-погрузчики серии ЭО, бульдозеры («Четра», ЧТЗ), немного хуже, но тем не менее неплохие результаты по средним и тяжелым экскаваторам Тверского завода и колесным погрузчикам «Амкодор», карьерным самосвалам БалАЗ (малые и средние модели). Можно уверенно прогнозировать дальнейшую высокую ликвидность по экскаваторной технике на базе МТЗ, так как фактически по ценам конкурентов у них нет и не предвидится. На фоне оптимальной неприхотливости обслуживания и эксплуатационных характеристик на ближайшие 4–5 лет нет каких-либо предпосылок для падения ликвидности. Конечно, надо отметить «богатые» регионы – Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Татарстан. Здесь подрядчики могут позволить себе аналогичную технику иностранного производства. Поэтому в основном машины моделей ЭО продаются в регионах.

По российским автокранам грузоподъемностью (г/п) около 25 т «Ивановец», «Галичанин», «Клинцы», «Челябинец» и некоторым другим лидерам первичного рынка автокранов – однозначный прогноз высокой ликвидности. Здесь даже нельзя дать оговорку о «богатых подрядчиках», так как тип крана оптимален для наших условий (факторы мобильности на большие расстояния и ремонтопригодности). Конечно, есть некоторые попытки европейских и американских производителей из этого класса. Но даже при лучшем раскладе они смогут занять значимую нишу в умах потребителей не ранее чем через 5–7 лет. По российским и белорусским средним и тяжелым экскаваторам, а также погрузчикам можно увидеть системное падение спроса на вторичном рынке. Оно медленное, но уверенное. По собственной практике знаю: ресурс более-менее нормальной машины, даже эксплуатировавшейся в хороших руках, вызывает сомнения. Это, пожалуй, главная причина.

Бульдозерная техника (только ЧТЗ и «Четра») пока достаточно ликвидна. По ощущениям от общения с клиентами и состоянию поступающей б/у спецтехники, скорее всего ближайшие 2–3 года покажут, появится ли окончательно отрицательная динамика по этим машинам на вторичном рынке (как, впрочем, и на первичном, где отмечается падение продаж).

Неплохие продажи отмечаются по дорожным каткам «РАСКАТ», грейдерам ЧСДМ и «Брянский Арсенал». Собственно, по отечественной технике можно на этом закончить, так как, по сути, больше ничего мы не производим. Остается пожелать нашим производителям высокого качества продукции. Очень хотелось бы сохранить имеющиеся «живые» отрасли для страны.

Иностранные марки

Основные иностранные игроки «вторички» на западе страны – это Европа, Япония, США, Ю. Корея и КНР. Необходимо отметить, что в целом, в отличие от восточной части страны, европейские, американские, корейские и японские бренды имеют примерно одинаковые позиции на вторичном рынке. Хотя, если анализировать по видам техники, существуют важные оговорки. Крановая техника (г/п от 32 т) в основном из Европы и США – Liebherr, Terex. Япония в данном случае появляется на рынке нечасто, стоит «на стоке» дольше и чаще в итоге продается в Сибирь. Дорожно-строительная техника на вторичном рынке почти тотально немецкая, быстрее всего продается и по минимальному дисконту от цены новой. Экскаваторы среднего и тяжелого классов, колесные погрузчики: здесь лучшие бренды по признаку ликвидности в порядке ухудшения – Volvo, JCB, Komatsu, CAT, Hitachi, Hyundai, Doosan, New Holland. Но надо подчеркнуть, что позиции приведенных брендов очень близки. Скорее можно выделить некоторые виды машин, которые намного хуже продаются в б/у состоянии среди данных марок. Например, сочлененные самосвалы Volvo имеют лучшие показатели, чем CAT. Видимо, помимо всего играет роль шведское происхождение концепции этого вида машин. Несколько сложнее продается техника New Holland. По контактам с клиентами очевидно недостаточное продвижение этой марки. Люди мало что знают о CNH. Отмечаются хорошие продажи бульдозеров CAT и Komatsu. В то же время улучшаются результаты по китайской Shantui. Предполагается очень хороший спрос на данный бренд в ближайшие годы ввиду неплохой сервисной сети и «взаимодействия» с Komatsu.

Среди интересных особенностей стоит отметить позиции Volvo как марки. Бренд хорошо продаваем на вторичном рынке Европейской России, в отличие от результатов за Уралом. Подобная же ситуация с Bobcat. Строительная техника John Deere после недавнего быстрого и успешного входа на первичный рынок стала появляться на вторичном. Здесь прогнозируется хороший ремаркетинг. В целом состояние 2–3-летних машин достойное, даже после очень жестких условий работы. Хотя пока остается общее недоверие (скорее психологическое), вызванное меньшей «раскрученностью» строительного дивизиона JD в России. Указанные бренды имеют однозначный прогноз высокой ликвидности в данном сегменте по большинству типов машин, даже несмотря на их дороговизну. Интересно отметить продажи некоторых б/у машин малоизвестных европейских марок. Например, имелся опыт реализации б/у Atlas и O&K. Все-таки фиксация имени в умах людей имеет большое значение. Продажи затянулись, несмотря на неплохое техническое состояние машин. Также на рынке стала появляться б/у турецкая техника. Но однозначное мнение пока высказать сложно. По сути, это дальний родственник Terex и JCB. Практика покажет.

Особо нужно отметить «китайский вопрос». Не секрет, что по некоторым направлениям у производителей Поднебесной очень хорошие результаты продаж новой техники (точнее, высокие данные по импорту от ФТС). Но в европейской России продажи «китайцев» на вторичном рынке все равно остаются сложным вопросом. Ежегодное дисконтирование рыночной цены очень высокое. Продать сложно даже приличную машину по очень низкой цене. Получше результаты в данном вопросе по Уралу. Общее впечатление, что ряд потребителей действительно охотно покупает новую китайскую технику, но исключительно по принципу «одноразовости» – лишь бы проработала хотя бы пару лет под конкретный контракт. Но справедливости ради надо отметить, что бульдозерная техника, погрузчики и краны высокой г/п марок Shantui и XCMG соответственно продаются достаточно быстро и с невысокими дисконтами. В числовом выражении падение цен на китайскую технику – 75–65, 60–55, 50–45% от цены новой машины для 1-го, 2-го и 3-го годов эксплуатации соответственно. Падение цен на корейскую технику в процентном отношении сопоставимо с группой ЯпАЕ (Япония, Америка и Европа) – 85; 75; 65% для 1-го, 2-го, 3-го годов эксплуатации. Средние значения дисконтирования между показателями Китая и группы ЯпАЕ занимает техника большинства российских производителей.

* * *

Прогнозируя ближайшие годы, можно говорить о сохранении доли импортной техники в обороте вторичного рынка Европейской России. Покупатели однозначно ориентируются на иностранные бренды. Очевидна тенденция роста популярности корейских машин. Доля китайских машин на рынке будет расти, но только среди нескольких наиболее популярных и доказавших свое качество и уровень организации сервиса брендов. В основном же марки из КНР продаются крайне долго и со значительным торгом. Отечественная техника лучше всего продается в секторах автокранов и бульдозеров, неплохо – грейдеров. Скорее всего, такой тренд продолжится в ближайшие годы, даже несмотря на все опасности вступления в ВТО для нашей промышленности. Безусловно, даже среди наиболее успешно продаваемых брендов есть отдельные неликвидные модели или типы. Таким тонкостям будет посвящена отдельная статья в будущем. Резюмируя же этот материал, хотелось бы отметить, что ликвидность спецтехники является крайне важным потребительским критерием при выборе машины, о чем говорят многие эксплуатанты, сталкивающиеся с необходимостью обновления парка.