Грузовые автоперевозки в России: экспорт – импорт







За период 2009–2011 гг. объем грузооборота автомобильным транспортом на территории России вырос на 23%, на конец 2011 г. он соответствовал 223 млрд. т-км. Рост объясним увеличением средней дальности расстояний между конечными пунктами. В это же время зафиксировано значительное перераспределение парка автомобилей в сторону частных перевозчиков. Спрос на этот вид грузоперевозок обусловлен относительно невысокими тарифами на услуги, широким выбором перевозчиков и возможностью доставки груза «от двери до двери». Показателей докризисного уровня рынок не добирает из-за высоких цен на топливо, недостаточной развитости дорожной и технической инфраструктуры, высокой стоимости импортных тягачей.
Страны | 2011 г., т | Доля, % |
---|---|---|
Германия |
3 452 581
|
23,94
|
Польша |
2 023 740
|
14,03
|
Финляндия |
1 655 191
|
11,48
|
Литва |
1 092 018
|
7,57
|
Италия |
915 086
|
6,35
|
Нидерланды |
768 115
|
5,33
|
Бельгия |
728 588
|
5,05
|
Франция |
615 333
|
4,27
|
Чехия |
443 005
|
3,07
|
Испания |
414 800
|
2,88
|
Австрия |
382 609
|
2,65
|
Латвия |
359 722
|
2,49
|
Швеция |
344 056
|
2,39
|
Эстония |
322 962
|
2,24
|
Венгрия |
247 783
|
1,72
|
Дания |
144 189
|
1
|
Словакия |
135 105
|
0,94
|
Румыния |
129 441
|
0,90
|
Словения |
116 335
|
0,81
|
Болгария |
86 164
|
0,6
|
Всего Евросоюз (27 стран) |
14 420 318
|
|
По данным Евростата. |
Эксплуатационный парк российского грузового автотранспорта (кроме специального) превысил 5,5 млн. единиц. Но Минтранс к началу 2011 г. зафиксировал только 27% автомобилей со сроком службы до 5 лет, а более 47% грузовиков – старше 10 лет. Надо отдать должное тому факту, что за последние три года динамика наполнения новыми автомобилями парков крупных и средних предприятий устойчиво положительная.
Но дорожная инфраструктура не успевает за быстро растущим спросом на автомобильные перевозки. На сегодняшний день более 50% федеральных дорог России (в Московском регионе более 60%) перегружены и находятся на пределе своей пропускной способности.
Развитие рынка грузоперевозок в первую очередь зависит от внешних факторов и уже во вторую – от внутренних процессов. Развитие международного сотрудничества России со специализированными организациями (БРИК, ВТО, Таможенный союз) будет положительно способствовать росту объема экспортно-импортных операций и стимулировать рост рынка грузоперевозок.
Из стран ЕС в РФ в прошлом году было ввезено 14,4 млн. т груза (+9% к 2010 г.). В разрезе стран Евросоюза тройка лидеров не меняется несколько лет – 49,45% (7,1 млн. т) грузов идут из Германии, Польши и Финляндии.
Германия обеспечивает 23,94% по импорту грузопотока из ЕС – в 2011 г. автомобильные грузоперевозки в этом направлении выросли на 9,83% по отношению к 2010 г., до 3,45 млн. т. В товарной структуре грузов преобладают машины и транспортное оборудование с самой большой динамикой роста +25%, промышленные товары, продукция химического производства (829 тыс. т). Готовых продуктов питания и полуфабрикатов ввезли на 3,8% меньше, сельскохозяйственной продукции – на 6,8%. Всего из ЕС в РФ зафиксирован незначительный (менее 1%) рост импорта этой категории на фоне общего роста грузоперевозок на 9%. Можно предположить, что Россия стала больше производить продуктов питания, развивая промышленную базу.
Категория | 11 мес. 2011 г., т | 11 мес. 2011 г., евро |
---|---|---|
Транспортное оборудование |
773 604
|
5 796 778 203
|
Тракторы, агрокультурная техника и оборудование |
230 569
|
1 568 825 070
|
Другие технические устройства и оборудование, двигатели, запчасти |
1 439 701
|
22 583 520 181
|
Промышленные материалы |
418 005
|
2 217 811 796
|
Стекло, изделия из стекла и керамики |
151 565
|
433 149 201
|
Кожа, текстиль, одежда |
177 406
|
3 857 811 871
|
Другие промышленные товары |
1 988 144
|
7 687 687 420
|
Прочие изделия |
155 194
|
1 091 696 798
|
Всего: машины, транспортное оборудование, промтовары |
5 334 188
|
45 237 280 540
|
По данным Евростата. |
Второе место рейтинга занимает Польша, являясь постоянным крупным поставщиком в РФ продуктов питания. Третью позицию стабильно удерживает Финляндия, специализирующаяся на поставках промышленных товаров и химической продукции, она также является перевалочным пунктом для товаров из других стран.
На четвертой и пятой позициях второй год уверенно стоят Литва и Италия. Нидерланды, Бельгия и Франция показали отрицательный прирост импорта в РФ. Существенную динамику роста можно отметить в Чехии, Испании, Латвии, Швеции, Эстонии.
Категория | 11 мес. 2010 г., т | 11 мес. 2011 г., т | % от общего объема в 2011 г. |
---|---|---|---|
Машины, транспортное оборудование, промтовары |
4 474 412
|
5 333 634
|
40,78
|
Химия |
2 438 200
|
2 490 606
|
19,04
|
Готовые продукты питания и корма для животных |
2 080 484
|
2 099 401
|
16,05
|
Сельскохозяйственная продукция |
1 931 144
|
2 038 602
|
15,59
|
Необработанные и промышленные минералы |
507 855
|
536 393
|
4,10
|
Металлопродукция |
294 627
|
317 704
|
2,43
|
Нефтепродукты |
234 971
|
238 705
|
1,83
|
Удобрения |
4943
|
12 240
|
0,09
|
Руды и металлические отходы |
6491
|
6764
|
0,05
|
Твердое минеральное топливо |
4631
|
4169
|
0,03
|
Всего |
11 977 758
|
13 078 138
|
100%
|
По данным Евростата. |
Товарная структура грузов существенно не изменилась. Самой объемной категорией импортных товаров с долей 40% являются товары промышленного производства (в том числе машины, оборудование и сельхозтехника – 5,3 млн. т на сумму более 45 млрд. евро). К тому же в прошлом году эта категория увеличивалась быстрее остальных – за 11 месяцев 2011 г. +19% к аналогичному периоду предыдущего года. На втором месте – транспортное оборудование и комплектующие, на третьем – сельскохозяйственная техника и комплектующие.
На второй позиции (19%) стоит продукция химической промышленности (в том числе пластмассы, красильные и дубильные материалы, лекарственные и фармацевтические препараты, парфюмерия). Третью и четвертую с небольшим отрывом делят готовые продукты питания, полуфабрикаты и корма для животных, а также сельхозпродукция. Они занимают по 16%, но различаются динамикой: третья категория увеличилась менее чем на 1%, а четвертая выросла на 5,6%. Большую часть агрокультуры составляют свежие или замороженные овощи и фрукты.
Категория | 11 мес. 2010 г., т | 11 мес. 2011 г., т | Динамика, % | Доля в 2011 г., % |
---|---|---|---|---|
Сельскохозяйственная продукция |
1 938 967
|
1 789 607
|
–8,35
|
26,66
|
Готовые продукты питания и полуфабрикаты, корма для животных |
128 585
|
120 846
|
–6,40
|
1,81
|
Твердое минеральное топливо |
97 341
|
86 222
|
–12,90
|
1,29
|
Нефтепродукты |
1 576 068
|
1 175 205
|
–34,11
|
17,64
|
Руды и металлические отходы |
51 893
|
51 161
|
–1,43
|
0,77
|
Металлопродукция |
1 003 539
|
986 500
|
–1,73
|
14,81
|
Необработанные и промышленные минералы |
115 378
|
129 483
|
10,89
|
1,94
|
Удобрения |
32 863
|
64 375
|
48,95
|
0,97
|
Химия |
420 192
|
545 103
|
22,92
|
8,18
|
Машины, транспортное оборудование, промышленные товары |
1 821 397
|
1 713 891
|
–6,27
|
25,72
|
Всего |
7 186 223
|
6 662 393
|
–7,86
|
|
По данным Евростата. |
Наиболее активно ввозили удобрения – рост почти в 3 раза, но это одна из самых малообъемных групп товаров (менее 1%). В положительной динамике также находятся необработанные и промышленные минералы (+5,65%) и металлопродукция (+7,8%,).
Экспортный грузопоток за 11 месяцев 2011 г., в отличие от импортного, сократился на 7,8%, до 6,7 млн. т, а товарная структура практически не изменилась.
Наибольшая доля в этом сегменте принадлежит сельхозпродукции – более 26%. Как показывают статистические данные, четверть экспортных автомобильных перевозок – вывоз на Запад железнодорожных шпал и грубо обработанной древесины (667 тыс. т), основы для изготовления бумаги (513 тыс. т), древесного топлива и отходов (352 тыс. т). Но эта категория товаров сократилась на 8,3%.
Импорт в РФ | I кв. 2011 г., т | I кв. 2012 г., т | Изменение, % | |
---|---|---|---|---|
1 | Германия |
782 142
|
839 728
|
7,36
|
2 | Польша |
522 766
|
664 793
|
27,17
|
3 | Финляндия |
382 149
|
400 556
|
4,82
|
4 | Литва |
259 253
|
270 238
|
4,24
|
5 | Италия |
204 678
|
214 594
|
4,84
|
6 | Нидерланды |
193 369
|
212 700
|
10
|
7 | Франция |
165 388
|
170 888
|
3,33
|
8 | Бельгия |
179 122
|
170 447
|
–4,84
|
9 | Испания |
83 941
|
113 059
|
34,69
|
10 | Чехия |
95 664
|
106 366
|
11,19
|
11 | Австрия |
83 837
|
91 106
|
8,67
|
12 | Швеция |
81 149
|
83 367
|
2,73
|
13 | Латвия |
76 753
|
82 593
|
7,61
|
14 | Эстония |
75 314
|
75 010
|
–0,4
|
15 | Венгрия |
57 285
|
61 625
|
7,58
|
16 | Всего 27 стран |
3 410 014
|
3 758 985
|
10,23
|
Экспорт из РФ | I кв. 2011 г., т | I кв. 2012 г., т | Изменение, % | |
1 | Финляндия |
548 593
|
480 546
|
–12,4
|
2 | Швеция |
22 209
|
360 025
|
1521,08
|
3 | Германия |
243 336
|
255 540
|
5,02
|
4 | Венгрия |
318 757
|
230 496
|
–27,69
|
5 | Польша |
91 091
|
154 816
|
69,96
|
6 | Эстония |
73 369
|
86 235
|
17,54
|
7 | Италия |
64 559
|
60 867
|
–5,72
|
8 | Чехия |
58 576
|
55 690
|
–4,93
|
9 | Литва |
41 302
|
54 841
|
32,78
|
10 | Бельгия |
33 187
|
51 276
|
54,51
|
11 | Латвия |
25 153
|
33 524
|
33,28
|
12 | Нидерланды |
112 462
|
30 966
|
–72,47
|
13 | Румыния |
17 366
|
26 185
|
50,78
|
14 | Австрия |
22 227
|
24 630
|
10,81
|
15 | Болгария |
16 683
|
23 940
|
43,5
|
16 | Всего 27 стран |
1 756 013
|
1 994 573
|
13,59
|
По данным Евростата. |
Не менее объемная категория экспорта (25,7%) – продукция промышленного производства, и самая большая составляющая в ней (1188 тыс. т) – это изделия из пробки и дерева. В итоге «деревосодержащие» товары занимают около 40% в товарной структуре экспорта в ЕС. Еще 180 тыс. т составляют необработанная бумага и картон, около 200 тыс. т приходится на транспортное, сельскохозяйственное и промышленное оборудование, 114 тыс. т – на промышленные материалы, 95 тыс. т – на кожу и текстиль.
Импорт в РФ, т | I кв. 2010 г. | I кв. 2011 г. | I кв. 2012 г. |
---|---|---|---|
Сельскохозяйственная продукция |
14 712
|
24 867
|
14 187
|
Готовые продукты питания и полуфабрикаты |
35 099
|
36 578
|
42 684
|
Твердое минеральное топливо |
21
|
41
|
75
|
Нефтепродукты |
27 985
|
23 669
|
26 079
|
Руды и металлические отходы |
267
|
310
|
915
|
Металлопродукция |
5503
|
7064
|
8468
|
Необработанные и промышленные минералы, строительные материалы |
25 009
|
28 425
|
31 997
|
Удобрения |
0
|
19
|
1
|
Химическая продукция |
88 006
|
85 062
|
95 499
|
Машины, транспортное оборудование, промтовары |
112 571
|
138 915
|
141 063
|
Всего |
344 016
|
382 149
|
400 556
|
Экспорт из РФ, т | I кв. 2010 г. | I кв. 2011 г. | I кв. 2012 г. |
Сельскохозяйственная продукция |
332 965
|
269 568
|
200 241
|
Готовые продукты питания и полуфабрикаты |
3268
|
2882
|
2803
|
Твердое минеральное топливо |
1982
|
5493
|
3922
|
Нефтепродукты |
396
|
1058
|
616
|
Руды и металлические отходы |
868
|
465
|
97
|
Металлопродукция |
4633
|
6535
|
11 107
|
Необработанные и промышленные минералы, строительные материалы |
2500
|
2681
|
4663
|
Удобрения |
0
|
40
|
0
|
Химическая продукция |
9678
|
15 251
|
23 096
|
Машины, транспортное оборудование, промтовары |
258 109
|
244 324
|
233 032
|
Всего |
614 452
|
548 593
|
480 546
|
По данным Евростата. |
Нефтепродуктам принадлежит 17,6%, но в этой категории самая большая отрицательная динамика – 34,1%. Металлопродукция занимает 14,8% с сокращением объема на 1,7%.
Рост показателей зафиксирован только в категориях с малой долей присутствия в общем объеме: удобрения, товары химической отрасли, необработанные и промышленные минералы.
Рынок автомобильных грузоперевозок ЕС – РФ в I квартале 2012 г. динамично развивался как в сегменте импорта в РФ (+10,23%), так и в сегменте экспорта из РФ (+13,59%). Наибольший рост грузопотока был зафиксирован из Польши (+27% при объеме 664 793 т) за счет сельхозпродукции (свежие фрукты и орехи), оборудования и химической продукции. Максимальное увеличение в Испании (почти 35%), но объемы поставок на порядок меньше польских.
Экспортный грузопоток показал существенную динамику роста в части стран за счет соответствующего снижения в других. Значительный рост экспорта в Швецию (+1521%) при анализе товарной структуры выявил источник активной динамики – перевозка более 338 тыс. т сырой нефти, а в предыдущие годы этот товар в страну не поставлялся. Если исключить из расчетов этот показатель, будет минусовая динамика до 5%.
Автомобильный грузооборот со странами Скандинавии на протяжении нескольких лет показывает устойчивую динамику роста импорта в РФ и уменьшения экспорта. Лидером по оборотам является Финляндия – основной торговый партнер России в Скандинавском регионе. Заметно увеличение импорта товаров промпроизводства, химической продукции, готовых продуктов питания и полуфабрикатов, строительных материалов.
Экспорт из РФ в Финляндию в I квартале 2010 г. составил 614 тыс. т, но в 2011 и 2012 гг. снизился до 548 и 480 тыс. т соответственно. Экспортируют в Финляндию в основном сельхозпродукцию и товары промпроизводства. Снижение экспорта обусловлено сокращением поставок древесины для производства бумаги, необработанной древесины, отходов из дерева и пробки. Поставки товаров промпроизводства снижались медленнее, но стабильно.
Максимальная динамика наблюдалась в экспорте химической продукции и металлопродукции, но объемы были незначительны и не повлияли на общую картину грузооборота.