Полная независимость от климата
Климатическое оборудование для отечественного потребителя
Предпусковые подогреватели
Всё многообразие предпусковых подогревателей можно разделить на три группы по принципу работы: жидкостные, воздушные и электрические.
Жидкостные встраиваются в систему охлаждения автомобиля и нагревают охлаждающую жидкость, облегчая пуск двигателя при низких температурах окружающего воздуха. Кроме того, если уже в процессе работы автомобиля температура двигателя и охлаждающей жидкости в системе будет недостаточно высокой, а следовательно, и отопитель не сможет достаточно подогревать воздух в кабине или салоне транспортного средства, жидкостный подогреватель может дополнительно подогревать охлаждающую жидкость. Недостатки этих агрегатов – приходится вносить изменения в конструкцию транспортного средства. Если оно еще на гарантии – устанавливать жидкостный подогреватель можно только на заводе-изготовителе либо у официального дилера.
А генератор потока горячих газов ТЕРММИКС-15Д, работающий от номинального напряжения питания 24 или 12 В и потребляющий мощность до 70 Вт, в холодную погоду подогреет поддон картера двигателя, коробки передач, отсек аккумуляторной батареи, картеры мостов и топливную арматуру автотранспортных средств и спецтехники. Температура горячих газов достигает 700 °С, теплопроизводительность агрегата –15 кВт, расход дизтоплива – 1,5 л/ч.
Для обогрева кабины автомобиля ночью на стоянке использовать жидкостные подогреватели не рекомендуется – дизельная горелка, насос и вентилятор отопителя создают шум и потребляют электроэнергию аккумулятора, а теплоотдача уменьшается за счет рассеяния части тепла в контурах системы охлаждения. Гораздо эффективнее в таких случаях автономные воздушные отопители. К тому же их не нужно встраивать в конструкцию автомобиля и благодаря этому можно использовать один воздушный подогреватель для разных транспортных средств по очереди или по мере необходимости.
Электрические предпусковые подогреватели питаются от бытовой электросети, и если к ней нет доступа, использовать такой подогреватель невозможно. Тем не менее они достаточно популярны благодаря своей более низкой цене по сравнению с агрегатами, работающими на жидком топливе. Заметим только, что электрическое оборудование достаточно опасно – и в плане возгорания, и в плане поражения электрическим током, поэтому оно должно устанавливаться и периодически проверяться сертифицированными специалистами.
Современные предпусковые агрегаты оснащаются автоматическими системами управления, часто с функцией дистанционного управления с помощью радиопульта или смартфона на iOS или Android через GPS
Подогреватели дизельного топлива
Проблемы с топливоподачей в коммерческих транспортных средствах из-за выпадения парафина в некачественном дизтопливе известны всем профессионалам. В практике применяются различные электрические предпусковые подогреватели топлива, которые получают питание от аккумуляторов автомобиля. Часто такие устройства объединяются в системы подогрева автоматические (СПА).
Проточные подогреватели топлива врезаются в систему топливоподачи рядом с фильтром тонкой очистки и нагревают проходящее через них топливо. Следует предупредить читателей: если грузовик или спецтехника приобретены в лизинг, то изменять их конструкцию, и в том числе встраивать в систему предпусковой подогреватель, нельзя. Можно использовать только накладные подогреватели фильтров бандажного типа, которые, как видно из названия, устанавливаются на фильтры (грубой и тонкой очистки), подогревают корпуса фильтров и топливо в них перед пуском двигателя и в процессе работы, ведь фильтры задерживают все кристаллы парафина из проходящего через них топлива. Топливозаборник в баке подогревают специальные насадки. Открытые участки топливопроводов подогревают электронагреватели гибкие ленточные (ЭНГЛ).
Как известно, после пуска двигателя топливо постепенно прогревается за счет возврата в бак части топлива, не впрыснутого в цилиндры форсунками. Когда температура топлива поднимается достаточно высоко и опасность образования кристаллов парафина исключается, СПА автоматически отключает электроподогреватели топлива. Понятно, что сочетание «электричество и топливо» вдвойне опасное, и подобное оборудование должно монтироваться и регулярно проверяться квалифицированными специалистами.
В частности, Eberspächer выпускает системы прогрева дизельного топлива ThermoLine, предназначенные для коммерческих автомобилей и спецтехники. Система представляет собой топливопровод с позисторным электроподогревом (позистор – электронный элемент, который нагревается при подаче высокого напряжения, чем выше температура, тем выше его электрическое сопротивление). Нагревательный элемент узла Termoline состоит из двух скрученных никелированных медных шин, разделенных сердечником из частиц графита. Он устанавливается вместо штатного топливопровода и является саморегулируемым. Максимальная мощность – 300 Вт, работают от напряжения 24 В. Система ThermoLine уменьшает расход топлива на 5–10% за счет уменьшения его вязкости при нагревании.
Компания активно продвигает на рынок свое единое устройство управления всей климатической системой автомобиля EasyStart Clim. Устройство с жидкокристаллическим дисплеем монтируется на приборную панель управления. Пульт взаимодействует с системой кондиционирования, жидкостными подогревателями и воздушными отопителями, имеющимися на транспортном средстве. Система позволяет программировать до трех циклов пуска отопителя в течение семи дней. В системе имеется функция диагностики автономных отопителей.
Климатические системы
В современных транспортных средствах и спецтехнике вместо простых кондиционеров, лишь охлаждающих и осушающих воздух, всё шире используются «круглогодичные» системы кондиционирования, обеспечивающие водителю в кабине в любой мороз такой же комфортный ровный климат, как и в летнюю жару, а также отличный обзор через незапотевающие стекла. В состав системы кондиционирования (или климатической установки – это одно и то же) входят кондиционер, отопитель и система вентиляции, множество датчиков и функций, управляет всем развитая интеллектуальная система.
Webasto предлагает комплексную систему отопления, кондиционирования и вентиляции HVAC/ОвиК, развивающую мощность охлаждения 9,5 кВт и отопления – 13 кВт. Система представляет собой сочетание зависимого отопителя и испарителя. Она включает в себя как радиатор для нагрева воздуха с теплоносителя, так и испаритель для охлаждения воздуха хладагентом.
В ассортименте кондиционеров Webasto имеются накрышные конструкции для строительной и прочей спецтехники и коммерческого транспорта мощностью от 3,5 до 6,2 кВт, а также автономные стояночные решения мощностью 1,6 кВт, работающие от аккумуляторов. Встраиваемые системы кондиционирования для специальной техники и грузовиков имеют мощность от 4 до 11,9 кВт.
Выпускается водяной испарительный охладитель NiteCoolTTC 100, потребляющий мало энергии, эффективное средство охлаждения воздуха в кабине автомобиля при длительной стоянке. Все кондиционеры могут оснащаться системами управления как ручными, так и автоматическими, в состав которых входят датчики температуры в кабине и снаружи, а также датчик обледенения.
Заметим, что при установке накрышного кондиционера – на крышу автобуса или фургона – кондиционер нужно регистрировать как дополнительное оборудование в ГИБДД.
Холодильно-отопительные установки
С наступлением холодов отнюдь не исчезла надобность в доставке определенных продуктов и веществ, например медикаментов, при строго определенных температурах. И если жарким летом приходилось охлаждать воздух в рефрижераторах, то зимой иногда приходится его подогревать, чтобы продукты и медикаменты не перемерзли.
Для работы в режиме охлаждения-подогрева служат холодильно-отопительные установки (ХОУ).
Рефрижераторные установки и ХОУ различаются по температурам, которые они способны поддерживать в фургоне. Кроме того, более простые установки поддерживают одинаковую температуру во всем объеме фургона, но существуют и системы, поддерживающие разную температуру в 2–3 отсеках одного фургона.
Одна из разновидностей рефрижераторных установок – установки, работающие от двигателя автомобиля. Обычно это сплит-системы на малотоннажных автомобилях, осуществляющих внутригородские перевозки грузов. Они имеют относительно простую конструкцию и сравнительно недороги при покупке и в эксплуатации. Недостатками таких систем являются зависимость производительности компрессора от частоты вращения двигателя шасси, которая не может быть очень большой, так как будет отнимать слишком много мощности двигателя. На дальних рейсах такие системы использовать не рекомендуется: в случае выхода из строя двигателя автомобиль теряет подвижность, ХОУ перестает работать, и груз может быть испорчен.
Для дальнемагистральных рефрижераторов средней и высокой грузоподъемности обычно используют автономные ХОУ, работающие от собственного двигателя. Они имеют моноблочную конструкцию (конденсатор вместе с испарителем), компрессор установлен на собственный двигатель. Такие ХОУ значительно дороже приводных, они тяжелее сплит-систем, могут устанавливаться и на фургонах автомобилей, и на изотермических прицепах. Зато такие системы надежнее установок с приводом от двигателя шасси и поддерживают заданную температуру точнее.
Многие ХОУ по заказу могут быть дополнены электрическим приводом компрессора (как правило, 380 В) для работы при остановках. Существуют и чисто электрические ХОУ, работающие от аккумуляторов автомобиля. Они распространены мало.
Эвтектические накопители холода
В связи с глобальным изменением климата расчитывать на многодневные сильные морозы будущей зимой не приходится. Все мы понимаем, что будут сильные колебания температуры, оттепели. В такую погоду перевозки продуктов, нуждающихся в постоянной низкой температуре, на сравнительно небольшие расстояния (до 24 часов движения автофургона) может обеспечить изотермический фургон с эвтектическим оборудованием.
Эвтектические плиты (аккумуляторы холода) представляют собой плоские емкости, изготовленные из оцинованной или нержавеющей стали и заполненные так называемым «эвтектическим рассолом».
Плиты «заряжаются» холодом за счет работы компрессора установки, питающегося, как правило, от сети 380 В. В течение 5–10 часов (в зависимости от мощности установки) фреон под действием компрессора проходит по трубопроводам-змеевикам внутри плит и охлаждает «эвтектический рассол» до температуры –35…–36 °С. После отключения компрессора от сети плиты-аккумуляторы отдают холод, поддерживая заданную температуру (например, –30 °С или –20 °С) в течение 12–24 часов (в зависимости от качества теплоизоляции фургона и температуры окружающего воздуха).
Hwasung Thermo предлагает эвтектические холодильные установки серии HP. Эвтектические плиты выполнены из нержавеющей стали. Оборудование заряжается от электросети 380 В во время стоянки автомобиля. Время полной зарядки 8–10 часов. Температура –30 °С …–25 °С сохраняется в фургоне в течение 12–14 часов, даже если на улице +35 °С.
Напомним также, что под брендом H-Thermo выпускается серия автономных электрических кондиционеров Parking cooler с питанием от аккумуляторов. В составе серии две сплит-системы с расположением в кабине и один накрышный моноблок. Все три модели выполняют функции охлаждения и вентиляции, развивают мощность охлаждения 3,6 кВт. Напряжение питания 24 В, ток 23–35 А.
Эвтектическая установка не создает шума, что удобно для развоза продуктов ночью в городских условиях с частым открыванием дверей фургона. Низкая температура поддерживается в фургоне во время движения без использования мощности двигателя либо другого источника питания. Недостатком эвтектических установок считается невозможность использования на дальнемагистральных перевозках замороженных продуктов.
Итак, как говорят оптимисты, к предстоящей зиме наш рынок климатического оборудования для коммерческого транспорта и спецтехники подготовлен неплохо. И пусть на улице будут любые климатические катаклизмы – в кабинах, салонах и фургонах наших автомобилей и спецмашин будет комфортный климат и только заданная температура.