Железные скарабеи

Леонид Малютин
Вывоз мусора, пожалуй, важнейшая задача городского хозяйства. Российские хозяйства эксплуатируют преимущественно отечественную технику как наиболее привычную и доступную по цене. Получили распространение и европейские надстройки на отечественных шасси, представляющие собой компромисс между ценой и качеством. Второй вариант такого компромисса – российская надстройка на импортном шасси. Встречаются машины, бывшие в эксплуатации и ввезенные из европейских стран, а также новые, как полностью собранные за рубежом, так и российской сборки.
 
 
Мусоровоз GeesinkNorba с задней загрузкой на шасси Volvo в Санкт-Петербурге
Мусоровоз McNeilus на 3-осном шасси Ford Cargo
Мусоровоз FAUN с боковой загрузкой и сменным кузовом
Мусоровоз FAUN Variopress с задней загрузкой на специальном шасси LowEntry c низким входом и автобусной дверью
Мусоровоз Farid T1M-19 на шасси КамАЗ
Мусоровоз NTM KG на шасси Volvo FLH
Мусоровоз с задней загрузкой КО-427 Мценского завода «Коммаш»
Мусоровоз Zoeller Medium
Малый мусоровоз Farid Micro S5 на шасси Isuzu
Мусоровоз GeesinkNorba с боковой загрузкой
Арзамасский мусоровоз КО-440В с задней загрузкой вместимостью 16 м3
Мусоровоз Ряжского завода с задней загрузкой и портальным подъемником
Мусоровоз FAUN Toppress с фронтальной загрузкой на специальном шасси
Английский мусоровоз на специальном шасси Seddon Atkinson
Мусоровоз Ros Roca
Кантователь мусоровоза Ros Roca
Портальный мусоровоз на шасси ЗИЛ
Мусоровоз FAUN Rotopress с загрузочным устройством Zoeller на шасси КамАЗ

Уклад городского хозяйства и экономические условия сейчас таковы, что коммунальщики используют мусоровозы с несъемным кузовом вместимостью 7,5…22 м3 с боковой и задней загрузкой на среднетоннажных и тяжелых шасси ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, «Урал». Некоторое разнообразие вносят импортные шасси. Применяют и полуприцепные транспортные мусоровозы для двухэтапной перевозки твердых бытовых отходов (ТБО) с мусоросборочных или мусороперегрузочных станций на полигон или мусоросжигательный завод.

С ростом объемов жилищного строительства и реконструкции получили распространение портальные и контейнерные мусоровозы для вывоза строительного мусора. Для этой цели используют и металловозы с краном-манипулятором.

Иностранные новации – раздельный сбор отходов, большие мусоровозы со съемным накопительным кузовом и мусоровозы с фронтальной загрузкой, как и компактные мусоровозы, пока не приживаются. Справиться бы с тем, что есть.

Европейские надстройки отличаются не только продуманной конструкцией, качеством исполнения и внешней эстетикой, но и материалами. Для металлоконструкций кузова и загрузочного устройства используют сталь Domex или аналогичную, для днища приемного бункера – сталь Hardox, что обеспечивает надстройкам большой ресурс при работе в агрессивной среде бытовых отходов. Для слива из кузова жидкости предусмотрена специальная система. В сочетании с качественным европейским шасси такой мусоровоз предлагает наилучшие эксплуатационные характеристики, топливную экономичность, но не цену.

Европейский автопром в сотрудничестве с кузовостроителями разрабатывает специальные усиленные шасси для мусоровозов с оптимальной развесовкой по осям, коротким задним свесом, уже установленной коробкой отбора мощности, пневматической подвеской задних осей, поворотной третьей осью, без сцепного устройства и противоподкатной защиты. В кабинах предусматривают место для второго пассажира, надстройка устанавливается вплотную к кабине. Ставшая стандартом шина CANbus позволяет легко и быстро интегрировать системы управления надстройки и шасси. Специально для мусоровозов разработаны кабины с компоновкой «кабина перед двигателем», что позволяет установить надстройку большего объема или с фронтальной загрузкой. Низкий вход в кабину и автобусная дверь позволяют работникам быстро, без чрезмерных физических усилий входить и выходить на остановках.

Отечественные шасси помимо цены и ремонтопригодности больше ничего предложить не могут. Среднетоннажные шасси ГАЗ и ЗИЛ с компоновкой «кабина за двигателем» мало подходят для коммунальной техники, как для уборочных машин, так и для мусоровозов. Шасси КамАЗ за счет выступающего над рамой узла переключения передач не позволяет придвинуть надстройку вплотную к кабине, а это потеря полезного объема. Кроме того, автопром поставляет на заводы коммунального машиностроения стандартные шасси, требующие переделки. Но цена и ремонтопригодность стали сегодня самыми важными факторами и решают всё.

Российские заводы выпускают мусоровозы с боковой и задней загрузкой, контейнерные и бункерные мусоровозы. Основные российские производители – Мценский и Арзамасский заводы «Коммаш», Ряжский авторемонтный завод, Московский НПК «Коммаш» («Москоммаш»). К отечественному машиностроению теперь относится калужский завод Volvo Trucks, который монтирует надстройки GeesinkNorba на шасси собственной сборки. Группа «РГ» (г. Люберцы, МО) освоила монтаж надстроек Zoeller на европейские шасси.

На выставке Waste Tech-2009 в Москве в конце мая подмосковная компания Waste Systems представила мусоровоз американской фирмы McNeilus на 3-осном шасси Ford Cargo. Объем загружаемых отходов – до 20 куб.м. Время цикла при загрузке – всего 20…30 с. Масса порожнего кузова – 5535 кг. Прессующая плита высокой мощности позволяет получить коэффициент уплотнения до 7,5, что на практике означает удлинение маршрута без разгрузки и серьезную экономию топлива. Мусоровоз оборудован кантователем евроконтейнеров (до 1,1 м3) и камерой заднего обзора.

Фирма McNeilus хорошо известна в Штатах: она выпускает широкую гамму очень популярных мусоровозов, стандартизованных по ISO 9001:2000, с задней, боковой и фронтальной загрузкой, внешний вид которых отличен от привычных отечественных и европейских конструкций. Фирма использует широкую номенклатуру шасси с компоновкой «кабина над двигателем», «кабина за двигателем» и специальных шасси с компоновкой «кабина перед двигателем». Металлоконструкции надстроек выполнены из сталей – аналогов Domex и Hardox.

Мценский завод «Коммаш» выпускает мусоровозы малые и большие кузовные, портальные и контейнерные. Малые мусоровозы КО-449 и КО-456 с боковой и задней загрузкой и кузовами вместимостью 6 и 10 м3 монтируют на 2-осные шасси ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ и Hyundai. Мусоровоз с задней загрузкой и кузовом на 14 м3 монтируют на 2-осное шасси КамАЗ-43253. Большие мусоровозы с задней загрузкой КО-427 с кузовом вместимостью 16, 18 и 20 м3 монтируют на 2- и 3-осные шасси КамАЗ, МАЗ, Ford Cargo, Hyundai, DongFeng, MAN. Загрузочное устройство оснащено кантователем для загрузки из контейнеров любого типа. По заказу устанавливают портальный подъемник.

Большие мусоровозы с боковой загрузкой с кузовами на 13, 16, 18,5 и 22 м3 на шасси КамАЗ и МАЗ отличаются цилиндрической накопительной частью кузова, обеспечивающей, по заявлению завода, бо’льшую вместимость. Загрузка выполняется манипулятором на правом борту, разгрузка самосвальная подъемом кузова с открытым задним бортом.

Арзамасский завод «Коммаш» также выпускает малые и большие кузовные и портальные мусоровозы. Малые мусоровозы с боковой и задней загрузкой с кузовами вместимостью 7,5; 8 и 11 м3 устанавливают на шасси ГАЗ, ЗИЛ и КамАЗ-4308. Задняя загрузка выполняется стреловым самопогрузчиком с ковшом. При подъеме ковша мусор высыпается в люк в крыше кузова. Разгрузка выполняется самосвальным способом при одновременном выталкивании мусора прессующей плитой.

Большие мусоровозы с боковой и задней загрузкой комплектуют кузовами вместимостью 16, 18 и 22 м3 на шасси КамАЗ, МАЗ и «Урал». Коэффициент уплотнения этих машин – от 1,5 до 6. Мусоровоз КО-440В с задней загрузкой на 2-осном шасси КамАЗ-53605 оснащен загрузочным устройством с кантователем, куда мусор можно загружать как вручную, так и механизированным способом из контейнеров вместимостью от 0,12 до 1,1 м3.

Завод также монтирует на шасси КамАЗ-65115 надстройку FAUN Rotopress-518 с кузовом роторного типа вместимостью 18 куб.м и коэффициентом уплотнения до 9. Загрузка кузова выполняется сзади с помощью загрузочного устройства Zoeller Rotary с кантователем. Выгрузка выполняется также сзади и вращением кузова в обратную сторону при поднятом загрузочном устройстве.

Две модели портальных мусоровозов КО-440А и КО-440АД различаются только шасси ЗИЛ – с бензиновым и дизельным двигателем.

Ряжский авторемонтный завод монтирует малые мусоровозы с боковой и задней загрузкой на шасси ГАЗ, ЗИЛ и АМУР (с кабиной от ЗИЛ-131). Задняя загрузка выполняется самоподъемником с ковшом, при подъеме ковша мусор высыпается в люк в задней части кузова. Модель МКЗ-10 оснащена загрузочным устройством, которое позволяет опорожнять металлические и пластиковые контейнеры.

Для больших мусоровозов с боковой и задней загрузкой используются шасси КамАЗ, МАЗ и ЗИЛ-133, а для серии МЗК-17ххх с задней загрузкой – различные модели шасси Ford Cargo. Вместимость кузовов – 16, 17 и 18 м3, коэффициент уплотнения – до 6. Электронное управление позволяет работать в ручном, полуавтоматическом и автоматическом режимах и имеет защиту от неправильного включения.

В июне этого года Ряжский завод представил новые модели мусоровозов с боковой загрузкой МКМ-17107 и МКМ-17207 на шасси Ford Cargo 6х2 и 6х4 с кузовами вместимостью 16 и 22 м3. Гидроманипулятор работает с контейнерами вместимостью 0,2; 0,75 и 1,1 м3. Прессующая плита работает в автоматическом или ручном режиме. Разгрузка производится самосвальным способом. Органы управления оборудованием мусоровозов продублированы в кабине.

Портальные мусоровозы МКС-1, МКС-3, МКС-3101, МКС-4301 монтируют на шасси ЗИЛ, КамАЗ и МАЗ. Мусоровозы МКС-1, МКС-3 и МКС-3101 могут перевозить до трех порожних контейнеров. Телескопические вставки стрелы портального механизма мусоровоза МКС-3101 позволяют увеличивать длину стрелы на 600 мм. На специальной платформе мусоровозов МКС-1 и МКС-3 можно перевозить малогабаритную строительную и автомобильную технику.

Ряжский завод также выпускает полуприцепные транспортные мусоровозы МКТ-150 и МКТ-110 для системы двухэтапного сбора и вывоза ТБО, используемые для транспортировки ТБО на значительные расстояния свыше 20 км. Вместимость кузова МКТ-110 – 36 м3, кузова МКТ-150 – 50 м3. Разгрузка производится выталкивающей плитой при открытом заднем борту.

НПК «Коммунальные машины» («Москоммаш») производит мусоровозы с 1994 г. Сегодня предложение компании включает модель БМ-53229 с задней загрузкой с кузовом на 18 м3 в трех модификациях на 3-осном шасси КамАЗ. Основная модель оснащена кантователем для контейнеров вместимостью 0,77; 0,8 и 1,1 м3. Модификация БМ-53229-1 допускает установку портального подъемника, модификация БМ-53229-2 оснащена загрузочным устройством от среднетоннажного мусоровоза. Увеличенный дорожный просвет под загрузочным устройством машины позволяет свободно передвигаться по полигону ТБО.

Средние мусоровозы с кузовами на 14 и 16 м3 монтируют на короткобазные 2-осные шасси КамАЗ и МАЗ. В 2008 г. «Москоммаш» приступил к выпуску среднетоннажных машин с универсальной загрузкой, представляющей собой гидроманипулятор с поворотной осью, что позволяет захватывать контейнер как сзади, так и сбоку.

В предложении компании есть и машина для мойки и обеззараживания мусоросборочных контейнеров, созданная на базе среднего мусоровоза. Машина моет контейнеры вместимостью 0,66; 0,77; 0,8 и 1,1 м3 холодной водой под давлением 120 бар с добавлением обеззараживающих средств. Вместимость баков для чистой и отработанной воды – по 6000 л. Расход воды на один контейнер – 55 л. Производительность машины – 30 контейнеров в час.

Московская компания «Коминвест-АКМТ» на своей производственной базе занимается монтажом итальянских надстроек Farid на шасси КамАЗ, МАЗ, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Volvo, Renault, Scania, Isuzu. Номенклатура включает малые мусоровозы с задней загрузкой Micro (вместимость кузова 5 м3), Minimatic (7 м3), Minipac MK2 (10 м3), средние и большие мусоровозы с задней загрузкой серии Т1. К особенностям больших мусоровозов относятся как прочная сталь, из которой выполнены металлоконструкции, так и оригинальные конструктивные решения – изогнутая выталкивающая плита, комбинированный кантователь с гребешковым и еврозахватом.

Номенклатура мусоровозов Farid включает и модель FMO с боковой загрузкой, манипулятор которой рассчитан на контейнеры вместимостью от 1,1 до 3,2 м3, а также специальные мусоровозы серии Selecto с задней загрузкой для раздельного сбора ТБО, мусоровозы серии Т1 С с краном-манипулятором для сбора ТБО из подземных контейнеров, мусоровозы серии FL с фронтальной загрузкой, транспортные полуприцепные мусоровозы серии Super.

Компания «РГ Ремсервис» (г. Люберцы, МО) в течение 2008–2009 гг. поставила российским коммунальным хозяйствам несколько мусоровозов Zoeller, три из которых собраны на производственной базе компании. В ее модельном ряду мусоровозов средние и большие модели серии Medium, малые мусоровозы серий Micro и Mini. Миниатюрные мусоровозы Micro с 6-кубовым кузовом устанавливают на шасси полной массой до 8 т. Их используют в условиях плотной городской застройки, в пешеходных и парковых зонах для сбора мусора вручную и механически с помощью кантователя. Конструкция позволяет перегружать отходы в мусоровозы Medium в черте города для дальнейшей транспортировки. Серия Mini разработана для сбора ТБО в стесненных городских условиях. В эту серию входят мусоровозы Mini с кузовами вместимостью 8…10 м3 на шасси полной массой до 12 т, мусоровозы Mini XL c кузовами на 9…12 м3 на шасси полной массой до 15 т, мусоровозы Mini XXL с кузовами 10…15 м3 на шасси полной массой до 18 т. Загрузочное устройство с приемным бункером вместимостью 1,2 м3 удобно для сбора мусора вручную, кантователь работает с контейнерами вместимостью 0,06…1,1 м3.

В серии Medium с задней загрузкой – машины с кузовами на 14…16 м3 на 2-осных шасси полной массой до 18 т, в серии Medium XL – мусоровозы с кузовами 16…20 м3 на 2- и 3-осных шасси полной массой до 18…32 т, а серия Medium XXL – это машины с кузовами на 20…30 м3 на 3-осных шасси полной массой 26…32 т. Мусоровозы оснащают загрузочным устройством с приемным бункером вместимостью 1,2…3,2 м3 и различными подъемными механизмами, позволяющими обслуживать контейнеры вместимостью от 0,06 до 8 м3.

Компания сертифицировала мусоровозы на шасси Volvo, Scania, Mercedes-Benz, MAN и Renault. Возможно, будет сертифицирован мусоровоз на шасси КамАЗ. Для малых мусоровозов с задней загрузкой рассматривают вариант шасси Isuzu.

Московская компания «Спецмеханизация», которая сама занимается вывозом ТБО, начала поставки мусоровозов испанской фирмы Ros Roca, одного из крупнейших европейских поставщиков коммунальной техники. Мусоровозы с задней загрузкой серии Cross с кузовами вместимостью от 7 до 28 м3 адаптированы к широкой номенклатуре шасси. Конструкции накопительного бункера и загрузочного устройства выполнены из стали высокой прочности. Стенки накопительного бункера гладкие, у выталкивающей плиты одна центральная направляющая на полу – ничто не препятствует полному освобождению бункера от уплотненных отходов при разгрузке. Мусоровозы оснащают кантователями и механизмами для работы с контейнерами разных типов. Также фирма выпускает модификации мусоровозов с закрытым задним бортом и принудительной вентиляцией, чтобы ограничить распространение зловонных запахов.

В 2007 г. в Санкт-Петербург поставили первые автомобили Volvo FM9 4x2 с надстройкой GeesinkNorba. Всего в эту поставку входят 28 мусоровозов разных модификаций. GeesinkNorba предлагает надстройки с задней загрузкой серии RL300 вместимостью 16,2 и 21,9 м3 с кантователем L200 для работы с контейнерами вместимостью 0,12…1,1 м3 на шасси FE/FM 4x2 и 6x2. Для загрузки из контейнеров с поворотной осью мусоровоз дополнительно оснащают лебедкой L601, для загрузки из 8-кубовых контейнеров устанавливают портальный подъемник. Мусоровозы SL5 с кузовами на 13,5 и 19,5 м3 с боковой загрузкой монтируют на шасси FE 4x2 и 6x2. Гидроманипулятор работает как с любыми евроконтейнерами, так и с российскими 770-литровыми. Монтаж надстроек GeesinkNorba на шасси собственной сборки начал калужский завод Volvo Trucks.

Российский рынок представляет интерес и для финской компании NTM, которая уже поставила несколько машин. Номенклатура мусоровозов включает 14 моделей всех размеров с боковой, задней и фронтальной загрузкой. Вместимость кузовов варьирует в диапазоне 6...36 м3. Надстройки адаптированы к широкой номенклатуре европейских шасси. Главный интерес представляют мусоровозы с задней загрузкой серии KG и с боковой загрузкой серии ОМ. Серия KG с кузовами на 12...19 м3 рассчитана на шасси полной массой 16…26 т. Загрузочное устройство оснащено кантователем для работы с евроконтейнерами, по заказу устанавливают лебедку. Мусоровозы серии ОМ с кузовами вместимостью 14...24 м3 монтируют на 2- и 3-осные шасси. Особенность конструкции – выдвижной гидроманипулятор, позволяющий забирать контейнер с расстояния до 2,4 м, и маятниковый уплотнитель отходов, работающий по принципу молота.

Выбор мусоровозов широк, и отечественные производители имеют неоспоримое рыночное преимущество. Политика закупок с централизованным финансированием также способствует успешному бизнесу отечественных заводов. Значительный прогресс и в развитии конструкций. Дело осталось за специальным мусоровозным шасси и за финансами. Не секрет, что далеко не все население исправно платит автохозяйствам за вывоз мусора.

компании по теме статьи
компании по теме статьи