Работающие на вывоз

Константин Закурдаев
Государственная программа обновления парка коммунальной техники, призванная сгладить последствия кризисных явлений, поспособствовала появлению во многих российских городах большого числа новых моделей мусоровозов. И хотя согласно условиям упомянутой программы все они несли эмблемы отечественных заводов, за последние пару лет на наш рынок сумели прорваться и несколько их зарубежных аналогов. Получается, что в стране, как и в докризисный период, остается востребованной самая разная по стоимости мусоровозная техника!
Мусоровоз с КМУ для работы с контейнерами Silo-CityBin
Выпускаемый в Калуге Volvo FM с кузовом GeesinkNorba на 20,8 м3
 
Ряжский авторемонтный завод приступил к установке своих мусоровозных кузовов с задним и боковым механизмами погрузки на шасси автомобилей Ford
Мусоровоз Zoeller на базе Renault Premium калужской сборки
Предлагаемая российским заказчикам мусоровозная надстройка Zoeller на двухосном шасси Scania
Мусоровозная 22-кубовая надстройка FAUN Variopress установлена на шасси изготовленного в Калуге Volvo FM (6х2)
МКА-22 – первый мусоровоз Казанского электромеханического завода
В 20-кубовый мусоровозный кузов производства американской компании McNeilis можно загрузить в 1,5…2,5 раза больше контейнеров, чем в отечественный мусоровоз
 
«Мультилифт» производства компании «Авто Системы» на шасси минского трехосника
Главное достоинство разработанного НПК «Коммаш» мусоровоза КМ-12005-1 – поворотный манипулятор, загружающий как отечественные, так и зарубежные контейнеры
 

Надежность шасси для мусоровоза – важнейший показатель, ведь техника, занятая на вывозе мусора, должна работать как часы. В этом процессе крайне нежелательна даже небольшая задержка. Как ни крути, а грузовики известных мировых автопроизводителей по надежности до сих пор дадут фору отечественным грузовикам, а потому значительная часть компаний, специализирующихся на сборе и вывозе бытовых отходов, перешла к их использованию. Причем многие вместе с шасси зарубежной марки заказывают и иностранные надстройки, благо подавляющее большинство всех их основных производителей в настоящее время представлены в России. Откуда подобная тенденция?

Первое, что ей способствует, – это уже упоминавшийся фактор надежности. Помню, как один из перевозчиков, отвечая на мой вопрос о том, по какой причине он выбрал полностью импортный мусоровоз, довольно эмоционально рассказал, как у приобретенной его компанией отечественной модели уже спустя несколько месяцев из бункера стала просачиваться жидкая часть отходов, образуя на асфальте «ароматные» лужи, за которые ему потом досталось от санэпидемстанции. «Лучше уж я уговорю своего директора, чтобы выделил на западную технику дополнительные деньги, – под конец разговора сказал он, – чем буду каждый день получать по шапке за то, в чем не виноват!»

Уловив подобные настроения, многие из российских поставщиков мусоровозной техники предложили своим заказчикам зарубежные надстройки, установленные на зарубежных шасси. Точнее – на шасси зарубежных марок. Потому что часть их уже изготавливают в нашей стране, например, двух- или трехосные шасси Volvo FM калужской сборки, на которые монтируют кузова таких известнейших европейских производителей, как GeesinkNorba и FAUN Variopress (подобные машины уже работают в Вологде и Санкт-Петербурге).

Другой пример – 7,5-кубовый мусоровоз Zoeller SK200, установленный на шасси среднетоннажника Isuzu NQR75, собираемого на заводе SOLLERS (г. Елабуга). Эта модель дебютировала недавно – в апреле. Продвижением техники Zoeller в нашей стране занимается компания «РГ-Техно» из подмосковных Люберец, представляя продукцию известного европейского производителя сразу в трех классах: Micro, Mini и Medium.

Близкий по характеристикам кузов задней загрузки Ecopac 1000 на шасси того же елабужского Isuzu NQR75 начала устанавливать и расположенная в подмосковном поселке Мосрентген компания Waste Systems, известная как производитель широкого спектра оборудования для сбора и вывоза мусора.

А вот Ряжский авторемонтный завод установил свой 22-кубовый мусоровозный кузов с боковым погрузочным манипулятором на трехосный Ford 3530D. Эта модель, обозначаемая как МКМ-17207, может за один раз вывозить до 11,1 т твердых бытовых отходов (ТБО), прессуемых с 5-кратным коэффициентом уплотнения. На шасси той же марки специалисты предприятия разработали и мусоровоз МКЗ-17101 с 18-кубовым кузовом, отличающийся использованием механизма задней загрузки контейнеров.

И еще причина, почему многие компании отдают предпочтение зарубежным надстройкам: их большая вместимость. Часто импортный мусоровоз заменяет полтора, а то и два наших, и это тоже очень важно с точки зрения эффективности бизнеса! Один лишь пример: около года назад Waste Systems вывела на российский рынок американские мусоровозные надстройки компании McNeilis. Их основное достоинство – мощнейший гидропресс для трамбовки загружаемых ТБО, благодаря которому 20-кубовый кузов вмещает содержимое до 250 стандартных мусорных контейнеров, что в 1,5…2,5 раза больше чем способны вместить эквивалентные по полезному объему европейские или российские модели.

По причине постепенно растущего спроса на зарубежные мусоровозные надстройки в России организован их выпуск, что позволяет снизить себестоимость производства и принять участие в государственных программах поддержки отечественных производителей. Так, ЗАО «Коминвест-АКТМ» организовало на своих площадях крупноузловую сборку итальянских мусоровозов Farid, которые в зависимости от модели вмещают от 5 до 25 м3 мусора и по желанию заказчика могут быть смонтированы как на отечественных, так и на зарубежных шасси.

С прошлого года ЗАО «Коминвест-АКМТ» предлагает систему сбора твердых бытовых отходов в полуподземные контейнеры SILO-CITYBIN вместимостью 3 и 5 м3. Это оригинальная инновационная, постоянно развивающаяся система сбора и вывоза мусора. Она разработана в Финляндии еще в 1991 г. В настоящее время система подземного сбора мусора широко распространена в экономически развитых странах, особенно в странах Скандинавии и Балтии. В последнее время подземные контейнеры локально применяются и на территории России (Санкт-Петербург, Москва, Иркутск, Омск, Ижевск, Воронеж, Мурманск, Белгород и многие города Подмосковья), так как имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционной схемой сбора и вывоза мусора.

Контейнеры SILO-SITYBIN устанавливают у подъездов, на специальных площадках вблизи жилых и административных зданий, в парках и скверах, зонах отдыха и на пляжах. Основным ноу-хау является то, что контейнер при высоте 3 м заглублен в грунт на 1,8 м, что позволяет в разные сезоны создать оптимальный режим для накопления и хранения отходов.

Для работы с данными контейнерами специалисты компании «Коминвест-АКМТ» предлагают мусоровозы от эконом-класса до премиум-класса на шасси российского и зарубежного производства. Это традиционные мусоровозы задней загрузки, оборудованные краном-манипулятором, расположенным между кабиной и кузовом мусоровоза. Загрузка мусора из заглубленных контейнеров на 3 и 5 м3 в приемный бункер осуществляется краном-манипулятором, а из пластиковых, металлических контейнеров вместимостью 0,12...1,1 м3 и бункеров на 7,5 м3 – универсальными кантователями.

Широкому распространению импортных мусоровозов в нашей стране способствовало освоение выпуска отечественными компаниями широчайшего спектра подходящих для них контейнеров вместимостью 0,36…1,1 м3, которые в массовом порядке размещают для сбора мусора в городских дворах взамен традиционных отечественных. К примеру, стильные современные контейнеры, изготавливаемые в самых разных исполнениях, есть в продуктовых линейках компаний Waste Systems и «Спецавтотехника» (Москва). Кроме того, ряд расположенных в России производителей могут предложить и бункера, которые более вместительны по сравнению с контейнерами и могут транспортироваться автомобилями, оборудованными погрузочным устройством типа «мультилифт». В настоящее время среди этих производителей определось несколько лидеров.

Модельный ряд бункеров для транспортировки тяжелыми грузовиками ООО «АвтоСистемы» включает пять кузовов вместимостью от 21 до 37 м3, причем каждый из них может быть изготовлен в облегченном, стандартном или усиленном варианте. Эта же компания предлагает заказчикам и автомобили-шасси, оборудованные предназначенными для погрузки подобных кузовов устройствами.

Аналогичные устройства для погрузки сменных кузовов предлагает в нашей стране и компания Cargotec, которой принадлежит известный мировой бренд HIAB. Под этой маркой у нас представлены сразу три семейства мультилифтового оборудования: легкое, среднее и тяжелое грузоподъемностью (г/п) соответственно 2…7; 8…17 и 14…26 т.

За продвижение в нашей стране автомобильных крюковых погрузчиков Palfinger Palift активно взялась Группа «КРАФТ ИНВЕСТ», создав с концерном Palfinger совместное предприятие ООО «Палфингер Кран Рус». В гамме пять семейств «мультилифтов» г/п от 3 до 30 т.

Известный в России изготовитель «мультилифтов» машиностроительный завод МЗОК разработал семейство подобной техники с диапазоном грузоподъемности от 6 до 30 т, причем часть выпускаемых предприятием погрузочных устройств может быть размещена на прицепах этого же завода!

Компания «Коминвест-АКМТ» в 2009 г. стала эксклюзивным дистрибьютором голландской компании VDL Conteinersystemen, которая специализируется на производстве быстросъемных систем типа «мультилифт» и портального захвата «бункеровозы». Оборудование монтируют на шасси отечественных и импортных автомобилей. Грузоподъемность оборудования составляет от 5 до 40 т.

Однако вернемся к автомобилям-мусоровозам и поговорим теперь о технике отечественного производства. Тем более что в настоящее время она представлена как никогда ранее значительным числом моделей. Неудивительно, что в России появились специализированные компании-дилеры, для которых «мусоровозная» тема стала одним из основных направлений работы. Причем некоторые из них, как, к примеру, компания «Мега Драйв», предлагают мусоровозы сразу нескольких отечественных производителей, поскольку у каждого из них есть как свои плюсы, так и свои минусы.

Одну из самых интересных разработок последнего времени около года назад презентовал НПК «Коммаш». Речь идет о базирующемся на шасси КамАЗ-53605 мусоровозе КМ-12005-1 с задним мусоросборником, главная особенность которого – оригинальный поворачивающийся в горизонтальной плоскости манипулятор, позволяющий загружать как отечественные, так и зарубежные контейнеры вместимостью от 0,75 до 1,1 м3. Суть в том, что при этом они могут располагаться как справа, так и слева от автомобиля – манипулятор дотянется в любую сторону. Кузов мусоровоза вмещает 16 «кубов», масса загружаемых ТБО – 7700 кг, вместимость загрузочного устройства – 1,5 м3.

Недавно к числу отечественных производителей мусоровозов присоединился Казанский электромеханический завод (КЭМЗ), известный до этого главным образом выпуском телескопических и коленчатых автогидроподъемников. В мае предприятие закончило разработку модели МКА-22 с кузовом на 22 м3 и коэффициентом прессования 4…6. Мусоровоз базируется на шасси КамАЗ-65115 и предназначен для механизированной погрузки ТБО общей массой до 10,3 т из 0,75-кубовых контейнеров. Грузоподъемность его манипулятора составляет 0,5 т, максимальный вылет – 2,8 м, угол поворота – 30°.

Думается, что повышенный спрос на рынке техники для вывоза мусора ускорит выход на него большого числа новых моделей. Тем более что и отечественные, и зарубежные производители не раз упоминали о резервах, которые они могут реализовать в конструкции перспективных мусоровозов.

компании по теме статьи
компании по теме статьи