Арзамасский завод «КОММАШ»

Уборка летом: комбинированные дорожные машины

В современной России сегмент комбинированных и универсальных дорожных машин всегда оставался за отечественным производителем, причем не только за счет мер здорового протекционизма. Сегодня российским заводам приходится работать в сложных экономических условиях, тем не менее они не останавливаются, продолжают конструкторские разработки, совершенствуют и расширяют модельные ряды.

Термины «комбинированная» и «универсальная» дорожная машина слились: сегодня все дорожные машины на автомобильном шасси и на базе самосвала называют комбинированными, что упрощает восприятие, тем более что между комбинированной и универсальной машинами очень много общего.

В основной, стандартный состав оборудования КДМ для летнего содержания дорог входят емкости для воды, фронтальное поливомоечное и размещенное к колксной базе щеточное оборудование.

По размерам и мощности комбинированные машины подразделяют на магистральные, городские и компактные. Магистральные используют для патрульной уборки региональных и федеральных дорог на скорости транспортного потока. Это самые мощные, проходимые и производительные машины.

Компактные машины нужны для уборки нешироких, заставленных улиц и дворов. Их строят на базе 2-осных грузовиков. Городские машины занимают промежуточное положение, для дворов они великоваты, для магистралей слабоваты, посему их можно считать универсальными.

Сегодня много внимания уделяют магистральным машинам. Расширяется сеть благоустроенных федеральных трасс, которые нужно содержать так, чтобы не мешать транспортному потоку. В прежние времена на этом направлении работало много импортного оборудования на базе мощных импортных грузовиков, которые сегодня необходимо заместить техникой, не уступающей по рабочим параметрам.

Также уделяют внимание компактным машинам, но в этом сегменте еще много ручного труда. С одной стороны, ручная уборка – продиктованная заставленными улицами и дворами необходимость, с другой, она же служит тормозом для механизации. Развитие этого направления в большей степени определяет законотворческая и правоохранительная деятельность, а не технический прогресс.

Арзамасский завод «КОММАШ»

Арзамасский завод «КОММАШ» выпускает широкую гамму КДМ: магистральные, городские и компактные, некоторые модели попадают в две категории.

Конструкция и технология производства всех моделей хорошо отработаны и изменяются по мере изменений рыночных условий, прежде всего состава комплектующих и материалов.

Магистральные представлены моделями КО-829С1, КО-829С1-02, КО-829С1-03 с пластиковыми баками для воды общим объемом 10 м3, которые устанавливают в кузов самосвала объемом 12–20 м3 на шасси 6х4 – КАМАЗ-65115, 6520, 6522, МАЗ-6501. Баки выполнены из пластика толщиной 8 мм, устойчивого к ударам и воздействию внешней среды. В состав оборудования входят низконапорная и высоконапорная мойки, которые подают воду под напором к фронтальным поливомоечным рейкам. Низконапорная мойка служит для орошения и смыва пыли с полосы дороги шириной 2,5–20 м.

Следующая машина с высоконапорной мойкой, которая обеспечивает рабочую зону шириной по горизонтали 2,8-3,5 м, по вертикали 0,8 м, движется вдоль края дорожного покрытия и благодаря высокому давлению воды перемещает грязь на обочину или к бортовому камню, откуда ее может собрать вакуумная подметально-уборочная машина.

В качестве опций к поливомоечному оборудованию предлагают щетку фронтальную, щетку межбазовую, щетку заднюю, щетку для мойки барьерных ограждений, распылительный пистолет.

В состав зимних опций входит распределитель, устанавливаемый в кузов самосвала без вспомогательных механизмов, а также комплект плужного оборудования: передний скоростной, боковой и грейдерный отвалы. Также возможно использование щеточного оборудования, использующегося в летний период.

Городские модели КО-829Б1/Д1 представляют собой стальную цистерну объемом 10 или 12 м3, которую устанавливают на базе шасси КАМАЗ-53605, КАМАЗ-65115, на шасси МАЗ-5340. Опционально возможно изготовить цистерну из нержавеющей стали, значительно продлевающей срок эксплуатации поливомоечного оборудования. Низконапорную мойку подключают к фронтальной рейке. В качестве опций предлагают высоконапорную мойку и межбазовую щетку с 1 или 2 гидромоторами привода.

В зимний период устанавливается сменное оборудование для распределения твердых противогололедных реагентов. А на переднюю монтажную плиту устанавливается передний плуг с гидроповоротом.

Компактная модель КО-829А1 включает стальную цистерну объемом 7,5 м3, которую устанавливают на шасси КАМАЗ-43253 4х2. Низконапорная мойка подключается к фронтальной рейке для обработки полосы шириной 2,5–20 м. В качестве опций фигурируют фронтальная, межбазовая, барьерная щетки и распределительный пистолет. Модификация КО-829АМ на базе МАЗ-4381 отличается объемом цистерны 5,5 м3. Также есть варианты зимнего распределительного оборудования.

У всех моделей КОММАШ предусмотрено управление оборудованием и навесными опциями из кабины, что позволяет оперативно включать и выключать работу функциональных агрегатов, а также эффективно расходовать воду и реагенты.

Смоленский «Завод КДМ»

Смоленский «Завод КДМ» подразделяет свои КДМ на городские и магистральные – 46 модификаций на шасси и самосвалах КАМАЗ, ГАЗ, МАЗ и распространенных китайских и европейских марок. 45% техники выпускают на базе КАМАЗ.

В марте 2025 г. компания запустила в производство две новые модели: КДМ ЭД270 на базе «Валдай 12» и ЭД244 на базе МАЗ 5340. ЭД270 на базе «Валдай 12» – компактная машина, способная нести на себе много оборудования: пластиковые баки объемом 6 м3, высоконапорную мойку и раскладную рейку, обеспечивающую полосу полива 2,7–3,2 м под давлением 200 бар. Межбазовая щетка ЩС40 обрабатывает полосу шириной 2,2 м, а высоконапорный пистолет МР1000 эффективно справляется с мойкой элементов дорог, таких как дорожные знаки, остановки и пр.

При этом за счет большого угла поворота управляемых колес 50° и бескапотной кабины габаритная длина и маневренность у ЭД270 примерно такие же, как у ЭД250 на базе ГАЗон NEXT C41R13.

Вторая новинка – ЭД244 на базе МАЗ 5340 – представляет собой универсальный вариант, который можно использовать как в городе, так и за городом. Наборная емкость для воды 8 м3 может быть увеличена до 11 м3, спереди устанавливают низко- и высоконапорные рейки либо щеточное оборудование, в том числе для мойки барьерных ограждений. Особенность барьерной щетки в том, что она максимально отдалена от монтажной плиты, чтобы водителю было удобнее контролировать ее работу. Предусмотрены защита от удара о барьерное ограждение и реверс вращения, чтобы производить уборку слева и справа по ходу движения машины, а также электрический насос, способный закачивать воду из любых емкостей. В межбазовом пространстве установлена городская щетка ОМП253 с системой гидрокопирования дорожного полотна. Щетка предназначена для уборки на скорости до 40 км/ч.

Смоленский «Завод КДМ»

Модель ЭД405Б на базе КАМАЗ 65115 оснащают баками общей емкостью от 10 до 14 м3, высоконапорной мойкой со складной рейкой, межбазовой щеткой ЩС-40, фронтальной щеткой или барьерной.

ЭД250 на базе ГАЗон NEXT C41R13 – малогабаритная КДМ с 3-кубовым кузовом и баками из композита объемом 4 м3. Зимой машина выполняет патрульную и скоростную снегоочистку и распределение по проезжей части противогололедных материалов (в том числе увлажненных и жидких химических реагентов) с автоматической регулировкой дозирования от 5 до 50 г/м2. Летом производит полив и мойку дорожного полотна шириной от 2,7 до 3,2 м, сметание мусора с проезжей части, мойку дорожных знаков и элементов обстановки дорог.

Все оборудование, которым круглый год могут оснащаться дорожные машины производства ООО «Смоленский «Завод КДМ», является быстросъемным и может легко заменяться в зависимости от сезона и рабочих задач.

«Тосненский механический завод», крупнейший в Северо-Западном регионе производитель дорожной и коммунальной техники, предлагает комплекты оборудования собственного производства для установки на отечественные и импортные шасси и самосвалы.

Поливомоечное оборудование состоит из рамы и стального каркаса, в который установлены полиэтиленовые емкости. Размеры и емкость поливомоечного оборудования зависят от размеров и грузоподъемности шасси или самосвала. Завод изготавливает варианты 6, 8, 10 и 12 м3, включающие 3, 4, 5 и 6 емкостей. Поливомоечное оборудование предлагают в комплектациях БЮДЖЕТ и ЭКОНОМ.

«Тосненский механический завод»

Комплектация БЮДЖЕТ включает емкость, центробежный насос и две плоскоструйные форсунки, которые крепятся на специальной раме на бампере автомобиля. Под давлением 12 бар форсунки орошают и смывают пыль с полосы дороги шириной до 18 м. Под давлением 20 бар проводят мойку полосы до 8 м.

Более функциональный вариант 2-форсуночного оборудования включает поворотную на 30° рейку и барабан с брандспойтом и 15-метровым шлангом для ручной мойки элементов обустройства дороги. Рейка поворачивается при помощи управляемого из кабины гидроцилиндра.

В комплектацию ЭКОНОМ входят емкость, насос и ППУ 2700. Поливомоечную рейку ППУ 2700 поставляют в коммунальном исполнении шириной 2700 мм и магистральном шириной 3000 мм, устанавливают на специальной раме на бампер автомобиля. Насос создает давление до 20 бар и обеспечивает подачу до 350 л/мин. Оборудование обеспечивает полив на ширину до 18 м и мойку на ширину до 8 м. Рейка выполнена поворотной вправо-влево на 30°.

В комплект ППУ 2700 входит правая вертикальная штанга высотой 600 мм с 4 форсунками для мойки барьерных ограждений. Конструкция рейки предусматривает установку левой вертикальной штанги. По краям рейки установлены лягушки с изменяющимся углом полива. В комплект также входит барабан с брандспойтом и 15-метровым шлангом.

«Тосненский механический завод»

Рейка ППУ 2700А представляет собой более продвинутый вариант с базовой шириной 2700 мм и двумя откидными штангами, которые можно установить под произвольным углом от 0 до 90° при помощи гидроцилиндров, не выходя из кабины.

Щеточное оборудование включает центральную щетку ЦЩ-2500, которая используется как для летнего, так и для зимнего содержания дорог. Щетка устанавливается в межбазовом пространстве и поднимается двумя гидроцилиндрами. При работе щетка копирует профиль дороги для чистой уборки и предохранения от повреждений при наезде на неровности, а чтобы щетка не подпрыгивала, предусмотрен регулируемый гидравлический прижим. Приводится щетка гидромотором, установленным с левой стороны. Сама щетка состоит из вала и набора дисков с полипропиленовым ворсом. В комплект также входит кожух с резиновым фартуком для защиты несущей машины от грязи.

АО «Ряжский авторемонтный завод» предлагает для летнего содержания дорог поливомоечное оборудование в двух исполнениях: с полиэтиленовыми емкостями и со стальной цистерной. В зависимости от массы оборудование монтируют на шасси КАМАЗ и МАЗ с колесными формулами 4х2 и 6х4.

«Ряжский авторемонтный завод»

Наборный комплект из четырех полиэтиленовых емкостей общим объемом 10 м3, смонтированных на стальной раме с каркасом, устанавливают на 3-осные шасси КАМАЗ и 2-осные шасси МАЗ. Мембранный насос с 2-ступенчатой регулировкой производительности нагнетает воду к поворотной фронтальной рейке с 27 форсунками, выполненными из нержавеющей стали. Оборудование обеспечивает мойку полосы шириной до 10 м. Система управляется с помощью пропорционального распределителя и одного из шести электропневмораспределителей.

Фронтальная рейка может заменяться моечным оборудованием для шумозащитных экранов с ручным или гидравлическим управлением секциями либо бордюрной передней щеткой.

В колесной базе навешивают цилиндрическую щетку с гидравлическим приводом. Гидросистема с двумя гидроцилиндрами подъема щетки обеспечивает копирование профиля дороги и прижим щетки к поверхности во избежание подпрыгивания и вибраций. Рабочая жидкость охлаждается в дополнительном радиаторе. Общая ширина щетки по ворсу из полипропилена не менее 2,84 м, ширина обрабатываемой полосы не менее 2,5 м. Предусмотрен стальной кожух с резиновым фартуком для защиты автомобиля от грязи.

«Ряжский авторемонтный завод»

Комплектация для 2-осного шасси КАМАЗ отличается уменьшенным объемом емкости для воды – 7,5 м3. Вместо полипропиленовых емкостей возможна комплектация стальной цистерной объемом 7,5 м3 для 2-осных шасси, 10 и 13 м3 для 3-осных шасси. Конструкция цистерн чемоданного сечения предусматривает разделение перегородками для защиты от гидроудара. Снаружи цистерна покрывается грунтом с антикоррозийными добавками и окрашивается автомобильной эмалью.

Уральский завод дорожной техники «СПЕЦДОРМАШ», г. Берёзовский Свердловской области, выпускает комплекты оборудования для автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ, УРАЛ, Howo, Shacman и др., как новых, так и бывших в эксплуатации. Для воды предлагают наборные емкости из полипропилена и стальные цистерны объемом от 0,5 до 40 м3, в том числе из нержавеющей стали. При необходимости возможно изготовление емкостей по индивидуальному проекту. Емкость оснащают водяным насосом российского или итальянского производства производительностью от 72 до 300  м3/ч с гидравлическим приводом. Из емкости вода подается в высоконапорную рейку, которая обеспечивает рабочую зону шириной не менее 8 м при мойке и не менее 20 м при поливе.

«СПЕЦДОРМАШ»

Под заказ доступны высоконапорная рейка с уширителями 2,5–4 м, распределительный пистолет. Также доступны различные варианты щеточного оборудования: межбазовая щетка, фронтальная, задняя и щетка для мойки барьерных ограждений. Межбазовая щетка с полипропиленовой щетиной обеспечивает рабочую ширину 2500 мм на скорости до 40 км/ч. Щетка поднимается-опускается гидроцилиндром, приводится одним гидромотором, предусмотрен плавающий режим, копирующий поверхность дороги. Щетка дополнительно может оснащаться низконапорной системой орошения.

Фронтальная щетка с регулируемыми опорными колесами также обеспечивает уборку полосы 2500 мм на скорости до 40 км/ч. Щетка подвешивается на пирамидальной рамке на специальный бампер, вращается гидромотором, поднимается и опускается гидроцилиндром, второй гидроцилиндр регулирует поворот вправо-влево.

Задняя щетка подвешивается на рамке на монтажную плиту и регулируется по высоте и повороту вправо-влево отдельными гидроцилиндрами.

«СПЕЦДОРМАШ»
 

Российское машиностроение освоило и предлагает рынку широкую гамму комбинированных дорожных машин, ориентированных в первую очередь на российские и белорусские самосвалы и шасси. Производителей много, рынок сужается благодаря усилиям ЦБ РФ, так что уход бывших западных партнеров уровень конкуренции не понизил. Китайское машиностроение выпускает широкую номенклатуру коммунальной техники достаточно высокого качества, но экспансию на этот рынок начнут с полнокомплектных узкоспециальных машин, а не с массового продукта. Таким образом, российскому машиностроению в настоящее время и в обозримом будущем предстоит противостоять не внешним конкурентам, а внутренней кредитно-денежной политике.