Площадка соревнований в искусстве управления бульдозерами. Машины и люди ждут финального этапа

Бульдозеры как искусство

Праздник операторского искусства ЧЕТРА

9-10 сентября в Чебоксарах прошел «Международный чемпионат операторов техники ЧЕТРА». Организовало этот праздник искусства управления бульдозерами ООО «ЧЕТРА». На соревнования собрались самые опытные и умелые операторы бульдозеров со всех регионов России и из Казахстана – всего 21 человек. Четыре самых искусных оператора-победителя двухдневных соревнований были определены независимым жюри, в состав которого был приглашен главный редактор журнала «Основные Средства».

Непосредственное общение с клиентами, совмещенное с показом возможностей техники и конкурсом операторов – давняя традиция компании «ЧЕТРА». До сих пор вспоминают изумительное искусство победителя Чемпионата 2019 года представителя компании ПАО «Северсталь» Романа Ганина, который умудрился написать рыхлителем бульдозера на ноутбуке слово «ЧЕТРА».

В Чемпионате нынешнего года участвуют 21 оператор, по 1-2 представителя от ряда крупных предприятий, эксплуатирующих технику ЧЕТРА. Первый день был посвящен теории - операторам предложили тест по устройству и эксплуатации бульдозеров ЧЕТРА. Время выполнения фиксировалось.

Условия на площадке – самые «рабочие»

Самое зрелищное оставили на второй, заключительный день. Участники должны были показать свое искусство в практическом вождении бульдозера: закатить при помощи отвала огромный стальной «мяч» в ворота, продемонстрировать «парковку» задним ходом, быстро поменять локацию и поразить три мишени металлическим стержнем, установленным позади машины, на рыхлителе. Этот конкурс позволял участнику показать свое умение работать рыхлителем. «Поразив» все три мишени, бульдозер вновь совершал «полукруг почета» и должен был сбить отвалом мяч, установленный на столбике, а затем, преодолев на максимальной скорости еще пол круга, завершить выступление. Строгие судьи фиксировали время выполнения заданий и недочеты, допущенные конкурсантами. За ошибки начислялись штрафные секунды, которые прибавляли к результату участника.

Парни мужественно сражались, но к середине этого нелегкого дня их осталось всего четверо. Это были лучшие, самые быстрые и аккуратные, допустившие меньше всего ошибок. Ну а в финальной «битве» эта четверка поделила между собой 1-е, 2-е и два третьих места.

Соревнования проводились на тяжелых бульдозерах ЧЕТРА Т25 с премиальной кабиной, где управление движением машины осуществляется при помощи многофункциональных цветных мониторов и всего одного джойстика. Он позволяет включать передачу, выбирать направление движения и управлять поворотами. Некоторые из операторов увидели новинку впервые. Им пришлось сложнее, чем коллегам, предприятия которых уже закупили подобную технику и эксплуатируют ее.

«Футбол» отвалами и стальными шарами

Операторы-чемпионы

Первое место занял представитель транспортной компании ООО «ТехноЭко» (Кемеровская обл.) Дмитрий Гилёв, второе - Алексей Тупицын из компании по производству строительных материалов ООО «Аккерманн цемент» (Оренбургская обл.). На третьей ступеньке пьедестала Денис Жабченко, работник комбината по добыче и переработке железной руды АО «Карельский окатыш», и Александр Вайтиев (Артель старателей «Нейва», Свердловская обл.). Победителям вручили отнюдь не символические подарки: сертификаты на покупку бытовой техники на сумму от 200 до 100 тысяч рублей. Кроме того, их предприятия получат опциональное оборудование на технику ЧЕТРА.

Вручая награды победителям Владимир Антонов, исполнительный директор ООО «ЧЕТРА», отметил: «ЧЕТРА – единственная компания-поставщик бульдозерной техники в России, которая проводит подобные соревнования операторского искусства. Чемпионат позволил собрать лучших профессионалов-бульдозеристов со всей России и даже из-за рубежа (из Казахстана), работающих на технике ЧЕТРА. Для компании «ЧЕТРА» это возможность непосредственно пообщаться с клиентами, послушать отзывы о нашей технике и наглядно продемонстрировать ее возможности».

Вот они, лучшие из лучших! Чемпионов поздравляет исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» В.С. Антонов

Конференция. Совершенствование техники ЧЕТРА

Однако, организаторы не ограничили программу чемпионата только соревнованиями. Для многочисленных гостей из «групп поддержки», приехавших от предприятий поболеть за своих участников, была проведена конференция, на которой руководители компаний, входящих в Машиностроительно-индустриальную группу «Концерн «Тракторные заводы» (в которую входит ООО «ЧЕТРА»), рассказали о работах по совершенствованию выпускаемых моделей бульдозеров и новинках.

Производство бульдозеров на заводе «Промтрактор»

Так, с 2020 г. бульдозеры ЧЕТРА комплектуются модернизированной кабиной, в которой внедрено более 20 изменений: новая пластиковая облицовка; вместо кондиционера новая климатическая установка с системой воздуховодов, обеспечивающей равномерное распределение воздуха по кабине; новые шумо- и виброизолирующие материалы; опция - эвакуационный люк на крыше; и др.

С 2020 г. легкие бульдозеры ЧЕТРА Т-9 и Т-11 комплектуются модернизированной гидромеханической трансмиссией с автоматическим переключением передач без разрыва потока мощности и блокировкой гидротрансформатора. В электронной системе управления имеются режимы работы максимальной тяги и экономии топлива. Выбор уровней мощности производится автоматически. Блокировка ГТР на 1-3 передачах обеспечивает повышение тягового КПД на 7,4-8,7% в зависимости от передачи, позволяет получать высокие тяговые усилия и предотвращать остановку двигателя при резком увеличении нагрузки. Электронный бортовой контроллер трансмиссии КУРС-01 снимает часть нагрузки с оператора.

На Т-9 в перспективе планируется установка альтернативного двигателя Weichai WP6 для уменьшения зависимости от поставщиков двигателей, повышения эксплуатационных характеристик машины и снижения ее себестоимости.

С 2020 г. бульдозеры ЧЕТРА Т-11 кроме традиционного ЯМЗ-236 могут комплектоваться новым рядным 6-цилиндровым двигателем ЯМЗ-536 с электронным управлением. С новым двигателем производительность трактора повышается на 8%; при этом расход топлива снижается на 5% (при наработке 4 тыс моточасов в год экономия на топливе составит 1,2 млн руб.). Кроме того, снижается тепловая нагрузка; улучшаются условия работы оператора за счет снижения уровня шума и вибраций. Ресурс двигателя ЯМЗ-536 составляет не менее 10 тыс моточасов, тогда как у ЯМЗ-236 - 8 тыс моточасов.

Мяч нужно сбить со столбика отвалом

Бульдозеры Т-11 с 2020 г. выпускаются с гидрофицированным прямым поворотным отвалом емкостью 4,6 м3, управляемым из кабины в 6 плоскостях. Предлагаются два варианта отвала: прямой поворотный и прямой поворотный складывающийся (для уменьшения габарита при перевозке). Трактор с бульдозерным оборудованием имеет габаритную ширину 2540 мм.

В 2021 г. на серийные бульдозеры Т-11 адаптирована для установки 3D-система нивелирования (трехмерная) Leica на основе ГЛОНАСС/GPS/Beldou/Galileo. Система обеспечивает автоматическое управление бульдозерно-рыхлительными агрегатами при формировании как плоских и наклонных, так и сложных криволинейных поверхностей по цифровому проекту объекта, тем самым, обеспечивает экономию строительных материалов, рабочего времени и топлива.

Во второй половине 2021 г. планируется выпуск бульдозеров Т-11 с гидравлическим оборудованием Walvoil (итальянское, идентично Bosch Rexroth)

На бульдозеры Т-25 с 2020 г. устанавливается новый 13-литровый двигатель Cummins QSZ-13 взамен снятого с производства 15-литрового QSX-15. У нового двигателя выше номинальная мощность на 7 кВт и максимальный крутящий момент на 12 Нм. Испытания на полигоне завода «Промтрактор» показали увеличение производительности бульдозера с новым двигателем при снижении расхода топлива на 0,01 л/м3 разработанного грунта.

Точно попасть в «яблочко» рыхлителем – настоящее искусство!

Также, на краны-трубоукладчики ТГ-511 с 2021 г. устанавливается новый двигатель Cummins QSZ-13 (взамен QSX-15). У нового двигателя выше номинальная мощность на 24 кВт и максимальный крутящий момент на 181 Нм.

С 2021 г. выпускается модернизированный колесный бульдозер ТК-25 с измененной кабиной, блокировкой межколесных дифференциалов обоих мостов (обеспечивает экономию топлива до 20%, увеличение производительности до 20% и повышение проходимости), с гидравлическим сервоуправлением (которое облегчает работу оператора, повышает точность управления) и двигателем QSK19 с электронным управлением.

В заключение Чемпионата гостям продемонстрировали бульдозер Т-15 с дистанционным управлением, который выполнял маневры с пустой кабиной – оператор управлял машиной дистанционно, по мониторам. Максимальная дальность приема сигнала – 1000 м.

Также представители подразделений компании рассказали об организации послепродажного сервиса, снабжения запчастями и борьбе с контрафактными запасными частями для техники ЧЕТРА.

Дистанционное управление бульдозером
 

В заключение, хочется еще раз сказать огромное спасибо всем работникам компании «ЧЕТРА», причастным к подготовке Чемпионата. Все участники и гости были исключительно довольны организацией и приёмом в Чебоксарах. «С удовольствием приедем еще, если пригласите» - эту фразу повторяли все – и те, кто выиграл призовые места, и те, кто пока еще не пробился на верхние строчки, но полон энтузиазма побороться за первенство в следующий раз.

Жаль, что среди конкурсантов не было ни одной девушки! Всё же управлять бульдозером для девушки пока тяжело. Есть над чем еще поработать конструкторам ЧЕТРА: чтобы управлять огромной машиной было еще легче и комфортнее! Будем надеяться, в следующих чемпионатах примут участие и представительницы прекрасного пола!

Участники и организаторы Чемпионата 2021

Прощаясь с гостями и участниками исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Сергеевич Антонов заявил: «Россия – это наша страна, здесь мы живем и работаем, здесь и жить нашим детям. И техника, которая здесь эксплуатируется, тоже будет наша, ни в чем не уступит любой иностранной. Ради этого мы работаем и со своего пути не сойдем – создать качественную технику для отечественного потребителя, ни в чем не уступающую лучшим зарубежным образцам. Мы проводим соревнования машинистов бульдозеров начиная с 2005 года. Уверен, что подобные состязания повышают уровень профессионального мастерства машинистов, увеличивают осведомленность предприятий о производителях и поставщиках тяжелой техники в России и в целом повышают имидж отечественной машиностроительной отрасли».

Пожелаем же коллективу ЧЕТРА дальнейших успехов в их важнейшем и благородном деле!

компании по теме статьи
компании по теме статьи