TerraFrigo

Что делает воздух «вкусным»

О системах кондиционирования воздуха для коммерческого транспорта и спецтехники

Воздух, как и пищевые продукты, можно употреблять сырым, в натуральном виде, а можно приготовить – очистить от пыли, придать комфортную температуру и влажность.
В сегодняшнем материале в преддверии летнего сезона мы поговорим об устройствах, которые делают воздух «вкусным», о системах кондиционирования для коммерческой и специальной техники, предлагаемых российским покупателям.

В последнее время клиенты, приобретающие коммерческие автомобили и специальную технику, обращают всё большее внимание не только на рабочие характеристики машин, но и на условия работы оператора в кабине. Если кабина грузовика или экскаватора помимо органов управления оснащена системой кондиционирования и автономным стояночным кондиционером с «умной» управляющей электроникой, то такая техника будет пользоваться повышенным спросом у серьезных покупателей, крупных фирм, приобретающих технику не на один год/ один проект, а в расчете на длительную эксплуатацию в крупных долговременных проектах.

Eberspächer

Eberspächer

Группа компаний Eberspächer (Германия) – один из мировых лидеров в разработке и производстве систем кондиционирования воздуха для мобильной техники. Она предлагает огромный ассортимент парковочных, раздельных и электрических кондиционеров.

Специалисты компании оперативно отреагировали на охватившую мир пандемию COVID-19. Недавно ими предложена трехступенчатая система дезактивации вирусов и стерилизации воздуха для устанавливаемых на крышу систем кондиционирования, включающая в себя фильтр для улавливания пыли (а также пыльцы, спор плесени, сажи) и поляризационный стерилизатор воздуха (средство улавливания поляризованных частиц и капель). Оба эти устройства задерживают взвешенные в воздухе капли влаги, содержащие грязь и вирусы. А светодиодные ультрафиолетовые модули убивают до 99,9% вирусов в воздухе. Таким образом, данное техническое решение компании Eberspächer обеспечивает полную очистку воздуха и безопасность водителя и пассажиров.

Eberspächer

Если оператор строительной машины во время работы страдает от жары, он быстрее утомляется, а его реакция замедляется, что отрицательно сказывается и на производительности, и на безопасности работы. В 2020 г. французская компания Eberspächer Kalori, входящая в состав Eberspächer Group, представила теплообменник Falkon Kombi, который развивает мощность охлаждения 7,7 кВт и мощность нагрева 10 кВт. В версии только охладителя агрегат развивает мощность охлаждения 9 кВт. Также предлагается вариант с полностью электрическим питанием. Благодаря компактным размерам и универсальной конструкции устройство можно размещать в разных местах кабины.

Новый кондиционер HK EVO4 Head Liner специально предназначен для особо тяжелых условий и сильной жары. Это сверхтонкий кондиционер мощностью 8,6 кВт может обслуживать кабины большого объема. Электрический компрессор Stop & Kool обеспечивает работоспособность системы кондиционирования при неработающем двигателе, на стоянке.

Eberspächer

Webasto

Компания Webasto (Германия) также широко известна своими климатическими системами и сотрудничает со многими глобальными автопроизводителями. В ассортименте кондиционеров Webasto имеются накрышные системы для строительной и прочей спецтехники и коммерческого транспорта мощностью от 3,5 до 6,2 кВт, а также автономные стояночные системы мощностью 1,6 кВт, работающие от аккумуляторов. Встраиваемые системы кондиционирования для специальной техники и грузовиков имеют мощность от 4 до 11,9 кВт. Выпускается водяной испарительный охладитель NiteCoolTTC 100, потребляющий мало энергии, эффективное средство охлаждения воздуха в кабине автомобиля при длительной стоянке. Все кондиционеры могут оснащаться системами управления как ручными, так и автоматическими, в состав которых входят датчики температуры в кабине и снаружи, а также датчик обледенения.

Webasto

В 2020 г. компания предложила линейку фильтров для систем подачи воздуха HEPA мод. HFT 300 и HFT 600, средство борьбы с распространением бактерий и вирусов воздушно-капельным путем, что в нынешней остановке исключительно актуально. Системы HEPA задерживают до 99,995% опасных организмов, содержащихся в воздухе, при производительности до 10 м3 воздуха в минуту и предназначены главным образом для автомобилей скорой помощи.

Webasto

KONVEKTA

Компания KONVEKTA AG (Германия) производит модульные системы кондиционирования воздуха (MACS) для кабин грузовых автомобилей, строительной и прочей спецтехники. Благодаря возможности прокладывать и подключать шланги в различных вариантах и свободно выбирать расположение испарителя и конденсатора система MACS впишется в любую кабину. Холодопроизводительность кондиционеров 4–9 кВт, мощность нагрева 6–12 кВт. Возможны конфигурации: только отопление, только климат, климат-контроль.

KONVEKTA

MAHLE

Говоря о рынке автомобильных кондиционеров в России, нельзя не упомянуть о компании MAHLE Aftermarket (Германия) – глобальном поставщике комплектующих и запчастей, в том числе и для систем кондиционирования. С 2020 г. в состав MAHLE входит компания BEHR – известный производитель узлов и деталей систем охлаждения и кондиционеров. В результате продуктовый портфель компании MAHLE существенно расширился за счет первоклассных компонентов под торговой маркой BEHR.

MAHLE

Кроме того, для сервисных центров MAHLE предлагает две линейки установок по обслуживанию систем кондиционирования: бюджетные ACX 120/220 и премиальные ACX 150/250 – для хладагентов обоих типов, применяемых в современных автомобилях, – R134a и R1234yf.

MAHLE

AUTOCLIMA

Итальянская компания Autoclima S.p.A. хорошо известна в нашей стране по своему бренду AUTOCLIMA. Компания выпускает широчайший ассортимент кондиционеров в форме накрышных моноблоков и сплит-систем MODULA для кабин грузовых автомобилей и специальной техники.

Кондиционеры для строительной и прочей спецтехники, моноблочные и сплит-системы имеют мощность 3–4 кВт. Системы кондиционирования для кабин грузовиков развивают мощность до 6,5 кВт.

AUTOCLIMA

Автономные кондиционеры серии Fresco мощностью 0,95–1,8 кВт не нуждаются в техобслуживании. Располагаются на крыше или задней стенке кабины. В некоторых случаях возможность установки компонентов на задней стенке имеет большое значение, так как позволяет не увеличивать высоту кабины. Кондиционеры Fresco поддерживают здоровый микроклимат в кабине и работают как осушитель воздуха. Управление может быть ручным (с панели цифрового управления) и дистанционным. Для многих моделей предлагается опция – отопление.

AUTOCLIMA

Indel

Весьма разнообразна и интересна продукция компании Indel B S.p.A. (Италия): автокондиционеры и автономные стояночные кондиционеры (серии Sleeping Well – «спим хорошо») для грузовых автомобилей и специальной техники. Также в производственной линейке компании накрышные кондиционеры, это эффективная альтернатива штатным кондиционерам, позволяющая экономить топливо. К тому же в ряде западных стран существуют запреты на использование штатного кондиционера во время стоянки и на ночевку водителя в кабине без кондиционера.

Производственные мощности компании Indel B находятся в Италии и в Китае. Компания сотрудничает с международным концерном Danfoss (с 2010 г. Secop): используются блоки управления и компрессоры этой фирмы.

Indel

Автономные кондиционеры серии Sleeping Well создают в кабине оптимальную температуру и влажность, работают при выключенном двигателе от аккумулятора автомобиля, не нуждаются в техобслуживании, а для работы ему не нужна вода (в отличие от водяных увлажнителей). Кондиционер управляется с электронной панели или дистанционного пульта. Есть экономичный режим работы и турборежим максимальной производительности. В Sleeping Well предусмотрена многоступенчатая защита от полного разряда аккумулятора. Водитель может спокойно отдыхать ночью, не переживая о том, что наутро грузовик не заведется.

Новинка: мод. SW SMART-IN, инновационная скрытая система, не влияющая на внешний вид автомобиля. Она подключается напрямую к вентиляционной системе посредством проводов и шлангов. В кабине устанавливаются пульт управления и дополнительные вентиляторы для оптимизации работы установки. Работа абсолютно бесшумна, так как компрессор располагается на раме тягача.

Indel

Dometic WAECO

Шведская компания Dometic Waeco International GmbH выпускает широкий ассортимент кондиционеров и систем климат-контроля для грузовых автомобилей и спецтехники. Ранее системы кондиционирования предлагались под брендом WAECO. Но недавно произошел ребрендинг, и теперь вся продукция компании выпускается под брендом Dometic.

Накрышные кондиционеры CoolAir мощностью 1 кВт пригодны для монтажа на большинство кабин грузовых автомобилей. Имеются специальные конфигурации (с крепежной рамой) для кабин, на которых монтаж накрышного кондиционера невозможен. Стояночные кондиционеры мощностью 1,2–2 кВт способны бесшумно работать до 6–12 ч.

Dometic WAECO

Компания также предлагает дизельные генераторы Dometic для питания стояночных кондиционеров с точным регулированием напряжения. С их помощью также можно заряжать аккумулятор транспортного средства в дороге и электронные устройства, чувствительные к перепадам напряжения. Благодаря технологии переменной частоты вращения они очень экономно расходуют топливо и работают почти бесшумно.

Dometic WAECO

H-Thermo

Южнокорейская компания Hwasung Thermo Co., Ltd выпускает три модели автономных электрических кондиционеров серии Parking cooler под брендом H-Thermo. Все три агрегата имеют мощность 3,6 кВт и отличаются лишь компоновкой – накрышный моноблок или сплит-система с расположением в кабине.

H-Thermo

TerraFrigo

ООО «Завод ТерраФриго» (г. Ростов-на-Дону), российское предприятие с полным циклом производства, выпускает широкий модельный ряд кондиционеров для коммерческого транспорта и спецтехники (в т. ч. сельскохозяйственной) мощностью 3,6–15 кВт под торговой маркой TerraFrigo.

Теплообменники для кондиционеров производятся с применением технологии SFT, мягкая фиксация трубок обеспечивает повышенный уровень прочности соединений. Медно-алюминиевые теплообменники производства «ТерраФриго» не подвержены воздействию агрессивной среды.

TerraFrigo

Кондиционеры TerraFrigo имеют три варианта исполнения. «Подкапотный», при котором конденсатор устанавливается перед штатным радиатором и габаритные размеры техники не изменяются. Недостаток же заключается в том, что во время движения в конденсатор могут попадать камни и грязь. «Накрышный» вариант удобен тем, что кондиционер не занимает место под капотом. Максимальная высота конденсаторного блока – 17 см. «Подвесной» вариант – когда конденсаторный блок монтируется за кабиной. Кондиционеры TerraFrigo способны работать при температурах окружающего воздуха до +50 °С.

«Климат и К»

«Климат и К»

В ассортименте кондиционеров ООО «Климат и К» (бренды «КлиматиК», Climate-K, г. Нижний Новгород) имеются накрышные системы для строительной и прочей спецтехники, а также коммерческого транспорта мощностью от 8 до 16 кВт. Встраиваемые системы кондиционирования для специальной техники и грузовиков имеют мощность от 4,0 до 12 кВт. Моноблочные системы для микроавтобусов и автобусов – от 7 до 30 кВт.

Автономные стояночные кондиционеры серии КлиматиК CLE мощностью от 0,8 до 2,4 кВт создают в кабине оптимальную температуру и влажность, работают при выключенном двигателе от аккумулятора автомобиля, не нуждаются в техобслуживании, а для работы им не нужна вода (в отличие от водяных увлажнителей). Кондиционер управляется с электронной панели. В кондиционере предусмотрена многоступенчатая защита от полного разряда аккумулятора. Водитель может спокойно отдыхать ночью, не переживая о том, что наутро грузовик не заведется.

«Климат и К»

С началом пандемии COVID ООО «Климат и К» начало выпуск систем стерилизации воздуха и дезактивации вирусов для систем кондиционирования транспортных средств. Актуальная новинка от «Климат и К» – испаритель с функцией ультрафиолетового бактерицидного облучателя-рециркулятора мощностью 6,8 кВт и сменным электростатическим фильтром для улавливания пыли, пыльцы и т.д. Может использоваться в автокондиционерах с подкапотным и накрышным конденсатором. Система задерживает и дезактивирует ультрафиолетовым облучением до 99,99% опасных частиц и вирусов, содержащихся в поступающем в салон воздухе. Эффективное техническое решение компании «Климат и К» гарантирует практически полную очистку воздуха и безопасность водителя и пассажиров транспортного средства.

«Климат и К»

Наличие производственной базы, конструкторского отдела и квалифицированных кадров позволяет компании производить более 6000 единиц автокондиционеров и климатических систем в год, принимать заказы на поставку климатического оборудования для любых потребителей. Компания готова предложить особые комплектации систем кондиционирования по требованию заказчика.

«Климат и К»

«Элинж-НН»

ЗАО «Элинж-НН» (входит в производственный холдинг «Элинж», г. Нижний Новгород) – еще один из отечественных производителей кондиционеров для коммерческой и специальной техники. Предприятие производит широкий модельный ряд кондиционеров для коммерческой техники мощностью от 3 до 20 кВт.

Предприятие идет в ногу со временем и вышло на рынок оборудования с электрическим приводом. Один из новых продуктов предназначен для кабин различных автотранспортных средств и спецтехники. Он оснащен интеллектуальной электронной системой управления, которая автоматически регулирует мощность и производительность компрессора, а также режимы работы вентиляторов в соответствии с температурой, заданной пользователем, что обеспечивает оптимальную нагрузку на бортовую электросеть. Электрические кондиционеры удобны как в качестве стояночных, так и в качестве дополнительных и основных систем в тех случаях, когда механический привод компрессора от двигателя реализовать невозможно.

Габаритные размеры конденсора Элинж CST

«ЗК «Август»

ООО «Завод кондиционеров «Август» (Самарская обл.) изготавливает широкий ряд кондиционеров для грузовых автомобилей, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники (тракторы, комбайны) мощностью от 5 до 32 кВт.

 

К сожалению, отечественные специалисты в своих комментариях раскрывают ряд проблем отечественного рынка кондиционеров. Все без исключения российские производители систем кондиционирования частично используют импортные комплектующие. В России не производятся такие важные компоненты, как компрессоры (и механические, и электрические), управляющая арматура (клапаны, терморедукционные вентили, датчики давления, термостаты и прочее), вентиляторы надлежащего формата и качества, ресиверы и пр. Теплообменники тоже практически на 80% импортные. Да и в теплообменниках российского производства используется импортное сырье: трубки, фольга, арматура. Таким образом, вклад в производство российских компаний заключается в основном в разработке компоновочных решений, дизайна, изготовлении корпусных деталей из металла и пластика и крепежных изделий для монтажа оборудования на транспортных средствах.

KONVEKTA

Существуют и компании, которые просто ввозят оборудование из Китая и осуществляют сборку под своим лейблом, а то и просто наклеивают свой лейбл на готовое изделие. Помогает в этом и несовершенство отечественного законодательства: таможенные пошлины на готовые агрегаты зачастую равны нулю, а то же самое оборудование, ввозимое по запчастям, облагается пошлинами в среднем 5–10%. При таком подходе любое, даже просто сборочное производство становится невыгодным.

Отсюда и дальнейшее несовершенство российского рынка систем кондиционирования: кондиционеры бюджетного сегмента мощностью 3,5–12 кВт, и российские, и китайские, которые ввозятся как запчасти и собираются/ монтируются на месте, изготавливаются из компонентов, поступающих из Китая. Отличия разных марок невелики: в качестве установки оборудования на транспортные средства и сервисно-гарантийной поддержке производителя, кто-то выбирает комплектующие получше качеством и повыше в цене, кто-то демпингует за счет снижения качества.

H-Thermo

Иногда производители (в расчете на то, что проверочных испытаний никто проводить не станет) завышают в документах мощность кондиционера, например, указывается 10 кВт, а в действительности установлен компрессор мощностью всего 7,5 кВт. Порой, чтобы формально выполнить требование закона, перевозчики в регионах (к крупным мегаполисам это не относится) оснащают свои автобусы маломощными кондиционерами, не обеспечивающими адекватную вентиляцию.

Поэтому потребители должны очень тщательно выбирать поставщиков систем кондиционирования.

«Климат и К»