
Шаг на долгом пути
Идем к правильной утилизации отходов и мусора
О том, что проблема мусора и мусорных свалок уже достигла опасных масштабов, граждане нашей страны видят буквально «невооруженным глазом», причем не только жители мегаполисов, но и небольших поселков и деревень, возле которых как раз и растут не по дням, а по часам полигоны твердых коммунальных отходов (ТКО).
Уже к 2018 г. во многих регионах России, и прежде всего в крупных городах, экологическая обстановка стала приближаться к катастрофической: площадь мусорных полигонов росла в геометрической прогрессии, они подступали все ближе к жилым кварталам, свободных земель для создания свалок почти не осталось. К тому же хаотичное, без должного обустройства складирование мусора на полигонах приводит к загрязнению подземных вод, попаданию в землю тяжелых металлов, возникновению тяжелых неприятных запахов, отравляющих жизнь людей в близлежащих кварталах. На свалках нередко возникают пожары, и удушливый ядовитый дым наносит серьезный вред здоровью людей. Необходимость что-то сделать со всем этим уже назрела и перезрела.

И вот наконец в январе 2019 г. в России началась «мусорная реформа». Основная ее задача, как было заявлено, перейти на современную систему обращения с отходами, при которой максимальное количество ТКО поступало бы на вторичную переработку, а захоронение отходов на полигонах почти прекратилось. И еще одна из главных задач реформы – донести до граждан, что мусоропереработка им не угрожает. Наоборот, угрожает ее отсутствие.
Уже к 2030 г. правительство планирует довести уровень утилизации отходов до 50%. Отходы, уже размещенные на полигонах, должны быть по возможности переработаны, а то, что невозможно переработать, рекультивировано; территории, занятые ядовитыми свалками, должны постепенно возвращаться в состояние, пригодное для их использования людьми.

К тому же, согласно Распоряжению Правительства РФ № 1589-р еще от 25.07.2017, запрещается захоронение 42 видов полезных компонентов отходов, включая бумагу, стекло, шины, полиэтиленовую (ПЭТ) тару и т.д. Реализация этого распоряжения и всей «мусорной» реформы невозможна без сортировки мусора.
Поэтому с началом реформы развернулось строительство современных экологичных комплексов по переработке отходов (КПО). А чтобы существенно повысить эффективность и производительность сортировки мусора на КПО, было решено внедрять раздельный сбор мусора на первоначальном этапе – жителями. Для этого возле домов стали устанавливать контейнеры разных цветов для различных видов ТКО, а с населением вести просветительскую работу, чтобы научить правильной сортировке в домашних условиях.

Машины представляют собой колесные бульдозеры, оснащенные стальными колесами-вибровальцами с кулачковыми бандажами. На каждом колесе располагается по 50 кулачков конической формы с высотой выступа 100 мм, дробящих и уплотняющих отходы. Распределение массы машины по осям составляет 50/50%.
Перемещать и разравнивать отходы позволяет специальный бульдозерный отвал шириной 3800 и высотой 2000 мм. Высота подъема отвала составляет 1000 мм, заглубление – 120 мм. Мощный дизельный двигатель Shanghai с электронным управлением, автоматическая гидромеханическая трехступенчатая коробка передач (max скорости 4,4/ 7,7/ 10,7 км/ч), а также централизованная система смазки позволяют машинам выполнять работы с высокими нагрузками, обеспечивая длительную безотказную эксплуатацию. Благодаря хорошему сцеплению с поверхностью за счет кулачков компакторы XCMG уверенно работают на пересеченных и труднопроходимых поверхностях, преодолевая уклоны в 30°.
Рама компакторов имеет сплошную коробчатую форму, обеспечивающую повышенную жесткость конструкции и не позволяющую мусору попадать в моторный отсек. В кабине оператору обеспечены хороший обзор и комфортные условия работы, есть кондиционер и фильтр поступающего воздуха.

Комплексы по переработке отходов
Строительство многофункциональных комплексов по переработке отходов сегодня признано во всем мире наиболее эффективной и экологичной технологией комплексной переработки ТКО.
Твердые коммунальные отходы со всего региона мусоровозами доставляются на обслуживающий его КПО. Как и следует из названия КПО, на нем производится сортировка мусора, который затем либо рециклируется, либо сжигается, либо подвергается захоронению на полигоне.
Состав сортировочного и перерабатывающего оборудования КПО, а также применяемые технологии могут быть различными, как и сами КПО, начиная с простой мусоросортировочной станции и до сложных многофункциональных предприятий: мусоросортировочных комплексов (МСК), мусороперерабатывающих заводов и т.д. Отсортированные фракции ТКО могут перерабатываться непосредственно на КПО либо отправляться на специализированные перерабатывающие предприятия.

Корпорация производит собственное оборудование серии ГЭС-ЭТ для утилизации отходов: инсинератор, барабанные вращающиеся печи и установка термолиза, в которой углеводородсодержащее сырье разлагается при термическом воздействии в бескислородной среде. В результате термолиза вырабатываются горючая многокомпонентная смесь газов (синтез-газ), сухой углеродистый остаток с высокой теплотой сгорания, жидкая смесь углеводородов и торрефикат (биотопливо). Возможно компактное контейнерное или модульное исполнение оборудования.

КПО могут быть стационарными или мобильными. Стационарные комплексы позволяют обработать больший объем отходов. Но при этом они имеют более высокую стоимость и нуждаются в большей площади для размещения. Мобильное мусоросортировочное оборудование стоит дешевле, его удобнее размещать и можно использовать на разных объектах. Его главное предназначение – автономная и оперативная сортировка ТКО.
Как работают КПО
На комплексах по переработке отходов мусор проходит через радиационный контроль и систему технологических станций, ручных и автоматических сепараторов, сортировочных линий, где отделяется сырье, подходящее для вторичной переработки.
Сортировка. Как правило, большинство КПО оснащаются следующим оборудованием. Разрыватель пакетов и мешков с мусором представляет собой вращающийся барабан с ножами внутри, которые и разрезают пакеты. Мусор сортируется как вручную, так и при помощи различных грохотов – например, барабанного типа (троммель), в которых отделяются грунт, песок, пыль, щебень и прочие мелкие фракции, в том числе и увлажненные. Применяются разные сепараторы: в оптических по сигналу воздухом выдувают из общей массы мусора фракции определенного типа, например, полиэтиленовую пленку и пластик; в баллистических сепараторах за счет потока воздуха и силы тяжести отделяют от объемного мусора легкий и плоский – например, листы бумаги, картона; в магнитных сепараторах, понятно, отлавливают железные предметы; а немагнитные металлы извлекают на вихретоковом сепараторе и т.д.

Отсортированные фракции (их число может составлять несколько десятков) могут перерабатываться либо на самом КПО, либо отправляются на специализированные перерабатывающие предприятия, например, шины отвозят на завод, вырабатывающий резиновую крошку для покрытий, очень большим спросом пользуется лом черных и цветных металлов, а также макулатура.

Компостирование. Органические отходы, которые могут перегнивать и разлагаться, отправляются в специальное помещение на компостирование. Чтобы процесс превращения в компост шел быстрее, в массу добавляют специальные термофильные бактерии и поддерживают температуру порядка 70 °С. Образующиеся при гниении газы удаляются из ангара, проходя через биофильтры, и попадают в атмосферу, уже избавленные от ядовитых составляющих и неприятного запаха. Затем компост смешивают с сухим минеральным материалом и получают технический грунт, который используют для отсыпки обочин дорог, заполнения отработанных карьеров, рекультивации закрытых мусорных свалок и т.п. На некоторых КПО используют технологии компостирования, которые позволяют производить из органических отходов удобрение для нужд сельского хозяйства.
Компания имеет сильную техническую базу и выполняет работы по проектированию, изготовлению оборудования, поставке, монтажу (шеф-монтажу), пусконаладочным работам, гарантийному и сервисному обслуживанию, а также обучению персонала заказчика. Объем поставки включает все необходимые компоненты, транспортировочное оборудование и инженерные коммуникации.
Для производства органического удобрения из помета предлагается аэробный ферментер: система аэрации, соединенная с вращающим механизмом, позволяет обильно насытить кислородом все слои материала. Применяется гидравлический привод с плавным устойчивым режимом работы и низким уровнем шума. Свежий материал можно постоянно догружать в ферментер в течение всего процесса компостирования. Благодаря цилиндрической форме ферментеру не требуется большой площадки для установки. Конструкция покрыта теплоизолирующими панелями для поддержания необходимой температуры компоста и возможности использования ферментера при минусовых температурах. Закрытый тип ферментера позволяет использовать его в непосредственной близости от населенных пунктов.

«Хвосты», то есть смешанные отходы, непригодные для сортировки и рециклирования, отправляют на полигоны для захоронения (которые по закону должны оборудоваться сложной системой фильтрации и очистки жидкости, просачивающейся в грунт) либо на мусоросжигательный завод (МСЗ). МСЗ также бывают различных типов, вырабатывающие электроэнергию и тепло. Ниже мы поговорим о них подробнее.
Эксклюзивный дистрибьютор торговой марки KROMANN компания «Грузавтомаркет» осуществляет поставку технологического транспорта для КПО.

В основном отходы на КПО доставляются внешним транспортом. В большинстве своем это автопоезда в составе мультилифта с 3-осным прицепом-бункеровозом в больших контейнерах объемом до 40 м3. Как правило, это мощные машины 6х4 или 8х4 с крюковыми погрузчиками грузоподъемностью 26 т, например, KROMANN XL26S.62.6-HC, способные перебрасывать большие объемы отходов на дальние расстояния.
Отсортированные фракции отходов (вторсырье), органика и «хвосты», поступающие с сортировочной линии, накапливаются в сменных контейнерах объемом от 15 до 30 м3. После наполнения сменные контейнеры при помощи мультилифтов транспортируются на станцию компостирования для получения компоста или на карту полигона для захоронения. Для этого используется внутренний технологический транспорт.
Оптимальное шасси мультилифта при использовании на площадке КПО – полноприводное, так как покрытие подъездных дорог на карту, да и на самой карте, трудно назвать твердым (если оно вообще там есть). Для езды по остальным внутренним дорогам в полном приводе нет необходимости, достаточно колесной формулы 6х4.

Для работы с крупногабаритными отходами используются автомобили-мультилифты с манипуляторами (комбинированные машины). Манипулятор с лепестковым грейфером нужен для загрузки крупногабаритных отходов в шредер для измельчения. Измельченные отходы подаются в накопительный контейнер, который этой же машиной перевозится на станцию компостирования или на карту. Обычно для комбинированных автомобилей используются автомобильные шасси 6х4 с длинной базой и полной массой не менее 33 т, например, КАМАЗ-6520. За кабиной шасси установлен гидроманипулятор Z–образного сложения и за ним крюковой погрузчик KROMANN грузоподъемностью 18–20 т с рабочей длиной 5000–5500 мм.
Если на КПО поступают «хвосты» предварительно отсортированных отходов в больших контейнерах объемом 36–40 м3, то в составе внутреннего автомобильного парка должен быть мультилифт, который сможет перевезти эти контейнеры с «хвостами» на карту полигона. Для этой задачи наилучшим образом подходит мультилифт с крюковым погрузчиком KROMANN XL26S.62.6-HC тяжелой серии на базе полноприводных шасси КАМАЗ-6560 с колесной формулой 8х8 с односкатной ошиновкой. Такой мульилифт гарантированно сможет поднять и разгрузить любой тяжелый контейнер. Также используются варианты шасси КАМАЗ-6522 или МАЗ-6317F9 (6х6) с двускатной или односкатной ошиновкой. Хорошо зарекомендовали себя модификации автомобилей с двигателями Cummins мощностью 400 или Weichay мощностью 430 л.с.

Мультилифты KROMANN изготавливаются фирменным монтажным центром ООО «МЦ КРОМАНН Сервис», входящим в группу компаний KROMANN. Его производственные подразделения располагаются в г. Бор Нижегородской области и в г. Набережные Челны. При изготовлении мультилифтов KROMANN для работы на КПО используются отечественные шасси КАМАЗ-6520, -6522, -6560, шасси МАЗ; популярные шасси известных китайских автопроизводителей SHACMAN, FAW, JAC, а также новичков рынка Hongyan и Dayun.
Крюковые гидравлические системы KROMANN уже более 10 лет присутствуют на российском рынке и зарекомендовали себя как надежное и вместе с тем недорогое оборудование. Благодаря широкой линейке погрузчиков грузоподъемностью от 3 до 32 т, трех типов кинематики, с рабочей длиной от 2000 до 7800 мм готовые решения KROMANN используются в различных сферах бизнеса.

До 2021 г. партнерами KROMANN были исключительно крупные европейские заводы-изготовители из Италии и Польши. Начиная с лета 2021 г. оборудование KROMANN изготавливается партнером из Поднебесной на одном из крупнейших китайских заводов, специализирующемся на этой продукции. Логистика доставки отлажена, сроки поставки и цены крюков минимальные. Европейские версии крюков KROMANN всё еще доступны к заказу, но сроки их поставки увеличены в связи с последними политическими событиями.
Продукция изготавливается по техническим заданиям и рекомендациям технической службы KROMANN специально для российского рынка с учетом использования оборудования в условиях повышенных нагрузок, температурного режима с холодной зимой и жарким летом, а также увеличенного межсервисного интервала. Конструкция основных узлов китайской версии крюков KROMANN и используемые при их изготовлении технологические решения показали себя с самой лучшей стороны. В какой-то степени они схожи с решениями, использованными в базовых моделях крюковых погрузчиков HIAB Multilift серии XR, но в отличие от серии Optima 20S, имеющей неприлично малую для 20-тонного крюка собственную массу менее 2 т, аналогичные крюки KROMANN серии HC имеют массу более 2,6 т.

Стальные кованые усилители башни в выдвижной стреле, зацепной крюк и задние направляющие ролики обеспечивают стойкость к высоким нагрузкам. При изготовлении металлоконструкции основных узлов крюков средней и тяжелой серий используется высококачественная конструкционная сталь S500MC толщиной от 8 до 12 мм. Перфорированная главная рама Z-образного профиля имеет перфорацию для болтового крепления к автомобильному шасси. На крюковых погрузчиках установлена лицензионная итальянская гидравлика Hydrocontrol и Rexrot. Гидравлические цилиндры китайского производства укомплектованы, специальными низкотемпературными уплотнениями, работающими на давлении 300 bar.
Пневматическое дистанционное управление в кабине надежно работает в условиях перехода осень-зима и зима-весна. В базовом исполнении реализована функция плавной остановки при опускании контейнера, а в базовую комплектацию включено устройство стабилизации (блокираторы задней оси с отдельным управлением на распределителе и пульте дистанционного управления); в качестве опции предлагается задний опорный ролик. Такие крюки имеют индекс HC в своем обозначении.

Широкая линейка крюковых погрузчиков KROMANN позволит реализовать практически любой запрос в разных сферах деятельности, а демократичные цены и оперативные сроки поставки будут привлекательными для потенциальных партнеров KROMANN, которые рассматривают перспективы сотрудничества с группой компаний.
Измельчение, прессование, упаковка. Чтобы уменьшить объем отсортированных фракций ТКО и для удобства использования, их могут измельчать при помощи шредеров.

В производственном ассортименте завода рубительные машины разных типов для измельчения древесины, шредеры, дробилки молотковые, системы аспирации для удаления и транспортировки опилок, бревнотаски, разобщители бревен и т.д.
В мае 2022 г. с конвейера производственной площадки «ДОЗА-АГРО» сошла первая барабанная рубительная машина РБ-55-АМ-4К, полностью собранная из высококачественных российских комплектующих. Ранее при производстве станка применялись как российские, так и импортные комплектующие. Конструкция обновленной РБ-55-АМ-4К существенно доработана по отношению к аналогичной продукции, выпускаемой конкурентами. Благодаря применению только российских компонентов завод в два раза сократил сроки поставки РБ-55-АМ-4К – не более 35 дней.

Для удобства транспортировки отсортированные отходы прессуют в брикеты при помощи горизонтальных и вертикальных прессов. ПЭТ-тару (бутылки, канистры) перед прессованием прокалывают в специальной установке, чтобы облегчить нагрузку на пресс. Брикеты и прочие отсортированные фракции ТКО, а также «хвосты» могут упаковываться специальными машинами в удобную для транспортировки форму.

Все виды конвейерного оборудования, барабанные грохоты, разрыватели пакетов, прокалыватели ПЭТ, валковый сепаратор – на 100% запатентованные разработки «ЭКОМАШГРУПП». Компания производит прессовое оборудование, предлагает разработку, производство и поставку мусороперерабатывающих заводов различной степени автоматизации и производительности, разработанных под потребности конкретного предприятия. Инженеры компании проводят полный комплекс пусконаладочных работ и обучают штат персонала заказчика обращению с оборудованием.

Управление. В современном КПО работу оборудования контролирует система электронного управления.
Капитальные затраты. Построить современный КПО, оснащенный сложным оборудованием, фильтрами и очистными сооружениями, стоит несколько миллиардов рублей. В нашей стране финансирование строительства крупных КПО регионального значения в рамках «мусорной реформы» ведет министерство финансов.
Компании, поставляющие оборудование и строящие КПО и мусороперерабатывающие комплексы, утверждают, что сроки окупаемости этих предприятий, в зависимости от их комплектации, составляют от двух до четырех лет.

Компания предлагает оборудование:
- для переработки шин в высококачественную резиновую крошку в любых объемах;
- для производства тротуарной плитки из резиновой крошки (производство напольных покрытий);
- линии для отделения металлического корда от резины;
- промышленные шредеры для дробления и измельчения ТКО;
- дробилки для доведения резиновых чипсов до конечной фракции (резиновой крошки);
- гидравлические аллигаторные ножницы для рубки шин.
Линейка оборудования по переработке шин Auto Tire Recycling состоит из 5 моделей производительностью от 300 до 1000 кг/ч. В процессе измельчения крошка разбивается на пять фракций от 0,1 до 6 мм, текстильный и металлический корд выходит по отдельности.
Самое важное отличие от оборудования конкурентов в том, что данный комплекс перерабатывает шины путем тихоходного механического дробления, что положительно сказывается на качестве произведенной резиновой крошки. Крошка не подвергается воздействию высоких температур при измельчении и поэтому не теряет своих физико-химических свойств.

Аргументы «за» и «против» КПО
Несмотря на то, что программа «мусорной» реформы уже утверждена и осуществляется, в обществе не утихают споры сторонников и противников новой системы обращения с отходами.
Приверженцы новой системы справедливо указывают, что в КПО перерабатываются не только «свежие» отходы, но и ранее захороненные на существующих мусорных полигонах. В результате площадь вредных захоронений сокращается, и в перспективе они вообще прекратят свое существование и будут рекультивированы при помощи тех же КПО. Снижается вредное влияние мусорных свалок на экологию, и обеспечивается вторичное использование многих полезных материалов. ТКО используется в качестве топлива для производства дополнительной электроэнергии и тепла. Кроме того, каждый КПО – это несколько сотен новых рабочих мест и источник немалых отчислений в региональный бюджет.

Ассоциация предприятий БМП (г. Вологда) производит оборудование для переработки любых шин – от легковых до крупногабаритных – и изготовления резиновой плитки и резиновой крошки. Линии по переработке шин в крошку методом механического измельчения, укомплектованные сепараторами для отделения текстиля и металла, позволяют получить на выходе чистую резиновую крошку и изделия из нее (плитка, покрытия), текстильный корд и металлический корд.
Кроме того, БМП предлагает комплексные решения по переработке содержимого мусорных полигонов с целью получения вторичных ресурсов. В результате переработки отходов на оборудовании БМП получают арболит, железобетонные изделия, вторичные полимеры (гранулят, дробленка) и многое другое.

БМП выпускает комплексы БУГ-1 и БУГ-3 для переработки органических отходов в высококачественные удобрения, а также измельчители древесных отходов для переработки в топливо. Ассоциация изготавливает модули для переработки отдельных видов отходов, которыми можно дополнить уже работающие мусоросортировочные линии, повысив тем самым рентабельность обработки ТКО.
Противники КПО и мусоросжигательных заводов приводят свои доводы, которые можно выразить строчкой из стихотворения Александра Твардовского: «но всё же, всё же, всё же». В реальности природа вокруг уже построенных КПО всё же загрязняется, а жителей ближайших улиц преследуют постоянные неприятные запахи от складируемых на территории КПО и ждущих сортировки или компостирования отходов. Если мусоросжигательный завод не входит непосредственно в состав КПО, то недостатком является необходимость перевозки отсортированных фракций на другие промышленные объекты. Это приводит к увеличению длительности цикла производства, к росту логистических и административных издержек. На некоторых КПО «хвосты», т.е. отходы, не подлежащие переработке, могут составлять до 90% от общего объема ТКО. Такие КПО – дорогой, но явно неэффективный способ уменьшить объем мусора, поступающего на региональные полигоны.
«Но всё же» строительство новых КПО в регионах продолжается, и «практика – критерий истины» – покажет, кто окажется прав: энтузиасты или скептики.

Понятно, что в статье мы представили несколько «идеализированную» картину обращения с отходами, когда все выполняется в соответствии с законами, нормами и правилами. Жизнь, как известно, вносит свои коррективы. До 100%-ного рециклинга отходов нам пока еще очень и очень далеко. Такого совершенного процесса не создали даже на орбитальной космической станции.
Но направление, путь, по которому идет наша система обращения с отходами, он именно такой, как мы показали, и идти по этому пути нам все равно придется, альтернативы тут нет: либо мы научимся перерабатывать мусор, либо нашим детям и внукам придется жить среди гниющих гор мусора и отравленных рек и озер.
Государство наконец озаботилось этой проблемой. Сегодня в России уже насчитывается порядка 245 заводов по переработке мусора. Строится система обращения с ТКО. «Мусорная реформа» – наш первый шаг на длинном пути к жизни в экологически чистом мире, мы на него ступили и сойти с него не можем, не имеем права.
