Что день грядущий... Иностранцы на СТТ-2007

Л. Малютин

Год 2007-й проходит на фоне дефицита строительной техники и отдельных комплектующих, причем дефицита в мировом масштабе. Заводы работают на полную мощь, сформированы портфели заказов на 2007, 2008 гг., отдельные фирмы принимают заказы с исполнением только в 2009-м. Вторичный рынок вымели вчистую, и даже отнюдь не лучшие образцы техники расходятся как горячие пирожки. При этом ведущие машиностроители, наученные горьким опытом недавнего глобального спада, не спешат наращивать производство, давая заработать другим.

Вместе с тем, как образно подметил Роберт Другливер, генеральный директор ООО «Катерпиллар СНГ»: «Клиентов тянет к новому». Это наглядно продемонстрировала выставка «СТТ». Прежней скученности поубавилось, появились просторные экспозиции, и особенно стоит отметить Komatsu. Появилась отдельная автомобильная экспозиция, пока немногочисленная. «КомТранс» возвращается в рамки прежнего, совместного с «СТТ» формата? Что и говорить, формата на редкость удачного.

Впервые на «СТТ» о себе заявила Renault Trucks, порадовав не только своим присутствием, но и премьерой нового Kerax. Компания занялась поставками автомобилей для стройиндустрии полтора года назад и успела завоевать и место на рынке, и репутацию. Новый Kerax отличается прежде всего двигателем нового поколения dXi11 (его предлагают в двух вариантах – мощностью 279 и 324 кВт) и обновленным экстерьером. При сравнении со стоявшим рядом «старым» Kerax сразу замечаешь иные формы бампера, радиаторной решетки, появление боковых воздухозаборников. На выбор три варианта кабины – стандартная удлиненная, короткая и глубокая со спальным местом. Линейка включает самосвалы 6х4 полной массой 41 т с 16-кубовым кузовом и 8х4 полной массой 50 т с 20-кубовым кузовом. Они предназначены для тяжелых условий эксплуатации – оснащены усиленными рамами, осями и мостами, адаптированы к холодному климату – кабины дополнительно термоизолированы, установлен автономный отопитель, кондиционер входит в базовую комплектацию.

Представленный Kerax 6х4 укомплектован немецким кузовом Meiller с подогревом. Первую партию из 160 самосвалов оснастили этим кузовом. В дальнейшем линейку расширят шасси и тягачи с разными колесной формулой, базой, кабиной, двигателями. Монтаж отечественных кузовов более чем возможен.

Соседом Kerax был тягач Premium Lander 6х4, презентация которого прошла на «КомТрансе». В нем конструкторы соединили все лучшее от грузовиков семейств Premium и Kerax. Premium Lander для эксплуатации в тяжелых условиях с увеличенным дорожным просветом оснащены рамой, усиленной 5-миллиметровой вставкой, усиленной трансмиссией, новой тормозной системой, блокировкой дифференциалов. Возможны 22 конфигурации тягачей и шасси Premium Lander с двумя двигателями объемом 7 и 11 л.

Renault Trucks подкрепляет поставки сервисной сетью: сейчас станций 17, а в 2008 г. их число по всей стране вырастет до 29. В сентябре должен открыться центральный склад, который по замыслу будет покрывать 80% потребности в запчастях.

Tatra – старейшина российской строительной отрасли. Ее дилер Группа компаний «АТТ» показала серийные трехосные полноприводные самосвалы серии Т815 грузоподъемностью (г/п) 17 и 19,5 т, серии Т163 Jamal г/п 25 и 19,2 т (последний – на открытой площадке) и тягач Т815-290N9Т (полная масса автопоезда 104 т). А на площадке фирмы «ЦСМ-Руслан-Сервис» стояла перспективная модель экскаватора-манипулятора UDS 214 на шасси T815-2.

От предшественника установка отличается новым двигателем и более современным дизайном и нацелена прежде всего на европейский рынок.

«МАН Автомобили Россия» в том же зале демонстрировала основанные на машинах поколения Trucknology Generation и предназначенные для строительной отрасли самосвал MAN TGA 33.350 (6x4) с 15-кубовым кузовом Meiller, самосвал MAN TGA 40.410 (6x6) с 14 кубовым кузовом HYVA и автобетоносмеситель MAN TGA 41.390 (8x4) с 19-кубовым барабаном Liebherr. Рядом была выставлена вакуумная подметальная машина Kobit K-6 на шасси MAN TGM 15.240. Отечественные производители надстроек также осваивают шасси MAN. Так, ЗАО «КОМЗ-Экспорт» смонтировало на шасси MAN TGA 41.390 (8x4) бетоносмеситель с барабаном вместимостью 10 м3.

Сокращается интервал между мировыми и российскими премьерами. Так, Caterpillar выставила модели этого года: колесный экскаватор серии D – M315D, бульдозер D6R с инновационной ходовой частью SystemOne, которая предлагает значительное увеличение ресурса при работе на грунтах с сильными абразивными свойствами. Экскаватор-погрузчик 434Е и гусеничный экскаватор 324DL тоже достаточно новые модели. Представляют интерес трубоукладчик 587R (литера R означает, что машина предназначена для стран с низкими экологическими нормами) и грейдер 160Н, собранный на китайском заводе корпорации.

Трубоукладчик массой 53442 кг и г/п 91 625 кг создан на агрегатной базе бульдозера D8, но представляет собой самостоятельную машину. У него собственная рама с прицепными устройствами спереди и сзади. Как отмечают эксплуатационники, специальная выемка в топливном баке позади кабины позволяет оператору контролировать процесс сцепки и не привлекать постороннюю помощь. Укладчик оснащен дизелем 3406С полезной мощностью 262 кВт, гидродинамической трансмиссией, ходовой частью с фирменной приподнятой звездочкой, кабиной с кондиционером по заказу. Для укладчиков разработана комплектация для холодного климата (до –50 °С).

Средний грейдер 160Н массой 15 524 кг – серийная машина, поставки которой будут продолжены в страны с низкими экологическими нормами. По цене, как говорят представители корпорации, грейдер приближается к российским аналогам.

Komatsu попыталась заострить внимание посетителей на мини- и миди-экскаваторах РС35MR-2, РС50MR-2, РС60-7, РС130-7 и полноразмерном 33-тонном РС360-7. Мини-экскаваторы PC35MR-2 и PC50MR-2 (массой около 4 и 5 т) японского производства принадлежат к последнему поколению компактных машин Komatsu, выполненных в соответствии с концепцией Zero Tail Swing, т. е. при повороте платформы ее противовес не выходит за габариты гусеничной тележки. Экскаваторы скомпонованы очень плотно, двигатель, агрегатированный с насосным агрегатом, находится под сиденьем. На PC60-7 (масса 6300 кг) 4-цилиндровый дизель объемом 3,26 л расположен поперек рамы позади кабины. Опора стрелы помещена в геометрический центр экскаватора, и радиус поворота скругленного противовеса платформы и поднятого рабочего оборудования одинаковый – 1,75 м и выходит за габариты гусеничной тележки. Экскаватор РС130-7 массой 12,6 т и мощностью 66 кВт предлагает как большие габариты, так и большие возможности на земляных работах. РС360-7 – серьезная машина и может применяться при разработке нерудных материалов, для чего оснащена усиленной рамой поворотной платформы, усиленными стрелой, рукоятью и башмаками гусениц, а также скальным ковшом вместимостью 1,6 м3.

Машины Volvo Construction Equipment на выставке «CТТ-2007»

Посетители выставки могли полюбоваться на впечатляющее цирковое шоу «Дрессированные машины», которое проходило на аэродроме Тушино. В показе приняли участие девять строительных машин Volvo, в том числе самосвал Volvo FM 8x4 c кузовом производства «Бецема». Желающие могли провести тест-драйв любой из машин.

Интересные новинки были на стенде Liebherr. Гусеничный погрузчик – машина для России экзотическая, а между тем в Европе и в США он пользуется популярностью. Погрузчик занимает положение между экскаватором, работающим стационарно, и мобильным колесным погрузчиком. Его применяют на площадках со скалистыми осколочными грунтами, повреждающими пневмоколеса, либо на слабых грунтах, где колесный погрузчик теряет проходимость. За счет большого тягового усилия гусеничный погрузчик выполняет функции бульдозера. Если сравнить стоявшие рядом погрузчики одного класса колесный L 538 2plus1 (кстати, тоже новинку российского рынка) и гусеничный LR 634 Litronic, то видно, из сколь более толстого металла выполнено рабочее оборудование гусеничной машины и насколько более мощными зубьями оснащен его ковш.

В представительной экспозиции китайского производителя FAW были новинки – самосвалы моделей 3252 (6х4) г/п 22 т и 3312 (8х4) г/п 29 т, оснащенные дизелями Еuro 2 мощностью 243 и 258 кВт с турбонаддувом и интеркулером, 9-ступенчатыми механическими коробками передач, межосевыми и межколесными блокировками дифференциалов, глубокими кабинами со спальным местом.

Европейское малоэтажное строительство не обходится без компактных быстровозводимых башенных кранов. Эти интересные устройства появляются и у нас. Лидер в этом сегменте – Liebherr привезла на «СТТ» кран 71К. В транспортном положении длина крана 16,5 м, а ширина 2,6 м. Из транспортного в рабочее положение или обратно квалифицированная бригада собирает кран за 3...4 ч. Его максимальная г/п – 5000 кг, грузоподъемность на конце стрелы – 1200 кг, вылет стрелы – от 31 до 45 м, высота подъема крюка – 13,7...35,1 м. Железобетонные блоки противовеса отливают в России.

ЗАО «ЛОНМАДИ», дилер JCB, также выставило новинки, мировая премьера которых прошла в апреле. Это колесный Robot 160 и гусеничный Robot 190T, гусеничный экскаватор JS220. Проявив интерес к сегменту мини-экскаваторов, компания выставила модель 8018.

ЗАО «КВИНТМАДИ» представило первые для российского рынка краны Sennebogen моделей 643 и 683, а также модифицированный бетоноукладчик Gomaco GT3200.

Площадка ЗАО «Техстройконтракт» поражала разнообразием. Помимо традиционного сонма экскаваторов Hitachi вкупе с карьерным самосвалом на стенде были легкие фронтальные погрузчики LX20-7, LX40-7, LX50-7, LX70 и LX110. Коллекция катков Sakai японского происхождения удивила архаичным дизайном. Из традиционных направлений деятельности фирмы присутствовала техника New Holland, краны Tadano, компрессоры Airman. Из новых красовались сочлененный самосвал Bell и тракторы Case IH – сельскохозяйственное направление, которым недавно занялась фирма. Выставленный Bell B30D г/п 27,3 т – представитель линейки из семи базовых моделей самосвалов, включая В50D г/п 45,4 т. Южноафриканская фирма имеет сборочное производство в Германии (Эйзенах).

Фирма «Импекс Консалтинг» представила средний автогрейдер HBM-Nobas BG 160 TA-4 массой 15,5 т четвертого поколения. От предыдущего, третьего поколения его отличает ряд деталей – двигатель Cummins Stage 3A/ Tier 3A, вместо заднего моста ZF использован мост немецкой фирмы NAF, более длинные гидроцилиндры подъема и сдвига поворотного круга. Для лучшей защиты изменено положение гидроцилиндра, регулирующего угол атаки отвала. Выставленный образец был укомплектован стандартной кабиной, но фирма теперь предлагает еще и низкую кабину для грейдеристов, которые предпочитают работать сидя. Грейдер с низкой кабиной удобнее транспортировать трейлером.

ЗАО «Евротехцентр», поставщик техники CIFA, выставило 48-метровый автобетононасос К48 XRZ на 4-осном шасси – первый в России насос этой модели с облегченной стрелой. К другим его особенностям можно отнести «черный ящик», совмещенный с бортовым компьютером. Он не только фиксирует параметры работы установки, но и помогает управлять установкой. Разработчикам удалось сократить колебания стрелы. «Евротехцентр» известен и как поставщик бетонокосметики – средств для ухода за бетонным оборудованием, очищающих поверхности от бетонных отложений и предупреждающих их образование.

Новичок российского рынка корейская фирма JUNJIN, специализирующаяся на оборудовании для бетонных работ, привезла 50-метровый автобетононасос JJRZ50-5.16HP на 4-осном шасси Mercedes-Benz 4144.

ООО «СЗЛК» (С.-Петербург), представляющее американскую корпорацию Astec, среди интересных образцов техники Astec – установок НГБ, траншеекопателей показала фрезу Roadtec RX-700. Ее интересная особенность – в способности фрезеровать покрытие при движении вперед и задним ходом, выполнять ресайклинг при движении задним ходом (поднимают задний экран рабочей камеры и, двигаясь назад, выполняют ресайклинг). Отфрезерованное покрытие, перемешанное с цементом и битумной эмульсией, по конвейеру подается в бункер укладчика. Эмульсию подают в камеру через отдельную распылительную систему. Для бака с эмульсией на корме предусмотрены крепления.

ЗАО «Амкодор-Оптим» также представило новинку в сегменте бетонного оборудования – 4-секционную распределительную стрелу HCPB 28, дополняющую гамму бетононасосов. Бетонное оборудование производит корейская фирма Hanwoo, которая сменила название на Everdigm. Шасси для бетононасосов предоставляет компания TATA Daewoo. В Россию шасси, грузовики и бетонное оборудование поставляют под более известной у нас маркой Daewoo.

Dynapac показала производительный асфальтоукладчик F182CS теоретической производительностью 900 т/ч. Он оснащен плитой SB1250TV с газовым подогревом и максимальной шириной укладки 12 м. Наиболее вероятное применение такого укладчика – строительство и реконструкция взлетных полос.

Российское представительство Wirtgen показало компактные асфальтовые катки Hamm, представленные недавно на BAUMA, полную линейку которых компания готова предложить сегодня. Из недавних новинок демонстрировались асфальтоукладчики Vоgele 1300-2, 1603-2 и 1900-2, оборудованные рабочим местом ErgoPlus, малая фреза Wirtgen W 100, ресайклер Wirtgen WR 2400, а также дробилка марки Kleeman – недавнего приобретения группы Wirtgen.

Надо упомянуть о возвращении на российский рынок датско-немецкой фирмы Hydrema, известной компактными сочлененными самосвалами с поворотным кузовом. Теперь фирма намерена продвигать полную гамму своей техники – самосвалы, экскаваторы-погрузчики и фронтальные погрузчики.

ЧЕТРА-11: с аукциона – в Румынию

16 июня в Ливорно (Италия) состоялся очередной аукцион нефиксированных цен, проводимый компанией Ritchie Bros. Auctioneers. В его рамках в России прошел выездной аукцион по продаже тяжелой б/у техники, организованный Ritchie Bros. Auctioners совместно с ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины» на стенде «ЧЕТРА». Лотом стал бульдозер «ЧЕТРА-11». За происходящим на аукционе все желающие могли наблюдать по Интернету. Борьба за единственную российскую машину была нешуточной. «ЧЕТРА-11» приобрел бизнесмен из Румынии. По мнению управляющего российским отделением Ritchie Bros.

Auctioneers Ричарда Перзана, эти торги стали первым шагом к дальнейшему сотрудничеству с ОАО «ЧЕТРА-Промышленные машины». Тот факт, что за наработавший в Нерюнгри 8 тыс. ч «ЧЕТРА-11» боролись шесть российских предприятий, а в итоге бульдозер отправился за границу, доказывает, что и у иностранных потребителей появилось доверие даже к бывшей в употреблении технике «ЧЕТРА».

Интересную экспозицию организовал постоянный участник выставки «СТТ» ООО «Мега Драйв». Являясь генеральным дистрибьютором Furukawa UNIC (Япония), производителя краново-манипуляторных установок UNIC, «Мега Драйв» представило КМУ на бортовых автомобилях Hundai, Isuzu, МАЗ, КамАЗ. Вся техника прошла российскую сертификацию.