«Ютерборг»

Тяжеловозы в современных условиях

Круглый стол специалистов отрасли

С уходом западных партнеров из многих секторов российской экономики условия работы для производителей тяжеловозной техники значительно изменились: их отрезали от привычной высокопрочной стали и компонентов – осевых агрегатов, тормозных систем, шин и т.д. Необходимо одновременно изыскивать способы поставок этого сырья и компонентов и подбирать достойные по качеству аналоги. Вдобавок возросла нагрузка на предприятия как по объемам производства, так и по номенклатуре. 
Специалистам отрасли предложены вопросы об условиях работы в создавшихся условиях и предпринимаемых ими мерах по адаптации. В беседе приняли участие:
Вадим Пушкарёв, руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО ПКФ «Политранс»;
Алексей Филлинский, руководитель отдела продаж ООО «Компания «СПЕЦПРИЦЕП»;
Владислав Понкратов, руководитель отдела продаж ООО ПКФ «Ютерборг»;
Александр Фёдоров, руководитель отдела сбыта ЗАО «НОВТРАК».
«Meusburger Новтрак»
Насколько загружено ваше производство сегодня, есть ли необходимость в его расширении?

В. Пушкарёв, «Политранс»: Предприятие сейчас загружено заказами на 100%. Востребована вся линейка нашей техники: низкорамные и высокорамные тралы повышенной проходимости, бортовые полуприцепы, полуприцепы контейнеровозы. Мы столкнулись с тем, что потребность рынка превышает возможности производителей. Наши коллеги наращивают объемы, и мы не отстаем: только по итогам 2022 г. рост производства у нас составил 20%! В этих условиях необходимо масштабное техническое перевооружение. Сейчас на предприятии реализуется программа модернизации с объемом инвестиций более 700 млн руб.: обновлен станочный парк, запущены в работу линии роботизированной плазменной и лазерной резки металла, запущена новая окрасочная камера. В планах ввести в строй новый производственный корпус до 2025 г.

А. Филлинский, «СПЕЦПРИЦЕП»: В последние несколько лет мы наблюдаем стабильный рост загрузки производства всех предприятий, в том числе нашего. В среднем по отрасли рост составляет 10–15%. Связано это в том числе и с уходом части иностранных производителей.

Конечно, мы осознаем необходимость реагировать на изменения рынка и стремимся к расширению, как и любое нормальное предприятие. Целью является не только удовлетворение растущего спроса, но и обеспечение высокого уровня качества нашей продукции.

SPECPRICEP

В. Понкратов, «Ютер­борг»: На предприятии ООО ПКФ «Ютерборг» выстроена система, которая позволяет не только изготовить трал в сжатые сроки, но и контролировать качество работ на каждом участке. В связи с популярностью наших полуприцепов у заказчика и высоким спросом на рынке заказы принимаются в порядке очереди. На сегодня производство загружено до конца 2023 г.

Выстраивая долговременные отношения с потребителями, мы стараемся способствовать успешности наших партнеров, поэтому для удовлетворения спроса клиентов и сокращения сроков ожидания мы организуем работу в три смены. Работаем над изменением технологических цепочек для сокращения сроков выпуска и повышения качества, а также расширяем и модернизируем производство за счет приобретения новейшего современного оборудования. Активный рост спроса на продукцию подтолкнул руководство компании к реализации проекта по расширению производственных мощностей. Масштабироваться удалось благодаря приобретению новых площадей.

А. Фёдоров, «НОВТРАК»: Компания «Meusburger Новтрак» охватывает все промышленные отрасли и изготавливает полуприцепную технику абсолютно под разные задачи с учетом требований клиентов, поэтому заказов на спецтехнику у нас всегда достаточно. До конца года все заказы расписаны. Сейчас производственные мощности не позволяют полностью справляться с существующим спросом, и конечно, все идет к тому, что дальнейшее расширение производственных площадей – это неизбежно и необходимо! В 2021 г. мы уже ввели в эксплуатацию новый цех площадью 6400 м2, в 2022-м реконструировали цех окончательной сборки и закупили новое современное оборудование, что во многом расширило наши возможности!

«Политранс»
Изменились ли за последние полтора года потребности в транспортных средствах различных классов грузоподъемности и требования заказчиков к качеству продукции?

В. Пушкарёв, «Политранс»: Сегодня заметно выросла доля самосвальной прицепной техники и контейнеровозов. Динамика роста тральной техники чуть ниже, но тоже отмечается. Можно отметить, что в сегменте многоосных и раздвижных полуприцепов есть небольшое снижение. И это связано с тем, что такая техника требует установки систем ЕБС и подъемных осей, а с этими комплектующими сейчас определенные сложности.

А. Филлинский, «СПЕЦПРИЦЕП»: За последние полтора года спрос среди наших заказчиков по разным моделям остался примерно тем же. Однако если смотреть на рынок в целом, то в большей степени произошло смещение в сторону общетранспортных прицепов.

Несомненно, требования покупателей к технике постоянно растут, но если говорить кратко, люди в первую очередь приходят за качеством, которое соответствует текущим мировым стандартам.

«Meusburger Новтрак»»

В. Понкратов, «Ютерборг»: За последнее время требования заказчиков к качеству продукции стали выше. Кроме того, растут запросы по увеличению грузоподъемности тралов и снижению собственного веса. Наша компания идет в ногу со временем: на производстве используем новое современное оборудование. Это обеспечивает точность размеров и высокое качество механической обработки деталей для сборки по чертежам. Все модели проходят расчеты прочности еще на стадии проектирования. При этом специалисты добиваются снижения собственной массы изделий и вносят улучшения. Например, разработали собственную электрическую схему без применения скруток и спаек, сделав всё комплектным. Улучшены подготовка и нанесение лакокрасочного покрытия при покраске рамы полуприцепа. Трущиеся элементы теперь не металлизируют, а оцинковывают. Упрощена работа с тралами, и в результате улучшены характеристики новых моделей.

А. Фёдоров, «НОВТРАК»: Стоит отметить, что сейчас особое значение в сфере перево­зок занимает доставка техники, негабаритных и тяжеловесных грузов, таким образом, требуется всё больше полуприцепов и прицепов-тралов. Многие компании сейчас переориентируются на рынок негабаритных грузоперевозок, и это понятно: на них есть спрос.

У наших заказчиков разные запросы, и соответственно желаемая грузоподъемность тоже зависит от задачи того или иного клиента.

Что касается требований к качеству, то ничего не поменялось, они остались очень высокими, так как полуприцепы должны прослужить на благо бизнеса как можно больше времени и сохранить высокую остаточную стоимость.

SPECPRICEP
Удовлетворяет ли сегодня российская металлургия ваши потребности в высокопрочной стали по качеству и объемам? Какие сорта стали вы используете, каковы их основные проблемы и как вы их решаете? Стоит ли ожидать улучшений в этой области?

В. Пушкарёв, «Политранс»: Уход европейских поставщиков высокопрочных сталей, конечно, отразился на производителях. Но в нашей линейке техники марки Hardox, Strenx и т.п. использовались в незначительных объемах. Есть российские производители – ММК, «Северсталь», которые позволяют нам восполнить недостающие объемы своей продукцией.

А. Филлинский, «СПЕЦПРИЦЕП»: В целом ситуация в металлургии стабилизируется, катастрофы не случилось. Сталь марок S355 и S700 мы получаем в необходимом количестве и нужного качества. Чтобы избежать проблем с поставками, мы размещаем заказы с увеличенным запасом по времени.

По поводу ожиданий – вопрос риторический. Конечно же снижение цены, улучшение качества продукции и логистики – это те решения, которые всегда ожидает покупатель.

«Политранс»

В. Понкратов, «Ютерборг»: Используем сталь 09Г2С в листовом прокате от 3 мм до 30 мм. Российский металлопрокат не полностью удовле­творяет наши потребности. Например, не редкость волнистый лист, который неодинаково ведет себя при резке, поэтому велик процент брака. При обработке на листогибочном прессе металл может трескаться, бывали случаи расслоения.

Благодаря ОТК мы держим ситуацию под контролем, в случае выявления брака создается комиссия и проводится работа с поставщиком по замене бракованного сырья.

Еще используем сталь S700, проблем с обработкой которой не было. Не вызывает удовольствия отсутствие полного ассортимента S700MC по толщине. Если 8 мм, 10 мм можно найти на складах, то 16 мм и выше – это уже отдельный долгий заказ.

Мы стремимся сокращать сроки от момента принятия изделия на проектирование до момента выпуска. Но пока конструкторы не спроектируют, не завершат расчеты на прочность, мы не можем заказывать металл. А после завершения расчетов начинается его долгое ожидание.

А. Фёдоров, «НОВТРАК»: В основном мы используем высокопрочную сталь с различным пределом текучести, в зависимости от назначения полуприцепа, его грузоподъемности и условий эксплуатации. Компания «НОВТРАК» еще с 2021 г. плотно работает с отечественным производителем металла – компанией «Северсталь», качество металла полностью соответствует заявленным характеристикам, нехватки в объемах поставок не испытываем.

«Ютерборг»
Изменилась ли за последние полтора года ситуация со сварочным оборудованием и сварочными материалами? Если да, то какое оборудование и материалы вы сегодня используете?

А. Филлинский, «СПЕЦПРИЦЕП»: Современное сварочное оборудование сейчас вполне доступно. К примеру, мы используем технику от зарубежного производителя EWM, и она полностью удовлетворяет наши требования, включая сервис и запчасти. Если говорить о материалах, то импортную проволоку Hyundai мы также получаем в необходимых объемах, хоть и с длительным ожиданием поставки.

В. Понкратов, «Ютерборг»: Компания с момента своего основания работает на китайском оборудовании, и не только сварочном. Мы сотрудничаем с компанией «Центр сварки», которая изначально предложила хорошее оборудование китайского производства, а также вовремя поставляет расходники, запчасти и производит ремонт оборудования. Мы работаем на сварочных полуавтоматах с водяным охлаждением и без него, станках плазменной и лазерной резки тоже китайского производства. Пробовали использовать проволоку разных производителей, но все-таки остановили выбор на китайской, хотя для сварки S700MC использовали шведскую.

А. Фёдоров, «НОВТРАК»: Могу сказать, что ситуация изменилась, как и со всеми комплектующими, которые ввозились с Запада. На данный момент большой необходимости в закупке нет, так как еще до всей ситуации с закрытием границ было приобретено европейское оборудование в нужном нам объеме.

Но мы постепенно увеличиваем производственные мощности и оснащаем цеха дополнительной техникой. В этом году, например, был приобретено оборудование российского производства для сварки нержавеющей стали.

Сварочные материалы сейчас в основном закупаем в России, внутренний рынок развивается и может предложить высокое качество таких автокомпонентов.

«Meusburger Новтрак»
Доступны ли сегодня аналоги осевых агрегатов западного производства целиком или их отдельных компонентов? Используете ли вы осевые агрегаты китайского, турецкого и иранского производства? Есть ли российские аналоги?

В. Пушкарёв, «Политранс»: После введения очередного пакета санкций поставка осевых агрегатов европейского производства в Россию прекратилась. Параллельный импорт не справляется. Поэтому сейчас происходит переориентация на продукцию Китая, Турции и Ирана. На нас эта ситуация отразилась не так сильно, так как мы с 2016 г. последовательно развивали модельный ряд полуприцепов, оснащенных осями китайского производства. Российские аналоги есть, но пока ассортимент небольшой. Рынок подстраивается, и отечественные производители активнее стали замещать импорт.

А. Филлинский, «СПЕЦПРИЦЕП»: Да, восточные производители комплектующих к прицепам уверенно смещают своих европейских конкурентов. К примеру, только производитель BPW сохранил свое положение и продолжает выпускать определенную номенклатуру осевых агрегатов в России.

«Политранс»

Наше предприятие уже давно освоило производство осей для своей тяжелой номенклатуры, но до определенного момента их выпуск в больших объемах оставался невыгодным с экономической точки зрения. На сегодняшний день ситуация изменилась, и мы достигли стратегической безопасности по безостановочному выпуску тяжеловозов. Завод полностью закрывает потребности за счет производства собственных осей различной грузоподъемности, включая свободно-поворотные и в перспективе принудительно-поворотные оси.

В. Понкратов, «Ютерборг»: В связи с введенными санкциями европейские осевые агрегаты перестали быть доступными, поэтому нам пришлось полностью перестроиться и начать активно использовать оси российского и китайского производства.

А. Фёдоров, «НОВТРАК»: Осевые агрегаты западного производства, такие как, например, SAF и BPW, доступны в очень ограниченном количестве и по достаточно высоким ценам. На российский рынок сейчас ввозится большое количество аналогов китайского, турецкого и иранского производства. На данный момент мы тестируем турецкого и иранского производителей, при условии успешного прохождения испытаний будем с ними работать. Китай не рассматриваем.

Особое мнение

DONAT от «ТРЕМПАВТО»

Потребность в тяжелой грузовой технике сохраняется на высоком уровне, что подтверждает загруженность российских заводов, в том числе благодаря отложенному спросу прошлого года, сегодня практически удовлетворенному. «На сегодня размещено заказов, по меньшей мере, на шесть месяцев вперед, – сообщает Сергей Гукасян, директор ООО «ТРЕМП­АВТО». – При том, что цены значительно выросли, а некоторые европейские комплектующие, такие как тормозная система Wabco, оси SAF или резина Michelin, недоступны для российского производства, спрос всё равно высокий».

DONAT от «ТРЕМПАВТО»

В сложных внешнеэкономических условиях компания «ТРЕМП­АВТО» продолжает поставки на российский рынок автомобильной, полуприцепной и специальной техники преимущественно импортного производства, помогая российской промышленности наполнить рынок. При том, что рыночные условия изменились, требования покупателей к качеству остались прежними. «За свои немалые деньги, а теперь еще более немалые, покупатель хочет получить полуприцеп, в котором будет уверен при перевозке тяжелых грузов, поэтому некоторые готовы покупать технику по более высокой цене, но быть спокойней при выполнении ответственных задач»,  – уверен С. Гукасян.

DONAT от «ТРЕМПАВТО»

 

Доступны ли сего­дня аналоги приемлемого качества китайского и особенно российского производства систем Wabco и Knorr-Bremse целиком или их отдельных компонентов?

В. Пушкарёв, «Политранс»: Аналоги доступны, но качество и функционал их уступает, полного замещения пока нет.

А. Филлинский, «СПЕЦПРИЦЕП»: После ухода EBS Wabco мы работаем с российской компанией, которая использует как китайские компоненты оборудования, так и блока в целом. Мы довольны качеством их продукции и считаем эти системы достойным аналогом.

В. Понкратов, «Ютерборг»: С Knorr-Bremse мы работали очень мало. Объемную партию изделий выпустили на системах Haldex. А главным поставщиком всегда выбирали Wabco. Мы и сейчас стараемся использовать Wabco (если не полностью, то большей частью). Спасибо нашему снабжению, специалисты упорно ищут различные каналы для приобретения. Китайские аналоги на рынке присутствуют, и мы приобретали полноразмерные комплекты различных производителей. Однако... Может, это мы такие «везунчики», повозиться с ними пришлось очень много. Долгая настройка, не всегда приводящая к устойчивому использованию. Не раз встречались жал обы клиентов на неожиданную поломку при малом пробеге.

А. Фёдоров, «НОВТРАК»: Ситуация такая же, как и с осевыми агрегатами. Продукция Wabco и Knorr-Bremse есть на рынке, но в очень ограниченном количестве, что не позволяет закрыть наши производственные потребности. Сейчас также тестируем аналоги. Наше мнение, что в ближайшее время все вопросы с замещением вышеуказанных производителей будут решены.

SPECPRICEP
Как сегодня организовано снабжение запасными частями и гарантийное и сервисное обслуживание?

В. Пушкарёв, «Политранс»: С учетом санкций некоторые возможности по снабжению ограничены, но это не мешает обслуживанию в целом, всё идет в штатном режиме.

А. Филлинский, «СПЕЦПРИЦЕП»: Снабжение запасными частями и обслуживание работает в прежнем режиме. Говоря кратко: если работает завод, то и с комплектующими проблем нет.

В. Понкратов, «Ютерборг»: Понимая всю важность работы нашей техники и то, что техника не должна простаивать в ремонтах и в ожидании запасных частей к ней, мы специально создали еще одну организацию – ООО «Ютерборг сервис», которая отвечает за поставки запасных частей, а отдел по гарантийному и постгарантийному обслуживанию прорабатывает вопрос о расширении географии сервисных станций.

А. Фёдоров, «НОВТРАК»: Поставка запасных частей идет, и каких-то серьезных сложностей мы пока не ощутили. Вопрос сейчас только один – это цена, как и во всем сейчас, стоимость сильно увеличилась, но при этом спрос на запчасти сохраняется, поэтому наш отдел сервиса продолжает закупки.

Сервисное обслуживание мы осуществляем по всей стране благодаря широкой сети партнерских СТО.

«Ютерборг»
компании по теме статьи
компании по теме статьи