На московском рынке грузовых автомобилей

В. Салыгин

В третьем квартале на рынке грузовых автомобилей существенных изменений не произошло. Наметившееся в мае-июне оживление дальнейшего развития не получило. Объемы продаж оставались на прежнем уровне, рыночные цены продолжали ежемесячно монотонно расти.

Заметно стабилизировалось положение в секторе большегрузных автомобилей. В значительной мере этому способствовала достаточно ритмичная работа Камского завода, вышедшего, наконец, на безубыточный уровень производства – более тысячи автомобилей ежемесячно.

Динамика рыночных цен на грузовые автомобили в течение квартала характеризовалась их постепенным ростом с незначительными отклонениями по маркам и моделям. Темпы роста цен в целом были близки к уровню инфляции. Наиболее значительное увеличение цен в период июль – сентябрь отмечено по модельному ряду автомобилей МАЗ (10 – 15%). Медленнее росли цены на автомобили КрАЗ (5 – 8%), КамАЗ (3 – 5%) и Урал (2 – 4%). Фактически неизменными оставались цены на транспортные средства Московского завода АМО ЗИЛ.

Основной причиной устойчивого роста цен, как заводских (отпускных), так и рыночных, является продолжающееся увеличение затрат на комплектующие, материалы, электроэнергию, топливо и других издержек, существенно влияющих на себестоимость готовой продукции. В частности, за первое полугодие продукция металлургического комплекса (в том числе конструкционная сталь, листовой прокат и другие материалы) подорожали на 40 – 60%, электроэнергия, отпускаемая промышленным потребителям – на 15%, дизельное топливо – на 78%.

Позитивное воздействие на состояние рынка оказывают достаточно стабильные объемы выпуска грузовых автомобилей в текущем году. Если в середине 1998 года наблюдался значительный спад производства автомобильной техники, то в истекшем периоде этого года среднемесячное производство грузовых автомобилей сохранялось на уровне 1 300 – 1 400 машин. По итогам первого полугодия, по данным Автосельхозмаш-холдинга, в стране произведено 82 096 грузовых автомобилей (включая шасси), что составляет 114,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Помимо упомянутого выше ОАО «КамАЗ», где рост производства автомобильной техники составил сотни процентов (в прошлом году завод практически простаивал), АО «УралАЗ» увеличил выпуск на 35,5% (преимущественно за счет роста производства лесовозов Урал-43204 в 2,5 раза и бортовых Урал-4320 в 1,5 раза) , АО «ИЖмаш-Авто» – на 23%, ОАО «ГАЗ» – на 14,3 % (преимущественно за счет увеличения выпуска ГАЗ-3302 «Газель» на 1410 штук ) и Новоуральский ЗАО «УАМЗ», выпускающий проверенные временем автомобили ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 – на 9,6%.

В то же время несколько снизилось производство на АМО ЗИЛ (10%) и АООТ «УАЗ» (11,7%), а также на заводах Белоруссии (ПК «МАЗ» – на 8,4%, ПО «БелАЗ» – на 11%) и более значительно Украины (ПО «АвтоКрАЗ» – на 45,2%).

Объем продаж в январе – июне 1999 года увеличился на 13,9% и составил 82513 штук. Наиболее существенно продажи автомобильной техники выросли по автомобилям КамАЗ и Урал (96,6 и 24% соответственно), в меньшей степени – ГАЗ и ЗИЛ (6,6 и 4,4% соответственно). Вследствие этого уровень продаж грузовых автомобилей от объема их производства в Российской Федерации достиг 100,5%, а остаток нереализованной продукции сократился в 1,5 раза.

Если верить сообщениям Российского статистического агентства, в июле и августе текущего года рост промышленного производства в стране продолжался: в июле он составил 12,8%, в августе – 16 по сравнению с соответствующими месяцами прошлого года. При этом выпуск продукции машиностроения в августе вырос на 24,3%. Согласно прогнозу специалистов Автосельхозмаш-холдинга, составленного по данным предприятий отечественного автомобилестроения, в текущем году может быть произведено более 160 тысяч грузовых автомобилей, то есть рост выпуска может составить 11%.

С учетом существенного падения продаж импортной автотехники, конъюнктурная ситуация текущего года складывается более благоприятной для отечественных автозаводов и создает дополнительные возможности для реализации произведенных автомобилей. Большинство российских предприятий со своей стороны, несмотря на переживаемые трудности, весьма активно ведет поиск своей ниши в рыночной экономике, пересматривает номенклатуру выпускаемой продукции с учетом требований основных потребителей, совершенствует товаропроводящую сеть.

Если Горьковский автомобильный завод и Московский ЗИЛ по-прежнему делают ставку на малотоннажные автомобили (производство «Газелей» в текущем году планируется довести до 90 тысяч, «Бычков» всех модификаций – до 18 тысяч штук), то Уральский и Камский автозаводы свои надежды связывают преимущественно со специальной техникой. В качестве ее основных потребителей рассматриваются предприятия топливно-энергетического комплекса, дорожного строительства, лесного хозяйства, горно-добывающей промышленности.

В частности, до конца текущего года Камский автозавод планирует поставить на конвейер производство очередной модификации, как говорят заводчане, «ударной модели» – самосвал КамАЗ-65115-04 с колесной формулой 6х4. Он будет оснащен турбонаддувным двигателем КамАЗ-740.30-260 с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, получившим в этом году сертификат соответствия экологическим требованиям Еurо-2. Улучшение силовых характеристик (крутящий момент равен 120 кгс•м) позволяет использовать автомобиль с прицепом. Грузоподъемность автопоезда в этом случае составит 25 тонн. Применение таких самосвалов с прицепами, по оценке специалистов, наиболее эффективно на строительстве дорог. Для удовлетворения специфических требований нефтяников и газовиков предназначен полноприводный самосвал КамАЗ-65111 грузоподъемностью 14 тонн с двигателем КамАЗ-7403.-260. Результаты проведенных испытаний дают заводу основания надеяться на то, что эта машина сможет успешно конкурировать с аналогичными автомобилями Минского и Кременчугского заводов. Чтобы поднять качество и надежность автомобилей на заводе ужесточается контроль за соблюдением на всех стадиях изготовления требований, зафиксированных в системе международных стандартов серии ИСО-9000.

Медленно, но уверенно российские производители осознают простую истину: при рыночной экономике важно не только изготовить технику с высокими потребительскими свойствами, но и умело ее реализовать.

С тем, чтобы увеличить денежную составляющую в общем объеме продаж, предприятия-производители совершенствуют формы расчета. Ряду заводов, в том числе АМО ЗИЛ, ОАО «КамАЗ», удалось поднять уровень продаж по предоплате и избежать значительного роста дебиторской задолженности. Так, в июле Камским автозаводом были реализованы по предоплате более 300 автомобилей, то есть третья часть ежемесячного выпуска. Кроме того, при продаже автомобилей через дилеров и дистрибьюторов сокращаются сроки реализации (для «камазовских» дилеров – с 45 – 60 дней до 20).

Однако, несмотря на активные меры, предпринимаемые российскими заводами по восстановлению нормальных денежных расчетов, доля бартерных и вексельных сделок, взаимозачетов, энергозачетов и других видов оплат приобретаемой автотехники составляет, по оценке специалистов, по маркетингу от 20 до 40%. Значительными остаются объемы продаж грузовых автомобилей на так называемом «сером» рынке по заниженным ценам. На него в основном поступают машины, которыми заводы по-прежнему вынуждены расплачиваться при расчетах с внебюджетными, а порой и бюджетными фондами и партнерами (чаще всего – поставщиками).

Что касается рыночных цен на грузовые автомобили в ближайшие 1,5 – 2 месяца, то следует ожидать ускорения их роста (до 2 – 4% ежемесячно). Это может быть обусловлено как сезонными факторами (завершение сельскохозяйственных работ, заготовительная деятельность и связанная с ней активизация автомобильных перевозок, обновление коммунальной техники), так и предполагаемым оживлением рынка в связи с некоторым промышленным подъемом – все больше субъектов хозяйствования становятся платежеспособными.