«СюйГун Ру»

На Азию надейся и сам не плошай!

Круглый стол специалистов по теме: «Обеспечение обслуживания и ремонта техники в современных условиях»

С недавних пор ситуация в экономике нашей страны существенно изменилась. Каково положение в сфере обслуживания и ремонта коммерческой и специальной техники, что со снабжением запчастями и расходными материалами, какими видятся перспективы – эти актуальные вопросы мы обсудим со специалистами отрасли.
Сегодня за нашим виртуальным круглым столом Илья Рафаэлов, технический директор ООО «СюйГун Ру» (г. Москва); Виктор Рада, руководитель сервисной службы компании «ДальМашинери» (г. Хабаровск); Ваге Погосян, коммерческий директор ООО «КОМДОРАВТО» (Московская обл., г. Мытищи).
Начнем с вопроса, который, очевидно, волнует всех владельцев машин, находящихся на гарантии. В сложившихся обстоятельствах владельцы новой импортной техники могут забыть о гарантии?

И. Рафаэлов, «СюйГун Ру»: Гарантия на технику XCMG продолжает действовать. Более того, мы, как дистрибьютор XCMG в России, реализуем даже бòльшие гарантийные обязательства, чем стандартно предоставляет концерн. Но важно понимать, что разные гарантийные случаи требуют разных временныˆх промежутков на решение вопроса. Мы стараемся увеличивать склады запчастей, принимая во внимание сложности с логистикой из Китая, а также обеспечить в полном объеме потребность в запчастях и соответственно сократить сроки гарантийного ремонта. В целом сложности с логистикой обусловлены либо продолжающимися ковидными ограничениями в КНР, когда закрывают на карантин целые города и заводы, либо погодными факторами, которые влияют на сроки открытия переправы через Амур в Благовещенске, к примеру.

В. Рада, «ДальМашинери»: В данном случае все будет зависеть от гарантийной политики производителя машины и позиции дилера, который эту технику продал.

В настоящий момент многие крупные производители из западных стран полностью при­остановили сервисную поддержку своей продукции, в том числе совсем перестали отгружать запасные части. Также существует острый дефицит с запасными частями ввиду того, что распродают сейчас исключительно то, что осталось на складах, и не могут даже спрогнозировать сроки поступления новых партий запасных частей.

В связи с этим есть определенные сложности. Некоторые владельцы импортной техники вынуждены применять неоригинальные компоненты-заменители. Что в такой ситуации будет с гарантией? Сложно говорить. Здесь важна позиция дилера. Если дилер откажет в гарантийном обслуживании, а владелец техники обратится в суд, то правосудие, скорее всего, встанет на сторону владельца машины, потому что он вынужден был использовать неоригинальные запасные части.

Заверяю наших клиентов, что компания «ДальМашинери» осуществляет полный комплекс услуг по поддержке клиентов в гарантийный и постгарантийный период (гарантийный период до 5 лет, или 5000 моточасов).

В. Погосян, «КОМДОРАВТО»: Что касается европейских брендов, то практически да, можно забыть про гарантию, потому что ограничено количество оригинальных запчастей. Но китайские и корейские бренды продолжают поддерживать гарантию, так как рассматривают российский рынок как наиболее перспективный для развития своих брендов.

«ДальМашинери»
Могут ли владельцы техники и сервисные организации использовать неоригинальные и б/у запасные части, ведь гарантии производителя больше нет?

И. Рафаэлов, «СюйГун Ру»: Вероятно, для европейской и американской техники этот вопрос стоит более остро. Для нас этот вопрос не актуален. Хотя иногда это вынужденная мера для обеспечения работоспособности техники, так как если этот агрегат или узел нечем заменить, то будут рассматриваться варианты замены на б/у детали или отремонтированные, но не с целью удешевления эксплуатации и экономии. Очевидно, что те владельцы техники, которые ориентированы на полноценную эксплуатацию техники, будут стремиться найти оригинальные запчасти, установка б/у деталей не увеличивает сроки безаварийной эксплуатации техники. Именно с оригинальными запчастями потенциал и надежность техники будут реализованы в полной мере. Если же оригинальных запчастей нет вообще, то будут рассматриваться варианты поиска аналогов от других производителей через кроссирование (использование запчастей от других моделей и марок техники). К примеру, у нас много пересечений – на нашей технике установлено много импортных запчастей, соответственно детали от наших машин можно поставить на другую технику.

В. Рада, «ДальМашинери»: Я уже частично коснулся этого вопроса ранее. Да, я считаю, что владельцы техники в подобных ситуациях могут использовать неоригинальные запчасти. Они вынуждены это делать, потому что некоторые корпорации прекратили сервисную поддержу и соответственно поставку запасных частей. Оригинальные компоненты стали труднодоступны, поэтому и используют неоригинальные запасные части.

Что касается сервисных организаций, то в безвыходных ситуациях они тоже будут использовать заменители запчастей.

Что касается использования деталей б/у в качестве запчастей – это нонсенс. Бывшие в употреблении детали применяются для ремонта крайне редко, как правило, в случаях, когда техника снята с производства и новых запасных частей просто не найти. У нас были пару раз такие ситуации, и мы просто отказывались от таких «авантюрных» работ наудачу.

В. Погосян, «КОМДОРАВТО»: Не все бренды перестали поддерживать гарантию. В послегарантийный период есть смысл использовать неоригинальные запасные части. Б/у следует применять только в исключительных случаях, когда производитель уже не поставляет запчастей и нет альтернативы в виде неоригинальных компонентов.

«КОМДОРАВТО»
Какова ситуация со снабжением крупными запасными частями: двигателями, коробками передач, редукторами, гидронасосами и гидромоторами, гидрораспределителями? Возможна ли сегодня замена агрегата на новый или восстановленный, возможен ли ремонт агрегата?

И. Рафаэлов, «СюйГун Ру»: Ничего не изменилось. Мы стремимся обеспечить наличие запчастей пропорционально объемам поставляемой техники, это касается и крупных запчастей.

В. Рада, «ДальМашинери»: Если мы говорим об именитых брендах из западных стран, то сейчас можно приобрести то, что есть на складах в России. Можно забыть о том, что можно привезти что-то под заказ. Часто производители оставляют запасные части под сервис либо для сформированных складов консигнации (т.е. на продажу). Что касается китайской техники, проблем с поставками запасных частей нет. По крайней мере, не должно возникнуть в ближайшее время.

В. Погосян, «КОМДОРАВТО»: Почему нет? Возможны и поставки агрегатов, и их ремонт. Единственное – это сроки и цены. В новых реалиях они существенно увеличились.

«СюйГун Ру»
Целесообразна ли переделка двигателей под более низкий экологический стандарт для удешевления эксплуатации, тем более что в РФ экологичность двигателей спецтехники не регламентирована?

И. Рафаэлов, «СюйГун Ру»: Этот вопрос связан скорее с желанием клиентов снизить стоимость владения, нежели с санкционными ограничениями, так как очевидно, что техника с более высоким стандартом выхлопа требует более качественного топлива, смазочных материалов, расходных материалов.

Мы, как представители концерна XCMG, считаем, что спецтехника должна соответствовать параметрам экологичности, даже если они не регламентированы как обязательные. Экологичность техники – абсолютно обоснованное требование, и мы не поддерживаем стремление удешевлять технику ради сиюминутной выгоды.

В. Рада, «ДальМашинери»: Здесь всё очень индивидуально. Подобного рода переделки возможны лишь путем внесения существенных изменений в конструкцию техники, в системы питания и подачи топлива. Надежных и технически безупречных решений, насколько мне известно, для таких случаев нет. Как говорится, это всё «от лукавого». Наш сервисный центр подобного рода переделок не производит.

В. Погосян, «КОМДОРАВТО»: Думаю, пока рано этим заниматься. Во-первых, это финансово очень затратно как для производителя, так и для потребителя, а во-вторых, нужно переделывать сертификаты соответствия. И в-третьих, мы же должны заботиться о будущем наших детей!

«ДальМашинери»
Имеется ли дефицит стандартных деталей: подшипников, уплотнений, резиновых шлангов, стальных труб и арматуры для РВД и т.д.? Есть ли предпосылки для улучшения ситуации со снабжением из-за рубежа и расширением производства внутри страны?

И. Рафаэлов, «СюйГун Ру»: Дефицита мелких деталей нет уже давно, так как эти детали унифицированы для разных видов техники, и так как есть консолидированный спрос, то есть и соответствующее предложение на рынке.

А такие детали, как гидравлические шланги, гидравлические системы и распределители, уже производятся в России крупными фирмами. И в России производится довольно много компонентов, за исключением, пожалуй, подшипников – это сложное производство. К примеру, стекла мы приобретаем в России, РВД мы закупаем в России. Мы стремимся локализовать поставки запчастей с целью сокращения сроков поставки и снижения их стоимости.

В. Рада, «ДальМашинери»: В настоящий момент острого дефицита перечисленных деталей нет. Однако есть компании, большие концерны, которые ушли с российского рынка, например, крупный производитель всевозможных подшипников SKF. Подшипники SKF многие производители применяли как оригинальные запасные части. В подобных случаях проблемы могут возникнуть. Но по большей части близость Китая (мы работаем на Дальнем Востоке) дает нам надежду на то, что данный дефицит мы не сильно испытаем, так как сейчас в Китае производится огромное количество действительно хороших и качественных деталей-заменителей.

В. Погосян, «КОМДОРАВТО»: Пока нет. Запасы на складах ООО «КОМДОРАВТО» еще не исчерпаны, налаживаются альтернативные поставки, и увеличиваются поставки из Юго-Восточной Азии. Конечно, необходимо восстанавливать и производство внутри страны.

«КОМДОРАВТО»
Рассматривается ли расширение номенклатуры запчастей, выпускаемых в РФ, в том числе радиаторов, подшипников, деталей шатунно-поршневой группы и т.д., ведь уже существует производство таких деталей?

В. Рада, «ДальМашинери»: Я думаю, что в России должны наладить производство запасных частей. Но, к сожалению, те мощности, которые остались от Советского Союза, уже очень серьезно пострадали. В настоящий момент есть компании, которые производят широкие линейки охладителей для различной спецтехники: радиаторы системы охлаждения двигателя, радиаторы компрессоров, интеркулеры и т.д. Что касается подшипников и деталей поршневой группы, то детали эти сейчас производятся, но очень малыми сериями, в небольших количествах, и в основном не для спецтехники, а для легковых автомобилей. Я думаю, что производство деталей поршневой группы для спецтехники вряд ли появится в ближайшее время.

В. Погосян, «КОМДОРАВТО»: Да, российские производители расширяют выпускаемую номенклатуру, надеюсь, в скором времени они будут составлять конкуренцию известным брендам.

Возможно ли воссоздание в стране системы капитального ремонта в том или ином виде и что для этого нужно?

И. Рафаэлов, «СюйГун Ру»: Система капремонтов существовала только во времена Советского Союза в рамках плановой экономики, когда государственные предприятия были обязаны ремонтировать технику в определенных ремонтных учреждениях, каждое из которых специализировалось на своем виде техники. Капитальный ремонт актуален и сегодня, но каждый владелец самостоятельно принимает решение об экономической целесообразности капремонта.

В. Рада, «ДальМашинери»: Сейчас крайне сложно судить, что будет дальше. Очевидно, решать вопрос об экономической целесообразности капитального ремонта каждый владелец техники станет решать для себя самостоятельно.

Некоторые производители техники не предусматривают капитального ремонта силового агрегата. Они регламентируют нормативный срок работы двигателя 20 000 моточасов, после чего его необходимо заменять. И в России есть компании, которые могут себе позволить следовать такому регламенту. Они имеют определенный оборотный фонд запасных двигателей, располагают собственной ремонтной базой.

Если же говорить о комплексе мер по реновации техники, то до сих пор считалось, что технику экономически целесообразно восстанавливать, если ремонт не будет превышать 75–80% от стоимости новой единицы. Очевидно, в новой экономической реальности эти критерии будут пересмотрены.

В. Погосян, «КОМДОРАВТО»: На оборудованном сервисе ООО «КОМДОРАВТО» и сейчас производятся капитальные ремонты двигателя и коробок передач.

«СюйГун Ру»
Какова ситуация с поставками из-за рубежа шин для спецтехники, в особенности крупногабаритных и сверхкрупногабаритных? Ожидается ли дальнейшее ухудшение ситуации с поставками КГШ? Как поступать владельцам техники в такой ситуации?

И. Рафаэлов, «СюйГун Ру»: Централизованной поставкой именно шин в настоящее время мы не занимаемся, но с точки зрения закупки шин как запчастей к технике сложностей мы не наблюдаем.

В. Рада, «ДальМашинери»: Есть ряд именитых производителей шин для спецтехники из западных стран. Однако многие из них выпускают шины на территории Китая. Поэтому в данном случае серьезных проблем я не вижу. Увеличение сроков поставки возможно. Кроме того, в данной ситуации чаще станут прибегать к ремонту дорогих крупногабаритных шин, подобная практика уже есть. Спрос на услуги такого рода вырастет. Увеличится спрос и на китайские шины, и я в этом ничего плохого уже не вижу, так как наши соседи из Китая большие молодцы. Научились делать качественно, надежно и сравнительно недорого.

В. Погосян, «КОМДОРАВТО»: Нужно искать альтернативные варианты и развивать поставки из Юго-Восточной Азии.