Выбор гусеничного бульдозера
«Золотая середина» иногда оказывается с краю.
Мудрослов
Параметры для выбора
Производительность: сколько кубометров или тонн материала может быть перемещено/ разработано бульдозером за час. Бульдозер слишком малого типоразмера не будет справляться с работой. Если машина будет слишком большой, использовать ее будет невыгодно: она будет потреблять слишком много топлива и иногда простаивать без работы.
В прошлом для выполнения большинства земляных работ приходилось использовать бульдозеры двух типоразмеров: тяжелый бульдозер выполнял массовые земляные работы, а малый – окончательную планировку. Сегодня, благодаря наличию на современных машинах гидростатического привода и системы навигации GPS/ ГЛОНАСС, тяжелые бульдозеры могут выполнять и массовые земляные работы, и чистовую планировку. Благодаря использованию отвалов с регулированием углов поворота и перекоса (РАТ) возможности тяжелых бульдозеров сильно увеличились, стали универсальными, особенно в плане выполнения точных работ по окончательной планировке. Однако учтите: малая машина сможет работать в таких тесных местах, куда крупному бульдозеру не добраться.
Компания Liebherr предлагает линейку гусеничных бульдозеров из пяти моделей эксплуатационной массой от 20 до 73 т.
Гидростатическая трансмиссия управляется одним джойстиком и обеспечивает машинам превосходную маневренность, включая развороты на месте. При работе в стесненных условиях гидростатический привод дает дополнительные преимущества. Скорость регулируется бесступенчато автоматически, обеспечивая нужную величину тяги на гусеницах с автоматической защитой от перегрузки. Мощность подводится к обеим гусеницам непрерывно даже при поворотах. Автоматическая система сводит пробуксовку гусениц к минимуму. Утверждается, что за счет гидростатической трансмиссии обеспечивается в среднем на 5% выше производительность при меньшем на 10% расходе топлива по сравнению с аналогичными машинами других брендов. Применение гидромасел Liebherr позволяет достигать интервалов обслуживания до 6000 моточасов, а масел Liebherr Plus – даже до 8000 моточасов. Применение масел Liebherr снижает расход топлива за счет уменьшения трения в узлах. Они также обеспечивают полноценную защиту от коррозии и хорошо совместимы с материалами РВД, уплотнений и прокладок.
Отвалы улучшенной формы монтируются близко к базовой машине. Это обеспечивает закручивание материала в рулоноподобный вал, тем самым повышая транспортную емкость, усилия резания и скорость наполнения отвалов. В конструкции ходовой части качающиеся катковые рамы и опорные катки обеспечивают хорошее сцепление с грунтом и снижение вибраций бульдозера.
Liebherr указывает ориентировочный срок службы своих бульдозеров не менее 20 лет.
Комплектация. В строительной отрасли востребованы главным образом бульдозеры средних типоразмеров с двигателями мощностью до 250 л.с., в горнодобывающей и энергетической отраслях – более тяжелые машины, имеющие мощность 250–600 л.с. От того, для каких работ предназначается бульдозер, будет зависеть, в какой конфигурации его следует заказать. Также следует заранее выяснить, какие дополнительные системы телематики, управления парком будут установлены на бульдозер. Очень важно, чтобы эти системы были совместимы с той телематической системой и автоматическими системами нивелирования, которые используются другой техникой вашего машинного парка. Многие производители теперь прямо с завода предлагают машины с подготовкой под установку автоматических, навигационных и телематических систем, необходимых для работы.
При выборе бульдозера не стоит брать самую дешевую комплектацию, отказываясь от полезных опций вроде более качественного бортового редуктора или форточки в стеклопакете, чтобы потом не терять на работоспособности машины и оператора больше, чем сэкономили на покупке.
В производственной линейке Caterpillar 16 моделей гусеничных бульдозеров эксплуатационной массой от 7,7 до 104,3 т.
Машины комплектуются удобными кабинами с усиленной шумоизоляцией и широкими дверями. В стандартной комплектации сиденье на пневмоподвеске с джойстиками управления на подлокотниках и кондиционер, по заказу устанавливается дополнительный отопитель для работы в холодном климате. С места оператора открывается беспрепятственный обзор углов и ножа отвала. Информация о рабочих параметрах машины отображается на дисплее. При помощи кнопок оператор может задавать величину скорости движения машины, чувствительность системы управления отвалом и рулевого управления и т. д.
У бульдозеров легкого и среднего классов трансмиссия гидростатическая с бесступенчато изменяемой скоростью хода без разрыва потока мощности, позволяет поворачивать машину под нагрузкой, в том числе противовращением гусениц. У бульдозеров тяжелого класса используется планетарная коробка передач с переключением под нагрузкой.
Отвал управляется джойстиком, система двойного перекоса позволяет улучшить управление нагрузкой, имеется кнопка «встряхивания» отвала для очистки от грунта. Caterpillar предлагает широкий ассортимент отвалов специального назначения: полууниверсальный, универсальный, отвал CarryDozer для транспортировки материалов внутри склада и т. д. Все отвалы имеют прочную конструкцию коробчатого сечения.
В стандартной комплектации бульдозеры оснащаются ходовой частью SALT с герметизированным узлом «палец-втулка» с заложенной смазкой. Ходовая часть SystemOne поставляется по заказу (шарниры гусеничной цепи с поворотными втулками). Эта ходовая часть отличается особенно низким уровнем эксплуатационных расходов.
Бульдозеры оснащаются системой автоматизированного профилирования AccuGrade, управляющей положением отвала при помощи лазерных датчиков измерения уклона поверхности площадки. Система AccuGrade может быть дополнена системой навигации GPS, позволяющей автоматизировать планировку в соответствии с цифровым трехмерным чертежом строящегося объекта. Положение отвала показывается на экране монитора AccuGrade.
Условия работы для оператора. О них тоже нельзя забывать: место оператора должно быть комфортным, обзор отличным, а органы управления эргономичными.
Масса и габариты машины в транспортном положении тоже важны, особенно если предполагается часто перевозить бульдозер на новое место. Чтобы справляться с работой быстро, хотелось бы приобрести бульдозер покрупнее и помощнее, но что толку будет от его мощности и производительности, если перевозить его будет сложно, а машины средних размеров способны работать в тесных местах и перевозка их обходится гораздо дешевле.
ООО «ДСТ-УРАЛ» (г. Челябинск) располагает собственным производством и конструкторским отделом. Конструкция бульдозеров «ДСТ-УРАЛ» во многом уникальна. В настоящее время выпускаются бульдозеры пяти тяговых классов массой от 17,5 до 44 т.
Кабина шестигранная, откидывающаяся, повышенной обзорности, подрессоренная, в стандартной комплектации двойное остекление, климатическая система (отопление и вентиляция), система рециркуляции воздуха в кабине, стеклоочистители и омыватели лобового, заднего и дверных окон. Сиденье подрессоренное, с двухточечным ремнем безопасности и датчиком присутствия оператора. Управление осуществляется джойстиками. Кабина оснащена защитными конструкциями ROPS/ FOPS, фиксаторами дверей в открытом положении.
Двигатели ЯМЗ и Cummins («Камминз Кама»). Трансмиссия гидростатическая Bosch-Rexroth с электронным управлением и бесступенчатым изменением скорости. Бортовые редукторы планетарные (Германия/ Италия). В конструкции ходовой части катки со смазкой на весь срок эксплуатации, на подшипниках скольжения (втулках). Механизм натяжения гусениц гидравлический.
Совокупная стоимость владения машиной. Для ее оценки потребуется довольно подробный анализ топливной экономичности бульдозера, стоимости техобслуживания и запчастей (сюда же относится и качество поддержки от дилера), коэффициента технической готовности, предполагаемого срока службы и цены на вторичном рынке. Частично эти характеристики можно оценить по репутации бренда и отзывам владельцев, уже имевших опыт эксплуатации данной модели.
Срок окупаемости – важный параметр. Так, по отзывам специалистов, срок окупаемости китайских и отечественных бульдозеров среднего ценового класса, как минимум, втрое короче, чем у машин премиальных брендов – европейских, американских, японских. Необходимо четко представлять загруженность работой будущего бульдозера: например, если он будет работать на вспомогательных операциях со средней загрузкой по объемам и моточасам, нет смысла приобретать машину премиального бренда – она будет окупаться слишком долго.
ООО «ЧЕТРА» эксклюзивно реализует технику под брендом «ЧЕТРА» производства завода «Промтрактор» (г. Чебоксары). В ассортименте компании гусеничные бульдозеры эксплуатационной массой от 16 до 70,3 т, которые комплектуются двигателями ЯМЗ и Cummins. Температурное исполнение машин: от –50 до +35 °С. В пакете радиаторов применяются охладители воздуха типа «воздух-воздух», что повышает КПД двигателя. Установлены дополнительные топливные фильтры-водоотделители.
Кабина на гидроопорах оснащается в стандартной комплектации двойными стеклопакетами, сиденьем на пневмоподвеске с микроподрессореванием, зависимым и автономным отопителями кабины, системой предпускового подогрева двигателя, системой спутникового мониторинга ГЛОНАСС/ GPS, защитой ROPS/ FOPS. По заказу возможно оборудование кондиционером, пакетом «лесной защиты», люком в крыше.
Трансмиссия гидромеханическая с планетарной коробкой передач и двухступенчатой бортовой передачей. Ходовая часть с трехточечной полужесткой подвеской с вынесенной осью качения тележек. Опорные и поддерживающие катки и направляющие колеса с самоподжимными уплотнениями типа «двойной конус» со смазкой, заложенной на весь срок службы, протечки масла исключены. Возможны исполнения ходовой части: стандартное и мелиоративное (с гусеничными лентами увеличенной ширины). Корпус рамы сварно-литой, увеличенной жесткости.
Бульдозеры «ЧЕТРА» могут оснащаться отвалами: полусферическим, сферическим, прямым, поворотным механическим и угольным. Опционально предусмотрена установка искрогасителя и защитных решеток кабины, систем автоматического пожаротушения, автоматической смазки и видеообзора, а также автоматической телематической системы диспетчеризации и управления горно-транспортным комплексом АСУ ГТК «Карьер».
Как уменьшить затраты при эксплуатации бульдозеров
Повышаем производительность бульдозера. Важно выбрать надежного дилера, который при покупке нового бульдозера поможет подобрать комплектацию машины, оптимальную для выполнения работ на вашем строительном объекте, и в дальнейшем поможет с обслуживанием техники.
Рекомендуется начинать эксплуатацию нового бульдозера с обучения оператора. Чем лучше обучен оператор, тем больше уверенности, что бульдозеры будут работать без поломок, с высокой производительностью и низким расходом топлива. Нужно обучать операторов использованию самых правильных приемов работы, например, в процессе бульдозерования больших масс грунта на значительные расстояния (дальше 30–50 м) можно уменьшить потери грунта, применяя работу бульдозеров парой или используя отвал с большими открылками. Также следует как можно меньше двигаться задним ходом, ездить на высоких скоростях и применять противовращение, потому что при этом износ узлов ходовой увеличивается втрое. Следует использовать экономичные режимы работы двигателя, когда это возможно, чтобы экономить топливо.
Боритесь за уменьшение времени работы машин на холостом ходу и неэффективных затрат рабочего времени. Составьте план-график, чтобы бульдозер был максимально загружен работой. При работе на холостом ходу не только напрасно сжигается топливо, но и расходуется ресурс двигателя машины, приближается время планового техобслуживания, сокращается срок до конца гарантии. Используйте телематическую аппаратуру, которая позволяет отслеживать количество времени работы двигателей машин на холостом ходу и с нагрузкой.
ООО «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК» («ЧТЗ-УРАЛТРАК») – промышленное объединение по производству и продаже широкой гаммы колесной и гусеничной дорожно-строительной техники. В каталоге предприятия 10 гусеничных бульдозеров: 9 моделей массой от 19,7 до 24,5 т с гидромеханической или механической трансмиссией и самый тяжелый – бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-400 массой 44,5 т с электромеханической трансмиссией.
Бульдозеры «ЧТЗ-УРАЛТРАК» оснащаются двигателями ЯМЗ и Cummins. Кабина оборудуется защитой ROPS/ FOPS, стеклопакеты, сиденье «Пилот» подрессоренное регулируемое, аварийный люк, зависимый отопитель кабины с вентилятором ZENIT-8000. По заказу устанавливается независимый отопитель AIRTRONIC-D4 или кондиционер
Механическая трансмиссия имеет восемь передач. Гидромеханическая трансмиссия включает в себя планетарную трехскоростную коробку передач, двухступенчатые бортовые редукторы и бортовые фрикционы с металлокерамическими дисками трения. Электромеханическая трансмиссия укомплектована вентильно-индукторными электромашинами переменного тока (ВИД), двухскоростная с автоматическим изменением тягового усилия и скорости движения в зависимости от сопротивления движению.
В конструкции ходовой части бульдозеров используется трехточечная подвеска с балансирной балкой и прокачкой гусеничных тележек на вынесенных осях. Ведущие колеса (со сменными сегментами), опорные и поддерживающие катки на подшипниках скольжения с уплотнениями типа Duo Cone. Шарниры гусениц герметизированные со смазкой. Гидравлическое устройство механизма натяжения гусениц. Рама с усиленными лонжеронами коробчатого сечения, жесткий портал с вынесенными вперед точками крепления длинноходовых гидроцилиндров.
Условия работы. Приобретая бульдозер, особенно из бюджетного сегмента, потребитель должен понимать, на какие нагрузки и условия работы он рассчитан. Самопроизвольная наварка на отвал дополнительных козырьков и уширителей, установка отвалов и рыхлителей от машин большего типоразмера, работа на грунтах «тяжелых» категорий, на которые машина изначально не рассчитана, резко увеличивают нагрузки на все агрегаты машины, и интенсивность их износа увеличивается. В таких ситуациях компании-производители рекомендуют сократить межсервисные интервалы примерно на 20%. Если этого не делается, бульдозер быстро выходит из строя.
Корпорация XCMG – один из крупнейших в мире производителей специальной техники. В России XCMG предлагает линейку бульдозеров из пяти моделей со многими модификациями. Встречаются в продаже также машины предыдущих поколений.
Эксплуатационная масса бульдозеров – примерно от 17 до 50 т. Оснащаются двигателями Weifang Styre, Weichai, Shangchai и Cummins. Трансмиссия гидромеханическая с трехкомпонентным однофазным гидротрансформатором и планетарной коробкой передач, с переключением без разрыва потока мощности. Ходовая часть с полужесткой подвеской с плавающим балансирным брусом.
Бульдозеры XCMG оснащаются подвижными (наклоняющимися, поворачивающимися) отвалами: прямым, U-образным (сферическим), полусферическим, скальным. Толкающие брусья отвала выполняются из надежных балок квадратного сечения.
Кабина современная, шестигранная. Управление машинами электронное, осуществляется джойстиками. На мониторе отображаются основные параметры работы машины, имеются функции диагностики и аварийная сигнализация. Система управления позволяет автоматически выполнять ряд операций. Предлагается ряд опций, в том числе кондиционер и предпусковой подогреватель двигателя.
Ходовая часть. На ходовую часть приходится значительная доля эксплуатационных расходов машины из-за интенсивного износа деталей и узлов, и особенно гусеничных лент. Траки следует выбирать самые узкие из возможных по задачам и условиям эксплуатации. Это также поможет продлить срок службы ходовой части. Ходовую часть бульдозера следует содержать в чистоте, особенно если машина работает в грязи, мокрой глине, а также в холодное время года. Если грунт засохнет или замерзнет вокруг вращающихся деталей ходовой части, они не смогут вращаться, возможны повреждения уплотнений, и в итоге последует сокращение срока службы узла.
Компания Case Construction Equipment предлагает на российском рынке гусеничные бульдозеры серии L (эксплуатационная масса от 13,6 до 19,56 т) и M (13,8–22,8 т). На машинах серии L кабина откидная. На машинах обеих серий кабина с защитой ROPS/ FOPS, размещена со сдвигом к передней части машины, что обеспечивает полный обзор отвала. Органы управления предлагают широкий выбор электронных настроек и автоматических функций. Сиденье на пневмоподвеске, откидное, система кондиционирования воздуха, а также самый низкий в классе уровень шума.
Двигатели FPT оснащаются электронной системой впрыска топлива Common Rail. В машинах 2050M блок радиаторов охлаждения оснащается реверсивным вентилятором с изменяемой за счет гидромуфты частотой вращения. Радиаторы расположены так, что не перекрывают друг друга и продуваются свежим воздухом.
Трансмиссия гидростатическая, благодаря чему бульдозеры Case выполняют поворот противовращением гусениц, что повышает производительность. С завода предлагается ходовая часть, которая комплектуется гусеницами типа CLT, или могут устанавливаться гусеницы увеличенного срока службы (CELT) с двойными втулками. Машины серий L и М с индексом XLT оснащены удлиненной ходовой частью. Такая особенность конструкции улучшает устойчивость и проходимость, а также качество выполнения планировки и выравнивания грунта в сложных условиях.
Бульдозеры комплектуются полноповоротными отвалами PAT (разновидность прямого отвала, в котором могут регулироваться углы наклона и поворота), и полусферическими отвалами Semi-U (SU) с запатентованным CASE механизмом Equistatic, который позволяет толкающей балке перемещаться к центральной оси машины, допуская тем самым большой перекос отвала и исключая изгибные и крутящие напряжения в толкающей балке, за счет чего увеличивается надежность рамы и снижается износ компонентов.
Идеально продуманное расположение компонентов обеспечивает легкий доступ ко всем механизмам и узлам для планового технического обслуживания и ремонта.
Электронное управление отвалом обеспечивает наличие ряда автоматических функций: выбор из трех уровней чувствительности, встряхивание для очистки отвала.
Необходимо своевременно и в полном объеме выполнять техобслуживание, ежедневно проверять и поддерживать предписанное натяжение гусениц, следить за регулировками узлов. При ежедневных осмотрах следует обращать внимание на то, нет ли характерного неравномерного износа отдельных узлов. Износ на втулках соединительных пальцев траков свидетельствует об износе опорных катков. Признаком неправильного положения направляющего колеса относительно рамы гусеничной тележки может быть ускоренный выход из строя уплотнений гусеничных звеньев, что в свою очередь приводит к увеличению шага гусеницы (износ пальцев и внутренних поверхностей втулок траков).
Многие операторы переворачивают пальцы и втулки неизношенной стороной для продления срока службы гусеничных цепей с закрытыми шарнирами с консистентной смазкой. Как правило, сам трак изнашивается намного медленнее, чем соединительные шарниры. Если траки изношены примерно на 50–60%, значит, уже пора разворачивать пальцы и втулки и затем «эксплуатировать до полного разрушения» задней поверхности втулки, используя весь ресурс пальца и втулки.
Компания Shehwa предлагает линейку бульдозеров HBXG, в том числе в модификации «кабелеукладчик (многофункциональный бульдозер)», эксплуатационной массой от 18,3 до 48,8 т. Кабина шестигранная с защитой от опрокидывания (ROPS). Сиденье оператора регулируемое с возможностью смещения вправо на 15°. С места оператора обеспечивается широкий круговой обзор. По желанию покупателя возможна установка кондиционера, автономного обогревателя кабины, предпускового жидкостного подогревателя (для запуска при температурах до –40 °С).
Бульдозеры комплектуются двигателями Cummins и Weichai. Трансмиссия гидромеханическая: гидротрансформатор (3-элементный, 1-уровневый, 1-фазный), делитель крутящего момента (30% передается через КП, 70% через ГТР) и планетарная коробка передач. Бортовая передача: двух- или трехступенчатые планетарные редукторы.
Ходовая часть «треугольная»: с поднятым бортовым редуктором планетарного типа с тремя сателлитами (верхнее расположение бортового редуктора способствует защите от ударных нагрузок), с двумя направляющими колесами (ленивцами) с каждой стороны, крепление опорных катков на втулках скольжения с герметичным уплотнением с микроподрессориванием: размещены попарно на независимых тележках, каждая имеет собственную ось качания, что обеспечивает лучшие тягово-сцепные характеристики в данном классе. Гусеничные цепи с герметичными шарнирами с заложенной смазкой. Можно заказать бульдозер в исполнении LGP с расширенной колеей и увеличенной опорной поверхностью. В конструкции ходовой части допускается использование компонентов ходовой бульдозера Caterpillar. Наработка ходовой части бульдозеров в экспортном исполнении составляет 5500–6500 моточасов и выше до замены гусеничной цепи и опорных катков (в зависимости от условий работы).
Отвалы с гидроперекосом – прямой или полусферический (SU), прямой поворотный отвал (коммунальный), сферический (угольный).