Сфера обращения с отходами: четыре года реформы
Именуемая в народе «мусорной», реформа имеет официальное наименование: Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Закон был принят еще в 1998 г. и затем многократно редактировался и дополнялся. Так, в 2014 г. внесли такие важные поправки, как сокращение полигонного захоронения и увеличение объема переработки отходов во вторсырье. Тогда же переквалифицировали твердые бытовые отходы в твердые коммунальные.
К концу 2016 г. регионы должны были разработать территориальные схемы обращения с отходами и назначить для работы с ТКО своих операторов, но так как не все регионы выполнили это требование, то Правительством РФ было принято решение перенести этот этап реформы на 1 января 2019 г., и с этого дня считается активная фаза «мусорной» реформы, сопровождаемая нацпроектом «Экология».
В 2018 г. перед отраслью обращения с отходами была поставлена цель достичь 36% утилизации ТКО к 2024 г. В следующем, 2019 г., видя, что чудес от переработки не ожидается, а целевого показателя достичь нужно, законодатель пошел по пути наименьшего сопротивления и расширил саму трактовку «утилизация отходов», формулировку «использование отходов для производства товаров», дополнив «а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии» и открыв таким образом дорогу мусоросжигательным заводам.
Положительные сдвиги
Согласно статистике, которая знает всё, ежегодно на территории страны образуется более 40 млн т ТКО, или примерно 130 млн м3, что в пересчете на жителя дает 250–300 кг, если население действительно 140 млн человек. К концу 2020 г. в среднем по стране перерабатывали всего 3% ТКО, а 97% ехало на полигон.
И вот в начале декабря 2022 г. вице-премьер Виктория Абрамченко сообщила, что объем мощностей по сортировке мусора в России превысил 19 млн т в год, или 53% от всего объема ТКО, а объем перерабатываемых отходов вырос почти до 5,5 млн т, или примерно 14%. Рост сортировки и переработки достигнут благодаря строительству с начала реформы 192 объектов по обращению с отходами. По словам вице-премьера, до 2025 г. в рамках запущенных правительством инвестпроектов планируют построить и реконструировать еще 65 предприятий в 31 регионе.
Положительные сдвиги есть, и они впечатляют. Но пока из общей массы ТКО в переработку идут 10–15%, а 80–85% по-прежнему едут на полигон, при этом объем сортировки в среднем по стране достиг 50%. Обработка, или сортировка, представляет собой подготовительный этап к последующей переработке и утилизации или захоронению. При сортировке отделяют фракции, пригодные для переработки и повторного использования. Плюс сортировка перед захоронением позволяет разместить отходы на полигоне более компактно и экологично.
Ситуация с сортировкой ТКО разнится от региона к региону. За прошедший год двум третям регионов, а именно 56, удалось улучшить свои показатели по сортировке ТКО. Лучшую динамику показывают Камчатский край, Москва, Тюменская область, Ингушетия, Мурманская область, Ростовская область, Приморье, Севастополь, Челябинская и Брянская области.
Ухудшили свои показатели по сортировке в пятой части регионов, а именно в 16, в том числе в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Пензенской, Псковской, Омской, Тульской, Ульяновской, Воронежской областях, в Бурятии и Калининградской области. А в таких регионах, как Карелия, Коми, Кировская область, Чечня, Дагестан, Республика Алтай, Якутия, Хакасия, Тыва, Магаданская область и Еврейская автономная область, практически весь объем ТКО едет на полигон, как в прежние времена.
Явления раздельного сбора
Раздельный сбор создает задел для производительной сортировки. Основной смысл раздельного сбора в отделении «чистого» мусора, то есть не контактировавшего с органикой и пригодного для переработки. Иными словами, в самом начале технологической цепочки переработки решается проблема коробки от пиццы – отделение чистой нижней половины коробки от верхней, к которой пицца прилипла. Для этого необходимо и достаточно обеспечить контейнерные площадки контейнерами двух типов: для перерабатываемых отходов и для всего остального. Как показала практика, увеличение числа разноцветных контейнеров незначительно увеличивает эффективность сбора, всего на 2–5%, но существенно повышает расходы на их обслуживание и соответственно сборы с жильцов.
Второй важный компонент раздельного сбора – раздельный вывоз, то есть отдельный мусоровоз для перерабатываемых фракций. Чистые, не контактировавшие с органикой отходы не должны перевозиться мусоровозом для всего остального, иначе они превращаются в неперабатываемые. И для перерабатываемых отходов чем меньше коэффициент уплотнения мусоровоза, тем лучше.
Третий важный компонент раздельного сбора – раздельный вывоз перерабатываемых отходов на сортировочный пункт, а не на полигон ТКО. Когда жители будут уверены в том, что они не зря старались, разделяя свои отходы, то и реформа пойдет на лад. В реальной жизни нередко можно наблюдать, как управляющие компании халатно относятся не только к реформе, но и к своим обязанностям в целом, а исправно только оброк с жильцов собирают. Так, в Воронеже почти треть УК отказались обустраивать контейнерные площадки, а как только система раздельного сбора станет обязательной, им придется оплачивать новые контейнеры из своего кармана, то есть опять за счет жильцов.
Уже сегодня раздельный сбор дает результаты. Так, на четырех подмосковных комплексах по переработке отходов компании «РТ-Инвест»: «Север» в Сергиево-Посадском округе, «Юг» в Коломенском районе, «Дон» в городском округе Кашира и «Храброво» в Можайском округе, с момента их запуска три года назад отсортировали 35 тыс. т металла, 39 тыс. т макулатуры, 60 тыс. т стекла и 116 тыс. т пластика. В настоящее время компания строит собственное предприятие по переработке полимеров мощностью более 108 тыс. т в год на территории особой экономической зоны «Кашира». Предприятие будет выпускать «зеленые» ПЭТ-гранулы, по качеству соответствующие пищевому пластику.
Год назад «РТ-Инвест» начала устанавливать в Подмосковье уличные фандоматы для сбора пластиковых бутылок и алюминиевых банок. К сегодняшнему дню количество фандоматов выросло до 155, а количество собранной тары превысило 1,2 млн штук. Фандоматы изготавливает собственное производство компании в Климовске.
Сжигание ТКО
Тема мусоросжигательных заводов не один год будоражит общественность. Пока заинтересованные лица расписывают достоинства и пользу современных мусоросжигательных технологий, общественность, памятуя «хотели как лучше, а получилось как всегда», не особо им верит.
Теоретически технологии термической переработки отходов, как классические – на подвижной решетке и в кипящем (псевдосжиженном) слое, так и прогрессивные – пиролиз в бескислородной среде и плазменная газификация с последующей многоступенчатой системой фильтрации дымовых газов, обеспечивают приемлемую безопасность окружающей среде. Выброс в атмосферу ядовитых веществ – диоксинов, фуранов и тяжелых металлов – напрямую зависит от совершенства технологий фильтрации. Сегодня тон в этом направлении задают швейцарские и японские разработчики. Ухудшение отношений с этими странами ставит под угрозу технологическое оснащение и модернизацию существующих мусоросжигательных заводов. Но что более всего беспокоит общественность, так это стоящий перед предпринимателем соблазн сэкономить, отключив весьма затратную систему фильтрации.
В Подмосковье идет строительство четырех пилотных мусоросжигательных заводов швейцарско-японского консорциума Hitachi Zosen Inova AG (HZI) и одного завода под Казанью. Они будут сжигать 3,35 млн т ТКО в год с выработкой электроэнергии суммарной мощностью 355 МВт. Ответственность за реализацию проекта была возложена на «РТ-Инвест», дочернюю компанию «Ростеха». Эти предприятия должны были заработать в конце 2022 г. «РТ-Инвест» предлагала перенести запуск на конец 2023 г., объясняя это пандемией и задержками с поставкой оборудования. В апреле 2022 г. появились сообщения, что технологии швейцарско-японского консорциума HZI инвестором не получены и «ищутся варианты, как выходить из этой ситуации». В «РТ-Инвест» утверждают, что введенные ЕС против «Ростеха» санкции не повлияют на проект, так как удалось достичь высокого уровня локализации оборудования, до 70%, и компания прорабатывает возможность повышения глубины локализации до 85%.
В октябре 2022 г. «РТ-Инвест» объявила о планах по созданию комплексной системы обращения с отходами в Краснодарском крае, которая включает мощности по сортировке и переработке, а также два мусоросжигательных завода общей мощностью 1,6 млн т в год.
Если все замыслы реализуются, а это возможно при достаточно жестком регулировании отрасли Правительством РФ, то к 2030 г. порядка 40% отходов будет перерабатываться во вторичные материальные ресурсы, еще 15–20% в электроэнергию. Оставшиеся 40% – это все равно пока полигонные захоронения. Но это хороший результат и задел на будущее.
Перед российским обществом и бизнесом стоит масштабная задача утилизации шин, начиная от колесиков для садовых тележек до шин диаметром 63 дюйма для карьерных самосвалов и погрузчиков. Задача до сих пор фактически не решалась, и на российских просторах скопились целые техногенные месторождения шин. При этом шина представляет собой ценное вторсырье, перерабатывается полностью, технология переработки хорошо автоматизирована и не требует применения высокоинтеллектуальных технологий, все процессы отработаны и легко масштабируются.
Для переработки свежих поступлений шин и старых залежей компания ООО «Глобал плант» из Новокузнецка Кемеровской области разрабатывает и производит линейку заводов под собственным брендом Global Plant производительностью от 300 до 1000 кг/час резиновой крошки. Флагманский завод Auto Tire Recycling King (ATR-KING) способен перерабатывать крупногабаритные 63-дюймовые шины. Заводы строят по модульному принципу, что позволяет комбинировать оборудование под конкретные условия и при необходимости наращивать производительность того или иного участка или всего комплекса в целом. Весомым преимуществом в сегодняшних условиях является то, что завод Global Plant строится полностью из отечественных материалов и компонентов, при этом 90% деталей собственного производства компании «Глобал плант». Электрические агрегаты, электрооборудование, редукторы поставляют предприятия г. Барнаула.
Для ответственных и нагруженных элементов оборудования компания «Глобал плант» использует горячекатаные износостойкие стали, в том числе серии Magstrong производства «Северстали», которые стали важной частью импортозамещения. Также важна технология обработки таких сталей, чтобы не допустить сопровождающего нагрев отпуска.
Рабработку и производство оборудования отличает индустриальный подход, заложенный еще в советское время Сибирским государственным индустриальным университетом. Основа перерабатывающего завода – мощный шредер, измельчающий шину без нагревания и выделения пыли и паров в атмосферу. Перед измельчением шин размером 22,5 дюйма и больше рекомендуется извлекать бортовые кольца при помощи специального гидравлического станка и разрезать шину на части гидравлическими ножницами, тогда производительность шредера значительно увеличивается. Перед разделкой шину можно не мыть, то есть не нужна оборотная вода и система ее очистки. В подготовительных операциях самая большая доля ручного труда, последующие процессы – измельчение резины, отделение корда, сортировка крошки на фракции – автоматизированы, и человек выполняет только функцию грузчика.
При подготовке товарной резиновой крошки особое внимание обращают на ее чистоту – предусмотрено до шести степеней очистки от металлических включений магнитами, последний из которых установлен на вибросите-классификаторе, который разделяет товарную крошку по фракциям. В процессе переработки крошки также отделяются и удаляются текстильные волокна, пыль и грязь с помощью двух циклонных пылеуловителей и текстильного вибросита, которое работает по гравитационному принципу.
Продукция перерабатывающего завода Global Plant – товарная резиновая крошка пяти фракций: 1–0,6 мм; 6–1 мм; 1–3 мм; 3–5 мм; 5–6 мм, а также металлолом и текстильные отходы, которые отправляют для дальнейшей переработки.
Резиновая крошка идет в производство новых шин, ее добавляют в асфальтобетонную смесь, изготавливают напольные покрытия различного назначения, в том числе травмобезопасные покрытия для детских и спортивных площадок.
Сегодня, когда поток западного импорта иссяк, на первое место выходят российские поставщики.
Максимально широкую линейку крюковых погрузчиков под собственной торговой маркой KROMANN поставляет на российский рынок торговая и инжиниринговая компания ООО «Грузавтомаркет». Эта марка погрузчиков представлена в России с 2012 г. и хорошо зарекомендовала себя у заказчиков не только в сфере транспортировки твердых коммунальных отходов, но и в других различных областях народного хозяйства, таких как мясопереработка, сельское хозяйство, строительство. Крюковые системы KROMANN спроектированы специально для российского рынка в тесном сотрудничестве со специалистами ведущих польских, итальянских и китайских производителей оборудования по техническим заданиям конструкторской группы KROMANN.
В условиях экономических санкций коллективного Запада, удорожания себестоимости производства и логистики и повышения цен оборудования в европейском секторе экономики компания сконцентрировалась на долгосрочном партнерстве с Китайской Народной Республикой. В соответствии с техническими заданиями ООО «Грузавтомаркет» линейку крюковых установок грузоподъемностью 1,5, 3, 6, 10, 14, 15, 18, 20, 22, 26, 30 т с рабочей длиной от 2000 до 7800 мм изготавливает один из крупнейших китайских производителей. Производственные подразделения «Монтажный Центр КРОМАНН Сервис» в г. Бор Нижегородской области и в г. Набережные Челны, входящие в группу KROMANN, монтируют крюковые погрузчики на российские, белорусские и китайские автомобильные шасси, обеспечивают их сервис, а также комплектуют изготовленные мультилифты прицепами-бункеровозами, сменными кузовами и другими сменными надстройками. Линейка крюковых погрузчиков KROMANN проектируется с учетом их монтажа на доступные в России автомобильные шасси.
Так, например, специально для монтажа на шасси «ГАЗель» полной массой 4,5 т поставляется крюк KROMANN C3S.27.1-HC максимальной грузоподъемностью 3 т; для шасси «Валдай Next» спроектирован пятитонный крюк S5S.32.3-HC с высотой башни 1200 мм. Крюковой погрузчик KROMANN S6S.36.1(3)-HC грузоподъемностью 6 т доступен с высотой башни 900/ 930/ 1200 мм и предназначен для монтажа шасси «ГАЗон Next», КОМПАС-9, JACN90. Для КОМПАС-12 предназначен крюк модели MS10.S.40.3-HC грузоподъемностью 10 т.
Новая ниша, которую развивает KROMANN, это мультилифты 4х2 полной массой 15–20 т на шасси КАМАЗ-43253, -53605, МАЗ-5340, JAC N160/ 180/ 200. Для этих мультилифтов предназначены крюки KROMANN средней серии грузоподъемностью 10, 14, 15 т.
Специальная серия крюков KROMANN ML18S.52.6-HC оптимально сочетается с шасси полной массы 25–26,5 т (КАМАЗ-65115, МАЗ- 6310). Для более тяжелых шасси 6х4 КАМАЗ-6520, МАЗ-6312, МАЗ-6501, JAC N350, HONGYAN Е908, FAW-CA3250 полной массой 31,5–35 т предназначены крюковые погрузчики тяжелой серии KROMANN L22S-HC с рабочей длиной от 5500 до 6200 мм. Для установки на четырехосные шасси КАМАЗ-65201, -6560, МАЗ-6516, SHACMAN SX3318, SX3358, HONGYAN CQ3406, FAW CA3310 предназначены крюки супертяжелой серии XL26S, XL26A, XL30S грузоподъемностью 26 или 30 т с рабочей длиной от 5500 до 6400 мм.
Также в арсенале KROMANN целая линейка мультилифтов повышенной проходимости на шасси 6х6 и 8х8. Например, мультилифты с колесной формулой 6х6 на шасси КАМАЗ-6522, МАЗ-6317, с колесной формулой 8х8 КАМАЗ-6560 основательно «прописались» на полигонах ТБО, созданных на базе комплексов по переработке твердых коммунальных отходов.
В число сменных кузовов, предлагаемых ГК KROMANN, входят, например, герметизированные контейнеры длиной 6 м и объемом 15–20 м3 для транспортировки биологических отходов c животноводческих ферм, скотобоен, птицефабрик, предприятий мясопереработки. К такого рода контейнерам предъявляют повышенные требования из-за их текучести и агрессивности. Для лучшей устойчивости автомобиля при перевозках контейнеров с жидким грузом 3-осные и 4-осные шасси оснащают системой стабилизации, так называемым «блокиратором рессор задней оси», а на 2-осные мультилифты устанавливают задний опорный ролик. Для ликвидации стихийных свалок используют сменные установки KROMANN с кузовом и гидравлическим манипулятором, а для раздельного сбора отходов, например, стеклобоя из специальных накопительных контейнеров типа «колокол» используют аналогичные сменные установки с КМУ и специальным рабочим органом – «открывалкой контейнеров».
Сегодня Турция остается надежным партнером для российских импортеров. Многие турецкие производства выпускают технику, способную конкурировать с европейскими аналогами по техническим и эксплуатационным характеристикам. Плюс турецкие компании имеют возможность оснащать свою продукцию востребованными европейскими комплектующими, прямой ввоз которых на территорию РФ затруднен или вообще закрыт. Таким образом, российским пользователям становится доступна техника с европейской комплектацией.
Турецкая марка Koluman работает на российском рынке с 2015 г. Группа Koluman Holding A.S. создала в Набережных Челнах дочернюю компанию ООО «Колуман Рус» и сборочное производство, а в Москве филиал по продажам и сервису строительной, коммунальной, аэродромной и полуприцепной техники.
Koluman выпускает много видов техники, как полуприцепной, так и надстроек для автомобильных шасси, в том числе мусоровозы с задней загрузкой. Компактный сегмент представляет мусоровоз EFE с кузовом объемом 8 м3 на шасси FUSU Canter или аналогичном: Hyundai, Isuzu, КАМАЗ «Компас». Компактный мусоровоз удобен в плотной городской застройке, при этом он оснащен кантователем, способным работать со всеми контейнерами, используемыми в России.
Средний мусоровоз EFE с кузовом объемом 16 м3 монтируют на 2-осные шасси Ford DC, кстати, турецкого производства, и аналогичные, в том числе на КАМАЗ. Для 3-осных шасси компания предлагает мусоровоз EFE с 22-кубовым кузовом. Все кузова выполнены по современной технологии с формованными (выгнутыми) бортами и приемными бункерами, сделанными из износостойкой стали Hardox. Компоненты гидравлики заднего борта защищены кожухами. Большие мусоровозы могут оснащать портальным краном для разгрузки 8-кубовых контейнеров.
Компания также выпускает полуприцепные транспортные мусоровозы с кузовами объемом от 50 до 58 м3, предназначенными для вывоза «хвостов» с сортировочных пунктов на полигон. Кузов выполнен из конструкционной стали St 52 с прямыми бортами, усиленными поперечными профилями коробчатого сечения. Кузов загружается сверху, система прессования обеспечивает коэффициент уплотнения 4. Разгружается кузов при помощи гидравлической шторы или подвижного пола.