В стужу согреет, в зной охладит (часть 2)
Все разнообразие климатического оборудования для автомобилей и спецтехники
После стоянки в морозную ночь требуется прогреть не только двигатель, но и кабину. Для этого существуют автономные воздушные отопители, по принципу работы похожие на тепловую пушку или бытовой фен. Они забирают воздух из кабины, нагревают его и снова подают в кабину. Двигатель автомобиля при этом не работает.
Недавно предприятие выпустило усовершенствованный по сравнению с предыдущей линейкой отопителей «Прамотроник» независимый воздушный отопитель «AirPro 25», развивающий теплопроизводительность 0,8–2,5 кВт при расходе дизтоплива 0,29 л/ч. Напряжение питания 12 В, потребляемая мощность не более 100 Вт.
В AirPro 25 реализован новый алгоритм работы в автоматическом режиме, обеспечивающий плавный переход с максимального режима работы на средний и минимальный.
Эти агрегаты создают минимум шума и потребляют гораздо меньше топлива и энергии аккумулятора по сравнению с жидкостными предпусковыми подогревателями. Водитель может спокойно спать всю ночь на стоянке в кабине, комфортную температуру воздуха в которой поддерживает подобный автономный воздушный отопитель. Естественно, система управления позволяет задавать температуру воздуха и разные режимы работы агрегата (с захватом воздуха снаружи или только в режиме циркуляции). У некоторых подобных систем есть и «летний» режим работы, в котором топливо не сжигается, а лишь периодически включается вентилятор, подающий более холодный наружный воздух в кабину.
Подключаются такие агрегаты очень просто, потребляют мало топлива и электроэнергии, компактны, поэтому вполне заслуженно получили широкое распространение. Топливом может служить дизтопливо, бензин или газ пропан. Отсюда недостаток подобных устройств – пожароопасность, в первую очередь газовых. Монтаж и регулярные проверки такого оборудования должны осуществляться квалифицированными специалистами.
В ассортименте компании предпусковые подогреватели мощностью 1,5–3 кВт, работающие от сети 220 В, а также автономного типа мощностью 16 кВт.
Есть и воздушные отопители, работающие от электросети, они менее пожароопасны, но их нельзя назвать 100%-но автономными. Известны также модели, питающиеся от автомобильного аккумулятора, но ввиду малой производительности вряд ли их можно использовать на коммерческом транспорте и спецтехнике. Подобную же роль выполняют и стояночные (парковочные) системы кондиционирования и климат-контроля.
Стояночные кондиционеры
Существует довольно большая группа видов климатического оборудования, способного работать автономно – на стоянке, при выключенном двигателе автомобиля/ спецмашины. Они могут дополнять основной кондиционер автомобиля, используемый во время поездок. Стояночное климатическое оборудование может работать от электросети 220 вольт, а некоторые модели даже от аккумуляторов грузовика, так как потребляют весьма мало энергии.
Так, мод. GA-35 AR – моноблок с расположением на крыше кабины, стояночный кондиционер GA-35 SR – сплит-система с расположением на крыше кабины (конденсатор располагается на крыше, испаритель монтируется внутри кабины), GA-35 SW – сплит-система с расположением на задней стенке кабины (конденсатор устанавливается на задней стенке, испаритель монтируется внутри кабины).
Все три модели выполняют функции охлаждения и вентиляции, развивают мощность охлаждения 3,6 кВт. Напряжение питания 24 В, ток 23–35 А.
Наиболее совершенные автономные системы климат-контроля поддерживают комфортную температуру и влажность в кабине во время стоянки независимо от температуры наружного воздуха: осуществляют как охлаждение, так и подогрев воздуха. Более простые стояночные кондиционеры работают только на охлаждение. Обычно стояночные кондиционеры имеют моноблочную конструкцию.
Водяные охладители. Недавно появились еще более простые устройства – водяные охладители. В них воздух пропускается через увлажненный материал и за счет испарения воды охлаждается. Производительность такого агрегата ниже, чем у настоящего кондиционера, а температура зависит от количества пропускаемого через охладитель воздуха. Подача воздуха в испаритель может регулироваться. Охладитель способен понизить температуру забираемого воздуха примерно на 10 °С. Зато он потребляет меньше тока из аккумуляторной батареи автомобиля и дешев в обслуживании. Систему можно использовать как вентиляционную, просто отключив насос подачи воды.
Холодильно-отопительные установки
Потребность в этом оборудовании в нашей стране поистине огромна. Кроме перевозок охлажденных и замороженных продуктов, косметики, электроники, сейчас, в пору пандемии COVID-19, требуется перевозить медикаменты, сохраняя определенную низкую температуру. Причем ХОУ способны работать и на обогрев, если нужно не допустить чрезмерного замораживания груза в фургоне (в некоторых установках малой размерности функция обогрева является опцией).
Предприятие дает гарантию на свои установки 24 месяца, а расчетный срок службы оборудования – 10 лет.
Основные типы рефрижераторных установок – это приводные (работающие от двигателя автомобиля) и автономные (работающие от собственного двигателя со специально подобранными характеристиками). С приводом от двигателя автомобиля – это в основном сплит-системы (моноблоки встречаются редко), используются на малотоннажных автомобилях, осуществляющих внутригородские перевозки грузов, требующих климатизации: в случае выхода из строя двигателя автомобиль теряет подвижность и ХОУ перестает работать, высока вероятность порчи груза, особенно если выполняется дальний рейс. Приводные сплит-системы наиболее распространены, имеют относительно простую конструкцию и сравнительно недороги при покупке и в эксплуатации. Однако у них есть ряд недостатков: производительность компрессора зависит от частоты вращения двигателя шасси и не может быть очень большой, так как будет отнимать слишком много мощности двигателя (например, до 8%). Надежность работы такой установки зависит от качества монтажа ее агрегатов и ряда других факторов.
Завод выпускает ХОУ с прямым приводом от двигателя. Так, рефрижераторная установка TerraFrigo S50P Stin поддерживает температурный режим в диапазоне от –20 до +18 °C в фургонах емкостью до 34 м3. Инновационная технология работы установки на тепло обеспечивает температуру в фургоне до +18 °C зимой. При выключенном двигателе автомобиля работает от сети 220 В. Теплообменники производятся с применением технологии SFT, мягкая фиксация трубок обеспечивает повышенный уровень прочности соединений. Гарантия на оборудование – 3 года.
Существует менее распространенный тип ХОУ – чисто электрические, работающие от аккумуляторов автомобиля.
Автономные установки обычно моноблочной конструкции (конденсатор вместе с испарителем), компрессор установлен на собственный двигатель установки. Такие ХОУ значительно тяжелее сплит-систем, могут устанавливаться и на фургонах автомобилей, и на изотермических прицепах. Как правило, автономные ХОУ надежнее приводных установок и поддерживают заданную температуру точнее. Они чаще используются на автомобилях средней и высокой грузоподъемности, выполняющих междугородные перевозки, ведь в случае выхода ХОУ из строя спасти груз от порчи в дальнем рейсе намного сложнее, чем в городе, но и стоят намного дороже приводных. Многие ХОУ по заказу могут быть дополнены электрическим приводом компрессора (как правило, 380 В) для работы при остановках.
Рефрижераторные установки также различаются по температуре, которую они способны поддерживать в фургоне, причем существуют как монотемпературные (поддерживают одинаковую температуру во всем объеме фургона), так и мультитемпературные (обеспечивают разную температуру в 2–3 отсеках одного фургона).
Как можно видеть из нашего достаточно поверхностного обзора, рынок предлагает отечественному потребителю огромный выбор климатического оборудования, остается только сориентироваться по назначению, функционалу и цене необходимой вам установки.