«ИКран»

Им и Лувр по плечу!

Краны-манипуляторы на автомобильных шасси – универсальные решения для многих отраслей

Краны-манипуляторы – это один из самых востребованных во всем мире видов многофункциональной спецтехники. Кстати, если бы преступники, которые ограбили недавно Лувр, были технически грамотными, они использовали бы не подъемник с прямой телескопической стрелой, а кран-манипулятор с люлькой, который значительно маневреннее, занимает меньше места и значительно удобнее для подъема. 
В статье мы рассмотрим, что обеспечивает универсальные возможности этих установок и в каких отраслях они используются с наибольшей эффективностью.
XCMG
Глобальная компания XCMG предлагает российскому рынку широкий модельный ряд тросовых и гидравлических кранов-манипуляторов L- и Z-образных, а также модели «совмещенного» типа: с шарнирным сочленением 1-й и 2-й секций стрелы и телескопируемыми следующими секциями. КМУ XCMG по своей технологичности не уступают ведущим мировым брендам. Стрелы овоидного сечения изготавливаются из высококачественной коррозионно-стойкой стали, имеют по 3–6 секций выдвижения, наиболее нагруженные места усиливаются.

В линейке имеются модели с максимальной грузоподъемностью от 1,5 до 43 т, с грузовым моментом от 2 до 74 тм и вылетом стрелы от 11,2 до 21 м. Установки способны поворачиваться на 360º. У некоторых моделей стрела может опускаться ниже уровня горизонта.

Управление краном-манипулятором осуществляется рычагами с земли с двух сторон автомобиля, часть моделей комплектуется верхним постом управления и дистанционным радиоуправлением. Рабочие характеристики КМУ представляются на мониторе в режиме реального времени. Системы управления кранов-манипуляторов оснащаются различными автоматическими функциями: ограничителя грузового момента (при возникновении перегрузки он автоматически ограничивает движение стрелы в опасном направлении), автоматического складывания/ раскладывания крана-манипулятора с помощью одного нажатия кнопки, автоматического складывания крюка и т.д. Компания XCMG предлагает для своих КМУ телематическую систему, которая в режиме реального времени предоставляет руководителям предприятия удаленный доступ к характеристикам работы и диагностическим данным каждой краноманипуляторной установки.

XCMG

Краны-манипуляторы XCMG устанавливаются на шасси грузовиков, на гусеничный ход и на шасси полуприцепа. Машины комплектуются выдвижными гидравлическими аут­ригерами закрытого типа – с коробами, защищающими штоки гидроцилиндров от повреждений. Гидравлические опоры КМУ XCMG позволяют изменить угол наклона грузовика, тем самым обеспечивая удобство погрузки грузов сложной конфигурации. В ассортименте имеются установки, укомплектованные буровым оборудованием.

XCMG

Краны-манипуляторы могут устанавливаться на мобильные шасси (автомобили и гусеничные платформы). Эти установки, в отличие от схожего, но все же иного оборудования – гидроманипуляторов, рассчитаны на работы средней интенсивности, но с высокой точностью движений, для чего оснащаются высокоточным гидрооборудованием, которое работает с умеренной скоростью. За счет этого и время рабочего цикла у КМУ умеренное, не слишком короткое. КМУ перемещают грузы с помощью своего основного рабочего органа – крюковой подвески и обычно не имеют гидравлического привода к нему. Конструкции КМУ, применяемых в России, как правило, не очень массивны. Расходы в гидросистеме КМУ составляют примерно 10–45 л/мин при давлении от 25 до 33 МПа. Специалисты отмечают, что отечественные потребители отдают предпочтение тросовым КМУ и в настоящий момент на рынке наблюдается рост спроса на КМУ большей грузоподъемности (7–8 т).

«ИКран»
ООО «ИКран» (г. Набережные Челны) создано в 2023 г. южнокорейской компанией DY (DongYang) для локализации производства в России своих универсальных тросовых КМУ. «Икран», предлагая корейское качество, адаптированное под российские условия эксплуатации, усиливает таким образом свои позиции на российском рынке тросовых КМУ. «ИКран» подчеркивает, что локализация продукции не является упрощением производства. Производство ведется в соответствии с корейской технологической документацией, при участии инженеров из головного офиса DY в Корее и при постоянном контроле качества, что позволяет сохранять технологическую преемственность и официальный статус поставок даже в условиях санкций.

Даже если названия моделей различаются, технологии и стандарты остаются корейскими. Компания следует принципу, согласно которому важна не только поставка техники, но и ответственность за сервис и обеспечение запасными частями. Изделия сохраняют характеристики техники, выпускаемой в Корее, при этом адаптация к российским условиям обеспечивает дополнительную надежность.

В настоящее время уже локализованы и серийно выпускаются модели RS1926 II и RS1956 ACE грузоподъемностью 7 и 8 т соответственно, а также модель RS1966 ACE грузоподъемностью 9 т.

«ИКран»

Краны «ИКран» совместимы на 100% с корейской серией DY SS и сохраняют все характеристики оригинальных изделий. Это делает продукцию компании «ИКран» уникальным предложением на российском рынке.

Особое внимание уделено прочности и долговечности металлоконструкций. При использовании российских металлов толщина стали увеличена с 3,2 до 4 мм и с 4,5 до 5 мм. Такое решение значительно повышает жесткость и надежность конструкции, особенно в условиях низких температур и больших эксплуатационных нагрузок. В соответствии с этим «ИКран» предоставляет расширенную гарантию на металлоконструкцию сроком 18 месяцев.

Компания формирует полноценную сервисную экосистему. Российские модели RS от «ИКран» обслуживаются через официальную сервисную сеть и авторизованные сервисные центры. Поддержка распространяется и на владельцев корейских КМУ серии SS от DY, включая поставку запасных частей и гарантийное сопровождение. Покупателям кранов RS «ИКран» при процедуре подтверждения по сервисной книжке предоставляется скидка 30% на запчасти.

В условиях санкций «ИКран» является официальным каналом поставок продукции DY в России. Компания DY сознательно выбрала путь сотрудничества с российскими клиентами, обеспечивая стабильные поставки, доступность комплектующих и долгосрочную поддержку. Корейские технологии, российская сборка и расширенная гарантия образуют основу, на которой «ИКран» строит свою деятельность на российском рынке.

«ИНМАН»
АО «ИНМАН» (г. Ишимбай, Республика Башкортостан), входящее в группу ПАЛФИНГЕР, производит тросовые, шарнирно-сочлененные и эвакуаторные краны-манипуляторы ИНМАН. В линейке производителя более 25 моделей КМУ и более 100 модификаций максимальной грузоподъемностью от 990 до 20 000 кг, с грузовым моментом от 1,4 до 40 тм, с максимальным вылетом стрелы от 3,1 до 19 м. Стрелы имеют 6-гранный профиль и до 6 телескопических секций.

Предприятие провело большую работу по импортозамещению компонентов установок. Металлоконструкции КМУ изготавливаются из высококачественной стали. Все КМУ сертифицированы на соответствие ТР ТС 10/2011 с расширенным списком стандартов ГОСТ, оснащены всеми требуемыми приборами безопасности согласно нормативной документации РФ.

В зависимости от модели и исполнения управление КМУ ИНМАН может осуществляться с сиденья на колонне или с земли с двух сторон.

«ИНМАН»

Предлагаются опции: системы охлаждения гидравлической жидкости, гидравлические лебедки различной грузоподъемности, люльки для высотных работ (электроизоляция 1000 В, грузоподъемность 250 кг, одно- или двухместная, с гравитационным механизмом горизонтирования, устройством фиксации рабочего положения люльки относительно стрелового оборудования и системой аварийного опускания люльки, высота подъема до 21 м), грейфер для сыпучих грузов, экскаваторный ковш для мелких земляных работ, захват для труб и бурильное оборудование (максимальная глубина бурения 4,5 м, диаметр шнека 360–630 мм). Комплект гидрофикации на 4 линии (2 рабочих движения) позволяет подключать навесное оборудование для расширения функций КМУ. Автомобиль с тяжелыми КМУ может быть оборудован дополнительными опорами, для которых возможно дооснащение гидравлическим поворотом и увеличенным раздвижением.

КМУ «ИНМАН» монтируются на различные колесные и гусеничные шасси, а также на стационарные фундаменты и металлоконструкции. Установки серийного изготовления рассчитаны на работу при температурах окружающей среды от –40 до +40 °C, возможно изготовление как в арктическом, так и в тропическом исполнении.

«ИНМАН»

Краны-манипуляторы тросового типа способны перемещать груз строго по вертикали и позиционировать его ниже уровня земли. Шарнирно-сочлененные краны-манипуляторы обладают лучшей «маневренностью» и лучше подходят для эксплуатации в условиях ограниченного рабочего пространства.

«Галичский автокрановый завод»
АО «Галичский автокрановый завод» (Костромская обл., г. Галич) выпускает модель L-образного тросового крана-манипулятора с гидравлическим приводом «Галичанин» КМУ-150/ КМА-150 в стационарном исполнении и на автомобильных шасси, с линейкой комплектаций. Базовые характеристики у всех вариантов одинаковые: максимальная грузоподъемность 7 т; максимальный грузовой момент 15 тм; максимальный вылет стрелы 19 м.

Стрела имеет 6-гранный профиль и 6 телескопируемых секций. Возможно телескопирование стрелы с грузом. Колонна КМУ вращается без ограничения (360°), угол опускания стрелы ниже горизонта 15°.

Управление рабочим оборудованием осуществляется с верхнего поста сиденья рукоятками. Имеются манометр, прибор безопасности для отслеживания нагрузки крана, клавиши электрооборудования со степенью защиты IP67, позволяющей работать в любых погодных условиях, прибор безопасности с индикацией предельных нагрузок и др. Гидросистема комплектуется оцинкованными трубопроводами, опционно – системой охлаждения гидравлического масла. РВД имеют пластиковую защиту, предохраняющую от сильных ударов, а в случае разрыва шланга защищают оператора от попадания горячего масла. Машины оборудуются гидравлическими опорами – аутригерами, которые могут выдвигаться независимо друг от друга.

«Галичский автокрановый завод»

Исполнения отличаются наличием бурового оборудования (диаметр шнека до 500 мм; глубина бурения до 8,5 м), а также двухместной рабочей платформы (электроизоляция 1000 В, грузоподъемность 250 кг, максимальный вылет 13,6 м, рабочая высота подъема до 22 м, рабочая зона ±90° от положения «стрела назад»).

КМУ-150 в комплектации с поворотной или неповоротной рабочей платформой оборудуется дистанционным радиоуправлением (возможно подключение пульта по кабелю) и устройствами безопасности: ограничителем предельной нагрузки и от опрокидывания; системами защиты от опасных напряжений, контроля положения аутригеров, контроля горизонтального положения пола платформы, устройством аварийного опускания рабочей платформы, гидрозамками аутригеров, сигнализацией угла наклона подъемника, а также датчиком скорости ветра (анемометром).

«Галичский автокрановый завод»

Что обеспечивает универсальные возможности КМУ?

Сегодня краны-манипуляторы на автомобильных шасси – привычное зрелище и на городских улицах, и на строительных площадках, и в сельхозпредприятиях. И не зря! Назовем некоторые уникальные качества этих машин.

Многофункциональность. Краны-манипуляторы, установленные на шасси грузового автомобиля, способны выполнять полный цикл работ: точно и аккуратно произвести погрузку, перевезти груз и разгрузить, не повредив, на месте назначения. При этом управляет машиной всего один человек – водитель с удостоверением машиниста крана-манипулятора.

К тому же на стрелы КМУ можно устанавливать множество дополнительного оборудования: рабочие платформы для проведения высотных работ, а также грейферы, ковши и др.

«Клинцовский автокрановый завод»
В ассортименте АО «Клинцовского автокранового завода» (г. Клинцы Брянской обл.) восемь вариантов (со множеством исполнений с разным количеством гидравлических телескопируемых секций стрелы: от 1 до 4) краноманипуляторных установок – отдельно, и на автомобилях отечественного и зарубежного производства повышенной проходимости (с колесной формулой 6х6).

Грузоподъемность КМУ модельного ряда составляет на минимальном вылете от 0,99 до 10 т и на максимальном вылете – от 0,4 до 4,57 т; грузовой момент – от 2,92 до 26,9 тм; максимальная высота подъема – от 7,9 до 14,5 м; угол поворота колонны – от 390 до 410° в зависимости от модели. Место управления установкой – с земли, способ управления механический.

«Клинцовский автокрановый завод»

Для КМУ предлагаются в качестве опций: пульт дистанционного радиоуправления; верхний пост управления на колонне; грузовая лебедка; задние телескопические опоры и рабочая платформа для высотных работ.

«Клинцовский автокрановый завод»

Экономичность. Таким образом, одна машина заменяет несколько видов спецтехники (грузовик, кран, автовышку, погрузчик и т.д.), сокращаются производственные расходы: на топливо и персонал, экономится рабочее время.

«Майкопский машиностроительный завод»
ООО «Майкопский машиностроительный завод» (Республика Адыгея, г. Майкоп) выпускает КМУ серии «АТЛАНТ-С» (4 модели L- и Z-образного типов с максимальной грузоподъемностью от 2 до 4,6 т, грузовым моментом 3,5–12 тм и максимальной длиной вылета 5,4–12,8 м). Предлагаются различные исполнения моделей КМУ – с опциями разной величины вылета стрелы. Угол поворота колонны составляет 368–400°. В конструкции используется сталь марки 09Г-2С. КМУ предназначены для монтажа на автомобили и колесные тракторы и для стационарной работы.

Возможно управление КМУ с сиденья, расположенного на колонне, с земли или с дистанционного пульта. Система управления КМУ с земли дублируется с обеих сторон автомобиля. В стандартную комплектацию КМУ входит гидравлический привод выдвижения балок опор и ограничитель грузового момента с системой контроля и безопасности М-STAR, позволяющей контролировать ее рабочие режимы. Предусмотрена световая сигнализация, предупреждающая оператора о предельном режиме работы и блокирующая работу КМУ при недопустимых перегрузках.

«Майкопский машиностроительный завод»

Система складывания КМУ позволяет компактно расположить их в транспортном положении поперек продольной оси автомобиля, не загромождая кузов. КМУ могут комплектоваться тросовой гидравлической лебедкой, позволяющей производить работы в стесненных условиях, а также в котлованах глубиной до 14 м. Возможна установка на КМУ различного навесного оборудования: грейферов для сыпучих или круглых материалов, захватов для поддонов с кирпичом, бочек, бордюрных камней, а также на КМУ ЛВ-220 гидравлического бура с глубиной бурения до 4 м.

В качестве опции предлагаются дополнительная балка с выдвижными опорами, повышающая устойчивость автомобиля при работе с КМУ; демпфер механизма поворота колонны, уменьшающий динамические нагрузки при повороте и остановке колонны.

«Майкопский машиностроительный завод»

Широкий спектр применения. Сфера применения кранов-манипуляторов, пожалуй, даже шире, чем у их гидравлических «братьев». Одна из причин этого – КМУ обычно до 35% дешевле гидроманипулятора со сравнимым грузовым моментом. Работы в строительной, коммунальной отраслях, складском хозяйстве и логистике, связанные с точным позиционированием грузов, особенно ниже уровня опорной поверхности, выполняются кранами-манипуляторами. С помощью КМУ с большой точностью укладывают бетонные дорожные плиты, подают строительные материалы (причем, любые: пакетированные, сыпучие) в окна этажей невысоких строящихся зданий и через загородки. Находят применение КМУ и при перемещении грузов в сельском хозяйстве.

Всем известны городские автоэвакуаторы с КМУ, которые, кстати, используются также для перевозки малой строительной (дорожных катков, дизель-генераторов и т.д.) и сельскохозяйственной техники к местам работы, строительных бытовок, торговых киосков и грузовых контейнеров. Широчайшая область применения у КМУ, оснащенных рабочими люльками. Это и монтаж рекламных щитов, и монтаж/ обслуживание воздушных линий электропередачи, и отделка фасадов зданий, очистка крыш от снега и льда зимой, очистка и реставрация памятников, обрезка и опрыскивание деревьев. КМУ с буровой установкой справляются с возведением дорожных и прочих ограждений. Оборудованные гидромолотом или перфоратором краноманипуляторные установки применяются для точечного сноса частей строения, не повреждая соседние элементы здания. И это далеко не все «профессии» манипуляторов!

АЗ «Чайка-Сервис»
Автомобильный завод «Чайка-Сервис» (г. Нижний Новгород) разработал собственную линию краноманипуляторных установок «Чайка NR». В линейке пять Z-образных моделей и одна L-образная.

Для увеличения срока службы крана все шарнирные соединения оснащены самосмазывающимися втулками скольжения. Боковые зазоры между секциями стрелы регулируются винтами. КМУ имеют грузовой момент от 2,6 до 26 тм, горизонтальный вылет стрелы от 6,75 до 10,3 м, максимальная грузоподъемность составляет 800–8450 кг, угол поворота колонны установок – от 370 до 410° и собственная масса установок от 475 до 2500 кг.

Предприятие предлагает комплектную технику: КМУ (собственного производства и других брендов), установленные на 2- и 3-осные автомобили отечественных и зарубежных марок с разными колесными формулами, а также на гусеничном шасси плавающего снегоболотохода высокой проходимости ТТМ-3. Эти машины имеют ОТТС и фирменное наименование «Чайка-Сервис» с индексом модели.

АЗ «Чайка-Сервис»

В ассортименте предприятия широчайшая линейка КМУ на базе автомобилей, и в том числе ряд многофункциональных кранов (МФК) – это КМУ, оснащенные буровой установкой (БКМ), а также люлькой (производства «Чайка-Сервис») для высотных работ. В сертифицированной люльке обеспечено пространство для удобного размещения двух рабочих с инструментом. Есть возможность поворота электроизолированной рабочей площадки на необходимый угол.

По заказу КМУ «Чайка NR» могут оснащаться радиопультом дистанционного управления, дополнительной секцией стрелы с ручным выдвижением, «северным пакетом» оборудования для эксплуатации при температурах до –50 °С, а также сменным навесным оборудованием: буром, различными грейферами и траверсой для подъема автомобилей до 3,5 т. Автомобили с КМУ могут комплектоваться двухрядной семиместной кабиной «Тайга» собственной разработки АЗ «Чайка-Сервис». Кабина «Тайга» отличается от стандартной существенно увеличенными размерами.

АЗ «Чайка-Сервис»

Мобильность. Грузоподъемное оборудование – кран-манипулятор – имеет возможность быстро перемещаться между объектами.

Маневренность. Техника с краном-манипулятором может работать на широких просторах, а кроме того, может иметь компактные размеры и хорошую маневренность, за счет чего эта машина способна выполнять задачи в условиях ограниченного пространства плотной городской застройки или строительной площадки, вплотную к зданиям и сооружениям, где крупногабаритная техника не пройдет. Благодаря выдвижным стрелам и опорам спецтехника способна выполнять манипуляции на ограниченной площади, не мешая движению транспорта и пешеходов.

HYUNDAI EVERDIGM
В линейке краноманипуляторных установок корейского производства бренда HYUNDAI EVERDIGM восемь L-образных моделей с канатной подвеской крюка, каждая из которых может быть изготовлена в стационарной морской версии на тумбе.

Максимальная грузоподъемность – от 3200 до 10 000 кг, рабочий радиус – от 9,8 до 22,8 м. Стрелы 6-гранного профиля имеют от 4 до 7 телескопируемых секций. Боковые пластины скольжения секций стрелы сокращают затраты времени и средств на смазку. У моделей с цифрой 2 в наименовании стрела может опускаться ниже уровня горизонта (–16°), что позволяет установить на них гидробур и монтировать рабочую платформу прямо на земле. Все металлические детали оцинкованы для защиты от коррозии.

HYUNDAI EVERDIGM

Наиболее мощные модели в базовой комплектации оборудуются системой охлаждения гидравлического масла, двумя парами аутригеров (у легких моделей только передние аутригеры, а задние – опция) с нижним управлением с двух сторон и верхним постом управления, который может быть дополнен тентом от дождя и снега. Опционально предлагаются аутригеры поворотного типа.

Полный комплекс штатных устройств безопасности обеспечивает комфортную и безаварийную работу установки: система защиты от перегрузки с предупредительной сигнализацией – автоматический ограничитель грузового момента, а еще радиоканал блокировки перемотки (беспроводной ограничитель подъема крюка, который предназначен для контроля его положения и автоматического отключения привода лебедки при приближении крюка к верхнему крайнему положению); индикатор угла подъема стрелы; гидрозамки на всех гидроцилиндрах; предохранительный клапан в гидросистеме; автоматический механический тормоз лебедки и датчик на последние три витка каната на барабане. Все модели оснащены суппортом для монтажа люльки.

HYUNDAI EVERDIGM

Удобство и безопасность. Современные краны-манипуляторы имеют удобную систему управления и оснащаются приборами защиты от перегрузки, опрокидывания и других ситуаций, приводящих к травмированию людей и порче груза.

KANGLIM
В ассортименте южнокорейской компании KANGLIM порядка 12 моделей КМУ Kanglim с L-образными стрелами 6-гранного профиля и с тросовой подвеской крюка, количество телескопируемых секций – от 3 до 6. Максимальная грузоподъемность установок составляет от 3000 до 15 000 кг, максимальный рабочий радиус – от 7,5 до 29,8 м, а высота подъема – от 9,5 до 32,3 м. Угол вращения стрел КМУ 360° (неограниченный). Аутригеры выдвижные гидравлические. Краноманипуляторные установки могут монтироваться на шасси грузовиков-вездеходов российского и импортного производства, а также на трактора соответствующей грузоподъемности.

КМУ Kanglim оснащены всеми необходимыми системами безопасности и органами управления. Радиопульт дистанционного управления GL HETRONIC (Германия) обеспечивает пропорциональное управление каждой рабочей операцией КМУ, люльки и буровой установки. Предлагаются на выбор пульты с тремя джойстиками двойной оси и с шестью типа «весло». Технология Memory Key «запоминает» параметры и настройки. За счет эргономичной конструкции пульта снижается утомляемость оператора во время работы.

Краноманипуляторные установки Kanglim за счет дистанционного пульта управления и современных систем безопасности могут эксплуатироваться одним человеком (водитель-оператор).

КМУ Kanglim также рассчитаны на работу с монтажной люлькой Kanglim для высотных работ. Грузоподъемность люльки – 200 кг, длина – 1,5 м, ширина – 1 м. Вместимость – 2 человека. Люлька оснащается быстросъемным креплением (позволяет установить люльку за несколько минут), редуктором поворота, гуськом и гидравлической системой контроля горизонтального положения пола люльки. Также предлагается электроизолированная люлька Kanglim. Возможно оснащение кранов-манипуляторов Kanglim буровыми установками Kanglim и других производителей. Предлагаются кабина и тент оператора для КМУ Kanglim.

KANGLIM
 

Краны-манипуляторы на автомобильных шасси – универсальное оборудование, и мы постарались максимально полно отразить это в статье. И тем не менее: для выполнения каждой работы в конкретных условиях манипулятор следует тщательно подбирать. Только хорошо подобранный кран-манипулятор будет выполнять необходимые задачи эффективно и рентабельно.

И еще следует учитывать, что краны-манипуляторы не рассчитаны на длительную работу стрелой в качестве автокрана. КМУ оптимальны для небольших объемов погрузочно-разгрузочных работ с относительно легкими грузами. Кран-манипулятор с буровым оборудованием не заменит собой полноценную буровую установку, КМУ с люлькой не заменит полноценную автовышку. Не стоит связывать с ним слишком большие ожидания. Но если вы выбираете универсальную многофункциональную машину, то автомобиль с краном-манипулятором – идеальный вариант.

компании по теме статьи
компании по теме статьи