Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
В конструкциях зарубежной колесной тракторной техники помимо тракторов известных компоновочных схем (классических 4К2 и 4К4а и нетрадиционных 4К4б и 4К4б’) существуют и длительное время поставляются на один из наиболее емких рынков – западноевропейский – еще и тракторы, имеющие так называемую специфическую конструктивно-компоновочную схему, информации о которых до настоящего времени не уделялось достаточного внимания, хотя они пользуются в течение многих лет достаточным спросом у покупателей. Чтобы восполнить этот пробел, их описанию и особенностям конструкции и посвящены материалы данной статьи.
Действительно, если более подробно рассматривать сельскохозяйственные тракторы (далее тракторы) во всем многообразии типоразмеров, предлагаемых на западноевропейском рынке, можно увидеть, что помимо тракторов хорошо известных компоновок, таких как классические только с задним ведущим мостом 4К2 и полноприводный 4К4а, а также нетрадиционный интегральный 4К4б и с шарнирно-сочлененной рамой 4К4б’, выпускается еще и группа колесных тракторов так называемой специфической конструктивно-компоновочной схемы.
К ним относятся такие компоновки, как Trac, используемые фирмами Doppstadt, DTU, Holmer и Vredо, а также автомобильная, применяемая в конструкциях тракторной техники фирмами Lindner и Mercedes-Benz (табл. 1).
Фирма-производитель | Особенности конструктивно-компоновочной схемы | Эксплуатационные характеристики | Количество (наименование) серий/ моделей в серии | |
---|---|---|---|---|
мощность, л.с. | масса, кг | |||
Doppstadt | Trac (4К4а со всеми ведущими колесами, передними управляемыми колесами большего размера, размещенной над ними кабиной и установленным позади нее двигателем) | 390–528 | 122 280 | 1 (Grizzly)/ 2 |
DTU | Trac (8К8а с 4 ведущими мостами, всеми колесами одинакового размера и шарнирно-сочлененной рамой передней и задней частей шасси) | 600 | 19 700 | 1 (Т 860)/ 1 |
Holmer | Trac (4К4а со всеми ведущими колесами одинакового размера и размещенной над передними колесами кабиной) | 490–612 | н. д. | 1 (Terra Variant)/ 2 |
Lindner | Автомобильная (4К4а cо всеми ведущими колесами одинакового размера, передними управляемыми колесами, размещенными над ними двигателем и кабиной и установленным позади нее кузовом) | 87–101 | 3700 | 3 (Unitrac)/ 3 |
Mercedes-Benz | Автомобильная (4К4а со всеми ведущими колесами одинакового размера, передними управляемыми колесами, размещенными над ними двигателем и кабиной и установленным позади нее кузовом – результат селекции полноприводного трактора и грузовика) | 150–286 | 4500–7400 | 1 (U)/ 8 |
Vredo | Trac (4К4а со всеми ведущими колесами одинакового размера и расположенной над передними колесами кабиной) | 275–389 | 9100–12 080 | 2 (Vredo, Vredo VT)/ 2 |
Другими словами, тракторы специфических компоновочных схем представляют собой не что иное, как полноприводные мобильные энергетические средства тракторного типа, используемые в сельском хозяйстве, в том числе в условиях бездорожья, для выполнения не только пропашных работ общего назначения, но и комплекса погрузочно-разгрузочных и транспортных работ, преимущественно на больших земельных площадях с увеличенной длиной гонов, характерных для тракторов особо высокой мощности, а также в коммунальном хозяйстве, при транспортировке нефти и газа, разведке полезных ископаемых и др. Они отличаются компактностью, максимальной проходимостью по бездорожью, универсальностью и функциональностью применения.
Эти своеобразные тракторы, очевидно, пользуются не таким высоким спросом, как стандартные тракторы классических и нетрадиционных компоновок, однако все же находят своих покупателей в многочисленных фермерских хозяйствах в Западной Европе и Америке.
Благодаря ведущим колесам одинакового размера оснащенные ими тракторы специфических компоновок могут передвигаться с большими тяговыми усилиями, а также скоростями, нежели стандартные колесные тракторы, у которых передние колеса выполнены меньшими, чем задние, например, как у тракторов с полноприводной классической компоновкой 4К4а.
Все указанные выше фирмы, занимающиеся производством тракторов специфических компоновок, выпускают номенклатуру, состоящую из 9 серий и 18 моделей в диапазонах мощности от 87 до 612 л.с. и эксплуатационной массы от 3700 до 12 280 кг, т. е. все они соответствуют диапазону тяговых классов от 1,4 до 8.
Каждая из указанных фирм-производителей выпускает небольшую номенклатуру моделей тракторов, имеющих специфические компоновки (от 1 до 8), при этом наименьшая и наибольшая номенклатуры выпускаемых моделей принадлежат соответственно фирмам DTU и Mercedes-Benz, тракторы автомобильной компоновки которой пользуются наибольшим спросом у потребителей.
Выпускаемые указанными фирмами тракторы специфических компоновок, как и все другие тракторы зарубежных фирм аналогичной мощности, характеризуются высокими показателями технического уровня, и им тоже свойственно применение узлов, агрегатов и систем прогрессивных конструкций (табл. 2).
Как правило, устанавливаемое на всех этих тракторах различное дополнительное оборудование, в том числе лебедки, кузова-фургоны и др., производятся сторонними фирмами по заказу.
Данные табл. 2 свидетельствуют о соответствии большинства основных технических параметров тракторов, имеющих специфические компоновки, показателям стандартных полноприводных тракторов традиционных и нетрадиционных компоновок.
К примеру, в качестве двигателей, устанавливаемых на этих тракторах, используются дизели жидкостного охлаждения с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, номинальной частотой вращения от 1500 (тракторы фирмы Vredo) до 2200 об/мин, имеющие число цилиндров от 4 до 6 и 8, увеличивающееся с ростом мощности, вплоть до 600–612 л.с. (тракторы фирм DTU и Holmer) и запасом крутящего момента от 10 до 40%. Все двигатели соответствуют стандарту по выбросу вредных веществ Tier 3 и могут работать на биотопливе, продолжительность их работы до замены масла составляет от 250 до 1200 моточасов.
На всех тракторах, имеющих специфические компоновки, устанавливаются как бесступенчатые (тракторы фирм Doppstadt и Vredo), так и синхронизированные (более скоростные тракторы фирм Lindner и Mercedes-Benz), а также с переключением передач под нагрузкой (тракторы фирмы DTU) коробки передач. Они на более мощных моделях выполняются реверсивными с числом передач 16/ 16 и 20/ 20. Максимальная скорость этих тракторов составляет в основном 40 км/ч, однако на более скоростных тракторах фирм Lindner, и особенно Mercedes-Benz, активно используемых на транспортных работах, максимальные транспортные скорости увеличены соответственно до 50 и 90 км/ч. Для выполнения работ, требующих «ползучих» скоростей движения, на некоторых тракторах предусматривается применение ходоуменьшителей либо штатно (на тракторах фирм Mercedes-Benz и Vredo), либо по заказу (на тракторах фирм Doppstadt и Lindner, а также на наиболее мощных моделях Mercedes-Benz). На тракторах фирм Doppstadt, DTU и Holmer задний ВОМ отсутствует, поскольку при выполнении комплекса работ, свойственных тракторам этих фирм, не требуется отбор мощности на сзади расположенные активные рабочие органы (тракторы Doppstadt и Holmer преимущественно работают с передненавешенными рабочими органами, а трактор фирмы DTU – на основной обработке почвы (в агрегате с многокорпусными плугами и аналогичными широкозахватными машинами и орудиями), причем он снабжен расположенным сзади маятниковым прицепным устройством для поворота орудий синхронно с трактором. Устанавливаемые на тракторах фирм Lindner и Mercedes-Benz задние ВОМ выполнены независимыми двухскоростными с частотой вращения 540/ 1000 об/мин, тогда как на тракторе фирмы Vredo этот ВОМ имеет 1000 об/мин, что соответствует уровню его довольно высокой мощности до 389 л.с. При этом тракторы фирм Doppstadt, Lindner, Mercedes-Benz и Vredo могут по заказу оснащаться еще и передними ВОМ, тогда как на cверхмощных тракторах фирм DTU и Holmer передние ВОМ вообще не применяются.
При максимальном давлении в гидросистеме до 19–21 МПа грузоподъемность задней навесной системы составляет 800–4000 кг (для тракторов небольшой и средней мощности) и доведена до 7880–15 000 кг (у тракторов высокой мощности). Часто используемые с передненавешенными машинами-орудиями тракторы специфических компоновок таких фирм, как Doppstadt и Vredo, оснащены мощной передней навесной системой грузоподъемностью соответственно 7000 и 5000–6000 кг. Тракторы меньшей мощности (фирм Lindner, Mercedes-Benz) оборудуются менее мощной передней навесной системой грузоподъемностью до 1800 кг.
Эти тракторы часто эксплуатируются в сложных дорожных условиях и поэтому оснащаются радиальными шинами передних и задних колес соответствующей этим условиям размерности и имеют довольно большой дорожный просвет (от 390 до 590 мм).
Их рулевое управление выполнено гидрообъемным, которое на тракторе фирмы DTU служит для поворота его шарнирно-сочлененных полурам относительно друг друга. Наименьший радиус поворота этих тракторов составляет в основном от 3 до 6,25 м, а на тракторе фирмы DTU с большими габаритами он увеличен до 8,75 м, тем не менее благодаря своим узким габаритам по ширине он может передвигаться по дорогам общего пользования.
Для повышения эффективности торможения все эти тракторы оборудованы тормозами как задних, так и передних колес, благодаря чему их тормозные свойства полностью соответствуют нормативам, действующим в странах-производителях.
Все тракторы, имеющие специфические компоновки, штатно оснащены шумовиброизолированными комфортными кабинами со средними показателями по уровню шума (до 86 дБ(А). Вместе с тем устанавливаемые на тракторах фирмы Mercedes-Benz кабины имеют максимально низкий для тракторной техники уровень шума до 63–65 дБ(А), практически эквивалентный уровню шума на считающихся наиболее продвинутыми автомобилях этой же фирмы.
Часто используемые на транспортных работах с обычными и большегрузными прицепами тракторы со специфическими компоновками оборудованы пневмоприводом тормозов прицепов, включаемым автоматически одновременно с торможением трактора.
В качестве средств автоматизации тракторы фирм Doppstadt, Holmer и Mercedes-Benz штатно оснащены системами CAN bus, позволяющими увязать посредством электронных контроллеров агрегатируемые с ними машины-орудия в единую систему, управляемую из единых центров, расположенных в кабинах.
В заключение можно отметить, что в отличие от стандартных тракторов аналогичной мощности тракторы, имеющие специфические компоновки, помимо увеличенной эксплуатационной массы, приходящейся на передний мост, характеризуются еще и применением:
– двигателей с уменьшенными частотой вращения на номинальном режиме (в среднем до 1900–2200 об/мин) и умеренным запасом крутящего момента (до 24%);
– уменьшенным числом передач в коробке (в среднем до 18/ 6 и 20/ 20);
– меньшей номенклатурой средств автоматизации (в основном только системой CAN bus).
Тем не менее все эти тракторы имеют своих сторонников не только в сельскохозяйственном производстве, но и там, где их использование в агрегате с комплексом машин-орудий благодаря компоновочным особенностям является просто незаменимым (на лесоразработках, добыче полезных ископаемых и т. д.).
Параметр | Doppstadt | DTU | Holmer | Lindner | Mercedes-Benz | Vredo |
---|---|---|---|---|---|---|
Распределение массы на мосты, %: передний/ задний | н. д. | н. д. | н. д. | 70/ 30 | 58/ 42 | 54/ 46 |
Охлаждение двигателя | Жидкостное | Жидкостное | Жидкостное | Жидкостное | Жидкостное | Жидкостное |
Турбонаддув | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
Впрыск топлива | н. д. | Электронный | н. д. | н. д. | н. д. | н. д. |
Номинальная частота вращения, об/мин | 2100 | 1900 | 1800 | 2200 | 2200 | 1500 |
Число цилиндров | 6 | 8 | 6; 8 | 4 | 4; 6 | 6 |
Запас крутящего момента, % | 40 | н. д. | 13 | н. д. | 10–20 | 23,8 |
Продолжительность работы двигателя до замены масла, моточасов | 250 | 250 | 400 | 250 | 1200 | 500 |
Коробка передач | Бесступенчатая | С переключением под нагрузкой | н. д. | Синхронизированная | Синхронизированная (по заказу автоматическая с электронным управлением) | Бесступенчатая |
Число передач вперед/ назад | – | 18/ 6 | 18.06.12 | 16/ 16; 20/ 20 | 16/1 4; 24/ 22 | – |
Максимальная скорость, км/ч | 40 (по заказу 50) | 40 | 40 | 50 | 90 (по заказу 40 и 50) | 40 |
Блокировка дифференциалов | Принудительная | Принудительная | Принудительная | Принудительная | Принудительная | Принудительная |
Ходоуменьшитель | По заказу | Отсутствует | н. д. | По заказу | Штатно (по заказу с мощности 238 л.с.) | Штатно |
Частота вращения заднего ВОМ, об/мин | – | – | – | 540/ 1000 | 540/ 1000 (c мощности 150 л.с.) | 1000 |
Максимальное давление в гидросистеме, МПа | н. д. | 21 | 20 | 19 | 20 | 20 |
Грузоподъемность НС*, кг: задней передней | 15 000 7000 | Нет | н. д. | 800 1800 | 1500–4000 1800 | 7880 5000–6000 |
Типоразмер шин колес: передних задних | 440/80R3 540/80R38 |
600/70R30 600/70R30 |
800/65R32 800/65R32 |
15/55-17AS 15/55-17AS |
335/80R20 335/80R20 (445/65R24 при максимальной мощности) |
850/50R30, 5850/50R30, 5(1050/50R32 при максимальной мощности) |
Рулевое управление, тип | Гидрообъемное | Гидрообъемное за счет излома полурам | Гидрообъемное | Гидрообъемное | Механическое | н. д. |
Наименьший радиус поворота, м | 4 | 8,75 | 5,5 | 3 | 6,3–7,6 | 6–6,25 |
Одновременное торможение передних и задних колес | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
Дорожный просвет, мм | 480 | н. д. | н. д. | 390 | 400–500 | 550–590 |
Комплектация кабиной | Штатно | Штатно | Штатно | Штатно | Штатно | Штатно |
Уровень шума в кабине, дБ(А) | 86 | н. д. | н. д. | н. д. | 63–65 | н. д. |
Пневмопривод тормозов прицепа | Есть | Есть | Есть | По заказу | Есть | По заказу |
Передние НС/ВОМ | По заказу | Нет | Нет | По заказу | По заказу | По заказу |
Средства автоматизации | СAN bus, ISO bus (по заказу) | Нет | СAN bus | Нет | СAN bus, ISO bus | Нет |
* Навесная система.