Интервал по топливу считают (Ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники

Анализ рабочих жидкостей

Специалисты знают, что от чистоты рабочих жидкостей в значительной степени зависит ресурс агрегатов машины. Анализ рабочих жидкостей позволяет контролировать техническое состояние машин. Поэтому во многих американских и западноевропейских компаниях анализ рабочих жидкостей – основа всей системы предотвращения неисправностей машин.

При каждой замене рабочей жидкости отбирают пробу. Иногда пробы отбирают даже в машинах, которые не эксплуатируются. Через 250 моточасов у машин снова отбирают пробы рабочих жидкостей и результаты обоих анализов сравнивают.

Даже новые рабочие жидкости, поступающие от поставщиков, могут быть загрязнены, поэтому рекомендуется проводить анализ рабочих жидкостей перед заправкой в машины. Если загрязнение жидкости превышает допустимые пределы, можно очистить ее с помощью внешней фильтрующей установки.

Выполняется ТО-4 экскаватора ТВЭКС

Однако только выявить неисправность с помощью анализа рабочих жидкостей недостаточно, ее необходимо свое­временно устранить. Конечно, у руководителя парка техники вряд ли найдется свободное время, чтобы детально рассматривать все поступающие отчеты по результатам анализов. Обычно руководители парка или службы, занимающейся техосмотрами, читают лишь «тревожные» отчеты по анализам, а обозначенные как «нормальные» даже не просматривают. Однако было бы очень полезно, если бы специально назначенный специалист просматривал все отчеты по анализам, тогда многие неисправности можно было выявить гораздо раньше. Если отчеты будут просматривать разные механики, которые в момент поступления отчета оказались на смене, сложно будет отследить изменения в анализах и действия, которые предприняты по результатам анализа – о работе одного механика другой может и не знать. Поэтому важно, чтобы результаты анализов и действия, предпринятые по этим результатам, фиксировал один специально назначенный человек.

В некоторых случаях проводить анализ рабочих жидкостей требуют условия гарантии машины. Лаборатория, где проводят анализы, архивирует их данные и отсылает затем дилеру, который проводит гарантийное обслуживание.

Стенд для обучения специалистов по технике TAKEUCHI

Некоторые руководители машинных парков считают, что в деле предотвращения прежде­временного выхода из строя оборудования ключевой фигурой является механик или слесарь-ремонтник. Именно он при визуальном осмотре может выявить признаки неисправностей, например, по состоянию рабочих жидкостей. Слесарь-ремонтник может заметить, что в рабочей жидкости содержатся вода, грязь, частицы металла, что она имеет неестественный цвет. В этом случае можно сделать лабораторный анализ, выяснить природу и концентрацию загрязняющего вещества, откуда оно попало в рабочую жидкость. Вызвано ли это повреждением уплотнения? Мог ли кто-либо из работников заправить загрязненную жидкость в машину? По нашему мнению, такой подход «дешевле» регулярного отбора проб, но в корне неверен. Регулярные анализы рабочих жидкостей позволят выявить потенциальную неисправность гораздо раньше, чем ее признаки станут заметны нево­оруженным глазом.

Операторы осваивают работу на мини-экскаваторах TAKEUCHI

Архивирование результатов

Тщательная фиксация и документирование результатов тех­обслуживания также очень важны. Сроки замены фильтров, рабочих жидкостей, отбор проб рабочих жидкостей и т. п. должны тщательно фиксироваться.

Сбор и анализ данных, выявленных при ТО, позволяет предотвратить неисправности раньше, чем они приведут к катастрофическим последствиям, избежать преждевременного выхода машин из строя и повысить стоимость машин на вторичном рынке.

Данные по результатам выполнения ТО с момента приобретения и до списания машины следует собирать и архивировать, особенно данные по неисправностям. Данные по неисправностям помогут компании прогнозировать возникновение часто встречающихся неисправностей. Чем больше будет база данных, тем точнее можно определять состояние машин, прогнозировать неисправности, своевременно принимать упреждающие меры. Например, по бетоноукладчикам потребуется собирать данные 2...3 года, чтобы узнать, как количество произведенного машиной раствора и его состав влияют на износ узлов машины. Поэтому так важно тщательно собирать и архивировать все данные по эксплуатации машин.

Рекомендуется включать в базу данные из разных источников информации: ежедневные осмотры операторов, регулярные осмотры механиков, результаты анализа рабочих жидкостей, отчеты по результатам ТО в мастерской. Каждый из этих источников помогает проверить сведения, полученные из других источников.

Архивирование результатов выполнения ТО – это не самоцель, информацию следует правильно использовать. При проведении ТО гидросистемы периодически анализируют гидравлическую жидкость, проверяют давление в системе и производительность насосов. Если результаты этих проверочных работ аккуратно архивируют, тенденция к ухудшению работы насосов становится заметна задолго до серьезного снижения их производительности, а значит, можно вовремя заменить агрегаты, не дожидаясь отказа гидросистемы. Еще пример. Если вы видите по записям, что на одной машине регулировка сцепления выполнялась трижды почти подряд, разберитесь с этим внимательно. Возможно, сцепление пора заменить.

В одной компании используют ультразвуковой прибор, измеряющий толщину металлических плит, для определения износа гусеничных траков бульдозеров, выявления мест, где износ идет быстрее. Результаты регулярных измерений архивируют и анализируют, в результате своевременно выполняются регулировки гусеничных лент, позволяющие прекратить ускоренный износ траков.

Если отмечаются повторяющиеся неисправности, следует выяснить, не являются ли причиной ошибки операторов сложные условия эксплуатации или заводские дефекты оборудования, чтобы в будущем исключить их повторение.

Затраты на техобслуживание

Затраты на ТО следует учитывать и контролировать. Вы можете выполнять ТО у сторонней компании, но никто не снимает с вас ответственности за их выполнение и обязанности учитывать затраты.

Подсчет затрат на ТО задача непростая. Факторов, от которых зависит величина затрат, множество, в том числе географическое расположение парка техники, состав парка по типам машин, характер местности, где расположена стройплощадка, и, конечно, климат. Тем не менее затраты на ТО можно подсчитать всегда. Измерять затраты можно в разных единицах: в руб./км; руб./моточас или общей суммой затрат за определенный период времени. Конечно, затраты подсчитывают не из академического интереса, а для того, чтобы найти пути их снижения. Вот лишь несколько советов.

Выполняется ТО-3 экскаватора ТВЭКС

Тщательно проанализируйте все доступные данные – результаты осмотров, анализов рабочих жидкостей, статистику неисправностей, чтобы как можно точнее определить сроки выполнения крупных ремонтов машины. Тем самым будут снижены затраты и в случае преждевременного ремонта, когда машина могла бы еще работать на старых агрегатах, и в случае внезапной поломки, когда пропущены сроки ремонта, поломка произошла и повлекла за собой более серьезный ремонт и незапланированный простой машины.

Дорогостоящие незапланированные ремонты надо стремиться свести к минимуму, хотя полностью избежать их еще никому не удавалось. Не жалейте средств на превентивное ТО. Например, ваши затраты на техобслуживание машины составляют 1 руб. на 1 км пробега, из них 30 коп. идет на плановое ТО и 70 коп. на незапланированные ремонты при внезапных поломках. Если затраты на превентивное ТО увеличить до 35 коп./км, то можно ожидать, что затраты на внеплановые ремонты уменьшатся до 60 коп./км, в итоге общие затраты уменьшатся на 5 коп./км.

С.А. Овсянников, зместитель главного конструктора ОАО «ТВЭКС» :

«Отечественные специалисты подразделяют ТО на следующие виды: ежесменное, плановое и сезонное. При каждом ежесменном ТО необходимо счищать грязь, покрывающую детали и мешающую их тщательному осмотру. Регулярная очистка деталей экскаватора не только придает ему опрятный вид, но и увеличивает ресурс.

Периодичность ТО принято считать в моточасах работы двигателя экскаватора. Первые 100 ч экскаватор должен работать под особым наблюдением механика. Рекомендуется через каждые 100 моточасов брать пробу 0,5...1 л рабочей жидкости из гидробака, чтобы вовремя проводить ее замену, а через 260 моточасов очищать фильтры и заменять фильтроэлементы в гидроприводе.

Критерием проведения сезонного обслуживания служит температура окружающей среды. При установившейся весенней температуре +5 °С и выше машины готовят к весенне-летнему периоду. При температуре ниже +5 °С осенью – к осенне-зимнему сезону. При этом производится полная замена рабочей жидкости в гидросистеме на соответствующие зимние или летние сорта.

Для защиты от загрязнений гидравлическая жидкость должна доставляться к месту эксплуатации без перелива из одной тары в другую. Гидросистему следует заправлять только с помощью насоса через фильтр тонкой очистки. Температура застывания зимних масел должна быть на 20...30 °С ниже температуры окружающей среды. Необходимо заправлять экскаватор топливом, сорт которого соответствует сезону эксплуатации.

Экскаватор, прошедший ТО, должен отвечать следующим требованиям: механизмы отрегулированы и смазаны; все подвижные части работают плавно, без заеданий и стуков; нагрев рабочей жидкости не превышает +75 °С; приборы освещения исправны и отрегулированы; в трубопроводах отсутствуют течи.

При работе с потребителями складывается впечатление, что в большинстве случаев они проводят только сезонное ТО. Это грубая ошибка. Только своевременное выполнение всех видов технического обслуживания снижает риск неожиданной поломки техники».